Новости

Решения Правительства России по вопросу создания единой системы обеспечения безопасности и прослеживаемости животных, растений, продукции животного и растительного происхождения

Правительством России даны поручения по вопросу создания единой системы обеспечения безопасности и прослеживаемости животных, растений, продукции животного и растительного происхождения (протокол от 31 октября 2018 года №ДМ-П11-54пр):

Признать нецелесообразным передачу полномочий Роспотребнадзора Россельхознадзору по осуществлению контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

Минкомсвязи России, Минсельхозу России, Минпромторгу России, Роспотребнадзору, Россельхознадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проработать вопрос об унификации и обеспечении совместимости государственных информационных систем, находящихся в ведении Минпромторга России, Роспотребнадзора, Россельхознадзора.

О результатах до 24 января 2019 года доложить в Правительство Российской Федерации с проектом соответствующего плана мероприятий.

Минпромторгу России, Минсельхозу России, Минкомсвязи России, Роспотребнадзору, Россельхознадзору с учётом результатов проработки вопроса об унификации и обеспечении совместимости государственных информационных систем, находящихся в ведении Минпромторга России, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, обеспечить совместимость информационных систем, используемых в целях прослеживаемости сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, находящихся в ведении Минпромторга России, Россельхознадзора и Роспотребнадзора, а также унификацию требований к объёмам и перечню сведений, подлежащих хранению, обработке и передаче, форматам обмена данными, используемым при взаимодействии указанных систем.

О результатах до 22 апреля 2019 года доложить в Правительство Российской Федерации.

Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 18 декабря 2018 года представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих проведение проверок на основании данных, полученных из информационных систем, используемых для прослеживаемости сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Минсельхозу России, Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти до 20 декабря 2018 года внести в Правительство Российской Федерации согласованные с межведомственной рабочей группой по реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года №1364-р, предложения по усилению административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции, в том числе по установлению меры административной ответственности в виде изъятия технологического оборудования, используемого для производства пищевой продукции.

Источник: http://government.ru/orders/selection/401/34642/

09.11.2018 г.

В ЕАЭС должна проводиться единая политика по применению санитарных и фитосанитарных мер

Член Коллегии (министр) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Назаренко в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал о выстраиваемой в Евразийском экономическом союзе системе технического регулирования, предложениях по расширению полномочий ЕЭК в сфере санитарных и фитосанитарных мер.

Виктор Владимирович, на международном форуме "Евразийская неделя" в Ереване в числе других обсуждена тема совершенствования положений Договора о ЕАЭС в сфере технического регулирования и санитарных и фитосанитарных мер (СФС-мер). Какие изменения в Договор о ЕАЭС, на ваш взгляд, являются наиболее актуальными?

Мы работаем над корректировкой отдельных положений Договора о ЕАЭС. Это необходимо, чтобы обеспечить максимально эффективную защиту рынка от опасной продукции, а также для устранения технических барьеров и выпуска в странах союза товаров, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом рынке.

Речь идет, в частности, об обеспечении вступления в силу требований технических регламентов ЕАЭС только после того, когда перечни стандартов для их реализации приняты и установлен механизм компетентного разъяснения положений этих базовых с точки зрения безопасности документов. Важной задачей является и создание механизма своевременной корректировки технических регламентов и перечней стандартов к ним. Для полной реализации установленных в союзе обязательных требований необходимо формирование действенной и эффективной доказательной базы. Это требует своевременной разработки и принятия единых межгосударственных стандартов (ГОСТ).

Это область деятельности, где комиссии, на мой взгляд, нужно добавлять полномочия, как и по некоторым другим направлениям.

Совместно со странами ЕАЭС мы обсуждаем возможность внесения в договор о союзе изменений, которые позволили бы государствам-членам проводить единую политику в сфере применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Мы предложили странам союза подумать в этой связи о расширении полномочий ЕЭК. Считаем важным, чтобы комиссия могла, например, устанавливать унифицированный порядок введения временных СФС-мер. Организовывать и проводить аудиты систем контроля и совместные с уполномоченными органами стран ЕАЭС проверки в области санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер. Вести мониторинги в сфере СФС-мер. Устанавливать единые требования по видам административной ответственности за нарушение права союза. Мы также предлагаем внести изменения в Договор о ЕАЭС, связанные с установлением единых требований к системе управления рисками при осуществлении контроля (надзора) в области СФС-мер.

Среди других актуальных инициатив - предложения о наделении комиссии полномочиями по утверждению единых правил проведения ветеринарно-санитарной экспертизы сырья животного происхождения в рамках союза, разработке порядка прослеживаемости подкарантинной продукции, ввозимой из третьих стран и перемещаемой между государствами - членами ЕАЭС.

Вы уже почти два месяца работаете в должности министра ЕЭК. Перед началом работы в комиссии вы заявляли, что с появлением единых документов об оценке соответствия в ЕАЭС уровень защищенности белорусского рынка существенно снизился. Это утверждение касалось и других государств союза? Что удалось или планируется сделать, чтобы исправить ситуацию?

Решение этой проблемы на территории пяти стран союза осуществляется одновременно по всем направлениям технического регулирования. У нас уже приняты типовые схемы оценки соответствия - их еще можно назвать "кодекс оценки соответствия", который определяет общее горизонтальное законодательство союза в этой сфере и является согласованной основой для пересмотра технических регламентов. Процедуры, установленные в техрегламентах, будут равнозначны, а результаты проводимой оценки в каждой стране ЕАЭС - сопоставимы. Задача комиссии и сторон - в максимально короткие сроки привести технические регламенты в соответствие с новыми типовыми схемами.

Для повышения доверия к результатам деятельности испытательных лабораторий необходимо обеспечить сопоставимость результатов исследований (испытаний) путем оптимизации и стандартизации методик выполнения измерений, а также проведения сличительных испытаний.

Чтобы удалить с рынка недобросовестные органы по сертификации, требуется повысить эффективность аккредитации в государствах - членах союза, реализовав механизм взаимных сравнительных оценок национальных уполномоченных органов, заложенный в Договоре о ЕАЭС. Как я уже отметил, в сфере защиты рынка ЕАЭС от опасной и некачественной продукции требуется гармонизировать законодательство государств - членов союза в области установления видов ответственности для участников процедур выпуска продукции в обращение. Изготовители, уполномоченные изготовителями лица и импортеры должны нести соразмерную ответственность за безопасность и качество выпускаемой в обращение продукции, а органы по сертификации и испытательные лаборатории - отвечать за достоверность результатов и достаточность оценок соответствия.

Убежден, что интенсификация процедур выявления несоответствующей​ продукции за счет установления эффективного взаимодействия органов государственного надзора стран, исключение дублирования их функций в отдельных сферах предотвратит появление на рынке опасной продукции, освободит его от серых сертификатов и повысит доверие потребителей.

В Евразийском экономическом союзе выстраивается система единых для всех стран - участниц ЕАЭС технических регламентов. Что важно сделать для повышения эффективности их применения?

Принятие технических регламентов ЕАЭС - значимый этап на пути создания единого рынка товаров, но еще более важным процессом является реализация и совершенствование обязательных требований.

Комиссия совместно с государствами - членами союза ведет ежедневную кропотливую работу по преодолению отдельных проблем, как системных, так и частных, которые неизбежно возникают при формировании таких интеграционных объединений, как Евразийский экономический союз. В сфере установления обязательных требований работа ведется по ряду направлений, включая совершенствование Договора о ЕАЭС.

Необходима периодическая проверка научно-технического уровня техрегламентов и обеспечивающих стандартов, не реже, чем хотя бы раз в пять-восемь лет. В этих же целях должна быть налажена скоординированная разработка межгосударственных стандартов, обеспечивающих безопасность и высокую конкурентоспособность продукции, в том числе на международных рынках.

Требуется также совершенствование механизмов внесения изменений в технические регламенты и перечни стандартов к ним, поскольку сейчас на это требуются годы. Это происходит в том числе потому, что страны нередко не могут договориться по отдельным положениям техрегламентов.

Третье направление - разворачивание системной работы по стандартизации для реализации требований техрегламентов. Здесь нужно совершенствовать подходы к межгосударственной стандартизации, лучше координировать работу между государствами - членами союза. Речь также о выработке новых механизмов финансирования работ по стандартизации, организации системной работы по ревизии фонда ГОСТ, в том числе отмене устаревших и невостребованных стандартов, гармонизации разрабатываемых ГОСТов с наилучшими международными требованиями, вовлечении в разработку стандартов на методы испытаний компетентных специалистов испытательных лабораторий, в первую очередь ветеринарных и санитарных служб государств ЕАЭС.

Сколько союзных технических регламентов действует в ЕАЭС, и какие сферы они охватывают? Какие техрегламенты планируется разработать и принять в ближайшее время?

Всего принято 46 технических регламентов союза, 39 из них вступили в силу. Они регулируют примерно 85% всей обращаемой продукции. Это технические регламенты в области безопасности пищевой продукции, товаров массового потребления, средств защиты, электротехники и машиностроения, энергоресурсов.

17 ноября вступит в силу еще один технический регламент союза о безопасности оборудования для детских игровых площадок.

Продолжается разработка 12 технических регламентов союза, пять из которых - на завершающем этапе готовности. Это техрегламенты, устанавливающие требования к энергоэффективности бытовых электроприборов, магистральным трубопроводам, продукции гражданской обороны, алкогольной продукции, мясу птицы и продукции ее переработки.

На разных этапах разработки - техрегламенты на высоковольтное оборудование, угли и продукцию их переработки, корма и кормовые добавки, подвижной состав метрополитена, трамваи и легкорельсовый транспорт, материалы, контактирующие с пищевой продукцией, здания и сооружения, строительные материалы и изделия.

Насколько соблюдаются союзные техрегламенты в странах ЕАЭС? Какие меры необходимо предпринять для повышения безопасности обращающейся в ЕАЭС продукции?

Вступившие в силу технические регламенты союза в соответствии с Договором о ЕАЭС имеют прямое действие на союзной таможенной территории. Они должны применяться и исполняться в государствах - членах ЕАЭС без изъятий. Так почти всегда и происходит.

Однако иногда техрегламенты союза нарушаются. Это, конечно, требует безотлагательной реакции и решений национальных контролирующих органов, которые обязаны принимать меры по недопущению обращения в своих государствах продукции, не отвечающей обязательным требованиям безопасности и представляющей угрозу для жизни и здоровья людей.

Часть нарушений связана с несоответствием товаров техрегламентам ЕАЭС по микробиологическим, санитарно-гигиеническим показателям, с тем, что они не отвечают требованиям химической безопасности. В других товарах нарушены требования к маркировке: отсутствует, например, необходимое предупреждение об опасности для электротехнических видов продукции, указываются неполные сведения о составе пищевых продуктов, на упаковку нанесены недопустимые надписи, вводящие в заблуждение потребителей относительно назначения продуктов. Выявлены нарушения, связанные с процедурами оценки соответствия, в том числе оформлением деклараций о соответствии и сертификатов соответствия.

Поэтому перед ЕЭК и правительствами стран ЕАЭС остро стоит вопрос совершенствования права союза. Следует повысить ответственность и заявителей, подтверждающих соответствие продукции обязательным требованиям и выпускающих ее в обращение, и органов по сертификации при оценке соответствия продукции и выдаче сертификатов соответствия.

Мы стараемся гармонизировать законодательство государств - членов ЕАЭС по ряду важных позиций. Это касается организации взаимодействия органов госконтроля на всех стадиях жизненного цикла продукции, в том числе совместных проверок с возможностью участия в них в качестве наблюдателей специалистов ЕЭК. Это создание интегрированной информационной системы в целях оперативного взаимодействия органов госконтроля и иных уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС, включая информационную систему об опасной продукции. Сюда же можно отнести создание системы прослеживаемости продукции, которая обеспечивает ее легальность и безопасность, формирование механизмов урегулирования споров по результатам государственного контроля (надзора) в странах ЕАЭС, унификацию подходов к применению риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) в странах - членах союза.

Для предотвращения выпуска и обращения продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов союза, комиссия приняла ряд документов. В их числе - рекомендация Коллегии ЕЭК о взаимодействии органов государственного контроля (надзора) государств - членов ЕАЭС, принятая в июне этого года, и майское решение Коллегии комиссии о формировании системы информирования о продукции, не соответствующей требованиям союзных техрегламентов.

В ноябре на заседании Коллегии ЕЭК будет рассматриваться временный порядок взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ЕАЭС и ЕЭК при реализации пилотного проекта по формированию названной системы информирования. Готовим проект рекомендации комиссии о взаимодействии органов государственного контроля (надзора) и таможенных органов стран союза в целях предотвращения выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям техрегламентов ЕАЭС.

Насколько техрегламенты ЕАЭС гармонизированы с аналогичными документами, к примеру европейских стран? Насколько важно поддерживать высокий уровень требований технических регламентов?

Сразу отмечу, что требования технических регламентов союза во многом шире тех, которые заложены в европейских стандартах. Они могут объединять сразу несколько десятков таких стандартов или европейских директив.

Техрегаменты ЕАЭС применяются не только в целях защиты жизни и (или) здоровья человека или защиты окружающей среды. С учетом степени риска причинения вреда, в них могут содержаться специальные требования к продукции, а также связанным с требованиями к ней процессам. Например, к монтажу или утилизации этой продукции.

В технических регламентах союза устанавливаются также правила идентификации продукции, формы и схемы оценки соответствия. Могут устанавливаться свои процедуры оценки соответствия. Это зависит в том числе от наличия или отсутствия международной практики.

Вместе с тем в соответствии с правом союза, прежде всего Договором о ЕАЭС, в качестве основы для разработки техрегламентов применяются международные стандарты - правила, директивы, рекомендации и иные документы, принятые международными организациями.

Приведу примеры. Технический регламент "О безопасности пищевой продукции" гармонизирован с нормативными правовыми актами ЕС, техрегламенты "Пищевая продукция в части ее маркировки" и "О безопасности мяса и мясной продукции" - с нормативными правовыми актами ЕС и стандартами Кодекса Алиментариус. Причем первый из этих техрегламентов включает международную систему безопасности ХАССП, которая обеспечивает контроль на всех этапах производства. Требования, установленные техрегламентом "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", соответствуют европейской директиве по косметике.

Есть серия так называемых машиностроительных технических регламентов. Регламенты на сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы и колесные транспортные средства имеют прямые ссылки на правила ООН. Техрегламенты на машины и оборудование, электротехническое оборудование, оборудование, работающее во взрывоопасной среде, оборудование с избыточным давлением разработаны на основе соответствующих европейских директив.

В перечни стандартов к этим техническим регламентам включено 554 стандарта, разработанных на основе региональных стандартов EN. Отмечу, что для целей применения этих техрегламентов предусмотрена разработка еще 177 межгосударственных стандартов на основе стандартов EN.

Раз уж мы заговорили про стандартизацию, можно сказать, что одним из принципов технического регулирования в ЕАЭС является гармонизация межгосударственных стандартов с международными и региональными. Но не стоит забывать и другой принцип, прописанный в Договоре о ЕАЭС, - соответствие технического регулирования уровню экономического и научно-технического развития государств - членов союза. Здесь нужно четко держать баланс. Установление повышенных требований к продукции, во-первых, не должно привести к ослаблению конкурентоспособности предприятий на внутреннем рынке по сравнению с иностранными компаниями. А во-вторых, - нельзя спровоцировать массового недовольства в обществе, если новые требования приведут к значительному повышению цен на рынке.

В 2018 году Беларусь столкнулась с серьезными проблемами, связанными с поставками молочной продукции на российский рынок. Для их решения стороны приняли дорожную карту, но ситуация исправляется достаточно медленно. В урегулировании вопроса принимала участие и ЕЭК. Какие меры намечено реализовать на площадке комиссии, чтобы исключить необоснованные запреты и ограничения?

Действительно, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору России с 16 июля ввела временные ограничения в отношении белорусских предприятий в связи с повторным выявлением нитратов в питьевом молоке. При этом Россельхознадзор применял межгосударственный стандарт ГОСТ 32257-2013 "Молоко и молочная продукция. Метод определения нитратов и нитритов", включенный в перечень стандартов к техрегламенту на молоко. А ограничения поставок вводились в связи с несоответствием продукции техническому регламенту союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств". Согласно техрегламенту на пищевые добавки не допускается использование консервантов, в том числе при производстве молока. Это требование исключает возможность применения нитрата натрия (Е251) и нитрата калия (Е252) в качестве пищевых добавок с технологической функцией "консервант" при производстве молока.

Вопрос, связанный с обнаружением лабораториями Россельхознадзора консервантов (нитратов) в готовой молочной продукции белорусских предприятий, рассматривался 18 июля в ЕЭК на совещании с участием представителей уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии, технического регулирования и экспертов научно-исследовательских учреждений государств союза. В результате обсуждения сделаны выводы о неправомерности применения указанного стандарта для контроля содержания консервантов Е251 и Е252 в готовой молочной продукции на соответствие требованиям техрегламента на пищевые добавки и отсутствии доказательств вреда нитратов для здоровья человека в пределах фоновых уровней. По итогам совещания комиссия направила в Россельхознадзор разъяснения о порядке применения межгосстандарта ГОСТ 32257-2013.

Вопрос о введении Россельхознадзором временных ограничений рассмотрен 17 сентября в ЕЭК в рамках консультаций с участием представителей уполномоченных органов стран союза. Принято решение о вынесении его на рассмотрение Коллегией ЕЭК.

Источник

http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/25-10-2018-1v.aspx

25.10.2018

Министр ЕЭК Виктор Назаренко: «Совершенствование механизмов, заложенных в техническом регулировании, позволит устранить барьеры в торговле»

Совершенствование Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) для максимальной защиты союзного рынка от опасной продукции, снижения технических барьеров и выпуска в странах Союза товаров, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом рынке, – такую цель ставят перед собой Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), правительства и предприниматели государств-членов. Об этом заявил член Коллегии (министр) по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко на круглом столе «Совершенствование положений Договора о ЕАЭС в сфере технического регулирования. Мнение бизнес-сообщества», который прошел в рамках Международного форума «Евразийская неделя» в Ереване 23 октября.

«Обеспечение безопасности продукции – одна из основных задач Комиссии, которую она решает вместе с государственными органами, учеными и предпринимателями стран ЕАЭС, – подчеркнул Виктор Назаренко. – Переход на единые техрегламенты и стандарты позволяет союзным государствам говорить на одном языке, работать по единым правилам, ежедневно наполняя рынок множеством самых различных и безопасных товаров».

По словам члена Коллегии ЕЭК, механизмы, заложенные в техническом регулировании, способствуют устранению во многих случаях искусственно созданных барьеров в торговле, являющихся серьезной проблемой для бизнеса. Единая правовая база ЕАЭС помогает достижению этих целей.

Комиссия приняла 46 техрегламентов с момента создания Союза. Они регулируют безопасное обращение на едином рынке значительной части взаимопоставляемой продукции: от сжиженных углеводородных газов, нефти, минеральных удобрений и локомотивов до одежды, пищевых продуктов, питьевой воды и игрушек. Речь идет примерно о 85% товаров союзного рынка, сотнях тысяч наименований.

В разработке – еще порядка 12 техрегламентов, имеющих ключевое значение для развития экономик стран Союза. 39 принятых техрегламентов уже вступили в силу. В ноябре этого года начнет действовать техрегламент «О безопасности оборудования для детских игровых площадок». В 2019 году вступят в силу еще два, а в 2020–2021 годах – три новых технических регламента.

Как показала практика применения вступивших в силу единых техрегламентов, для достижения установленных в них обязательных требований необходимо четкое взаимодействие Комиссии с органами власти стран Союза, особенно при решении ситуаций, связанных с применением государствами-членами довольно большого количества изъятий и ограничений, а также с возникновением барьеров.

«Становится очевидным, что сегодня для успешной реализации союзных требований важно провести работу по устранению уже имеющихся противоречий в нормативной базе, которые иногда приводят к проблемам при поставке продукции, произведенной предприятиями стран Союза», – подчеркнул Виктор Назаренко.

Участники круглого стола отметили острую потребность в формировании доказательной базы к техническим регламентам Союза – стандартов, программ по разработке межгосударственных стандартов для наиболее полной их реализации.

Как отметил Виктор Назаренко, «такая работа невозможна без четко выстроенного механизма разработки и применения необходимых межгосударственных стандартов. Очевидны проблемы, связанные с их нехваткой, отсутствием межгосстандартов в отношении методик для оценки соответствия установленным требованиям, в целом – с устареванием фонда ГОСТ».

Для устранения проблем необходимо наладить системную работу по стандартизации: продумать механизмы финансирования, систематизировать отмену устаревших ГОСТ, гармонизировать вновь разрабатываемые стандарты с международными требованиями. Правильным шагом в этом направлении станет принятие Комиссией порядка по координации в рамках Союза работ по стандартизации для реализации единых техрегламентов.

По мнению участников круглого стола, нужна более надежная защита единого рынка от опасной продукции, в том числе не соответствующей техническим регламентам. Результаты надзорной деятельности в странах Союза показывают, что такие товары все еще попадают на рынок из-за недобросовестности ряда предпринимателей. При этом свою негативную лепту вносят некоторые органы по оценке соответствия, испытательные лаборатории, которые необоснованно выдают разрешительные документы.

Министр ЕЭК акцентировал внимание участников круглого стола на вопросе взаимного доверия к результатам деятельности аккредитованных организаций, дальнейшего углубления интеграции в этой сфере, в том числе посредством проведения взаимных сравнительных оценок органов по аккредитации на основании единого порядка. Реализация такого механизма позволит значительно снизить возможность выдачи документов об оценке соответствия недобросовестными органами по сертификации.

«Чтобы повысить доверие к результатам работ по оценке соответствия продукции требованиям техрегламентов ЕАЭС, следует провести дифференциацию видов ответственности для участников процедур выпуска продукции в обращение. Изготовители, их уполномоченные лица, импортеры, продавцы должны отвечать прежде всего за ее качество и безопасность. Органы по оценке соответствия – за предоставленные услуги, то есть за достоверность результатов и достаточность процедур», – подчеркнул министр ЕЭК.

Сейчас прорабатывается вопрос о разработке отдельного соглашения для определения принципов и подходов к установлению ответственности за нарушения в сфере технического регулирования.

Участники круглого стола обозначали важность скорейшей выработки предложений по совершенствованию положений Договора о ЕАЭС в сфере технического регулирования, которые должны быть направлены на снятие барьеров в торговле, четкое применение единых норм допуска товаров на рынок. Ведь часть предприятий государств-членов периодически сталкивается с проблемами поставок продукции из-за установления дополнительных требований в смежных с техническим регулированием сферах.

Справка

В заседании круглого стола приняли участие заместитель министра экономического развития и инвестиций Армении Альберт Бабаян, директор Научно-производственного республиканского унитарного предприятия «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» Ирина Осмола, председатель Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Казахстана Арман Шаккалиев, руководитель российской Федеральной службы по аккредитации Алексей Херсонцев и другие.

Источник: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/23_10_2018_3.aspx.

23.10.2018

На биологически активных добавках (БАД), реализуемых в Российской Федерации, не требуется нанесение маркировки в части указания информации о государственной регистрации БАД

На биологически активных добавках (БАД), реализуемых в Российской Федерации, не требуется нанесение маркировки в части указания информации о государственной регистрации БАД. Подобное требование не предусмотрено техническими регламентами ЕАЭС, однако участниками СУПР отмечались случаи когда в России оно предъявлялось. Согласно договору о ЕАЭС государства-члены обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов ЕАЭС, на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в тех регламентах Союза требований.

Роспотребнадзор направил разъяснения в свои территориальные органы и подведомственные организации о том, что требование о нанесении на БАДы информации о государственной регистрации не должно применяться. Это стало результатом совместной работы СУПР и Департамента функционирования внутренних рынков Евразийской экономической комиссии.

Письмо Роспотребнадзора от 27 августа 2018 г. N 01/11156-2018-32 «О применении санитарных правил» опубликовано на сайте КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/

Приняты изменения в ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки»

14 сентября 2018 года в прошло заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Совет ЕЭК уточнил требования к маркировке продуктов, что обеспечит лучшую читаемость и восприятие информации на потребительских упаковках.

В частности, уточнены критерии понятий «легкочитаемость», «понятность», определены требования к высоте шрифта, которым указываются отдельные сведения при маркировке пищевой продукции, введены требования к размещению на упаковке сведений о придуманном названии пищевой продукции. Например, сведения о дате изготовления и сроке годности указываются шрифтом высотой не менее 2 мм строчной буквы.

Критериями легкочитаемости являются четкость и разборчивость используемого в маркировке шрифта, а также контраст между цветом фона и цветом нанесенной на него информации, обеспечивающие возможность ее прочтения без применения специальных оптических приспособлений (за исключением очков или контактных линз). Критерием «понятности» – однозначность передачи смысла информации о продукте в форме текста либо текста и изображения.

Уточняются также требования к размещению на потребительской упаковке сведений о пищевой продукции, которая не содержится в потребительской упаковке или не была использована при производстве пищевой продукции или компонентов пищевой продукции, находящейся в потребительской упаковке, или вкус, аромат которой не имитируются компонентами, входящими в состав такой продукции.

Решение Совета ЕЭК позволит гражданам стран Союза более правильно выбирать продукты.

Предусмотрен срок введения в действие изменений, вносимых в техрегламент, – по истечении 180 календарных дней с даты их официального опубликования. Также для плавного перехода на новую упаковку предполагается переходный период – не менее 24 месяцев со дня вступления в силу изменений в техрегламент ЕАЭС.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

17.09.2018

Об отмене государственной санитарно-гигиенической экспертизы для продукции зарубежного производства в Республике Беларусь

На Правовом портале ЕАЭС опубликовано решение Евразийского межправительственного совета № 2 от 27 июля 2018 года об отмене государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции зарубежного производства в Республике Беларусь, установленной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 августа 2015 г. № 666.

https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01418365/icd_30072018_2

С 1 июля 2018 года в России композитную пищевую продукцию из стран ЕАЭС не нужно сопровождать ветеринарными документами

Композитная пищевая продукция из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с 1 июля 2108 г. в Российской Федерации не подлежит сопровождению ветеринарными документами. Перечень товаров, которые должны ими сопровождаться, уточнен Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. № 251. Это стало результатом совместной работы Евразийской экономической комиссии, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и бизнес-сообщества России.

К композитной пищевой продукции относятся переработанные и упакованные пищевые продукты, содержащие менее 50% сырья животного происхождения.

Принятое Россией решение является еще одним позитивным шагом для обеспечения свободы передвижения товаров на территории ЕАЭС.

Источник: https://barriers.eaeunion.org

23.07.2018

Барьеры в ЕАЭС: бизнес просит отменить дублирующие обязательные требования.

 

19 июня 2018 г. в Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия состоялась встреча с представителями Департамента функционирования внутренних рынков ЕЭК.

Представители бизнес-сообщества рассказали о наличии дополнительных по отношению к требованиям единых технических реламентов ЕАЭС обязательных требованиях в законодательстве государств – членов ЕАЭС и соответствующих дополнительных издержках. Представители ЕЭК проинформировали о ходе работы по рассмотрению и устранению данных препятствий, имеющих признаки барьеров во внутреннем рынке ЕАЭС.

Так, например, были затронуты вопросы:

- обязательных требованиях в Российской Федерации в отношении фильтрующих самоспасателей, которые входят в область применения технического регламента ЕАЭС;

- о требованиях Санитарных правил, которые запрещают транспортировать пищевую и непищевую продукцию совместно, при этом технический регламент ЕАЭС требует отсутствия соприкосновения данных видов продукции;

- о требованиях в Российской Федерации к осветительным устройствам и лампам, при распространении на них трех технических регламентов ЕАЭС.

- о требованиях национальных законодательств государств – членов ЕАЭС сопровождать копиями документов об оценке соответствия каждой партии товара в каждой точке продажи, несмотря на наличие единого знака обращения продукции на рынке государств- членов ЕАЭС и единого электронного реестра данных документов;

- о требованиях национальных законодательств государств – членов ЕАЭС по вынесению на маркировку продукции информации о % обогащения продукции витаминами, отличающихся от нормы техрегламента ЕАЭС.

По итогам было решено представить дополнительную информацию о фактах требований контролирующих органов, а также провести консультации на площадке ЕЭК по каждому вопросу в отдельности с участием государственных органов государств-членов ЕАЭС в рамках процедуры разделения данных препятствий, предшествующей уведомлению Коллегией ЕЭК государств – членов Союза о необходимости исполнения положений Договора о ЕАЭС.

При наличии подобных ситуаций представители ЕЭК призвали обращаться в Департамент функционирования внутренних рынков ЕЭК.


Об итогах заседания Комитета Комиссии «Кодекс Алиментариус» по остаткам ветеринарных препаратов в пищевых продуктах

24-я сессия Комитета Комиссии «Кодекс Алиментариус» по остаткам ветеринарных препаратов в пищевых продуктах состоялась в г. Чикаго, штат Иллинойс, США, 23-27 апреля 2018 года.

В работе Комитета приняли участие делегаты из 69 стран-членов, одной организации-члена (Европейского союза) и 7 организаций-наблюдателей. Российская делегация на заседании была представлена ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии».

Одним из основных результатов заседания стало сохранение на существующем этапе обсуждения проекта максимально допустимых уровней (МДУ) зилпатерола в мясе и мясных продуктах крупного рогатого скота.

В ходе дискуссии Российская Федерация отметила, что не поддерживает расширение перечня ветеринарных препаратов, в частности стимуляторами роста, используемыми в качестве добавок к кормам здоровых животных, а не в лечебных целях. Схожую позицию разделяют страны Евразийского экономического союза и Европейского союза, Египет, Индонезия, Таиланд и другие.

Российская делегация выразила обеспокоенность, что зилпатерол может представлять угрозу для здоровья людей, в особенности для уязвимых групп населения, но в имеющихся научных данных эти риски изучены недостаточно.

Страны-члены Кодекса не смогли прийти к консенсусу при принятии итогового решения по данному вопросу, в связи с чем Комитет согласился продолжить обсуждение предлагаемого МДУ зилпатерола в рамках следующей сессии.

В ходе заседания российская делегация также:

· высказалась за запрещение применения «кристаллического фиолетового» у продуктивных животных, в связи с отсутствием научных данных о наличии безопасных МДУ данного вещества;

· поддержала установление МДУ амоксициллина и ампициллина в некоторых частях рыб на уровне 50 мкг/кг, соответствующему нормативу, регламентируемому в России и странах Евразийского экономического союза.

Таким образом, в рамках мероприятия страны обсудили ряд вопросов по установлению безопасных для человека МДУ остатков ветеринарных препаратов в пищевых продуктах, определили полный список стандартов для утверждения в ходе следующего заседания Комиссии «Кодекс Алиментариус» (июль 2018 года) и договорились создать дополнительные электронные рабочие группы.

С итоговым отчетом 24-го заседания Комитета можно будет ознакомиться на официальном сайте Комиссии «Кодекс Алиментариус». http://www.fao.org/fao-who-codexalimentarius/committees/committee-detail/ru/?committee=CCRVDF

Справочно:

Зилпатерол является стимулятором роста, используется для увеличения размера крупного рогатого скота и эффективности их кормления.

Зилпатерол так же как и рактопамин относится к классу бета-агонистов, и, соответственно, обладает аналогичным механизмом действия.

Российская позиция по запрещению использования бета-агонистов для стимуляции роста животных основана на имеющихся научных данных оценки риска для здоровья населения и действующих значительно более жестких требованиях Евразийского экономического союза, чем стандарты, предложенные Кодексом и некоторыми странами.

Таким образом, использование бета-агонистов для стимуляции роста животных, исключает их применение при производстве мяса, поставляемого на российский рынок.

 

Источник: http://rospotrebnadzor.ru/

04.05.2018 г.

Опубликован перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации

Распоряжением от 28 апреля 2018 года №792-р. утвержден перечень из десяти групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с указанием сроков введения такой маркировки. К таким товарам отнесены табачная продукция, духи и туалетная вода, различные предметы одежды, обувные товары, фотокамеры и другие.
Распоряжение вступает в силу с 1 января 2019 г.


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

от 28 апреля 2018 г. № 792-р

МОСКВА

В соответствии с пунктом 3¹ части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации":

1. Утвердить прилагаемый перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

2. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2019 г.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                                                                                                                                                     Д.Медведев


УТВЕРЖДЕН

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 28 апреля 2018 г. № 792-р

П Е Р Е Ч Е Н Ь

отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке

средствами идентификации

 

Наименование группы товаров

Код

ОКПД 2

Код

ТН ВЭД ЕАЭС

Срок введения

обязательной

маркировки

Табачная продукция

12.00.11

2402

1 марта 2019 г.

Духи и туалетная вода

20.42.11

3303 00

1 декабря 2019 г.

Шины и покрышки пневматические резиновые новые

22.11.11

22.11.12

22.11.13

22.11.14

22.11.15

22.11.20

4011

1 декабря 2019 г.

Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи

14.11.10

4203 10 000

1 декабря 2019 г.

Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек

14.14.13

6106

1 декабря 2019 г.

Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков

14.13.21

6201

1 декабря 2019 г.

Пальто, полупальто, накидки,

плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек

14.13.31

6202

1 декабря 2019 г.

Белье постельное, столовое,

туалетное и кухонное

13.92.13

13.92.14

6302

1 декабря 2019 г.

Обувные товары

15.20.11

15.20.12

15.20.13

15.20.14

15.20.21

15.20.29

15.20.31

15.20.32

32.30.12

6401

6402

6403

6404

6405

1 июля 2019 г.

10.

Фотокамеры (кроме кинокамер),

фотовспышки и лампы-вспышки

26.70.12

26.70.14

26.70.17

26.70.19

9006

1 декабря 2019 г.

____________

Источник: http://government.ru/docs/32521/.

03.05.2018

О модели функционирования системы маркировки товаров контрольными знаками

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года №791-р. о модели функционирования системы маркировки товаров контрольными знаками. Базовые принципы, заложенные в модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации, предусматривают идентификацию каждой единицы товара путем присвоения уникального кода, создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки.


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

от 28 апреля 2018 г. № 791-р

МОСКВА

1. Утвердить прилагаемую модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации.

2. Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" сформировать проектный офис по созданию системы маркировки отдельных товаров средствами идентификации в Российской Федерации.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                                                                                                                           Д.Медведев


УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 апреля 2018 г. № 791-р

 

М О Д Е Л Ь

функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации

 

1. Настоящая модель определяет базовые принципы и организационную модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации.

2. Базовыми принципами функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации являются:

а) принятие решения о введении обязательной маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации на основе анализа целесообразности ее введения по конкретной группе товаров;

б) обеспечение минимизации затрат участников оборота товаров при введении маркировки товаров средствами идентификации;

в) идентификация каждой единицы товара путем присвоения товарам уникальных кодов;

г) регистрация всех этапов оборота товаров (от производства или ввоза в Российскую Федерацию до расчета за товар с применением контрольно-кассовой техники или иного вывода товара из оборота) в информационной системе маркировки товаров (далее - информационная система);

д) юридическая значимость информации, передаваемой участниками оборота товара в информационную систему;

е) ответственность для всех участников оборота товара за своевременность передачи информации о товаре и этапах его оборота в информационную систему, а также за достоверность указанной информации;

ж) формирование кода маркировки осуществляется централизованно и состоит из 2 частей - кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации, и уникальный код экземпляра товара. Код проверки формируется с использованием российских криптографических технологий;

з) создание условий для развития эффективной системы государственного и общественного контроля в сфере оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации;

и) открытость и доступность информации о маркировке товаров, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

к) единоразовое взимание платы за единицу кода маркировки товара при его генерации. За счет указанной платы обеспечивается в том числе регистрация всех этапов оборота товаров в информационной системе. Размер указанной платы устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

л) создание единого каталога товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации, его ведение и поддержание актуальности, предоставление доступа к нему всем заинтересованным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и бизнес-сообществу;

м) обеспечение круглосуточного, бесперебойного доступа участников к информационной системе.

3. Организационная модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации предполагает, что:

а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (координатор) должно осуществлять:

координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и участников оборота товаров в части проектов, связанных с маркировкой товаров средствами идентификации в Российской Федерации, с применением методов проектного управления;

разработку предложений по расширению перечня товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, и показателей эффективности проектов по маркировке товаров средствами идентификации;

разработку предложений о правилах маркировки товаров средствами идентификации, распространяющихся на все группы товаров, а также разработку с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений о правилах маркировки средствами идентификации для отдельных групп товаров с учетом их специфики и особенностей товарооборота и жизненного цикла;

разработку предложений о порядке информационного взаимодействия участников информационного обмена в рамках информационной системы;

разработку с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений о требованиях к информационной системе;

представление на регулярной основе в Правительство Российской Федерации информации о результатах введения системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации и реализации проектов по маркировке товаров средствами идентификации;

б) Министерство финансов Российской Федерации должно обеспечивать нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в части маркировки товаров средствами идентификации, формирование правовых основ маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации в пределах установленных полномочий;

в) инициатор (функциональный заказчик) - федеральный орган исполнительной власти, ответственный за государственную политику в сфере оборота определенных групп товаров, должен осуществлять:

подготовку и направление (на основе анализа текущей ситуации в отрасли, оценок бизнес-сообщества) координатору предложения о необходимости введения в отношении товарной группы требований об обязательной маркировке средствами идентификации, а также об установлении ключевых показателей эффективности введения указанных требований в отношении рассматриваемой товарной группы;

подготовку и направление координатору предложений об установлении особенностей правил маркировки средствами идентификации для отдельных товаров с учетом их специфики и особенностей товарооборота и жизненного цикла;

определение должностных лиц, ответственных за достижение ключевых показателей эффективности введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении рассматриваемой товарной группы;

г) Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации должно осуществлять контроль функционирования информационной системы, а также контроль деятельности оператора информационной системы по обеспечению работоспособности информационной системы;

д) оператор информационной системы - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, которое должно осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации:

создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационной системы, обеспечивающей централизованную генерацию кодов маркировки с использованием российских криптографических технологий, их учет и проверку, в том числе с применением контрольно-кассовой техники, а также прием, хранение и обработку сведений от участников оборота товара;

обеспечение бесперебойного функционирования информационной системы;

участие в организации механизмов общественного контроля за товарами, маркированными средствами идентификации;

оснащение производителей и импортеров товаров, для которых осуществляется генерация кода маркировки, программно-аппаратными средствами для обеспечения информационной безопасности на безвозмездной основе;

создание, формирование и ведение единого каталога товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации;

предоставление информации о товаре, содержащейся в информационной системе, заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления, участникам оборота товаров и потребителям;

е) органы государственного контроля и надзора (контрольные органы) должны являться пользователями информации, содержащейся в информационной системе, для целей осуществления своей деятельности.

4. Оператор информационной системы должен нести ответственность, в том числе финансовую, за работоспособность и соответствие информационной системы требованиям соответствующих нормативных правовых актов, а также за целостность, неизменность и сохранность информации, содержащейся в информационной системе.

____________

Источник: http://government.ru/docs/32520/.

03.05.2018

Члены союза

Актуально

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

Ранее все пять стран Евразийского экономического союза ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекращает действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

Источник: http://www.eurasiancommission.org