Новости

Беларусь отменила избыточную экспертизу товаров из стран ЕАЭС

Белорусская сторона уведомила Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) об отмене препятствия на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Дополнительные по отношению к требованиям технических регламентов процедуры оценки соответствия больше применяться не будут.

Ранее в Беларуси действовала дополнительная санитарно-гигиеническая экспертиза отдельных видов товаров, импортированных в ЕАЭС из третьих стран. Таким образом, поставщики указанных товаров вынуждены были повторно проводить испытания, которые уже были сделаны в рамках процедур подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза. Коллегия ЕЭК 14 ноября 2017 года приняла решение о том, что эта процедура является избыточной, и уведомила Беларусь о необходимости ее устранения. Аналогичную позицию занял Евразийский межправительственный совет 27 июля 2018 года, предложив белорусской стороне до 1 января 2019 года отменить административную процедуру.

«В результате нашей совместной работы барьер устранен, дополнительные процедуры к товарам из стран ЕАЭС в Республике Беларусь больше применяться не будут. В настоящее время реализуется пилотный проект по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС, что будет способствовать ограничению обращения небезопасной продукции на внутреннем рынке ЕАЭС», – сообщила член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян.

Справка

По состоянию на 1 января 2019 года на внутреннем рынке ЕАЭС насчитывается 71 препятствие, в том числе 16 барьеров, 38 ограничений и 17 изъятий. За 2018 год было выявлено 19 и устранено 13 препятствий.

Барьеры – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС, не соответствующие праву Союза.

Изъятия – предусмотренные правом ЕАЭС исключения (отступления) в части неприменения государством-членом общих правил функционирования внутреннего рынка Союза.

Ограничения – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом Союза.

Источник: http://eec.eaeunion.org

18.01.2019

Молочные продукты будет проще отличить от молокосодержащих

С 16 января 2019 года производители молокосодержащих продуктов стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с заменителем молочного жира должны размещать на упаковке информацию о присутствии растительных масел. Теперь потребители смогут четко различать на магазинных полках продукты с добавлением или без добавления заменителя молочного жира, получат информацию о том, какой продукт они приобретают: молочный, молочный составной, молокосодержащий или молокосодержащий с заменителем молочного жира.

Завершился переходный период по вступлению в силу изменений в техрегламент ЕАЭС «О безопасности молока и молочной продукции», который был отведён изготовителям молочных товаров, содержащих растительные жиры, на смену упаковки и оформление новых деклараций о соответствии на продукцию с измененными названиями и маркировкой.

Изменения приняты Решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 10 ноября 2017 года № 102, вступили в силу 16 июля 2018 года и устанавливают требования к маркировке молокосодержащих продуктов, а кроме того, – правила размещения информации на этикетке и использования понятий, характеризующих особенности сырьевого состава в наименованиях молокосодержащих продуктов и молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира.

Переходными положениями определено, что до 16 января 2019 года изготовители могли производить молокосодержащие продукты с заменителем молочного жира и торговать ими, если имеют документы об оценке соответствия требованиям техрегламента, выданные до 16 июля прошлого года, то есть до дня вступления в силу изменений. При этом обращение продукции, выпущенной до 16 января 2019 года, допускается в течение всего срока годности такой продукции, установленного ее изготовителем.

Внесенными в техрегламент изменениями уточнена и дополнена классификация молокосодержащих продуктов. Это нужно участникам молочного рынка, в том числе потребителям, для правильного понимания и применения понятий, характеризующих особенности сырьевого состава в наименованиях молокосодержащих товаров.

Изготовитель обязан указать сведения о наличии растительных масел в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира. Надпись «Содержит растительные масла» вносится в информационном поле, специально выделенном на упаковке или этикетке, шрифтом, контрастным по отношению к цвету поля. При этом производитель вправе выбирать цветовую гамму исполнения этикетки и упаковки. Техрегламент ЕАЭС не предусматривает использование каких-либо рамок для более четкого выделения указанного поля или самых ярких цветов, например красного.

Наименование молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира должно начинаться со слов «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира». Исключение составляет сливочно-растительный спред, сливочно-растительная топленая смесь, мороженое с заменителем молочного жира.

Информация о технологии производства такого молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира указывается в виде слов «произведенный (изготовленный) по технологии» с указанием понятия, установленного для соответствующего молочного продукта. Например, «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии сметаны», «молокосодержащий крем с заменителем молочного жира, произведенный по технологии творога». При этом в наименовании молокосодержащего продукта с заменителем молочного жира слово «продукт» может быть заменено общетехническим термином, характеризующим консистенцию или структуру продукта: крем, паста, соус и т.д.

При маркировке молокосодержащих продуктов и молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира не допускается использован​ие понятий, установленных техрегламентом для молока и молочных товаров, их различных сочетаний, в том числе в наименованиях и в товарных знаках, а также слов, которые образованы от понятий молочных продуктов. Например, «сыроподобный», «сырный», «сыродельный», «сычужный», «сметанка», «творожочек», «сливочки», «маслице», «творожок» и т.п.

Корректировка маркировки, содержащейся на упаковке продукции, предусмотрена только для молокосодержащих продуктов с заменителями молочного жира, и только для них предусмотрено информирование потребителя о наличии в составе продукта растительных масел.

Справка

Согласно техническому регламенту ЕАЭС «О безопасности молока и молочной продукции» термин «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира» обозначает продукт переработки молока, произведенный с замещением молочного жира в количестве не более 50%.

Источник: http://eec.eaeunion.org

17.01.2019

О маркировке молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира

С 15 июля 2018 года действуют изменения в технический регламент Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции». Указанными изменениями вводится новый термин – «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира», под которым понимается продукт переработки молока, произведенный с замещением молочного жира в количестве не более 50 процентов.

В этой связи изменения коснулись и требований к маркировке. Наименование продукции, изготовленной с использованием заменителей молочного жира, теперь начинается со слов «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира». Кроме того, на потребительской упаковке указывается информация о наличии в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира растительных масел в виде следующей формулировке: «Содержит растительные масла». Указанная информация должна наноситься легко читаемым шрифтом на поверхность упаковки, обращенной к потребителю.

В полном объеме документ вступил в силу в январе этого года, по истечению 180 календарных дней, в течение которого производители обязаны были изменить информацию на упаковке товаров.

За несоблюдение требований технических регламентов, в том числе вышеуказанных изменений, предусмотрена административная ответственность по статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая наложение штрафа на юридическое лицо в размере от 100 до 300 тысяч рублей, при повторном нарушении - до 1 миллиона рублей.

Органом уполномоченным контролировать выполнение требований технического регламента Таможенного союза 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции» определен Роспотребнадзор.

В случае обнаружения в обращении продукции, не соответствующей установленным требованиям, потребители вправе обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора с целью принятия мер в отношении производителей, поставщиков и продавцов такой продукции.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

1 января 2019 года вступает в силу техрегламент ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду»

На бутылках питьевой воды для детского питания теперь обязательно появится надпись «для детского питания» или другое указание предназначения питьевой воды для этой цели. Производитель или продавец должны будут дать сведения о возрасте детей, для которых предназначена питьевая вода (до или с трех лет), проинформировать об общей минерализации, ее основном составе с указанием химических элементов, условиях хранения и сроке годности после вскрытия емкости.

Техрегламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) дополняет действующие с июля 2013 года отдельные обязательные требования к питьевой воде, расфасованной в емкости, и питьевой минеральной воде, установленные другим союзным техрегламентом – «О безопасности пищевой продукции». Новый документ ЕАЭС распространяется на природную минеральную воду, в том числе столовую, лечебно-столовую и лечебную, а также на купажированную, обработанную и природную питьевую воду, питьевую воду для детского питания, искусственно минерализованную питьевую воду.

Документ принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 23 июня 2017 года, но начинает действовать только с 1 января 2019 года в связи с необходимостью плавного перехода производителей и продавцов на новые требования в законодательстве Союза.

В техрегламенте установлены специальные требования к производству, хранению, перевозке, реализации и утилизации упакованной питьевой воды.

В частности, предприниматели должны будут четко соблюдать нормы по химической, микробиологической и радиационной безопасности. Например, техрегламент ограничивает содержание в природной минеральной воде таких опасных веществ, как свинец – не более 0,01 мг/дм3, ртуть – не более 0,001 мг/дм3, кадмий – не более 0,003 мг/дм3 и других. Удельная суммарная альфа-активность в столовой природной минеральной воде и купажированной питьевой воде не должна превышать 0,2 Бк/кг, в лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воде – 0,5 Бк/кг, удельная суммарная бета-активность в природной минеральной воде и купажированной питьевой воде – 1,0 Бк/кг.

Для розлива природной минеральной воды в емкости обязательным является использование воды из защищенного от антропогенного воздействия источника или скважины, которая отнесена к природной минеральной воде по законодательству государства, где она извлекается из-под земли.

Упакованная питьевая вода, кроме питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды, перед выпуском в обращение должна быть задекларирована. Оценка соответствия питьевой воды для детского питания, лечебно-столовой и лечебной природной минеральной воды требованиям техрегламента проводится в форме государственной регистрации.

Для планомерного перехода участников рынка на выпуск упакованной питьевой воды, отвечающей новым требованиям, решением Коллегии ЕЭК от 7 ноября 2017 года утверждены переходные положения. В том числе установлено, что ранее выданные документы об оценке соответствия действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2020 года. При этом продукция с такими документами, оформленными на ранее действующие требования, может выпускаться до 1 июля 2020 года и обращаться до окончания срока годности.

Для выполнения требований техрегламента, а также в целях проведения испытаний при оценке соответствия объектов технического регулирования Коллегия Комиссии 5 декабря 2017 года утвердила соответствующие перечни стандартов. В них включены межгосударственные стандарты и национальные стандарты стран Союза, в том числе разработанные на основе международных стандартов ISO и европейских стандартов EN.

На официальном сайте Комиссии в сети Интернет на странице Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК в разделе «Техническое регулирование» размещены сведения о техрегламенте Союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду», а также об уполномоченных органах, участвовавших в разработке этого документа. Кроме того, в разделе «Актуальные вопросы» можно увидеть ответы на часто задаваемые вопросы, в частности по практическим аспектам техрегламента на упакованную питьевую воду.

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

27.12.2018

ЕЭК принимает особые меры для защиты прав потребителей – детей, пожилых граждан и инвалидов

Проект рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по установлению особых мер защиты прав социальных групп «уязвимых» потребителей поддержали все участники заседания Консультативного комитета, прошедшего под председательством члена Коллегии (министра) по техническому регулированию ЕЭК Виктора Назаренко.

«Принятие документа ожидается в следующем году. Он определит общие подходы к установлению особых мер защиты прав и интересов детей, пожилых граждан и инвалидов, которые из-за своей доверчивости, недостаточности знаний, ограниченных физических возможностей зачастую становятся жертвами недобросовестных продавцов и исполнителей услуг», – проинформировал участников заседания Виктор Назаренко.

Планируется обеспечить этим категориям граждан возможность получать информацию о товарах в доступном формате. В стадии дискуссии находится вопрос об установлении особых (повышенных) мер ответственности для недобросовестных продавцов за введение таких потребителей в заблуждение относительно свойств товара.

Внедрение положений и принципов ранее принятой Рекомендации Коллегии Комиссии от 21 ноября 2017 года № 27, определившей общие для стран Союза подходы к защите потребителей при дистанционной торговле, позволило создать в государства-членах основу для реформирования национального законодательства в этой сфере.

Члены Консультативного комитета позитивно оценили результаты работы Комиссии и наметили новые направления совместной деятельности по защите потребителей в рамках Союза, обратив особое внимание на сферы интернет-торговли и туризма.

Такими направлениями в следующем году станут научно-обоснованная проработка создания института независимой потребительской экспертизы товаров и услуг, создание регионального технического комитета по стандартизации в сфере защиты прав потребителей, разработка проектов программ по защите прав потребителей с учетом международного опыта Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), внедрение новых информационных технологий.

«Эффективность дальнейшей евразийской интеграции напрямую зависит от совершенствования механизмов защиты прав потребителей на получение безопасных и качественных товаров и услуг. Каждый житель Союза должен чувствовать себя защищенным на евразийском пространстве, так как основывается на чувстве защищенности человека в условиях единого рынка, доверии людей к безопасности и качеству на пространстве Союза», – подчеркнул Виктор Назаренко.

В этой связи министр ЕЭК предложил поощрять добросовестные деловые практики, создавать единые, в то же время учитывающие национальные особенности, механизмы предупреждения нарушений и установления четкой ответственности предпринимателей перед потребителем.

Кроме того, на заседании рассмотрен подготовленный Комиссией Обзор правового регулирования в сфере противодействия незаконному обороту фальсифицированной продукции в странах Евразийского экономического союза, который будет направлен в страны для подготовки на его основе предложений по определению совместных механизмов защиты внутреннего рынка Союза.

По предложению Кыргызской Республики следующее заседание Консультативного комитета по защите прав потребителей ЕЭК состоится в 2019 году в рамках международного форума «Евразийская неделя».

Источник: www.eurasiancommission.org

19.12.2018

ЕЭК обеспечивает защиту ЕАЭС от карантинных вредных организмов

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на заседании 18 декабря рассмотрела вопросы в сферах цифровизации экономики стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), технического регулирования, применения карантинных фитосанитарных мер.

Одобрен проект решения Совета Комиссии о внесении изменений в Единые карантинные фитосанитарные требования, предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и таможенной территории ЕАЭС. Проектом решения Совета ЕЭК будут уточнены требования к ввозимым и перемещаемым в странах Союза семенному и посадочному материалу растений, овощам и картофелю, зерну, семенам злаковых, бобовых и масличных культур и продуктам их переработки, плодам и ягодам, цветам и срезам цветов, лесоматериалам. Утверждаются также требования к предприятиям, которые перерабатывают соевые бобы, зараженные пурпурным церкоспорозом. Будут изменены нормы, касающихся производства ряда видов подкарантинной продукции в зонах, свободных от карантинных вредных организмов.

Это облегчит исполнение предпринимателями фитосанитарных требований при ввозе и перемещении в Союзе товаров растительного происхождения. Таким образом, охраняя культурные растения от вредителей, Комиссия упрощает торговые процедуры и снижает издержки бизнеса.

Совет ЕЭК может принять изменения уже в первой половине следующего года.

Коллегия ЕЭК утвердила Правила общего процесса «Обеспечение реализации электронного информационного взаимодействия между государствами-членами ЕАЭС в целях обмена таможенной информацией с третьими странами». Документ определяет требования к реализации процедур информационного взаимодействия, которое предполагает обмен сведениями из декларации на товары, перемещаемые между государствами-членами ЕАЭС и третьими странами.

Также утвержден комплект технологических документов для разработки (доработки) программного обеспечения национальных информационных систем и компонентов интеграционного сегмента ЕЭК. Это позволит ускорить административные процедуры, связанные с реализацией Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой.

Источник: www.eurasiancommission.org

19.12.2018

Награждение победителей конкурса «Московское качество - 2018»

30 ноября 2018 года в Цифровом деловом пространстве состоялась торжественная церемония награждения победителей и призеров городского конкурса лучших товаров и услуг «Московское качество - 2018».

Конкурс «Московское качество» в новом, измененном формате, проводится уже четвертый год подряд. Он был возрожден Московской торгово-промышленной палатой и газетой «Вечерняя Москва» в 2015 году как независимый индикатор потребительских предпочтений москвичей. Патронат конкурса осуществляет Московская городская Дума. Генеральный спонсор – Банк ВТБ (ПАО).

Союз участников потребительского рынка входит в Экспертный совет конкурса. Специальной номинацией "За развитие потребительского рынка" от СУПР была награждена торговая марка воды питьевой столовой "Святой источник".

Системное информирование об опасной продукции в странах ЕАЭС начнется с автомобилей, товаров для детей и подростков, молока и мяса

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) запустила пилотный проект по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом заявил член Коллегии (министр) по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко в Москве на Всероссийском форуме «Национальная система аккредитации: формируя инфраструктуру доверия в России и на международных рынках», проведенном Федеральной службой по аккредитации Российской Федерации.

«Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС, – подчеркнул министр ЕЭК. – Ее участники – национальные органы госконтроля и Комиссия – смогут сообщать о результатах мероприятий государственного надзора; мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке». По опасной продукции, не соответствующей требованиям единых техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать соответствующие меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей союзной территории.

Пилотный проект планируется апробировать на примере шести технических регламентов Союза, регулирующих вопросы безопасности низковольтного оборудования, продукции для детей и подростков, игрушек, колесных транспортных средств, а также молочных и мясных товаров.

Система позволит повысить эффективность госконтроля в результате применения современных единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС, а также информированность граждан стран Союза.

Анализируя причины появления на рынке Союза опасной продукции, Виктор Назаренко связал такую ситуацию в том числе с действиями недобросовестных органов по оценке соответствия продукции требованиям техрегламентов. «Необоснованная выдача документов об оценке соответствия снижает уровень доверия к результатам работ по оценке соответствия, – отметил министр ЕЭК. – При этом создаются значительные проблемы по развитию национальной инфраструктуры качества в государствах-членах, которые мешают добросовестным организациям быть конкурентоспособными на рынке».

Была отмечена необходимость повышения уровня компетентности и ответственности национальных органов по оценке соответствия, включая введение института экономической ответственности за результаты их деятельности. Речь идет, в частности, об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности органов по оценке соответствия.

«Вопрос создания эффективного механизма оценки соответствия – один из важнейших критериев для развития единого рынка товаров и услуг в рамках Союза. Поэтому в условиях единого рынка товаров необходимо продолжить гармонизацию законодательства государств-членов в этой сфере», – сказал Виктор Назаренко.

Он считает необходимым усилить взаимодействие национальных органов в сфере стандартизации, метрологии и аккредитации в целях повышения экспортного потенциала промышленности и формирования конкурентоспособных отраслей экономики в странах Евразийского экономического союза.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

03.12.2018

Единая цифровая система оборота промышленной продукции появится в ЕАЭС

Промышленный блок Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) намерен приступить к формированию в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) единой цифровой системы оборота промышленной продукции по всей цепочке производства: от поставщиков сырья и материалов до конечного потребителя. Об этом сообщил член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Александр Субботин, выступая на пленарном заседании VI Международного форума «Антиконтрафакт-2018».

По мнению министра ЕЭК, в современных экономических условиях для развития промышленности в ЕАЭС странам требуется принципиально новый подход, чтобы привлечь инвестиции, обеспечить конкурентоспособность своих производителей и развить кооперацию.

«Контрафакт обесценивает меры государственной поддержки, не позволяет достичь требуемого уровня локализации и делает неприменимыми на практике любые меры регулирования», – заявил Александр Субботин.

Значительная часть контрафакта присутствует по всей цепочке формирования стоимости конечного продукта. Прежде всего это касается технологически сложных отраслей машиностроения – автомобилестроения, станкостроения, производства сельхозтехники.

«Я считаю, что единая система оперативного мониторинга рынка в «высоком разрешении», с детализацией до конкретного изделия может и должна быть создана как единое цифровое решение на «пятерку», – сообщил Александр Субботин.

Полноформатный запуск системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС позволит в режиме реального времени отслеживать перемещение товаров и комплектующих внутри Союза, получать данные по фактическому уровню локализации производства, в том числе при промышленной сборке, и существенно снижать риски экспортеров готовой продукции на ключевых зарубежных рынках.

Справка

Форум «Антиконтрафакт» является центральной дискуссионной площадкой в рамках Евразийского экономического союза. Представители министерств и ведомств государств-членов ЕАЭС, главы крупных компаний и организаций, ведущие международные эксперты, представители науки и общественности имеют возможность обсудить проблемы защиты рынков от незаконного оборота промышленной продукции, в том числе контрафактной и фальсифицированной, а также вступить в конструктивный диалог и выработать совместные решения для формирования общего цивилизованного рынка.

Источник: http://eec.eaeunion.org/ru/nae/news/Pages/19-11-2018-7.aspx

19.11.2018

Решения Правительства России по вопросу создания единой системы обеспечения безопасности и прослеживаемости животных, растений, продукции животного и растительного происхождения

Правительством России даны поручения по вопросу создания единой системы обеспечения безопасности и прослеживаемости животных, растений, продукции животного и растительного происхождения (протокол от 31 октября 2018 года №ДМ-П11-54пр):

Признать нецелесообразным передачу полномочий Роспотребнадзора Россельхознадзору по осуществлению контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Минкомсвязи России, Минсельхозу России, Минпромторгу России, Роспотребнадзору, Россельхознадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос об унификации и обеспечении совместимости государственных информационных систем, находящихся в ведении Минпромторга России, Роспотребнадзора, Россельхознадзора.

О результатах до 24 января 2019 года доложить в Правительство Российской Федерации с проектом соответствующего плана мероприятий.

Минпромторгу России, Минсельхозу России, Минкомсвязи России, Роспотребнадзору, Россельхознадзору с учётом результатов проработки вопроса об унификации и обеспечении совместимости государственных информационных систем, находящихся в ведении Минпромторга России, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, обеспечить совместимость информационных систем, используемых в целях прослеживаемости сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, находящихся в ведении Минпромторга России, Россельхознадзора и Роспотребнадзора, а также унификацию требований к объёмам и перечню сведений, подлежащих хранению, обработке и передаче, форматам обмена данными, используемым при взаимодействии указанных систем.

О результатах до 22 апреля 2019 года доложить в Правительство Российской Федерации.

Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 18 декабря 2018 года представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих проведение проверок на основании данных, полученных из информационных систем, используемых для прослеживаемости сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Минсельхозу России, Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 20 декабря 2018 года внести в Правительство Российской Федерации согласованные с межведомственной рабочей группой по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года №1364-р, предложения по усилению административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции, в том числе по установлению меры административной ответственности в виде изъятия технологического оборудования, используемого для производства пищевой продукции.

Источник: http://government.ru/orders/selection/401/34642/

09.11.2018 г.

В ЕАЭС должна проводиться единая политика по применению санитарных и фитосанитарных мер

Член Коллегии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Назаренко в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал о выстраиваемой в Евразийском экономическом союзе системе технического регулирования, предложениях по расширению полномочий ЕЭК в сфере санитарных и фитосанитарных мер.

Виктор Владимирович, на международном форуме "Евразийская неделя" в Ереване в числе других обсуждена тема совершенствования положений Договора о ЕАЭС в сфере технического регулирования и санитарных и фитосанитарных мер (СФС-мер). Какие изменения в Договор о ЕАЭС, на ваш взгляд, являются наиболее актуальными?

Мы работаем над корректировкой отдельных положений Договора о ЕАЭС. Это необходимо, чтобы обеспечить максимально эффективную защиту рынка от опасной продукции, а также для устранения технических барьеров и выпуска в странах союза товаров, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом рынке.

Речь идет, в частности, об обеспечении вступления в силу требований технических регламентов ЕАЭС только после того, когда перечни стандартов для их реализации приняты и установлен механизм компетентного разъяснения положений этих базовых с точки зрения безопасности документов. Важной задачей является и создание механизма своевременной корректировки технических регламентов и перечней стандартов к ним. Для полной реализации установленных в союзе обязательных требований необходимо формирование действенной и эффективной доказательной базы. Это требует своевременной разработки и принятия единых межгосударственных стандартов (ГОСТ).

Это область деятельности, где комиссии, на мой взгляд, нужно добавлять полномочия, как и по некоторым другим направлениям.

Совместно со странами ЕАЭС мы обсуждаем возможность внесения в договор о союзе изменений, которые позволили бы государствам-членам проводить единую политику в сфере применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Мы предложили странам союза подумать в этой связи о расширении полномочий ЕЭК. Считаем важным, чтобы комиссия могла, например, устанавливать унифицированный порядок введения временных СФС-мер. Организовывать и проводить аудиты систем контроля и совместные с уполномоченными органами стран ЕАЭС проверки в области санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер. Вести мониторинги в сфере СФС-мер. Устанавливать единые требования по видам административной ответственности за нарушение права союза. Мы также предлагаем внести изменения в Договор о ЕАЭС, связанные с установлением единых требований к системе управления рисками при осуществлении контроля (надзора) в области СФС-мер.

Среди других актуальных инициатив - предложения о наделении комиссии полномочиями по утверждению единых правил проведения ветеринарно-санитарной экспертизы сырья животного происхождения в рамках союза, разработке порядка прослеживаемости подкарантинной продукции, ввозимой из третьих стран и перемещаемой между государствами - членами ЕАЭС.

Вы уже почти два месяца работаете в должности министра ЕЭК. Перед началом работы в комиссии вы заявляли, что с появлением единых документов об оценке соответствия в ЕАЭС уровень защищенности белорусского рынка существенно снизился. Это утверждение касалось и других государств союза? Что удалось или планируется сделать, чтобы исправить ситуацию?

Решение этой проблемы на территории пяти стран союза осуществляется одновременно по всем направлениям технического регулирования. У нас уже приняты типовые схемы оценки соответствия - их еще можно назвать "кодекс оценки соответствия", который определяет общее горизонтальное законодательство союза в этой сфере и является согласованной основой для пересмотра технических регламентов. Процедуры, установленные в техрегламентах, будут равнозначны, а результаты проводимой оценки в каждой стране ЕАЭС - сопоставимы. Задача комиссии и сторон - в максимально короткие сроки привести технические регламенты в соответствие с новыми типовыми схемами.

Для повышения доверия к результатам деятельности испытательных лабораторий необходимо обеспечить сопоставимость результатов исследований (испытаний) путем оптимизации и стандартизации методик выполнения измерений, а также проведения сличительных испытаний.

Чтобы удалить с рынка недобросовестные органы по сертификации, требуется повысить эффективность аккредитации в государствах - членах союза, реализовав механизм взаимных сравнительных оценок национальных уполномоченных органов, заложенный в Договоре о ЕАЭС. Как я уже отметил, в сфере защиты рынка ЕАЭС от опасной и некачественной продукции требуется гармонизировать законодательство государств - членов союза в области установления видов ответственности для участников процедур выпуска продукции в обращение. Изготовители, уполномоченные изготовителями лица и импортеры должны нести соразмерную ответственность за безопасность и качество выпускаемой в обращение продукции, а органы по сертификации и испытательные лаборатории - отвечать за достоверность результатов и достаточность оценок соответствия.

Убежден, что интенсификация процедур выявления несоответствующей​ продукции за счет установления эффективного взаимодействия органов государственного надзора стран, исключение дублирования их функций в отдельных сферах предотвратит появление на рынке опасной продукции, освободит его от серых сертификатов и повысит доверие потребителей.

В Евразийском экономическом союзе выстраивается система единых для всех стран - участниц ЕАЭС технических регламентов. Что важно сделать для повышения эффективности их применения?

Принятие технических регламентов ЕАЭС - значимый этап на пути создания единого рынка товаров, но еще более важным процессом является реализация и совершенствование обязательных требований.

Комиссия совместно с государствами - членами союза ведет ежедневную кропотливую работу по преодолению отдельных проблем, как системных, так и частных, которые неизбежно возникают при формировании таких интеграционных объединений, как Евразийский экономический союз. В сфере установления обязательных требований работа ведется по ряду направлений, включая совершенствование Договора о ЕАЭС.

Необходима периодическая проверка научно-технического уровня техрегламентов и обеспечивающих стандартов, не реже, чем хотя бы раз в пять-восемь лет. В этих же целях должна быть налажена скоординированная разработка межгосударственных стандартов, обеспечивающих безопасность и высокую конкурентоспособность продукции, в том числе на международных рынках.

Требуется также совершенствование механизмов внесения изменений в технические регламенты и перечни стандартов к ним, поскольку сейчас на это требуются годы. Это происходит в том числе потому, что страны нередко не могут договориться по отдельным положениям техрегламентов.

Третье направление - разворачивание системной работы по стандартизации для реализации требований техрегламентов. Здесь нужно совершенствовать подходы к межгосударственной стандартизации, лучше координировать работу между государствами - членами союза. Речь также о выработке новых механизмов финансирования работ по стандартизации, организации системной работы по ревизии фонда ГОСТ, в том числе отмене устаревших и невостребованных стандартов, гармонизации разрабатываемых ГОСТов с наилучшими международными требованиями, вовлечении в разработку стандартов на методы испытаний компетентных специалистов испытательных лабораторий, в первую очередь ветеринарных и санитарных служб государств ЕАЭС.

Сколько союзных технических регламентов действует в ЕАЭС, и какие сферы они охватывают? Какие техрегламенты планируется разработать и принять в ближайшее время?

Всего принято 46 технических регламентов союза, 39 из них вступили в силу. Они регулируют примерно 85% всей обращаемой продукции. Это технические регламенты в области безопасности пищевой продукции, товаров массового потребления, средств защиты, электротехники и машиностроения, энергоресурсов.

17 ноября вступит в силу еще один технический регламент союза о безопасности оборудования для детских игровых площадок.

Продолжается разработка 12 технических регламентов союза, пять из которых - на завершающем этапе готовности. Это техрегламенты, устанавливающие требования к энергоэффективности бытовых электроприборов, магистральным трубопроводам, продукции гражданской обороны, алкогольной продукции, мясу птицы и продукции ее переработки.

На разных этапах разработки - техрегламенты на высоковольтное оборудование, угли и продукцию их переработки, корма и кормовые добавки, подвижной состав метрополитена, трамваи и легкорельсовый транспорт, материалы, контактирующие с пищевой продукцией, здания и сооружения, строительные материалы и изделия.

Насколько соблюдаются союзные техрегламенты в странах ЕАЭС? Какие меры необходимо предпринять для повышения безопасности обращающейся в ЕАЭС продукции?

Вступившие в силу технические регламенты союза в соответствии с Договором о ЕАЭС имеют прямое действие на союзной таможенной территории. Они должны применяться и исполняться в государствах - членах ЕАЭС без изъятий. Так почти всегда и происходит.

Однако иногда техрегламенты союза нарушаются. Это, конечно, требует безотлагательной реакции и решений национальных контролирующих органов, которые обязаны принимать меры по недопущению обращения в своих государствах продукции, не отвечающей обязательным требованиям безопасности и представляющей угрозу для жизни и здоровья людей.

Часть нарушений связана с несоответствием товаров техрегламентам ЕАЭС по микробиологическим, санитарно-гигиеническим показателям, с тем, что они не отвечают требованиям химической безопасности. В других товарах нарушены требования к маркировке: отсутствует, например, необходимое предупреждение об опасности для электротехнических видов продукции, указываются неполные сведения о составе пищевых продуктов, на упаковку нанесены недопустимые надписи, вводящие в заблуждение потребителей относительно назначения продуктов. Выявлены нарушения, связанные с процедурами оценки соответствия, в том числе оформлением деклараций о соответствии и сертификатов соответствия.

Поэтому перед ЕЭК и правительствами стран ЕАЭС остро стоит вопрос совершенствования права союза. Следует повысить ответственность и заявителей, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям и выпускающих ее в обращение, и органов по сертификации при оценке соответствия продукции и выдаче сертификатов соответствия.

Мы стараемся гармонизировать законодательство государств - членов ЕАЭС по ряду важных позиций. Это касается организации взаимодействия органов госконтроля на всех стадиях жизненного цикла продукции, в том числе совместных проверок с возможностью участия в них в качестве наблюдателей специалистов ЕЭК. Это создание интегрированной информационной системы в целях оперативного взаимодействия органов госконтроля и иных уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС, включая информационную систему об опасной продукции. Сюда же можно отнести создание системы прослеживаемости продукции, которая обеспечивает ее легальность и безопасность, формирование механизмов урегулирования споров по результатам государственного контроля (надзора) в странах ЕАЭС, унификацию подходов к применению риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) в странах - членах союза.

Для предотвращения выпуска и обращения продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов союза, комиссия приняла ряд документов. В их числе - рекомендация Коллегии ЕЭК о взаимодействии органов государственного контроля (надзора) государств - членов ЕАЭС, принятая в июне этого года, и майское решение Коллегии комиссии о формировании системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям союзных техрегламентов.

В ноябре на заседании Коллегии ЕЭК будет рассматриваться временный порядок взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС и ЕЭК при реализации пилотного проекта по формированию названной системы информирования. Готовим проект рекомендации комиссии о взаимодействии органов государственного контроля (надзора) и таможенных органов стран союза в целях предотвращения выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов ЕАЭС.

Насколько техрегламенты ЕАЭС гармонизированы с аналогичными документами, к примеру европейских стран? Насколько важно поддерживать высокий уровень требований технических регламентов?

Сразу отмечу, что требования технических регламентов союза во многом шире тех, которые заложены в европейских стандартах. Они могут объединять сразу несколько десятков таких стандартов или европейских директив.

Техрегаменты ЕАЭС применяются не только в целях защиты жизни и (или) здоровья человека или защиты окружающей среды. С учетом степени риска причинения вреда, в них могут содержаться специальные требования к продукции, а также связанным с требованиями к ней процессам. Например, к монтажу или утилизации этой продукции.

В технических регламентах союза устанавливаются также правила идентификации продукции, формы и схемы оценки соответствия. Могут устанавливаться свои процедуры оценки соответствия. Это зависит в том числе от наличия или отсутствия международной практики.

Вместе с тем в соответствии с правом союза, прежде всего Договором о ЕАЭС, в качестве основы для разработки техрегламентов применяются международные стандарты - правила, директивы, рекомендации и иные документы, принятые международными организациями.

Приведу примеры. Технический регламент "О безопасности пищевой продукции" гармонизирован с нормативными правовыми актами ЕС, техрегламенты "Пищевая продукция в части ее маркировки" и "О безопасности мяса и мясной продукции" - с нормативными правовыми актами ЕС и стандартами Кодекса Алиментариус. Причем первый из этих техрегламентов включает международную систему безопасности ХАССП, которая обеспечивает контроль на всех этапах производства. Требования, установленные техрегламентом "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", соответствуют европейской директиве по косметике.

Есть серия так называемых машиностроительных технических регламентов. Регламенты на сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы и колесные транспортные средства имеют прямые ссылки на правила ООН. Техрегламенты на машины и оборудование, электротехническое оборудование, оборудование, работающее во взрывоопасной среде, оборудование с избыточным давлением разработаны на основе соответствующих европейских директив.

В перечни стандартов к этим техническим регламентам включено 554 стандарта, разработанных на основе региональных стандартов EN. Отмечу, что для целей применения этих техрегламентов предусмотрена разработка еще 177 межгосударственных стандартов на основе стандартов EN.

Раз уж мы заговорили про стандартизацию, можно сказать, что одним из принципов технического регулирования в ЕАЭС является гармонизация межгосударственных стандартов с международными и региональными. Но не стоит забывать и другой принцип, прописанный в Договоре о ЕАЭС, - соответствие технического регулирования уровню экономического и научно-технического развития государств - членов союза. Здесь нужно четко держать баланс. Установление повышенных требований к продукции, во-первых, не должно привести к ослаблению конкурентоспособности предприятий на внутреннем рынке по сравнению с иностранными компаниями. А во-вторых, - нельзя спровоцировать массового недовольства в обществе, если новые требования приведут к значительному повышению цен на рынке.

В 2018 году Беларусь столкнулась с серьезными проблемами, связанными с поставками молочной продукции на российский рынок. Для их решения стороны приняли дорожную карту, но ситуация исправляется достаточно медленно. В урегулировании вопроса принимала участие и ЕЭК. Какие меры намечено реализовать на площадке комиссии, чтобы исключить необоснованные запреты и ограничения?

Действительно, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору России с 16 июля ввела временные ограничения в отношении белорусских предприятий в связи с повторным выявлением нитратов в питьевом молоке. При этом Россельхознадзор применял межгосударственный стандарт ГОСТ 32257-2013 "Молоко и молочная продукция. Метод определения нитратов и нитритов", включенный в перечень стандартов к техрегламенту на молоко. А ограничения поставок вводились в связи с несоответствием продукции техническому регламенту союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств". Согласно техрегламенту на пищевые добавки не допускается использование консервантов, в том числе при производстве молока. Это требование исключает возможность применения нитрата натрия (Е251) и нитрата калия (Е252) в качестве пищевых добавок с технологической функцией "консервант" при производстве молока.

Вопрос, связанный с обнаружением лабораториями Россельхознадзора консервантов (нитратов) в готовой молочной продукции белорусских предприятий, рассматривался 18 июля в ЕЭК на совещании с участием представителей уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, технического регулирования и экспертов научно-исследовательских учреждений государств союза. В результате обсуждения сделаны выводы о неправомерности применения указанного стандарта для контроля содержания консервантов Е251 и Е252 в готовой молочной продукции на соответствие требованиям техрегламента на пищевые добавки и отсутствии доказательств вреда нитратов для здоровья человека в пределах фоновых уровней. По итогам совещания комиссия направила в Россельхознадзор разъяснения о порядке применения межгосстандарта ГОСТ 32257-2013.

Вопрос о введении Россельхознадзором временных ограничений рассмотрен 17 сентября в ЕЭК в рамках консультаций с участием представителей уполномоченных органов стран союза. Принято решение о вынесении его на рассмотрение Коллегией ЕЭК.

Источник

http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/25-10-2018-1v.aspx

25.10.2018

Члены союза

Актуально