Новости

Об утверждении Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года

​Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами сообщил об утверждении Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. В ходе совещания он подчеркнул, что стратегия призвана задать ориентиры регулирования в сфере защиты прав потребителей – и через специальные программы, и через индивидуальное консультирование, в частности, повышение правовой грамотности. Первоочередное внимание в стратегии будет уделено таким важным для здоровья людей сферам, как продукты питания, медицинские услуги, фармацевтические товары, энергоснабжение, коммунальные услуги, туристические услуги – тому, что вызывает наибольшее количество вопросов, нареканий и по поводу чего люди чаще всего обращаются за консультациями или за судебной защитой.

Председатель Правительства Российской Федерации поручил Роспотребнадзору совместно с другими федеральными ведомствами подготовить и представить в Правительство Российской Федерации план реализации Стратегии.

Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р.

Стратегия подготовлена Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей 18 апреля 2017 года.

​Впервые за 25 лет развития национальной системы защиты прав потребителей у ее участников появился официальный документ, определяющий основные приоритеты на ближайшее десятилетие.

​Прежде всего, в указанном документе стратегического характера на основе правоприменительной практики, сложившейся за последние годы на федеральном, региональном и местном уровнях, дана оценка текущего состояния защиты прав потребителей в Российской Федерации. При этом в Стратегии поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир.

​Основными целями Стратегии провозглашены обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам; повышение уровня и качества жизни населения Российской Федерации; защита интересов потребителей всех слоев населения при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения.

​Реализации последней из названных целей посвящен целый раздел Стратегии. Следует отметить, что в мировой практике не так много примеров разработки специальных мер по защите социально уязвимых групп населения, а выработка системного подхода к улучшению положения потребителей из числа лиц с ограниченными возможностями, людей старшего поколения, несовершеннолетних и ряда других категорий – вообще является уникальным опытом.

Необходимость актуализации и систематизации потребительского законодательства – еще одно из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения недвижимости, финансовых, медицинских, цифровых услуг, заключения договора перевозки или покупок в сети «Интернет».

Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции, и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет», потребуется изменение законодательства и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.

​Большое внимание в Стратегии уделено и необходимости выработки системного подхода по борьбе с недобросовестными практиками со стороны продавцов, исполнителей и их посредников. Такие практики отрицательно сказываются на потребителях, вызывают рост недоверия к новым сферам экономики и отдельным продуктам, что в целом мешает развитию добросовестных участников рынка.

​Для этих целей, в частности, предполагается реализовать меры по противодействию агрессивным методам маркетинга и нарушениям, связанным с недостоверной маркировкой товаров.

Кроме того, дополнительным способом борьбы с недобросовестными практиками, в том числе, связанными с навязыванием дополнительных товаров и услуг, должно стать введение механизма контрольной закупки.

Одной из принципиально новых процессуальных возможностей защиты прав и законных интересов групп потребителей должно стать внедрение процедуры рассмотрения в судах групповых исков.

В целом уровень информированности потребителей о своих правах, о рациональном потреблении и рекомендациях по выбору товаров и услуг, о механизмах урегулирования споров – это важный индикатор развития информационного общества. Предполагается, что информированность российского потребителя будет улучшаться за счет реализации программ просвещения, консультирования, повышения потребительской грамотности, а также за счет развития государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей на базе которого предполагается развитие высокотехнологичной платформы для потребителей, где будет собрана важная и актуальная информация.

Многие предложения, послужившие фундаментальной основой для Стратегии, прозвучали на заседании президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей и в ходе подготовки к нему, на рабочих совещаниях с экспертным сообществом, обсуждались на мероприятиях с общественными организациями и в ходе работы профильных консультативных органов на национальном, региональном и международном уровне, а также на международных площадках.

Стратегией закрепляется идея расширения международного сотрудничества в области защиты прав потребителей и активного участия Российской Федерации в этих процессах. Это необходимо, в первую очередь, для выработки эффективных механизмов защиты российских потребителей при совершении ими покупок за границей, и приобретении услуг на иностранных интернет-ресурсах.

Утверждение Стратегии предполагает разработку в шестимесячный срок подробного плана мероприятий по ее реализации. Указанная работа уже начата и будет осуществляться с учетом предложений участников национальной системы защиты прав потребителей и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru/

05.09.2017

О резолюции Международной конференции «Безопасность пищевой продукции и анализ риска»

Роспотребнадзор и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) согласовали текст итоговой резолюции Международной конференции «Безопасность пищевой продукции и анализ риска» (18-19 мая, Сочи). Конференция была организована при поддержке Правительства Российской Федерации и собрала участников из 23 стран мира, включая представителей государственных органов власти, научных организаций, бизнес - сообщества, а также 3 международных межправительственных организаций, была принята соответствующая резолюция.

Участники конференции обсудили такие вопросы как совершенствование обеспечения безопасности пищевых продуктов в современном мире, проведение анализа риска, являющегося одним из приоритетных научных инструментов, позволяющих обеспечить безопасность пищевых продуктов, а также необходимость развития межгосударственного и межсекторального сотрудничества, обмена информацией, совершенствования научной базы в данной области.

Делегатами поддержана инициатива проведения данной конференции на регулярной основе.

Скачать текст резолюции можно по ссылке.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

11.08.2017 г.

Итоговая резолюция участников международной конференции
«Безопасность пищевой продукции и анализ риска»

Международная конференция «Безопасность пищевой продукции и анализ риска» состоялась 18-19 мая 2017 года в г. Сочи (Российская Федерация).

В работе Конференции приняли участие более 250 делегатов из 23 стран мира, включая  представителей  государственных органов власти  (107),  научных организаций (56),  бизнес - сообщества (54),  а также 3 международных межправительственных организаций. В рамках Конференции проведены 2 пленарных заседания и 10 сессий по узким вопросам, в ходе которых представлено 49  докладов по приоритетным вопросам обеспечения безопасности  пищевой продукции и основным достижениям мирового научного сообщества в использовании методологии оценки риска.

Одной из главных тем стала проблема противодействия устойчивости патогенных микроорганизмов к противомикробным препаратам (УПП). В рамках конференции Роспотребнадзором  и ФАО  была  презентована  совместная инициатива России и ФАО по оказанию содействия странам Восточной Европы и Центральной Азии в развитии и реализации  государственных стратегий  по уменьшению угрозы устойчивости к противомикробным препаратам, совершенствованию  нормативно-правовой базы и  профессиональной подготовке профильных  специалистов.

Участниками мероприятия по основной теме Конференции - проблемы противодействия устойчивости к противомикробным препаратам - были сделаны следующие выводы:

- считать Конференцию в Сочи 18-19 мая 2017 года первым этапом совместной трехлетней программы России и ФАО по оказанию содействия странам Восточной Европы и Центральной Азии в развитии и реализации государственных стратегий  по уменьшению угрозы УПП;

- для достижения Целей устойчивого развития в области питания необходимо стимулировать участие в программах и инициативах ФАО, направленных на борьбу с УПП, способствовать обеспечению финансирования данных программ, создавать сети сотрудничающих центров, участвующих в наращивании потенциала противодействия формированию УПП и оказания технической помощи странам реципиентам;

- обмен накопленным в государствах-членах ФАО опытом и наилучшими практиками по сокращению использования антибиотиков в здравоохранении и сельском хозяйстве будет способствовать противодействию выработке устойчивости к противомикробным препаратам;

- улучшение взаимодействия со средствами массовой информации поможет решить вопрос  информирования населения об основных задачах и способах предотвращения угрозы УПП.

В  ходе других проведенных сессий участниками конференции были освещены  результаты научных исследований и приведены практические примеры решения задач по следующим основным темам: проведение научных исследований в области оценки риска, управлением рисками и информирования о рисках; гармонизация стандартов безопасности пищевой продукции;  борьба с фальсификацией пищевой продукции в связи с развитием трансграничной и цифровой торговли; оценка негативного влияния глобализации мировой экономики на обеспечение защиты жизни и здоровья населения.

Участники  Конференции признают, что существующие меры и подходы межгосударственного и межсекторального сотрудничества, обмена информацией, совершенствования научной базы, реализации новых и организации новых программ (инициатив) должны быть усилены для обеспечения безопасности пищевой продукции. Развитие потенциала должно осуществляться комплексно, быть ориентировано на конкретные страны и учитывать специфику конкретных условий, национальную политику и процессы развития и основываться на готовности стран к изменениям.

По итогам представленных докладов и состоявшегося обсуждения участниками  конференции были сформулированы следующие предложения:

- наращивать международное сотрудничество для наилучшего использования имеющейся информации и моделей для дальнейшего совершенствования оценки риска загрязнения пищевой продукции;

- гармонизировать методологию анализа риска загрязнения пищевых продуктов и подходы к установлению величин максимально допустимых уровней химических веществ в пищевых продуктах, совершенствовать изучение комбинированного воздействия различных химических веществ, а также сочетанного действия факторов различной природы;

- генерировать достоверные научные данные для включения в стандарты Комиссии Кодекс Алиментариус и принятия решений о безопасности пищевых продуктов на основе риска на базе сбора данных о потреблении отдельных продуктов питания стандартизованными методами;

- применять научно обоснованную оценку риска загрязнения пищевой продукции, включая представленные на конференции подходы, для развития управления риском и риск-коммуникации между ответственными лицами, принимающими решения, научным сообществом, потребителями и производителями;

- разработать международные и национальные методы контроля наноматериалов в пищевых продуктах для оценки и управления связанными с ними рисками, использовать в качестве отправной точки для разработки процедур оценки риска ГМО в пищевых продуктах животного происхождения механизмы, успешно применяемые в отношении генно-модифицированных растений,  применять современные подходы и новые лабораторные диагностические методы в повседневную практику контроля качества продукции, включая применение новых питательных сред и биодетекции для совершенствования микробиологического контроля качества пищевых продуктов;

- изучить возможность использования инновационных антибактериальных агентов, включая бактериофаги, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, в качестве одного из инструментов для снижения применения противомикробных препаратов;

- разработать требования к интернет-ресурсам, которые рекомендуются в качестве платформы риск-коммуникации, адаптировать научную информацию для восприятия потребителями, совершенствовать учебно-методические пособия по вопросам безопасности пищевых продуктов, а также внедрять их в программы академического и постуниверситетского обучения.

Участники отметили, что Конференция продемонстрировала актуальность вопросов совершенствования обеспечения, в том числе научного,  безопасности пищевых продуктов в современном мире, оценили высокий уровень организации заседания, качество и профессионализм состоявшихся дискуссий, определив важность проведения анализа риска, являющегося одним из приоритетных научных инструментов, позволяющих обеспечить безопасность пищевых продуктов.

Участники конференции благодарят Российскую Федерацию и Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций (ФАО) за организацию конференции и поддерживают инициативу проведения очередной конференции «Безопасность пищевой продукции и анализ риска» в 2019 году  на территории Российской Федерации.

Гармонизация акцизов на табачную и алкогольную продукцию, единые принципы маркировки – важные шаги к дальнейшей интеграции стран ЕАЭС

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приняла решение направить на внутригосударственное согласование проект Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Документ, подготовленный рабочей группой Комиссии, направлен в правительства стран Союза. В дальнейшем, после одобрения Советом ЕЭК, соглашение будет предложено для принятия и подписания главами правительств государств-членов. Предполагается, что оно будет подписано до конца 2017 года.

При разработке проекта соглашения особое внимание уделялось созданию условий для защиты прав потребителей, а также жизни и здоровья человека, обеспечения законного оборота товаров на территории ЕАЭС. Документ определяет основные механизмы маркировки и обеспечивает реализацию принципа прослеживаемости товаров, обращающихся на таможенной территории Союза. Какие именно товары попадут под его действие, будет решено позже на заседании Совета ЕЭК.

В соответствии с предложенным проектом соглашения товары должны быть промаркированы унифицированными в рамках ЕАЭС средствами идентификации, информация о которых будет вноситься в единый реестр. Формировать и вести реестр должна ЕЭК.

Ранее в Комиссии в рамках специальной рабочей группы с участием руководства уполномоченных ведомств Союза прошло заседание, на котором обсуждались ключевые подходы и принципы развития системы маркировки товаров средствами идентификации (см.: www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/26-06-2017-3.aspx). В частности, общими требованиями к средствам идентификации должны стать их машиночитаемость и технологическая совместимость (взаимочитаемость).

Коллегия ЕЭК одобрила проект распоряжения Совета ЕЭК, которым будут определены некоторые положения соглашений, регулирующих принципы ведения налоговой политики государств-членов ЕАЭС в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию. В частности, предлагается наделить Совет ЕЭК полномочиями по утверждению индикативных ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а также диапазонов отклонений от них. Расчёт индикативных ставок будет вестись с учетом курса евро к соответствующей национальной валюте государства Союза, применяемого при бюджетном планировании на очередной календарный год.

Предполагается, что будет применяться пакетный принцип – соглашения, регулирующие принципы ведения налоговой политики государств-членов ЕАЭС в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию, должны вступить в силу одновременно с Соглашением о регулировании алкогольного рынка в рамках Союза.

Индикативные ставки и диапазоны отклонения будут утверждаться каждые пять лет сроком на один год начиная с 2022 года.

Принятие соглашений станет важным шагом на пути к созданию единого рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС через гармонизацию ставок акцизов.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

08.08.2017

Вступает в силу техрегламент ЕАЭС о безопасности рыбы и рыбной продукции: с 1 сентября покупатели перестанут платить за лед

Масса глазури (льда) в замороженной рыбе не должна превышать 5 %. Об этом и других новшествах техрегламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности рыбы и рыбной продукции» сообщил член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Валерий Корешков на отраслевой конференции, прошедшей 27 июля в Южно-Сахалинске (Россия). Он напомнил, что техрегламент вступит в силу 1 сентября нынешнего года.

В работе конференции приняли участие члены правительства Сахалинской области, представители госучреждений, рыбохозяйственных предприятий и ассоциаций из ряда российских регионов, для которых вопросы, связанные с развитием рыбной отрасли, имеют особое значение. В районе Сахалина и Курильских островов, например, в прошлом году рыбаки выловили почти пятую часть общероссийского улова водных биологических ресурсов, составившего в целом по стране более 4,5 млн тонн.

Техрегламент разработан лучшими учеными пяти стран Союза совместно с ЕЭК для защиты жизни и здоровья потребителей от опасной продукции, а также от фальсификата. В документе, в частности, содержатся точные данные о доле глазури в мороженой рыбе и морепродуктах. Масса глазури в замороженной рыбной продукции из разделанных или очищенных ракообразных должна быть не более 7% процентов, из неразделанных ракообразных – не более 14 %.  Гонясь за прибылью, многие предприниматели так перемораживают рыбопродукты, что покупатель не может понять, за что платит – за рыбу или лед. Теперь масса рыбы будет указываться на упаковке отдельно от массы глазури, для которой установлены конкретные предельно допустимые цифры.

«Техрегламент ЕАЭС на рыбу и рыбную продукцию, по сути, – большой шаг вперед, – отметил Валерий Корешков. – Документ позволит отследить и сделать безопасными все этапы обращения пищевой рыбной продукции – от вылова до реализации и утилизации. Он несет много новшеств, направленных на защиту потребителей и определяющих для бизнеса четкие правила работы».

Пищевая рыбная продукция, не отвечающая требованиям техрегламента Союза, не сможет попасть на прилавки магазинов союзных государств. Он, например, запрещает или минимизирует содержание в рыбопродуктах амоксициллина, бацитрацина, галофугинона и других вредных для здоровья человека препаратов и стимуляторов роста, которые нередко используют производители, разводящие рыбу, ракообразных, мидий и других водных животных. В отношении рыбы, растущей в естественных условиях, техрегламент определяет, что она должна быть выловлена в «безопасных районах добычи». Мониторинг безопасности будут осуществлять уполномоченные органы государств-членов и размещать на официальных сайтах, чтобы рыбаки знали, в каких районах разрешено ловить.

К обращению в странах Союза не допускается пищевая рыбная продукция, изготовленная из ядовитых рыб ряда семейств, не соответствующая потребительским свойствам по органолептическим показателям, подвергнутая размораживанию в период хранения, содержащая опасные для здоровья человека биотоксины, а также «мороженая, имеющая температуру в толще продукта выше минус 18 градусов».

В соответствии с союзным техгламентом живая рыба «с признаками засыпания» должна быть реализована как рыба-сырец, то есть как свежая рыба без признаков жизни при температуре не выше температуры среды обитания, или охлаждаемая. Морские ежи, ракообразные, брюхоногие и двустворчатые моллюски должны направляться на продажу и переработку только в живом виде. Трепангов после вылова следует незамедлительно разделать, устриц – уложить вогнутой створкой раковины вниз, морских гребешков – выпуклой створкой вниз.

Впервые установлены нормы допустимого содержания влаги в мышечной ткани мороженых промысловых рыб и водных беспозвоночных. Например, в семге – не   более 72 % процентов, дальневосточной скумбрии и северной креветке – не более 80 %, а в камчатском крабе – не более 82 %.

Отдельно оговаривается в техрегламенте производство детского питания. Так, пищевую рыбную продукцию для детей первого года жизни следует производить не в обычных условиях рыбоперерабатывающего предприятия, а на специализированных производственных объектах, в спеццехах или на специальных технологических линиях. Для более старших, включая детей школьного возраста, – условия производства немного смягчены: производить питание можно и на технологическом оборудовании общего назначения, но – обязательно в начале рабочей смены или в отдельную смену после его мойки и дезинфекции.

При производстве рыбной пищевой продукции для детей нельзя использовать фосфаты, усилители вкуса, бензойную, сорбиновую кислоты и их соли, а также другие пищевые  ингредиенты, где есть эти  пищевые добавки.

«Нововведения, безусловно, укрепят потребительское доверие к отечественной рыбе, внесут значительный вклад в повышение уровня продовольственной безопасности в странах ЕАЭС», – резюмировал Валерий Корешков.

Для адаптации предпринимателей к новым условиям установлен достаточно длительный переходный период. Как отметил министр ЕЭК,  документы об оценке соответствия пищевой рыбной продукции,  оформленные рыбоперерабатывающими предприятиями до вступления  в силу технического регламента, будут считаться действительными до окончания срока их действия, но не позднее 1 сентября  2019 года. Обращение такой продукции допускается в течение срока ее годности. Это, по мнению экспертов, обеспечит возможность планомерного перехода участников рынка на выпуск рыбных товаров, отвечающих новым требованиям.

31.07.2017

Система прослеживаемости ЕАЭС – плюсы для потребителей, бизнеса и правительств стран Союза

Цифровизация всех сфер деятельности изменит облик экономики, модели и методы работы с данными, сами товары и услуги, а также функции государства и форматы его взаимодействия с обществом. Бизнес заинтересован в создании цифровых экосистем, в которых государство не только собирает информацию с минимальными издержками для предприятий и граждан, но и предлагает эффективные сервисы, стимулирующие развитие всех значимых для будущего сфер деятельности, а также снимает барьеры, существующие в традиционных моделях взаимодействия. Потребителям сегодня нужна информация не только о составе, но и месте, условиях производства товаров. Государство рассчитывает, что бизнес будет соответствовать задаваемым стандартам, соблюдать правила налогового и таможенного законодательства, требования технических регламентов, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Об этом говорили участники форсайт-сессии «Прослеживаемость в контексте цифровой экономики», которая прошла в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и собрала более 100 участников, представляющих корпорации, бизнес-ассоциации, органы власти и экспертное сообщество из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Открывая форсайт-сессию, Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян напомнил, что государства-члены ЕАЭС взяли на себя обязательства обеспечить на территории Союза свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В связи с этим важно синхронизировать уже инициированные странами ЕАЭС программы цифровизации в сфере взаимодействия бизнеса и государства. «Как Вы знаете, ЕАЭС с прошлого года активно включился к проработке цифровой повестки, и сейчас идет доработка Основных направлений реализации цифровой повестки до 2025 года, – сказал Тигран Сарксиян. – Мы договорились, что эта работа будет реализовываться через инициативы и проекты. Одной из них является идея прослеживаемости». Если не наладить взаимодействие, появятся новые барьеры и препятствия для развития бизнеса и экономик стран ЕАЭС, считает Председатель Коллегии ЕЭК.

Тигран Саркисян предложил участникам форсайт-сессии подумать, какие функции может и должно брать на себя государство в цифровую эпоху и какие форматы взаимодействия бизнеса и власти могут быть наиболее эффективны в странах ЕАЭС. «Мы должны создать наиболее вероятную картину будущего, отследить динамику изменений, понять, как меняются стратегии экономических субъектов, глобальные тренды. А определившись с этим, разрабатывать адекватные регулирующие механизмы под новую цифровую действительность», – считает Председатель Коллегии ЕЭК.

Комиссия уже подготовила Соглашение о механизме прослеживаемости товаров в рамках Союза. В настоящее время оно проходит процедуры согласования в государствах-членах. Предполагается, что действие соглашения будет распространяться на товары, ввезенные на территорию Союза и выпущенные для внутреннего потребления. Их перечень будет определять Совет Комиссии.

В каждой из стран ЕАЭС должна быть создана информационная система, в которой планируется аккумулировать сведения из документов, сопровождающих товар, в том числе сведения о факте совершения сделки, ее участниках, наименовании и объемах товара. Обязанность вносить эти сведения в информационную систему предполагается возложить на лицо, заключающее сделку о реализации товара.

Национальные информационные системы будут обмениваться набором сведений, необходимых для прослеживаемости. При этом розничная торговля выведена из сферы охвата проекта соглашения.

Член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян рассказала о том, какие системы, обеспечивающие прослеживаемость товаров и услуг, уже внедрены в странах ЕАЭС. Среди них: мониторинг и контроль оборота алкогольсодержащей и табачной продукции на территории Армении, Беларуси, Казахстана, России (ЕГАИС); идентификация и прослеживаемость животных и продукции животного происхождения в Беларуси, Казахстане, отдельных регионах России; транспортный мониторинг и сбор платы за проезд в Беларуси (BelToll), России (ПЛАТОН) и т.д.

Внедрение системы прослеживаемости на всем пространстве ЕАЭС позволит не только контролировать законность оборота товаров на территории государств-членов, а также перемещение продукции, оборот которой ограничен в одной из стран Союза, но и при правильной разработке системы прослеживаемости существенно снизить нагрузку на бизнес – сократить объем отчетности, упростить механизмы надзора путем применения так называемых механизмов smart-soft надзора.

По мнению Карине Минасян, одна из важнейших задач власти – предлагать эффективные стандарты для различных отраслей экономики и сфер жизнедеятельности, а также обеспечивать эффективность и удобство их применения для бизнеса и граждан. Необходимо создать условия для развития и «белого» функционирования бизнеса, бороться с появлением барьеров и ограничений для их деятельности.

Министр отметила, что мир стоит на пороге перехода к гиперсвязанным бизнес-системам, в которых будут взаимодействовать многочисленные корпоративные, ведомственные, страновые и наднациональные цифровые сообщества и экосистемы. Создание эффективного регуляторного механизма для новых форматов взаимодействия невозможно без упреждающего моделирования, которое должно осуществляться совместно с бизнесом и гражданским обществом.

В ходе сессии было отмечено, что прослеживаемость неразрывно связана с маркировкой, которая обеспечивает её эффективность. Товары и грузы должны сопровождаться специальным кодом, считывание которых позволит узнать информацию о товаре: например, кто, когда и где выловил рыбу, какой обработке эта рыба подвергалась, когда поступила в продажу. Потребитель должен получать максимум дополнительных сервисных данных, вплоть до автоматического подбора рецептов, по которым эту рыбу можно будет приготовить. Такие решения уже есть на рынке.

В своих выступлениях представители бизнеса отметили, что одной из ключевых проблем сегодня является взаимодействие с множеством разрозненных информационных систем, которые введены в действие различными органами власти и зачастую дублируют друг друга. Это увеличивает издержки бизнеса, а государство получает избыточный объем неконсолидированной информации, которая не используется для развития экономики и поддержки перспективных отраслей.

Тем не менее, предпринимательское сообщество заинтересовано в создании цифровых экосистем, в которых государство играет важную регулирующую роль. В таких системах органы власти не тотально контролируют ситуацию, а формируют векторы стимулирующего таргет-контроля, осуществляют глубокий анализ данных с помощью big-data systems и предлагают гражданам, предпринимательскому сообществу и иным заинтересованным сторонам дополнительные сервисные функции. В качестве примера были приведены действующие в России государственные и муниципальные порталы, а также партнерство крупных информационных платформ и органов власти различного уровня.

По мнению ряда экспертов, сегодня оцифровка традиционных аналоговых стандартов и технологий приведет к потере вложенных средств. Развивая цифровую повестку и создавая систему прослеживаемости, следует ориентироваться на новые тренды, в том числе блокчейн-технологии, квантовые вычисления, смарт-контракты, облачные вычисления и т.п. В связи с этим меняется и роль государства: от прямого регулирования к стимулированию инвестиций в инновационные разработки, формированию тестовых площадок – так называемых «песочниц» – для тестирования и отладки внедряемых технологий и инструментов управления ими.

Подводя итог дискуссии и плодотворной работы участников форсайт-сессии в группах, Председатель Коллегии Тигран Саркисян еще раз подчеркнул, что реализация любой идеи требует политического решения. «Все страны ЕАЭС сегодня ищут модель развития, которая бы обеспечила опережающие темпы экономического роста. Но бизнес меняется быстрее и эффективнее, чем институты власти. Поэтому одной из наиболее эффективных моделей реализации цифровой повестки на евразийском экономическом пространстве могло бы стать частно-государственное партнерство». По мнению Тиграна Саркисяна, главный вопрос – как мотивировать к сотрудничеству не только бизнес, но и государство.

Участники форсайт-сесиии пришли к выводу, что система прослеживаемости ЕАЭС должна базироваться на технологиях и инфраструктуре нового поколения, включая стандарты 5G, и позволять в режиме реального времени получить комплексную информацию по любому товару, услуге или процессу.

По результатам форсайта будет подготовлен публичный доклад о вызовах, которые встанут перед ЕЭК и правительствами стран Союза в ходе внедрения цифровых решений, и перспективных моделях организации систем прослеживаемости. Доклад будет представлен в августе 2017 года на мероприятиях ЕЭК, в том числе на бизнес-форуме «Евразийская неделя», который пройдет с 24 по 26 августа в Астане (Республика Казахстан).

Источник: http://www.eurasiancommission.org

13.07.2017

О продлении ограничений на розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами

Реализация постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 195, от 24 января 2017 года № 7 и от 27 марта 2017 № 39 о приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами и усиление контроля за оборотом спиртсодержащей продукции позволили снизить масштабы злоупотребления суррогатной продукцией и количество отравлений, в том числе со смертельными исходами.

Ограничительные меры были поддержаны представителями общественных организаций, производителями парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии, торговыми сетями, а также гражданами.

В связи с этим предложение о продлении сроков ограничения реализации отдельных видов спиртосодержащей непищевой продукции, спиртосодержащих пищевых добавок и ароматизаторов на 90 дней, поддержано Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации принято постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 июля 2017 года № 96 «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами» (зарегистрировано в Минюсте России 11 июля 2017 года № 47362), которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

12.07.2017

О стандартизации в сфере производства шоколада

В рамках преддверии Всемирного дня шоколада, который отмечается 11 июля, Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП «Стандартинформ») подготовил обзор стандарта на шоколад.

Размещенных на этикетках шоколадных изделий ГОСТ 31721-2012 «Шоколад. Общие технические условия» распространяется на молочный, несладкий, горький, темный, белый шоколад и шоколадные изделия и говорит о следующем.

В зависимости от технологии производства и степени измельчения шоколад бывает обыкновенный и десертный.

Внешний вид сладкого лакомства должен иметь ровную или волнистую лицевую поверхность, может быть с рисунком или без него. В шоколаде с дроблеными орехами, цукатами, изюмом, воздушными крупами и пористом допускается неровная поверхность.

Поседение и зараженность вредителями стандартом запрещается.

Для весового незавернутого шоколада допускается 5 % лома, размер которого не превышает 1/3 площади плитки.

Крошка, пузырьки, царапины, сколы, проникание жидкой фазы начинки и фруктов на поверхность не являются браковочным признаком при условии, что эти дефекты не портят внешний вид лицевой поверхности шоколада.

Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки: «Беречь от солнечных лучей», «Ограничение температуры», «Беречь от влаги», «Хрупкое. Осторожно».

Продукт следует хранить в чистых, хорошо вентилируемых складах, не зараженных вредителями, при температуре от 5 °C до 22 °C и относительной влажности воздуха не более 70 %.

(По материалам ФГУП «Стандартинформ»)

Источник: http://gost.ru

11 июля 2017

Совет ЕЭК внес изменения в Единый таможенный тариф и принял два технических регламента

Решение о корректировке ставок Единого таможенного тарифа принято на Совете Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 23 июня. Кроме этого, приняты два технических регламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которые вступят в силу в 2019 и 2020 годах. Вице-премьер-министры государств ЕАЭС обсудили ряд тем, значимых для дальнейшего развития интеграционных процессов и стимулирования экономик стран Союза.

Вице-премьер-министр правительства Кыргызской Республики, Председатель Совета ЕЭК Олег Панкратов отметил: «Очередное заседание традиционно прошло в деловой, конструктивной обстановке, повестка дня была насыщенная. Это обусловлено тем, что на Совете ЕЭК рассматриваются вопросы, которые влияют на экономики наших стран, развитие бизнеса и качество жизни наших граждан. Среди значимых тем, которые обсуждались вице-премьерами, – прослеживаемость товарных потоков и маркировка товаров. Могу сказать, что мы пришли к консенсусу на уровне Совета ЕЭК и движемся вперед».

Совет ЕЭК принял решение об изменении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении 472 позиций ТН ВЭД ЕАЭС. Таким образом, будут учтены обязательства России, которые она взяла на себя при вступлении в ВТО.

Ранее, в мае 2017 года, решением Коллегии ЕЭК были скорректированы ставки ввозных таможенных пошлин в отношении 391 позиции.

Сегодня на Совете ЕЭК обсуждался размер таможенных пошлин на товары, включенные в перечень чувствительных. В это число вошли различные виды оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, беспилотные летательные аппараты, некоторые типы авиационной техники, ткани, другие изделия легкой промышленности, рыба и морепродукты, ряд иных товаров.

В частности, снижены пошлины на тихоокеанский лосось с 4,4% до 3%, на треску – с 6% до 5%, на печень и икру – с 6,6% до 5%, на одежду и принадлежности к ней, включая перчатки, рукавицы и митенки, – с 9,2 до 6,5%, на столовую и кухонную посуду, а также холодильники – с 13,6 до 12%. Снизятся также пошлины на яблоки, груши, айву, дрожжи, двери, окна, различные виды тканей, микроволновки и т.д.​

Совет ЕЭК принял два технических регламента – «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» и «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения».

Техегламент ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» устанавливает требования к производству, бутилированию, хранению и перевозке питьевой и минеральной воды. Особое внимание уделено маркировке и упаковке. В фокусе внимания при подготовке технического регламента была безопасность потребителя. В частности, введены требования к используемой таре. В маркировке питьевой воды для детского питания, например, должны сообщаться сведения об основном составе с указанием элементов химического состава, общей минерализации, условиях хранения и сроке годности после вскрытия емкости.

Техрегламент ЕАЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» включает в себя требования к пожарному оборудованию и механизмам, в том числе к пожарным автомобилям, системам пожарной автоматики, огнетушителям, средствам индивидуальной защиты органов дыхания. Кроме того, сформулированы требования к условиям хранения оборудования. Особое внимание уделено средствам индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. В частности, время защитного действия дыхательных аппаратов со сжатым воздухом должно быть не меньше часа, а со сжатым кислородом – не меньше четырех часов.

Совет ЕЭК одобрил отчет о зачислении и распределении сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств-членов Евразийского экономического союза в 2016 году. Документ будет представлен на рассмотрение Евразийскому межправительственному совету. Анализируемый период показал эффективность и адекватность механизма зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, уполномоченные органы государств-членов обеспечили соблюдение порядка распределения ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран.

В структуре доходов бюджетов государств-членов за 2016 год доходы от ввозных таможенных пошлин не превышают 5%, за исключением Кыргызской Республики, в которой поступления от ввозных таможенных пошлин сформировали 11,3% объема доходов республиканского бюджета. В Республике Армения они составляют 4,6%, в Республике Беларусь – 5%, в Республике Казахстан – 3,1%, Российской Федерации – 4,2%.

Члены Совета ЕЭК обсудили вопросы по темам, значимым для дальнейшего развития интеграционных процессов и стимулирования экономик стран Союза.

В частности, рассмотрено Соглашение о механизме прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического союза. Особое внимание было уделено разработке механизмов учета и контроля. Члены Совета ЕЭК отметили, что введение их в действие не должно приводить к появлению новых барьеров и препятствий на внутреннем рынке Союза. Кроме того, была отмечена необходимость введения в действие интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ЕАЭС, с помощью которой государства-члены будут обмениваться необходимой информацией.

По вопросу о внедрении маркировки товаров средствами идентификации члены Совета пришли к общей позиции – развитие системы маркировки должно осуществляться в рамках единого правового поля. По мнению вице-премьер-министра правительства Кыргызской Республики, Председателя Совета ЕЭК Олега Панкратова, «критически важно обеспечить совмещение всех используемых технологий, так называемую взаимочитаемость. Это позволит избежать появления дополнительных барьеров для свободного перемещения товаров».

Создана рабочая группа, в которую входят министры ЕЭК и члены национальных правительств. В ее работе примут участие отраслевые эксперты. Будут обсуждаться технические вопросы способов идентификации, методов обмена информацией и формирования нормативной правовой базы. «Убежден, что членам рабочей группы удастся решить поставленные перед ними задачи и разработать эффективные предложения, направленные на внедрение маркировки товаров средствами идентификации», – констатировал Олег Панкратов.

Члены Совета Комиссии обсудили вопросы международной повестки. В частности, министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина проинформировала о ходе переговоров по заключению временного соглашения, ведущего к образованию зоны свободной торговли с Ираном, и текущей ситуации по переговорным трекам с другими странами – Китаем, Сингапуром, Индией и Израилем. Участники интенсивного диалога с иранскими коллегами со стороны ЕАЭС к концу лета должны снять последние вопросы и начать подготовку к подписанию соглашения до конца 2017 года.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

23.06.2017

ЕЭК устраняет изъятия и ограничения

Консультативный комитет по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрил перечни стандартов к техрегламентам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности рыбы и рыбной продукции» и «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники». Эти решения позволят предпринимателям соответствовать требованиям, предъявляемым к безопасности и качеству реализуемых товаров. В перечни, например, по «рыбному» регламенту включены технические требования к рыбе холодного и горячего копчения, вяленой, мороженой, охлажденной, консервам, икре и т.д. с учетом международных (ISO) и европейских (EN) положений.

В Перечень стандартов по опасным веществам вошли правила и методы исследований – межгосударственные и национальные стандарты. Их применение позволит наиболее эффективно и полно исследовать уровень содержания в телевизорах, стиральных машинках и других товарах бытовой техники  свинца, ртути, кадмия, шестивалентного хрома, полибромбифенилов, полибромированных дифениловых эфиров. Среди прочих в перечне –  стандарты, предусматривающие наиболее передовые методы определения этих веществ, включая методы рентгенофлуоресцентной спектрометрии, CV-AAS, CV-AFS и другие.

Страны ЕАЭС являются крупными производителями и потребителями цемента. Объем торговли цементом, например, Казахстана с другими странами ЕАЭС в 2016 году составил почти 35 млн долл., Беларуси – почти 70 млн долл., а России – более 100 млн долл. США. В связи с этим члены Консультативного комитета одобрили включение строительного цемента в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия товаров требованиям техрегламентов ЕАЭС с выдачей документов по единой форме. Это должно упростить взаимные поставки между странами Союза и стать еще одним шагом на пути устранения изъятий и ограничений во внутренней торговле. Производители и импортеры будут получать единые подтверждающие документы, действительные во всех пяти странах ЕАЭС. В качестве процедуры оценки соответствия предусматривается обязательная сертификация цемента. Сейчас вопросы его безопасности регулируются только на национальном уровне, что создает участникам единого рынка дополнительные трудности.

В ближайшее время на площадке ЕЭК пройдет дополнительное обсуждение темы на совещании руководителей национальных профильных министерств и ведомств, после чего «цементный» вопрос может быть вынесен на рассмотрение Коллегии и Совета ЕЭК.

Консультативный комитет ЕЭК одобрил также разработку изменений в технический регламент ЕАЭС «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». Они направлены на актуализацию перечней веществ, запрещенных к использованию, и перечней с веществами, красителями, консервантами и УФ-фильтрами, разрешенных к использованию в парфюмерно-косметической продукции. Фактически участники заседания высказались за своевременную поддержку новшеств в данной сфере, адаптацию к ним технических норм Союза.
Кроме того, Консультативный комитет ЕЭК с целью систематизации работы утвердил шесть новых подкомитетов, которые будут осуществлять деятельность в его рамках:
по техническим регламентам и стандартам,
по координации работ в области аккредитации и оценки соответствия,
по координации работ в области государственного контроля (надзора)
за соблюдением требований технических регламентов Союза,
по координации работ в области обеспечения единства измерений,
по вопросам технического регулирования в строительстве.
Справка
Консультативный комитет ЕЭК является завершающим этапом экспертной проработки и согласования наиболее важных вопросов интеграционной деятельности в Союзе. Затем они вносятся на рассмотрение Коллегии или Совета Комиссии.

16.06.2017

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 18 апреля 2017 года.

 

Перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей.

25 мая 2017 г.

1. Правительству Российской Федерации:

а) разработать и утвердить Стратегию государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.

Срок – 1 сентября 2017 г.;

б) обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

применение контрольной закупки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями в области защиты прав потребителей.

Срок – 15 сентября 2017 г.;

установление особых мер защиты прав социально уязвимых категорий потребителей (инвалидов, лиц пожилого возраста, детей) и административной ответственности за их нарушение;

определение перечня недопустимых, несправедливых, нарушающих права потребителей условий договоров в целях реализации принципа защиты слабой стороны договора в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей;

внедрение правовых механизмов защиты прав и законных интересов групп потребителей в судах (групповых исков);

введение запрета на понуждение потребителя под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг), а также установление административной ответственности за нарушение такого запрета.

Срок – 1 декабря 2017 г.;

в) предусмотреть в рамках разрабатываемой программы «Цифровая экономика» меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации, направленные на профилактику нарушений прав потребителей.

Доклад – до 1 сентября 2017 г.;

г) представить предложения:

по совершенствованию государственного контроля (надзора) за безопасностью находящейся в обороте продукции в целях снижения риска причинения вреда жизни и здоровью потребителей;

по расширению состава информации о продавце (изготовителе, исполнителе) и о товарах (работах, услугах), доведение которой до сведения потребителя является обязательным, а также по размещению такой информации на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в соответствующих мобильных приложениях) лица, являющегося продавцом (исполнителем) в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», и лица, предоставляющего в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» возможность заключить договор с продавцом (исполнителем) и произвести предварительную оплату товара (услуги) на свой банковский счёт;

по развитию государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, включая разработку программного обеспечения (мобильного приложения), предусмотрев дополнительные меры, направленные на просвещение потребителей (информирование о правах и способах их защиты), а также на получение информации о лицензиях, сертификатах и иных документах, подтверждающих соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к товарам (работам, услугам) и продавцам (исполнителям);

по организации в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг консультирования населения по вопросам защиты прав потребителей, в том числе по вопросам, касающимся прав потребителей на финансовых рынках и банкротства физических лиц;

по выявлению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сайтов, используемых для совершения мошеннических действий (фишинговых сайтов), в том числе в сфере персональных данных, и по ограничению доступа граждан к таким сайтам.

Срок – 1 сентября 2017 г.;

по кодификации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей и его актуализации с учётом норм международного права;

по формированию системы досудебного урегулирования споров по вопросам защиты прав потребителей и развитию института независимой экспертизы качества товаров и услуг, предусмотрев участие в этой работе общественных объединений, ассоциаций (союзов) потребителей.

Срок – 1 декабря 2017 г.

Ответственный: Медведев Д.А.

2. Правительству Российской Федерации совместно с Банком России обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

а) снижение предельного размера обязательств заёмщика перед микрофинансовой организацией или кредитной организацией по договору потребительского займа, по достижении которого такая организация не вправе начислять и взимать проценты за пользование займом, неустойку (штрафы, пени) и применять к заёмщику иные меры ответственности по указанному договору до полного погашения долга;

б) запрет на заключение с гражданином договора займа, исполнение обязательств по которому обеспечено ипотекой, лицом, не являющимся кредитором в смысле Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», а равно не являющимся единым институтом развития в жилищной сфере или его уполномоченной организацией, включённой в соответствующий перечень;

в) увеличение размера административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, нелегально осуществляющих деятельность по предоставлению потребительских займов, а также введение уголовной ответственности должностных лиц и административного приостановления деятельности юридических лиц в случае повторного совершения такого правонарушения;

г) ограничение по требованию Банка России доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемым с нарушениями законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения на финансовом рынке, в том числе для совершения мошеннических действий на финансовом рынке;

д) лишение кредитора (заимодавца) права требовать исполнения заёмщиком обязательств по договору кредита (займа), в случае если такой договор заключён лицом, не являющимся кредитором в смысле Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», или если договор заключён с нарушением количественных ограничений по предоставлению займов.

Срок – 1 ноября 2017 г.

Ответственные: Медведев Д.А., Набиуллина Э.С.

3. Рекомендовать Банку России совместно с Минфином России и при участии общественных объединений, ассоциаций (союзов) потребителей:

а) изучить практику применения правовых норм, регулирующих деятельность микрофинансовых организаций, и представить предложения по дополнительному законодательному регулированию деятельности в этой сфере;

б) провести анализ правил страхования и представить предложения по исключению из них и из договоров страхования положений, ограничивающих права социально уязвимых категорий граждан.

Доклад – до 1 октября 2017 г.

Ответственные: Набиуллина Э.С., Силуанов А.Г.

4. Правительству Российской Федерации совместно с Верховным Судом Российской Федерации рассмотреть вопрос о повышении максимального размера исковых требований по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей, подсудным мировым судьям.

Доклад – до 30 июня 2017 г.

Ответственные: Медведев Д.А., Лебедев В.М.

5. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации в целях усиления защиты прав потребителей регулярно обобщать судебную практику в этой сфере, в том числе по делам, связанным с защитой прав потребителей на рынке финансовых услуг, и по спорам, вытекающим из договоров потребительского займа.

Доклад – до 1 сентября 2017 г., далее – ежегодно.

Ответственный: Лебедев В.М.

6. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при участии общественных объединений, ассоциаций (союзов) потребителей провести анализ практики реализации региональных и муниципальных программ по обеспечению прав потребителей и подготовить на его основе методические рекомендации по разработке и реализации таких программ для органов исполнительной субъектов Российской Федерации.

Срок – 1 ноября 2017 г.

Ответственные: Медведев Д.А., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

7. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) образовать при высшем должностном лице (руководителе высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации координационно-совещательный орган с участием представителей заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных учреждений Банка России, региональных и местных общественных объединений потребителей, бизнес-сообщества в целях создания благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, просвещения населения в области прав потребителей, реализации региональной торговой и промышленной политики с учётом прав потребителей;

б) обеспечить с учётом методических рекомендаций, предусмотренных пунктом 6 настоящего перечня поручений, разработку (корректировку) региональных программ, направленных на создание условий для реализации потребителями своих прав.

Срок – 1 мая 2018 г.

Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Источник: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/54580

Коллегия ЕЭК одобрила проект техрегламента ЕАЭС, устанавливающий требования к упакованной питьевой воде

16 мая прошло заседание Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В повестку дня вошли вопросы технического регулирования. В частности, одобрен проект технического регламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду». Кроме того, члены Коллегии (министры) ЕЭК рассмотрели проект распоряжения Евразийского Межправительственного совета, касающийся обеспечения подготовки и проведения национальных переписей населения в странах ЕАЭС в 2020 году.
Коллегия ЕЭК одобрила проект технического регламента ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду». Требования документа распространяются на природную минеральную воду, в том числе столовую, лечебно-столовую и лечебную, а также на купажированную, обработанную и природную питьевую воду, питьевую воду для детского питания, искусственно минерализованную питьевую воду. В проекте техрегламента прописаны требования к производству, хранению, перевозке, реализации и утилизации упакованной питьевой воды. В частности, производители и продавцы должны будут четко соблюдать требования по химической и микробиологической безопасности. Для розлива природной минеральной воды в упаковку должна использоваться вода из защищенного от антропогенного воздействия источника или скважины, отнесенная к природной минеральной воде по законодательству государства, где она извлекается из-под земли.
Кроме того, Коллегия ЕЭК установила переходные положения, обеспечивающие возможность для предпринимателей адаптироваться к ранее принятым изменениям​​​ в техрегламент ЕАЭС «О безопасности игрушек». В частности, в соответствии с решением Совета ЕЭК в документ был включен ряд новых положений, направленных на обеспечение безопасности продукции, имеющей магнитные элементы. Например, запрещены продажа и распространение игрушек с незакреплёнными сверхсильными магнитами малого размера.
Решением Коллегии ЕЭК предусмотрено, что сертификаты на магнитные игрушки, выданные до дня вступления в силу изменений (30 марта 2018 года), будут действительны до окончания срока их действия. По ним можно будет производить и выпускать игрушки в обращение на рынок Союза. Обращаться такие игрушки на рынке пяти стран ЕАЭС смогут в течение установленного срока службы или срока годности.
На заседании Коллегии ЕЭК рассмотрен проект распоряжения Евразийского межправительственного совета, касающийся обеспечения подготовки и проведения национальных переписей населения в странах ЕАЭС.
Как отметила член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике ЕЭК Татьяна Валовая, перепись является одним из наиболее эффективных методов получения достоверных и подробных данных о численности и структуре населения. Получаемая информация имеет исключительно важное значение для предметного и многомерного раскрытия современных процессов и тенденций в развитии общества в целом, отдельных групп населения, причин и факторов, влияющих на рождаемость и смертность, трудовую активность граждан, направления миграции.
Распоряжением Высшего Евразийского экономического совета в декабре 2015 года был установлен единый период проведения переписей населения раунда 2020 года с октября 2019 года по октябрь 2020 года. Однако наряду с вопросом о сближении сроков проведения переписей населения важным и необходимым является единство подходов к терминологии и методологии статистических показателей на основе международных стандартов.
Распоряжение Межправсовета будет способствовать созданию в странах Союза условий, обеспечивающих успешное проведение переписей и получение сопоставимой статистической информации в ЕАЭС.
Также приведены в соответствие с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Союза нормативные акты, определяющие перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается предоставлением таможенному органу документа об оценке соответствия требованиям ряда технических регламентов ЕАЭС. Среди техрегламентов – «О безопасности низковольтного оборудования», «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», «Электромагнитная совместимость технических средств», «О безопасности мебельной продукции», «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» и «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
16.05.2017

Члены союза

Актуально

Утверждена Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2017 года № 1837-р1). Стратегия разработана во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей 18 апреля 2017 года.

Для достижения целей Стратегии предусматривается реализовать следующие приоритетные направления:

  • обеспечение защиты граждан Российской Федерации как потребителей;
  • защита потребительских прав социально уязвимых групп населения;
  • стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей;
  • предотвращение появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях;
  • развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах;
  • продвижение принципов рациональной модели потребления;
  • содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей;
  • расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.

В стратегии предлагается уделять первоочередное внимание таким важным для здоровья потребителей областям, как продовольствие, медицинские услуги, водоснабжение, фармацевтические товары, энергоснабжение и коммунальные услуги, а также учитывать специфику туристических услуг.

Документом планируется обеспечить защиту потребителей в сфере электронной торговли на уровне, сравнимом c другими формами торговли. Также предполагается, что доля споров с участием потребителей, разрешенных в досудебном и внесудебном порядке, в общем количестве споров с их участием к 2030 году должна достигнуть 50%. Кроме того, к указанной дате ожидается, что в каждом регионе страны будет действовать программа по защите прав потребителей.

Роспотребнадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 6-месячный срок поручено представить в Правительство РФ план мероприятий по реализации утвержденной Стратегии.