Новости

О решениях, принятых на заседании Коллегии ЕЭК 14 ноября 2017 года

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии, прошедшем 14 ноября 2017 года приняты решения, в том числе:

  1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 ноября 2017 года № 151 «О выполнении Республикой Беларусь обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза» https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415281/clcd_16112017_151
  2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 ноября 2017 года № 152 «Об утверждении Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения» https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415284/clcd_16112017_152
  3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 ноября 2017 года № 153 «О выполнении Российской Федерацией обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза». https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415287/clcd_16112017_153

Соответствующие пресс-релизы опубликованы на информационном портале Евразийского экономического союза «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» по ссылкам:

https://barriers.eaeunion.org/events/news/75 Коллегия Евразийской экономической комиссии защищает единое экономическое пространство ЕАЭС

https://barriers.eaeunion.org/events/news/76 Утверждена Методология разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на барьеры, изъятия и ограничения.

Препятствия на рынке ЕАЭС ведут к миллионным убыткам – сообщили представители бизнеса в ЕЭК

До двух млн евро в год теряют предприниматели из-за того, что в российском законодательстве перечень товаров, которые необходимо сопровождать ветеринарными документами, шире, чем предусмотрено правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом сообщили представители  Союза участников потребительского рынка (СУПР) на встрече со специалистами Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 8 ноября. Мероприятие состоялось под председательством директора Департамента функционирования внутренних рынков ЕЭК Ильи Черного.

Представители СУПР также отметили, что в России требования к алкогольной продукции отличаются от требований техрегламентов ЕАЭС «О безопасности пищевой продукции» и «Пищевая продукция в части ее маркировки». Из-за этого производители несут дополнительные издержки, которые отражаются на себестоимости товаров.

Кроме того, предприниматели обратили внимание, что в Беларуси Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 849 введены и будут расширяться по видам продукции обязательные требования к испытанию продукции по показателям энергетической эффективности. В этой связи производители и импортеры будут вынуждены проводить испытания своих товаров только в аккредитованных в Беларуси лабораториях, что повлечет значительные временные и денежные затраты. В зависимости от вида продукции испытания занимают от 1 до 14 дней, а их стоимость может доходить до 1500 долл. США.

Варианты решения всех озвученных проблем Комиссия будет обсуждать с уполномоченными органами стран ЕАЭС. Также в рамках встречи достигнута договоренность о совместном проведении оценки влияния препятствий на бизнес для последующего использования полученной информации в аналитической работе.

Участники встречи подчеркнули необходимость организации регулярных консультаций ЕЭК и бизнес-сообщества, посвященных отдельным барьерам, изъятиям и ограничениям на рынке ЕАЭС.

Илья Черный в своем выступлении отметил, что одним из важнейших шагов на пути обеспечения свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на рынке Союза стало принятие 25 октября Евразийским межправительственным советом «дорожной карты» по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018 - 2019 годы.

«В «Дорожной карте» зафиксировано 34 мероприятия по устранению препятствий в таких сферах, как трудовая миграция, налоги и налогообложение, таможенное и техническое регулирование, государственные (муниципальные) закупки, и ряде других», – сказал директор Департамента функционирования внутренних рынков ЕЭК.

Как отметила по итогам встречи генеральный директор СУПР Ольга Баранникова, благодаря работе Департамента функционирования внутренних рынков Комиссии устраняются препятствия в торговле между странами ЕАЭС. «Мы надеемся, что с каждым годом таких препятствий будет меньше. Ведь их устранение способствует существенному росту взаимного товарооборота в рамках Союза», – считает Ольга Баранникова.

 

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

10.11.2017

 


Новый стандарт установит критерии точности объема и веса упаковки товара на российском рынке

В Российской Федерации появится новый национальный стандарт, устанавливающий границы допустимой погрешности веса или объема для расфасованных товаров. Таким образом, конечный покупатель будет уверен в точности объема или веса приобретаемой в России продукции. В свою очередь, производитель получит дополнительные маркетинговые преимущества на рынке.

C инициативой о принятии национального стандарта выступило Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Новым ГОСТом предлагается установить пределы допустимой погрешности от одного до девяти процентов в зависимости от веса или объема упаковки товара. Стандарт будет разработан на основе только что усовершенствованной редакции документа Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) «Руководящие указания для определения требований к системе сертификации фасованных товаров в упаковках».

Тем самым, в России актуализируются требования межгосударственного стандарта ГОСТ 8.579-2002 «ГСИ. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте». Этим стандартом установлен знак «Ф» как международный знак соответствия количества фасованных товаров в упаковках необходимым требованиям. Знак «Ф» является аналогом европейского знака «е». Его применение будет носить добровольный характер.

Соответствие параметров на упаковке товара содержимому является важным фактором для покупателя, и демонстрация такой достоверности – хороший маркетинговый ход. Поэтому, по мнению Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, решение проблемы такого «недовеса» успешно решается встречным движением изготовителей продукции и ее потребителей. «Государство здесь выступает, скорее, в роли арбитра, устанавливающего правила игры в виде стандарта и идеальных показателей, являющихся полезным  ориентиром для всех участников рынка», – отметил глава Минпромторга России, курирующий деятельность Росстандарта. В условиях рыночной экономики организация такой работы может быть выстроена, к примеру, в Национальной системе сертификации, в рамках которой предусмотрено добровольное подтверждение заявленного качества продукции соответствующему ГОСТу. «Являющийся оператором НСС, Росстандарт отвечает также за контроль точности измерений в России», – напомнил министр.

По словам Руководителя Росстандарта Алексея Абрамова, принятием стандарта окончательно ставится точка в установлении контроля за «недовесом» или «недоливом». В целом эта проблема уже решена надзором за средствами измерений, которые используются при расфасовке продукции, а в случае мошеннических схем в торговле – реагированием со стороны правоохранительных органов. С введением же нового стандарта достоверность веса и объема упаковки товара будет гарантирована за счет проведения Росстандартом систематического инспекционного контроля за соответствием сертифицированной расфасовки ГОСТу.

Источник: http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=7685

13.10.2017

О 24-ом заседании Консультативного комитета ЕЭК по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер 29 сентября 2017 г.

Информация о наличии в пищевой продукции генно-модифицированных организмов (ГМО) станет доступнее для потребителей. Соответствующие требования будут прописаны в техническом регламенте Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), изменения в который в целом были одобрены на 24-м заседании Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер 29 сентября.

Изменения предусматривают требование информировать потребителей о наличии в пищевой продукции ГМО посредством нанесения на маркировку надписи «ГМО».

На заседании был одобрен проект техрегламента ЕАЭС «О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию». Государством-разработчиком документа является Россия. Документ устанавливает единые обязательные для применения и исполнения требования к товарному газу на этапах его жизненного цикла, выпускаемого в обращение на территории Союза.

Соответствующие требования установлены к горючему природному газу, подготовленному к транспортированию по магистральным газопроводам; промышленного и коммунально-бытового назначения; компримированному, подготовленному для использования в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания; сжиженному после специальной подготовки и используемому в качестве топлива. Документ также устанавливает правила обращения газа на рынке Союза, согласно которым, в частности, каждая партия газа должна сопровождаться паспортом качества с четко определенным перечнем информации, включая наименование юридического лица, оформившего паспорт, нормативные значения показателей газа, результаты лабораторных испытаний, единый знак обращения продукции на рынке ЕАЭС, который проставляется в паспорте.

Кроме того, члены комитета договорились, что перед вынесением на рассмотрение заседания Коллегии Евразийской экономической комиссии еще раз обсудят проект техрегламента ЕАЭС «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств». Документ будет устанавливать требования по энергоэффективности к таким энергопотребляющим устройствам, как холодильники, телевизоры, стиральные, сушильные и посудомоечные машины, лампы, компьютеры и прочие. Ранее подобных требований на уровне Союза не было. Предусмотрены сроки их поэтапного введения в действие.

Проект техрегламента предполагает предоставление потребителям информации об энергоэффективности энергопотребляющих устройств с помощью специальных этикеток. Их форму и содержание Комиссии еще предстоит установить. Цель документа – предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках ЕАЭС.

На заседании согласованы перечни стандартов к техрегламенту ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду», вступающему в силу с 1 января 2019 года. Перечни включают 84 межгосударственных стандартов, 102 национальных стандарта стран ЕАЭС и 25 методик (до разработки соответствующих межгосударственных стандартов и внесения их в перечень стандартов). Перечни стандартов подготовлены в целях выполнения требований техрегламента Союза по питьевой воде, а также для проведения исследований (испытаний) и измерений при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям этого технического регламента.

Согласован проект решения Совета Комиссии по внесению изменений в План разработки технических регламентов, который предусматривает приведение техрегламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в соответствие с требованиями технического регламента Союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017).

Консультативный комитет в целом одобрил изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и комплект документов к нему. Изменения направлены на установление требований, в том числе к санитарному транспорту. К примеру, салоны автомобилей скорой медицинской помощи классов В и С должны быть оборудованы системой подачи медицинских газов с индикацией значения высокого давления и сигнализацией критических значений давления в системе, а также тележкой-каталкой для размещения основных носилок на приёмном устройстве.

Кроме того, согласован перечень научно-исследовательских работ Департамента технического регулирования и аккредитации на 2018 год, в том числе в рамках одной из НИР предполагается провести исследование новых видов никотинсодержащей продукции, предложить требования и инструменты для их реализации и механизм внедрения нотификации органов по оценке (подтверждению) соответствия в ЕАЭС.

02.10.2017

Об утверждении Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года

​Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами сообщил об утверждении Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. В ходе совещания он подчеркнул, что стратегия призвана задать ориентиры регулирования в сфере защиты прав потребителей – и через специальные программы, и через индивидуальное консультирование, в частности, повышение правовой грамотности. Первоочередное внимание в стратегии будет уделено таким важным для здоровья людей сферам, как продукты питания, медицинские услуги, фармацевтические товары, энергоснабжение, коммунальные услуги, туристические услуги – тому, что вызывает наибольшее количество вопросов, нареканий и по поводу чего люди чаще всего обращаются за консультациями или за судебной защитой.

Председатель Правительства Российской Федерации поручил Роспотребнадзору совместно с другими федеральными ведомствами подготовить и представить в Правительство Российской Федерации план реализации Стратегии.

Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р.

Стратегия подготовлена Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей 18 апреля 2017 года.

​Впервые за 25 лет развития национальной системы защиты прав потребителей у ее участников появился официальный документ, определяющий основные приоритеты на ближайшее десятилетие.

​Прежде всего, в указанном документе стратегического характера на основе правоприменительной практики, сложившейся за последние годы на федеральном, региональном и местном уровнях, дана оценка текущего состояния защиты прав потребителей в Российской Федерации. При этом в Стратегии поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир.

​Основными целями Стратегии провозглашены обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам; повышение уровня и качества жизни населения Российской Федерации; защита интересов потребителей всех слоев населения при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения.

​Реализации последней из названных целей посвящен целый раздел Стратегии. Следует отметить, что в мировой практике не так много примеров разработки специальных мер по защите социально уязвимых групп населения, а выработка системного подхода к улучшению положения потребителей из числа лиц с ограниченными возможностями, людей старшего поколения, несовершеннолетних и ряда других категорий – вообще является уникальным опытом.

Необходимость актуализации и систематизации потребительского законодательства – еще одно из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения недвижимости, финансовых, медицинских, цифровых услуг, заключения договора перевозки или покупок в сети «Интернет».

Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции, и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет», потребуется изменение законодательства и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.

​Большое внимание в Стратегии уделено и необходимости выработки системного подхода по борьбе с недобросовестными практиками со стороны продавцов, исполнителей и их посредников. Такие практики отрицательно сказываются на потребителях, вызывают рост недоверия к новым сферам экономики и отдельным продуктам, что в целом мешает развитию добросовестных участников рынка.

​Для этих целей, в частности, предполагается реализовать меры по противодействию агрессивным методам маркетинга и нарушениям, связанным с недостоверной маркировкой товаров.

Кроме того, дополнительным способом борьбы с недобросовестными практиками, в том числе, связанными с навязыванием дополнительных товаров и услуг, должно стать введение механизма контрольной закупки.

Одной из принципиально новых процессуальных возможностей защиты прав и законных интересов групп потребителей должно стать внедрение процедуры рассмотрения в судах групповых исков.

В целом уровень информированности потребителей о своих правах, о рациональном потреблении и рекомендациях по выбору товаров и услуг, о механизмах урегулирования споров – это важный индикатор развития информационного общества. Предполагается, что информированность российского потребителя будет улучшаться за счет реализации программ просвещения, консультирования, повышения потребительской грамотности, а также за счет развития государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей на базе которого предполагается развитие высокотехнологичной платформы для потребителей, где будет собрана важная и актуальная информация.

Многие предложения, послужившие фундаментальной основой для Стратегии, прозвучали на заседании президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей и в ходе подготовки к нему, на рабочих совещаниях с экспертным сообществом, обсуждались на мероприятиях с общественными организациями и в ходе работы профильных консультативных органов на национальном, региональном и международном уровне, а также на международных площадках.

Стратегией закрепляется идея расширения международного сотрудничества в области защиты прав потребителей и активного участия Российской Федерации в этих процессах. Это необходимо, в первую очередь, для выработки эффективных механизмов защиты российских потребителей при совершении ими покупок за границей, и приобретении услуг на иностранных интернет-ресурсах.

Утверждение Стратегии предполагает разработку в шестимесячный срок подробного плана мероприятий по ее реализации. Указанная работа уже начата и будет осуществляться с учетом предложений участников национальной системы защиты прав потребителей и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru/

05.09.2017

О резолюции Международной конференции «Безопасность пищевой продукции и анализ риска»

Роспотребнадзор и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) согласовали текст итоговой резолюции Международной конференции «Безопасность пищевой продукции и анализ риска» (18-19 мая, Сочи). Конференция была организована при поддержке Правительства Российской Федерации и собрала участников из 23 стран мира, включая представителей государственных органов власти, научных организаций, бизнес - сообщества, а также 3 международных межправительственных организаций, была принята соответствующая резолюция.

Участники конференции обсудили такие вопросы как совершенствование обеспечения безопасности пищевых продуктов в современном мире, проведение анализа риска, являющегося одним из приоритетных научных инструментов, позволяющих обеспечить безопасность пищевых продуктов, а также необходимость развития межгосударственного и межсекторального сотрудничества, обмена информацией, совершенствования научной базы в данной области.

Делегатами поддержана инициатива проведения данной конференции на регулярной основе.

Скачать текст резолюции можно по ссылке.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

11.08.2017 г.

Итоговая резолюция участников международной конференции
«Безопасность пищевой продукции и анализ риска»

Международная конференция «Безопасность пищевой продукции и анализ риска» состоялась 18-19 мая 2017 года в г. Сочи (Российская Федерация).

В работе Конференции приняли участие более 250 делегатов из 23 стран мира, включая  представителей  государственных органов власти  (107),  научных организаций (56),  бизнес - сообщества (54),  а также 3 международных межправительственных организаций. В рамках Конференции проведены 2 пленарных заседания и 10 сессий по узким вопросам, в ходе которых представлено 49  докладов по приоритетным вопросам обеспечения безопасности  пищевой продукции и основным достижениям мирового научного сообщества в использовании методологии оценки риска.

Одной из главных тем стала проблема противодействия устойчивости патогенных микроорганизмов к противомикробным препаратам (УПП). В рамках конференции Роспотребнадзором  и ФАО  была  презентована  совместная инициатива России и ФАО по оказанию содействия странам Восточной Европы и Центральной Азии в развитии и реализации  государственных стратегий  по уменьшению угрозы устойчивости к противомикробным препаратам, совершенствованию  нормативно-правовой базы и  профессиональной подготовке профильных  специалистов.

Участниками мероприятия по основной теме Конференции - проблемы противодействия устойчивости к противомикробным препаратам - были сделаны следующие выводы:

- считать Конференцию в Сочи 18-19 мая 2017 года первым этапом совместной трехлетней программы России и ФАО по оказанию содействия странам Восточной Европы и Центральной Азии в развитии и реализации государственных стратегий  по уменьшению угрозы УПП;

- для достижения Целей устойчивого развития в области питания необходимо стимулировать участие в программах и инициативах ФАО, направленных на борьбу с УПП, способствовать обеспечению финансирования данных программ, создавать сети сотрудничающих центров, участвующих в наращивании потенциала противодействия формированию УПП и оказания технической помощи странам реципиентам;

- обмен накопленным в государствах-членах ФАО опытом и наилучшими практиками по сокращению использования антибиотиков в здравоохранении и сельском хозяйстве будет способствовать противодействию выработке устойчивости к противомикробным препаратам;

- улучшение взаимодействия со средствами массовой информации поможет решить вопрос  информирования населения об основных задачах и способах предотвращения угрозы УПП.

В  ходе других проведенных сессий участниками конференции были освещены  результаты научных исследований и приведены практические примеры решения задач по следующим основным темам: проведение научных исследований в области оценки риска, управлением рисками и информирования о рисках; гармонизация стандартов безопасности пищевой продукции;  борьба с фальсификацией пищевой продукции в связи с развитием трансграничной и цифровой торговли; оценка негативного влияния глобализации мировой экономики на обеспечение защиты жизни и здоровья населения.

Участники  Конференции признают, что существующие меры и подходы межгосударственного и межсекторального сотрудничества, обмена информацией, совершенствования научной базы, реализации новых и организации новых программ (инициатив) должны быть усилены для обеспечения безопасности пищевой продукции. Развитие потенциала должно осуществляться комплексно, быть ориентировано на конкретные страны и учитывать специфику конкретных условий, национальную политику и процессы развития и основываться на готовности стран к изменениям.

По итогам представленных докладов и состоявшегося обсуждения участниками  конференции были сформулированы следующие предложения:

- наращивать международное сотрудничество для наилучшего использования имеющейся информации и моделей для дальнейшего совершенствования оценки риска загрязнения пищевой продукции;

- гармонизировать методологию анализа риска загрязнения пищевых продуктов и подходы к установлению величин максимально допустимых уровней химических веществ в пищевых продуктах, совершенствовать изучение комбинированного воздействия различных химических веществ, а также сочетанного действия факторов различной природы;

- генерировать достоверные научные данные для включения в стандарты Комиссии Кодекс Алиментариус и принятия решений о безопасности пищевых продуктов на основе риска на базе сбора данных о потреблении отдельных продуктов питания стандартизованными методами;

- применять научно обоснованную оценку риска загрязнения пищевой продукции, включая представленные на конференции подходы, для развития управления риском и риск-коммуникации между ответственными лицами, принимающими решения, научным сообществом, потребителями и производителями;

- разработать международные и национальные методы контроля наноматериалов в пищевых продуктах для оценки и управления связанными с ними рисками, использовать в качестве отправной точки для разработки процедур оценки риска ГМО в пищевых продуктах животного происхождения механизмы, успешно применяемые в отношении генно-модифицированных растений,  применять современные подходы и новые лабораторные диагностические методы в повседневную практику контроля качества продукции, включая применение новых питательных сред и биодетекции для совершенствования микробиологического контроля качества пищевых продуктов;

- изучить возможность использования инновационных антибактериальных агентов, включая бактериофаги, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, в качестве одного из инструментов для снижения применения противомикробных препаратов;

- разработать требования к интернет-ресурсам, которые рекомендуются в качестве платформы риск-коммуникации, адаптировать научную информацию для восприятия потребителями, совершенствовать учебно-методические пособия по вопросам безопасности пищевых продуктов, а также внедрять их в программы академического и постуниверситетского обучения.

Участники отметили, что Конференция продемонстрировала актуальность вопросов совершенствования обеспечения, в том числе научного,  безопасности пищевых продуктов в современном мире, оценили высокий уровень организации заседания, качество и профессионализм состоявшихся дискуссий, определив важность проведения анализа риска, являющегося одним из приоритетных научных инструментов, позволяющих обеспечить безопасность пищевых продуктов.

Участники конференции благодарят Российскую Федерацию и Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций (ФАО) за организацию конференции и поддерживают инициативу проведения очередной конференции «Безопасность пищевой продукции и анализ риска» в 2019 году  на территории Российской Федерации.

Гармонизация акцизов на табачную и алкогольную продукцию, единые принципы маркировки – важные шаги к дальнейшей интеграции стран ЕАЭС

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приняла решение направить на внутригосударственное согласование проект Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Документ, подготовленный рабочей группой Комиссии, направлен в правительства стран Союза. В дальнейшем, после одобрения Советом ЕЭК, соглашение будет предложено для принятия и подписания главами правительств государств-членов. Предполагается, что оно будет подписано до конца 2017 года.

При разработке проекта соглашения особое внимание уделялось созданию условий для защиты прав потребителей, а также жизни и здоровья человека, обеспечения законного оборота товаров на территории ЕАЭС. Документ определяет основные механизмы маркировки и обеспечивает реализацию принципа прослеживаемости товаров, обращающихся на таможенной территории Союза. Какие именно товары попадут под его действие, будет решено позже на заседании Совета ЕЭК.

В соответствии с предложенным проектом соглашения товары должны быть промаркированы унифицированными в рамках ЕАЭС средствами идентификации, информация о которых будет вноситься в единый реестр. Формировать и вести реестр должна ЕЭК.

Ранее в Комиссии в рамках специальной рабочей группы с участием руководства уполномоченных ведомств Союза прошло заседание, на котором обсуждались ключевые подходы и принципы развития системы маркировки товаров средствами идентификации (см.: www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/26-06-2017-3.aspx). В частности, общими требованиями к средствам идентификации должны стать их машиночитаемость и технологическая совместимость (взаимочитаемость).

Коллегия ЕЭК одобрила проект распоряжения Совета ЕЭК, которым будут определены некоторые положения соглашений, регулирующих принципы ведения налоговой политики государств-членов ЕАЭС в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию. В частности, предлагается наделить Совет ЕЭК полномочиями по утверждению индикативных ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию, а также диапазонов отклонений от них. Расчёт индикативных ставок будет вестись с учетом курса евро к соответствующей национальной валюте государства Союза, применяемого при бюджетном планировании на очередной календарный год.

Предполагается, что будет применяться пакетный принцип – соглашения, регулирующие принципы ведения налоговой политики государств-членов ЕАЭС в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию, должны вступить в силу одновременно с Соглашением о регулировании алкогольного рынка в рамках Союза.

Индикативные ставки и диапазоны отклонения будут утверждаться каждые пять лет сроком на один год начиная с 2022 года.

Принятие соглашений станет важным шагом на пути к созданию единого рынка алкогольной и табачной продукции в ЕАЭС через гармонизацию ставок акцизов.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

08.08.2017

Вступает в силу техрегламент ЕАЭС о безопасности рыбы и рыбной продукции: с 1 сентября покупатели перестанут платить за лед

Масса глазури (льда) в замороженной рыбе не должна превышать 5 %. Об этом и других новшествах техрегламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности рыбы и рыбной продукции» сообщил член Коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Валерий Корешков на отраслевой конференции, прошедшей 27 июля в Южно-Сахалинске (Россия). Он напомнил, что техрегламент вступит в силу 1 сентября нынешнего года.

В работе конференции приняли участие члены правительства Сахалинской области, представители госучреждений, рыбохозяйственных предприятий и ассоциаций из ряда российских регионов, для которых вопросы, связанные с развитием рыбной отрасли, имеют особое значение. В районе Сахалина и Курильских островов, например, в прошлом году рыбаки выловили почти пятую часть общероссийского улова водных биологических ресурсов, составившего в целом по стране более 4,5 млн тонн.

Техрегламент разработан лучшими учеными пяти стран Союза совместно с ЕЭК для защиты жизни и здоровья потребителей от опасной продукции, а также от фальсификата. В документе, в частности, содержатся точные данные о доле глазури в мороженой рыбе и морепродуктах. Масса глазури в замороженной рыбной продукции из разделанных или очищенных ракообразных должна быть не более 7% процентов, из неразделанных ракообразных – не более 14 %.  Гонясь за прибылью, многие предприниматели так перемораживают рыбопродукты, что покупатель не может понять, за что платит – за рыбу или лед. Теперь масса рыбы будет указываться на упаковке отдельно от массы глазури, для которой установлены конкретные предельно допустимые цифры.

«Техрегламент ЕАЭС на рыбу и рыбную продукцию, по сути, – большой шаг вперед, – отметил Валерий Корешков. – Документ позволит отследить и сделать безопасными все этапы обращения пищевой рыбной продукции – от вылова до реализации и утилизации. Он несет много новшеств, направленных на защиту потребителей и определяющих для бизнеса четкие правила работы».

Пищевая рыбная продукция, не отвечающая требованиям техрегламента Союза, не сможет попасть на прилавки магазинов союзных государств. Он, например, запрещает или минимизирует содержание в рыбопродуктах амоксициллина, бацитрацина, галофугинона и других вредных для здоровья человека препаратов и стимуляторов роста, которые нередко используют производители, разводящие рыбу, ракообразных, мидий и других водных животных. В отношении рыбы, растущей в естественных условиях, техрегламент определяет, что она должна быть выловлена в «безопасных районах добычи». Мониторинг безопасности будут осуществлять уполномоченные органы государств-членов и размещать на официальных сайтах, чтобы рыбаки знали, в каких районах разрешено ловить.

К обращению в странах Союза не допускается пищевая рыбная продукция, изготовленная из ядовитых рыб ряда семейств, не соответствующая потребительским свойствам по органолептическим показателям, подвергнутая размораживанию в период хранения, содержащая опасные для здоровья человека биотоксины, а также «мороженая, имеющая температуру в толще продукта выше минус 18 градусов».

В соответствии с союзным техгламентом живая рыба «с признаками засыпания» должна быть реализована как рыба-сырец, то есть как свежая рыба без признаков жизни при температуре не выше температуры среды обитания, или охлаждаемая. Морские ежи, ракообразные, брюхоногие и двустворчатые моллюски должны направляться на продажу и переработку только в живом виде. Трепангов после вылова следует незамедлительно разделать, устриц – уложить вогнутой створкой раковины вниз, морских гребешков – выпуклой створкой вниз.

Впервые установлены нормы допустимого содержания влаги в мышечной ткани мороженых промысловых рыб и водных беспозвоночных. Например, в семге – не   более 72 % процентов, дальневосточной скумбрии и северной креветке – не более 80 %, а в камчатском крабе – не более 82 %.

Отдельно оговаривается в техрегламенте производство детского питания. Так, пищевую рыбную продукцию для детей первого года жизни следует производить не в обычных условиях рыбоперерабатывающего предприятия, а на специализированных производственных объектах, в спеццехах или на специальных технологических линиях. Для более старших, включая детей школьного возраста, – условия производства немного смягчены: производить питание можно и на технологическом оборудовании общего назначения, но – обязательно в начале рабочей смены или в отдельную смену после его мойки и дезинфекции.

При производстве рыбной пищевой продукции для детей нельзя использовать фосфаты, усилители вкуса, бензойную, сорбиновую кислоты и их соли, а также другие пищевые  ингредиенты, где есть эти  пищевые добавки.

«Нововведения, безусловно, укрепят потребительское доверие к отечественной рыбе, внесут значительный вклад в повышение уровня продовольственной безопасности в странах ЕАЭС», – резюмировал Валерий Корешков.

Для адаптации предпринимателей к новым условиям установлен достаточно длительный переходный период. Как отметил министр ЕЭК,  документы об оценке соответствия пищевой рыбной продукции,  оформленные рыбоперерабатывающими предприятиями до вступления  в силу технического регламента, будут считаться действительными до окончания срока их действия, но не позднее 1 сентября  2019 года. Обращение такой продукции допускается в течение срока ее годности. Это, по мнению экспертов, обеспечит возможность планомерного перехода участников рынка на выпуск рыбных товаров, отвечающих новым требованиям.

31.07.2017

Система прослеживаемости ЕАЭС – плюсы для потребителей, бизнеса и правительств стран Союза

Цифровизация всех сфер деятельности изменит облик экономики, модели и методы работы с данными, сами товары и услуги, а также функции государства и форматы его взаимодействия с обществом. Бизнес заинтересован в создании цифровых экосистем, в которых государство не только собирает информацию с минимальными издержками для предприятий и граждан, но и предлагает эффективные сервисы, стимулирующие развитие всех значимых для будущего сфер деятельности, а также снимает барьеры, существующие в традиционных моделях взаимодействия. Потребителям сегодня нужна информация не только о составе, но и месте, условиях производства товаров. Государство рассчитывает, что бизнес будет соответствовать задаваемым стандартам, соблюдать правила налогового и таможенного законодательства, требования технических регламентов, ветеринарного и фитосанитарного контроля.

Об этом говорили участники форсайт-сессии «Прослеживаемость в контексте цифровой экономики», которая прошла в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и собрала более 100 участников, представляющих корпорации, бизнес-ассоциации, органы власти и экспертное сообщество из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Открывая форсайт-сессию, Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян напомнил, что государства-члены ЕАЭС взяли на себя обязательства обеспечить на территории Союза свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В связи с этим важно синхронизировать уже инициированные странами ЕАЭС программы цифровизации в сфере взаимодействия бизнеса и государства. «Как Вы знаете, ЕАЭС с прошлого года активно включился к проработке цифровой повестки, и сейчас идет доработка Основных направлений реализации цифровой повестки до 2025 года, – сказал Тигран Сарксиян. – Мы договорились, что эта работа будет реализовываться через инициативы и проекты. Одной из них является идея прослеживаемости». Если не наладить взаимодействие, появятся новые барьеры и препятствия для развития бизнеса и экономик стран ЕАЭС, считает Председатель Коллегии ЕЭК.

Тигран Саркисян предложил участникам форсайт-сессии подумать, какие функции может и должно брать на себя государство в цифровую эпоху и какие форматы взаимодействия бизнеса и власти могут быть наиболее эффективны в странах ЕАЭС. «Мы должны создать наиболее вероятную картину будущего, отследить динамику изменений, понять, как меняются стратегии экономических субъектов, глобальные тренды. А определившись с этим, разрабатывать адекватные регулирующие механизмы под новую цифровую действительность», – считает Председатель Коллегии ЕЭК.

Комиссия уже подготовила Соглашение о механизме прослеживаемости товаров в рамках Союза. В настоящее время оно проходит процедуры согласования в государствах-членах. Предполагается, что действие соглашения будет распространяться на товары, ввезенные на территорию Союза и выпущенные для внутреннего потребления. Их перечень будет определять Совет Комиссии.

В каждой из стран ЕАЭС должна быть создана информационная система, в которой планируется аккумулировать сведения из документов, сопровождающих товар, в том числе сведения о факте совершения сделки, ее участниках, наименовании и объемах товара. Обязанность вносить эти сведения в информационную систему предполагается возложить на лицо, заключающее сделку о реализации товара.

Национальные информационные системы будут обмениваться набором сведений, необходимых для прослеживаемости. При этом розничная торговля выведена из сферы охвата проекта соглашения.

Член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян рассказала о том, какие системы, обеспечивающие прослеживаемость товаров и услуг, уже внедрены в странах ЕАЭС. Среди них: мониторинг и контроль оборота алкогольсодержащей и табачной продукции на территории Армении, Беларуси, Казахстана, России (ЕГАИС); идентификация и прослеживаемость животных и продукции животного происхождения в Беларуси, Казахстане, отдельных регионах России; транспортный мониторинг и сбор платы за проезд в Беларуси (BelToll), России (ПЛАТОН) и т.д.

Внедрение системы прослеживаемости на всем пространстве ЕАЭС позволит не только контролировать законность оборота товаров на территории государств-членов, а также перемещение продукции, оборот которой ограничен в одной из стран Союза, но и при правильной разработке системы прослеживаемости существенно снизить нагрузку на бизнес – сократить объем отчетности, упростить механизмы надзора путем применения так называемых механизмов smart-soft надзора.

По мнению Карине Минасян, одна из важнейших задач власти – предлагать эффективные стандарты для различных отраслей экономики и сфер жизнедеятельности, а также обеспечивать эффективность и удобство их применения для бизнеса и граждан. Необходимо создать условия для развития и «белого» функционирования бизнеса, бороться с появлением барьеров и ограничений для их деятельности.

Министр отметила, что мир стоит на пороге перехода к гиперсвязанным бизнес-системам, в которых будут взаимодействовать многочисленные корпоративные, ведомственные, страновые и наднациональные цифровые сообщества и экосистемы. Создание эффективного регуляторного механизма для новых форматов взаимодействия невозможно без упреждающего моделирования, которое должно осуществляться совместно с бизнесом и гражданским обществом.

В ходе сессии было отмечено, что прослеживаемость неразрывно связана с маркировкой, которая обеспечивает её эффективность. Товары и грузы должны сопровождаться специальным кодом, считывание которых позволит узнать информацию о товаре: например, кто, когда и где выловил рыбу, какой обработке эта рыба подвергалась, когда поступила в продажу. Потребитель должен получать максимум дополнительных сервисных данных, вплоть до автоматического подбора рецептов, по которым эту рыбу можно будет приготовить. Такие решения уже есть на рынке.

В своих выступлениях представители бизнеса отметили, что одной из ключевых проблем сегодня является взаимодействие с множеством разрозненных информационных систем, которые введены в действие различными органами власти и зачастую дублируют друг друга. Это увеличивает издержки бизнеса, а государство получает избыточный объем неконсолидированной информации, которая не используется для развития экономики и поддержки перспективных отраслей.

Тем не менее, предпринимательское сообщество заинтересовано в создании цифровых экосистем, в которых государство играет важную регулирующую роль. В таких системах органы власти не тотально контролируют ситуацию, а формируют векторы стимулирующего таргет-контроля, осуществляют глубокий анализ данных с помощью big-data systems и предлагают гражданам, предпринимательскому сообществу и иным заинтересованным сторонам дополнительные сервисные функции. В качестве примера были приведены действующие в России государственные и муниципальные порталы, а также партнерство крупных информационных платформ и органов власти различного уровня.

По мнению ряда экспертов, сегодня оцифровка традиционных аналоговых стандартов и технологий приведет к потере вложенных средств. Развивая цифровую повестку и создавая систему прослеживаемости, следует ориентироваться на новые тренды, в том числе блокчейн-технологии, квантовые вычисления, смарт-контракты, облачные вычисления и т.п. В связи с этим меняется и роль государства: от прямого регулирования к стимулированию инвестиций в инновационные разработки, формированию тестовых площадок – так называемых «песочниц» – для тестирования и отладки внедряемых технологий и инструментов управления ими.

Подводя итог дискуссии и плодотворной работы участников форсайт-сессии в группах, Председатель Коллегии Тигран Саркисян еще раз подчеркнул, что реализация любой идеи требует политического решения. «Все страны ЕАЭС сегодня ищут модель развития, которая бы обеспечила опережающие темпы экономического роста. Но бизнес меняется быстрее и эффективнее, чем институты власти. Поэтому одной из наиболее эффективных моделей реализации цифровой повестки на евразийском экономическом пространстве могло бы стать частно-государственное партнерство». По мнению Тиграна Саркисяна, главный вопрос – как мотивировать к сотрудничеству не только бизнес, но и государство.

Участники форсайт-сесиии пришли к выводу, что система прослеживаемости ЕАЭС должна базироваться на технологиях и инфраструктуре нового поколения, включая стандарты 5G, и позволять в режиме реального времени получить комплексную информацию по любому товару, услуге или процессу.

По результатам форсайта будет подготовлен публичный доклад о вызовах, которые встанут перед ЕЭК и правительствами стран Союза в ходе внедрения цифровых решений, и перспективных моделях организации систем прослеживаемости. Доклад будет представлен в августе 2017 года на мероприятиях ЕЭК, в том числе на бизнес-форуме «Евразийская неделя», который пройдет с 24 по 26 августа в Астане (Республика Казахстан).

Источник: http://www.eurasiancommission.org

13.07.2017

О продлении ограничений на розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами

Реализация постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 декабря 2016 года № 195, от 24 января 2017 года № 7 и от 27 марта 2017 № 39 о приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами и усиление контроля за оборотом спиртсодержащей продукции позволили снизить масштабы злоупотребления суррогатной продукцией и количество отравлений, в том числе со смертельными исходами.

Ограничительные меры были поддержаны представителями общественных организаций, производителями парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии, торговыми сетями, а также гражданами.

В связи с этим предложение о продлении сроков ограничения реализации отдельных видов спиртосодержащей непищевой продукции, спиртосодержащих пищевых добавок и ароматизаторов на 90 дней, поддержано Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации принято постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 июля 2017 года № 96 «О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами» (зарегистрировано в Минюсте России 11 июля 2017 года № 47362), которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

12.07.2017

О стандартизации в сфере производства шоколада

В рамках преддверии Всемирного дня шоколада, который отмечается 11 июля, Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия (ФГУП «Стандартинформ») подготовил обзор стандарта на шоколад.

Размещенных на этикетках шоколадных изделий ГОСТ 31721-2012 «Шоколад. Общие технические условия» распространяется на молочный, несладкий, горький, темный, белый шоколад и шоколадные изделия и говорит о следующем.

В зависимости от технологии производства и степени измельчения шоколад бывает обыкновенный и десертный.

Внешний вид сладкого лакомства должен иметь ровную или волнистую лицевую поверхность, может быть с рисунком или без него. В шоколаде с дроблеными орехами, цукатами, изюмом, воздушными крупами и пористом допускается неровная поверхность.

Поседение и зараженность вредителями стандартом запрещается.

Для весового незавернутого шоколада допускается 5 % лома, размер которого не превышает 1/3 площади плитки.

Крошка, пузырьки, царапины, сколы, проникание жидкой фазы начинки и фруктов на поверхность не являются браковочным признаком при условии, что эти дефекты не портят внешний вид лицевой поверхности шоколада.

Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки: «Беречь от солнечных лучей», «Ограничение температуры», «Беречь от влаги», «Хрупкое. Осторожно».

Продукт следует хранить в чистых, хорошо вентилируемых складах, не зараженных вредителями, при температуре от 5 °C до 22 °C и относительной влажности воздуха не более 70 %.

(По материалам ФГУП «Стандартинформ»)

Источник: http://gost.ru

11 июля 2017

Члены союза