Новости

Барьеры в ЕАЭС: бизнес просит отменить дублирующие обязательные требования.

 

19 июня 2018 г. в Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия состоялась встреча с представителями Департамента функционирования внутренних рынков ЕЭК.

Представители бизнес-сообщества рассказали о наличии дополнительных по отношению к требованиям единых технических реламентов ЕАЭС обязательных требованиях в законодательстве государств – членов ЕАЭС и соответствующих дополнительных издержках. Представители ЕЭК проинформировали о ходе работы по рассмотрению и устранению данных препятствий, имеющих признаки барьеров во внутреннем рынке ЕАЭС.

Так, например, были затронуты вопросы:

- обязательных требованиях в Российской Федерации в отношении фильтрующих самоспасателей, которые входят в область применения технического регламента ЕАЭС;

- о требованиях Санитарных правил, которые запрещают транспортировать пищевую и непищевую продукцию совместно, при этом технический регламент ЕАЭС требует отсутствия соприкосновения данных видов продукции;

- о требованиях в Российской Федерации к осветительным устройствам и лампам, при распространении на них трех технических регламентов ЕАЭС.

- о требованиях национальных законодательств государств – членов ЕАЭС сопровождать копиями документов об оценке соответствия каждой партии товара в каждой точке продажи, несмотря на наличие единого знака обращения продукции на рынке государств- членов ЕАЭС и единого электронного реестра данных документов;

- о требованиях национальных законодательств государств – членов ЕАЭС по вынесению на маркировку продукции информации о % обогащения продукции витаминами, отличающихся от нормы техрегламента ЕАЭС.

По итогам было решено представить дополнительную информацию о фактах требований контролирующих органов, а также провести консультации на площадке ЕЭК по каждому вопросу в отдельности с участием государственных органов государств-членов ЕАЭС в рамках процедуры разделения данных препятствий, предшествующей уведомлению Коллегией ЕЭК государств – членов Союза о необходимости исполнения положений Договора о ЕАЭС.

При наличии подобных ситуаций представители ЕЭК призвали обращаться в Департамент функционирования внутренних рынков ЕЭК.


Об итогах заседания Комитета Комиссии «Кодекс Алиментариус» по остаткам ветеринарных препаратов в пищевых продуктах

24-я сессия Комитета Комиссии «Кодекс Алиментариус» по остаткам ветеринарных препаратов в пищевых продуктах состоялась в г. Чикаго, штат Иллинойс, США, 23-27 апреля 2018 года.

В работе Комитета приняли участие делегаты из 69 стран-членов, одной организации-члена (Европейского союза) и 7 организаций-наблюдателей. Российская делегация на заседании была представлена ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии».

Одним из основных результатов заседания стало сохранение на существующем этапе обсуждения проекта максимально допустимых уровней (МДУ) зилпатерола в мясе и мясных продуктах крупного рогатого скота.

В ходе дискуссии Российская Федерация отметила, что не поддерживает расширение перечня ветеринарных препаратов, в частности стимуляторами роста, используемыми в качестве добавок к кормам здоровых животных, а не в лечебных целях. Схожую позицию разделяют страны Евразийского экономического союза и Европейского союза, Египет, Индонезия, Таиланд и другие.

Российская делегация выразила обеспокоенность, что зилпатерол может представлять угрозу для здоровья людей, в особенности для уязвимых групп населения, но в имеющихся научных данных эти риски изучены недостаточно.

Страны-члены Кодекса не смогли прийти к консенсусу при принятии итогового решения по данному вопросу, в связи с чем Комитет согласился продолжить обсуждение предлагаемого МДУ зилпатерола в рамках следующей сессии.

В ходе заседания российская делегация также:

· высказалась за запрещение применения «кристаллического фиолетового» у продуктивных животных, в связи с отсутствием научных данных о наличии безопасных МДУ данного вещества;

· поддержала установление МДУ амоксициллина и ампициллина в некоторых частях рыб на уровне 50 мкг/кг, соответствующему нормативу, регламентируемому в России и странах Евразийского экономического союза.

Таким образом, в рамках мероприятия страны обсудили ряд вопросов по установлению безопасных для человека МДУ остатков ветеринарных препаратов в пищевых продуктах, определили полный список стандартов для утверждения в ходе следующего заседания Комиссии «Кодекс Алиментариус» (июль 2018 года) и договорились создать дополнительные электронные рабочие группы.

С итоговым отчетом 24-го заседания Комитета можно будет ознакомиться на официальном сайте Комиссии «Кодекс Алиментариус». http://www.fao.org/fao-who-codexalimentarius/committees/committee-detail/ru/?committee=CCRVDF

Справочно:

Зилпатерол является стимулятором роста, используется для увеличения размера крупного рогатого скота и эффективности их кормления.

Зилпатерол так же как и рактопамин относится к классу бета-агонистов, и, соответственно, обладает аналогичным механизмом действия.

Российская позиция по запрещению использования бета-агонистов для стимуляции роста животных основана на имеющихся научных данных оценки риска для здоровья населения и действующих значительно более жестких требованиях Евразийского экономического союза, чем стандарты, предложенные Кодексом и некоторыми странами.

Таким образом, использование бета-агонистов для стимуляции роста животных, исключает их применение при производстве мяса, поставляемого на российский рынок.

 

Источник: http://rospotrebnadzor.ru/

04.05.2018 г.

Опубликован перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации

Распоряжением от 28 апреля 2018 года №792-р. утвержден перечень из десяти групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с указанием сроков введения такой маркировки. К таким товарам отнесены табачная продукция, духи и туалетная вода, различные предметы одежды, обувные товары, фотокамеры и другие.
Распоряжение вступает в силу с 1 января 2019 г.


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

от 28 апреля 2018 г. № 792-р

МОСКВА

В соответствии с пунктом 3¹ части 1 статьи 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации":

1. Утвердить прилагаемый перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

2. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2019 г.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                                                                                                                                                     Д.Медведев


УТВЕРЖДЕН

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 28 апреля 2018 г. № 792-р

П Е Р Е Ч Е Н Ь

отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке

средствами идентификации

 

Наименование группы товаров

Код

ОКПД 2

Код

ТН ВЭД ЕАЭС

Срок введения

обязательной

маркировки

Табачная продукция

12.00.11

2402

1 марта 2019 г.

Духи и туалетная вода

20.42.11

3303 00

1 декабря 2019 г.

Шины и покрышки пневматические резиновые новые

22.11.11

22.11.12

22.11.13

22.11.14

22.11.15

22.11.20

4011

1 декабря 2019 г.

Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи

14.11.10

4203 10 000

1 декабря 2019 г.

Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек

14.14.13

6106

1 декабря 2019 г.

Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков

14.13.21

6201

1 декабря 2019 г.

Пальто, полупальто, накидки,

плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек

14.13.31

6202

1 декабря 2019 г.

Белье постельное, столовое,

туалетное и кухонное

13.92.13

13.92.14

6302

1 декабря 2019 г.

Обувные товары

15.20.11

15.20.12

15.20.13

15.20.14

15.20.21

15.20.29

15.20.31

15.20.32

32.30.12

6401

6402

6403

6404

6405

1 июля 2019 г.

10.

Фотокамеры (кроме кинокамер),

фотовспышки и лампы-вспышки

26.70.12

26.70.14

26.70.17

26.70.19

9006

1 декабря 2019 г.

____________

Источник: http://government.ru/docs/32521/.

03.05.2018

О модели функционирования системы маркировки товаров контрольными знаками

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года №791-р. о модели функционирования системы маркировки товаров контрольными знаками. Базовые принципы, заложенные в модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации, предусматривают идентификацию каждой единицы товара путем присвоения уникального кода, создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки.


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

от 28 апреля 2018 г. № 791-р

МОСКВА

1. Утвердить прилагаемую модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации.

2. Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" сформировать проектный офис по созданию системы маркировки отдельных товаров средствами идентификации в Российской Федерации.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации                                                                                                                           Д.Медведев


УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 апреля 2018 г. № 791-р

 

М О Д Е Л Ь

функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации

 

1. Настоящая модель определяет базовые принципы и организационную модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации.

2. Базовыми принципами функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации являются:

а) принятие решения о введении обязательной маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации на основе анализа целесообразности ее введения по конкретной группе товаров;

б) обеспечение минимизации затрат участников оборота товаров при введении маркировки товаров средствами идентификации;

в) идентификация каждой единицы товара путем присвоения товарам уникальных кодов;

г) регистрация всех этапов оборота товаров (от производства или ввоза в Российскую Федерацию до расчета за товар с применением контрольно-кассовой техники или иного вывода товара из оборота) в информационной системе маркировки товаров (далее - информационная система);

д) юридическая значимость информации, передаваемой участниками оборота товара в информационную систему;

е) ответственность для всех участников оборота товара за своевременность передачи информации о товаре и этапах его оборота в информационную систему, а также за достоверность указанной информации;

ж) формирование кода маркировки осуществляется централизованно и состоит из 2 частей - кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации, и уникальный код экземпляра товара. Код проверки формируется с использованием российских криптографических технологий;

з) создание условий для развития эффективной системы государственного и общественного контроля в сфере оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации;

и) открытость и доступность информации о маркировке товаров, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

к) единоразовое взимание платы за единицу кода маркировки товара при его генерации. За счет указанной платы обеспечивается в том числе регистрация всех этапов оборота товаров в информационной системе. Размер указанной платы устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

л) создание единого каталога товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации, его ведение и поддержание актуальности, предоставление доступа к нему всем заинтересованным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и бизнес-сообществу;

м) обеспечение круглосуточного, бесперебойного доступа участников к информационной системе.

3. Организационная модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации предполагает, что:

а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (координатор) должно осуществлять:

координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и участников оборота товаров в части проектов, связанных с маркировкой товаров средствами идентификации в Российской Федерации, с применением методов проектного управления;

разработку предложений по расширению перечня товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, и показателей эффективности проектов по маркировке товаров средствами идентификации;

разработку предложений о правилах маркировки товаров средствами идентификации, распространяющихся на все группы товаров, а также разработку с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений о правилах маркировки средствами идентификации для отдельных групп товаров с учетом их специфики и особенностей товарооборота и жизненного цикла;

разработку предложений о порядке информационного взаимодействия участников информационного обмена в рамках информационной системы;

разработку с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложений о требованиях к информационной системе;

представление на регулярной основе в Правительство Российской Федерации информации о результатах введения системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации и реализации проектов по маркировке товаров средствами идентификации;

б) Министерство финансов Российской Федерации должно обеспечивать нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в части маркировки товаров средствами идентификации, формирование правовых основ маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации в пределах установленных полномочий;

в) инициатор (функциональный заказчик) - федеральный орган исполнительной власти, ответственный за государственную политику в сфере оборота определенных групп товаров, должен осуществлять:

подготовку и направление (на основе анализа текущей ситуации в отрасли, оценок бизнес-сообщества) координатору предложения о необходимости введения в отношении товарной группы требований об обязательной маркировке средствами идентификации, а также об установлении ключевых показателей эффективности введения указанных требований в отношении рассматриваемой товарной группы;

подготовку и направление координатору предложений об установлении особенностей правил маркировки средствами идентификации для отдельных товаров с учетом их специфики и особенностей товарооборота и жизненного цикла;

определение должностных лиц, ответственных за достижение ключевых показателей эффективности введения обязательной маркировки средствами идентификации в отношении рассматриваемой товарной группы;

г) Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации должно осуществлять контроль функционирования информационной системы, а также контроль деятельности оператора информационной системы по обеспечению работоспособности информационной системы;

д) оператор информационной системы - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, которое должно осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации:

создание, развитие, модернизацию и эксплуатацию информационной системы, обеспечивающей централизованную генерацию кодов маркировки с использованием российских криптографических технологий, их учет и проверку, в том числе с применением контрольно-кассовой техники, а также прием, хранение и обработку сведений от участников оборота товара;

обеспечение бесперебойного функционирования информационной системы;

участие в организации механизмов общественного контроля за товарами, маркированными средствами идентификации;

оснащение производителей и импортеров товаров, для которых осуществляется генерация кода маркировки, программно-аппаратными средствами для обеспечения информационной безопасности на безвозмездной основе;

создание, формирование и ведение единого каталога товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации;

предоставление информации о товаре, содержащейся в информационной системе, заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления, участникам оборота товаров и потребителям;

е) органы государственного контроля и надзора (контрольные органы) должны являться пользователями информации, содержащейся в информационной системе, для целей осуществления своей деятельности.

4. Оператор информационной системы должен нести ответственность, в том числе финансовую, за работоспособность и соответствие информационной системы требованиям соответствующих нормативных правовых актов, а также за целостность, неизменность и сохранность информации, содержащейся в информационной системе.

____________

Источник: http://government.ru/docs/32520/.

03.05.2018

ЕЭК приняла «кодекс по оценке соответствия продукции»

Новые Типовые схемы оценки соответствия устанавливают единые для стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) правила проведения сертификации, декларирования и государственной регистрации продукции требованиям союзных технических регламентов. Документ, недавно принятый Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), гарантирует предпринимателям, что процедуры, установленные на его основе в техрегламентах, будут равнозначны, а результаты проводимой оценки в каждой стране ЕАЭС – сопоставимы. Об этом и ряде других нормативных правовых актов Союза сообщили представители ЕЭК в ходе семинара в Минске на площадке Белорусского государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством.

Семинар проходил в рамках цикла обучающих мероприятий, разработанных Комиссией для информирования о союзной системе технического регулирования предпринимателей и представителей государственных структур стран ЕАЭС. В мероприятии приняли участие изготовители пищевой продукции, сотрудники органов техрегулирования, сертификации, государственного надзора (контроля) Республики Беларусь.

На семинаре рассмотрены основные изменения документов Союза в сфере оценки соответствия, а также особенности применения ряда технических регламентов на рыбу, мясо, молоко, упакованную питьевую воду. Обсуждены новые редакции Порядка регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям техрегламентов ЕАЭС и Порядка формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. Реализация этих документов в том числе позволит создать в Союзе единую информационную систему.

«Особый интерес в Республике Беларусь вызвали типовые схемы оценки соответствия продукции, – отметила заместитель директора Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Лили Максудян. – Это, по сути, – кодекс по оценке соответствия, определяющий общее горизонтальное законодательство в этой сфере, согласованная основа для пересмотра технических регламентов Союза».

В отличие от действующего положения новые типовые схемы включают подробное описание процедур исследования типа продукции, анализ состояния производства и производственный контроль.

В Типовых схемах сохранено девять схем сертификации и шесть схем декларирования. Что касается свидетельства о государственной регистрации, то для его оформления выделены отдельные схемы: 1р – для товаров, которые производятся на территории ЕАЭС, и 2р – для импортной продукции, изготавливаемой за пределами Союза. Свидетельство о госрегистрации продукции перестанет быть бессрочным документом и будет оформляться на пять лет.

Участники семинара подтвердили заинтересованность в проведении аналогичных мероприятий, которые обеспечивают единообразный подход в государствах-членах к подготовке персонала, осуществляющего реализацию технических регламентов ЕАЭС.  ​

Источник: http://www.eurasiancommission.org

27.04.2018

Об утверждении плана реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 года №533-р.

Реализация плана позволит сократить объём незаконного оборота промышленной продукции на территории России в целом и по отдельным отраслям, повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в части борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции, создать единую систему мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции. В целях снижения объёмов незаконного оборота промышленной продукции планом, в частности, предусматривается расширение перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками.

Справка

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 года №2592-р. утверждена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 года №533-р утверждён план первоочередных мероприятий по реализации Стратегии.

Планом предусматривается:

- совершенствование законодательства, направленного на противодействие незаконному обороту промышленной продукции;

- формирование и реализация механизмов противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

- формирование нетерпимого отношения к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте;

- координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также общественных объединений, предпринимательского сообщества и граждан по противодействию незаконному обороту промышленной продукции;

- разработка и внедрение комплексной государственной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в России;

- введение систем прослеживаемости промышленной продукции на всех этапах её производства, переработки, перемещения, хранения и реализации;

- международное сотрудничество в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

В целях снижения объёмов незаконного оборота промышленной продукции Планом, в частности, предусматривается расширение перечня товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками.

В План в том числе включены мероприятия по взаимодействию с государствами Евразийского экономического союза как в двустороннем формате, так и посредством подписания межправительственного соглашения о взаимодействии в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в рамках Евразийского экономического союза.

Реализация Плана позволит сократить объём незаконного оборота промышленной продукции на территории России в целом и по отдельным отраслям, повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в части борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции, создать единую систему мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции.

Источник: http://government.ru/

05.04.2018

Об утверждении плана реализации Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 марта 2018 года №481-р.

Планом реализации Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, в частности, предусмотрено развитие регионального и местного уровней национальной системы защиты прав потребителей, содействие деятельности общественных объединений потребителей, содействие просвещению потребителей.

Справка

Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 года №1837-р утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.

Распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2018 года №481-р утверждён план реализации Стратегии.

Планом предусмотрено:

- совершенствование нормативно-правовой базы в сфере защиты прав потребителей;

- мониторинг, анализ правоприменения, изучение международного опыта в сфере защиты прав потребителей;

- развитие информационных ресурсов и альтернативных механизмов разрешения споров, содействие просвещению потребителей;

- развитие регионального и местного уровней национальной системы защиты прав потребителей, содействие деятельности общественных объединений потребителей;

- развитие рыночной конъюнктуры, направленной на обеспечение потребителей большим выбором товаров и услуг при более низких ценах и продвижение принципов рациональных моделей потребления.

Ответственные исполнители плана – федеральные органы исполнительной власти, Банк России, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России и ФГБУ «Федеральный институт медиации».

План направлен на реализацию цели, задач и приоритетных направлений реализации Стратегии.

Источник: http://government.ru/

2 апреля 2018

Итоги заседания Комитета Комиссии «Кодекс Алиментариус» по пищевым добавкам

Делегация Российской Федерации закончила свою работу на площадке Комитета Комиссии «Кодекс Алиментариус» по пищевым добавкам (CCFA).

На территории России использование пищевых добавок контролируется Роспотребнадзором, в связи с чем работа в данном комитете Комиссии имеет большое значение, так как Комитет является международным органом по установлению и/или утверждению предельно допустимых концентраций для различных пищевых добавок, а также подготовке списков приоритетных пищевых добавок для токсикологической оценки.

В ходе заседания Комитета Комиссии «Кодекс Алиментариус» по пищевым добавкам российской делегацией была представлена научно обоснованная позиция по основным вопросам повестки заседания. Большинство российских предложений, в том числе при поддержке других стран-участниц, было учтено Комитетом:

- прекращено рассмотрение возможностей использования пищевых добавок в пищевой категории No.01.1.1 (Питьевое молоко);

- одобрено использование цитрата натрия -3-х замещенного (INS 331(iii)) только в ультрапастеризаванном не коровьем молоке;

- прекращено рассмотрение предложений по использованию стабилизаторов, наполнителей и загустителей в пищевой категории 01.1.2 (Другое питьевое молоко);

- принято решение о необходимости (с учетом технологической необходимости) пересмотра вопроса возможности использования в категории 01.1.2 (Другое питьевое молоко) таких видов пищевых добавок как: регуляторы кислотности, антиоксиданты и др;

-отложено решение вопроса об использовании пищевых добавок во фруктовых и овощных соках до получения данных об их максимально допустимых уровнях, необходимых для достижения технологического эффекта в данных категориях пищевой продукции.

Россия также представила в Комитет предложения по принципам установления максимально допустимых уровней содержания красителей - синего блестящего FCF (INS 133) и экстракта β- каротиноидов из дуналиеллы солоноводной в различных категориях пищевых продуктов и Комитетом было принято решение о проведении анализа и сборе дополнительной информации по использованию данных пищевых добавок.

На заседании страны-члены поддержали позицию Российской Федерации по сохранению более жестких требований к максимально допустимым уровням использования нитратов и нитритов в качестве пищевых добавок. Российская позиция основана на требованиях к МДУ нитратов и нитритов на территории Евразийского экономического союза, которые установлены с учетом данных научных исследований оценки риска для здоровья населения и являются значительно жёстче предложенных некоторыми государствами для рассмотрения. Основываясь на предложениях России, дальнейшая работа Комитета по оценке риска нитратов и нитритов для здоровья потребителей будет проведена в формате электронной рабочей группы, возглавляемой Европейским Союзом.

Стоит особо отметить, что российская делегация отстояла вынесенные Россией на рассмотрение Комитета термины «необработанные» и «минимально обработанные» пищевые продукты в рамках работы по подготовке соответствующего дискуссионного документа и выступила с предложением о включении вышеупомянутых терминов в Основной стандарт на пищевые добавки. Комитет предложил Российской Федерации возглавить работу по подготовке нового дискуссионного документа, включающего термины «свежий», «не обработанный», «не переработанный» пищевой продукт. Данные термины должны быть определены на основе анализа нормативных документов Кодекс Алиментариус с целью применения при установлении регламентов использования пищевых добавок в различных категориях пищевой продукции.

При обсуждении дискуссионного документа, определяющего «Стратегию развития Комитета Комиссии Кодекс Алиментариус по пищевым добавкам» несогласие Российской делегации и ряда стран в отношении некоторых пунктов этого документа, показало необходимость его существенной доработки. Комитет пришел к решению о продолжения работы в отношении оценки рисков технологических вспомогательных средств (в том числе ферментных препаратов), а также одобрил позицию Российской Федерации о необходимости пересмотра «Руководства по использованию веществ в качестве технологических вспомогательных средств».

С полным отчетом заседания Комитета Комиссии «Кодекс Алиментариус» CCFA 50 можно ознакомиться на официальном сайте Комиссии «Кодекс Алиментариус».

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

03.04.2018 г.

Потребители увидят на молочных продуктах информацию о растительных жирах

Коллегия ЕЭК установила переходные положения по изменениям в техрегламент Союза «О безопасности молока и молочной продукции», которые были приняты Советом Комиссии 10 ноября прошлого года. Изменения вступят в силу 16 июля 2018 года.

Переходные положения определяют, во-первых, что до 16 января 2019 года в ЕАЭС предприниматели смогут производить молочные товары и торговать ими, если у них есть документы об оценке соответствия требованиям техрегламента, выданные до дня вступления в силу поправок.

Во-вторых, обращение продукции, которая выпущена в период действия этих документов, допускается в течение всего срока годности такой продукции, установленного ее изготовителем.

Напомним, что внесенные ранее в техрегламент Союза изменения уточнили и дополнили классификацию молокосодержащих продуктов. Это необходимо участникам молочного рынка, в том числе потребителям, для правильного понимания и применения понятий, характеризующих особенности сырьевого состава в наименованиях молокосодержащих товаров.

Изменения позволят потребителям четко различать продукты с добавлением или без добавления заменителя молочного жира, для чего вводится ряд поправок по маркировке. Наименование продукции с такими добавками должно начинаться со слов «молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира».

Изготовитель обязан указать сведения о наличии в молокосодержащем продукте с заменителем молочного жира растительных масел. Надпись «Содержит растительные масла» вносится в информационном поле, специально выделенном на упаковке или этикетке, шрифтом, контрастным по отношению к цвету поля.

Корректировка маркировки на упаковке предусмотрена только для молокосодержащих продуктов с заменителями молочного жира, и только по ним предусмотрено информирование потребителя о наличии в составе продукта растительных масел.

23.03.2018

Предприниматели стран ЕАЭС гарантируют безопасность товаров

Члены Коллегии ЕЭК приняли 20 марта Порядок регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза.

«Декларация о соответствии – ключевой документ, подтверждающий безопасность продукции и дающий право торговать ею, – отметил член Коллегии (министр) ЕЭК по техническому регулированию Валерий Корешков. – В нем производитель гарантирует, что поставляемая им продукция отвечает всем требованиям технических регламентов. Сейчас примерно в 80% принятых техрегламентов ЕАЭС предусмотрена оценка соответствия продукции в форме декларирования. На таможенной территории Союза зарегистрировано более четырех миллионов деклараций о соответствии».

По словам министра ЕЭК, принятый порядок заменит положение о регистрации деклараций о соответствии от 2013 года. Прежний документ предусматривал единый порядок регистрации деклараций о соответствии только в аккредитованных органах по сертификации, а их регистрацию – в уполномоченном органе государства-члена согласно национальному законодательству, что не коррелирует с принципами технического регулирования, установленными Договором о ЕАЭС.

Порядок определяет единые правила регистрации деклараций о соответствии уполномоченными на это органами или организациями государств-членов, в том числе аккредитованными органами по сертификации, если это предусмотрено законодательством государств-членов. Также новый порядок устанавливает перечень документов, прилагаемый к декларации о соответствии для ее регистрации.

Документ ввел единые требования, касающиеся приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии.

Основанием для приостановления действия декларации о соответствии, зарегистрированной в едином реестре, является выдача заявителю органом госконтроля государства-члена соответствующего предписания. Выдача такого предписания, как и приостановление (возобновление) действия декларации о соответствии, осуществляются по национальному законодательству.

В порядке также прописаны несколько поводов для прекращения действия декларации о соответствии. Это может произойти, если сам заявитель примет такое решение. В двух других случаях действие документа прекращается после решений органа госконтроля: когда он выдает заявителю предписание о прекращении действия декларации о соответствии, зарегистрированной в национальной части единого реестра государства-члена, или когда признает декларацию о соответствии недействительной.

Сведения о выдаче заявителю предписаний, которые приостанавливают или прекращают действие деклараций о соответствии, а также о принятии других решений, включая признание декларации о соответствии недействительной, орган госконтроля направляет в орган государства-члена, ответственный за формирование и ведение национальной части единого реестра.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

21.03.2018

ЕЭК представила проект единой системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС

За счет единой системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) потребители должны получить возможность доступа к достоверной информации о продукции, бизнес снизит операционные издержки, а государства смогут контролировать уплату налогов, свести к минимуму уровень контрабанды и обеспечить защиту потребителей. Проект концепции цифровой прослеживаемости товаров обсудили на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В мероприятии приняли участие представители государственных органов стран ЕАЭС, делового и экспертного сообщества.

Открывая встречу, Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян напомнил, что система прослеживаемости товаров – одна из главных инициатив глав государств, которую планируется разработать в соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года. Она позволит проследить историю товара от производителя до конечного потребителя. «Сегодня существует недостаток информации о продукции, – сказал Тигран Саркисян. – Создание системы прослеживаемости позволит решить целый комплекс задач, повысит уровень доверия между нашими странами, в том числе в спорных ситуациях. Кроме того, формирование единой системы и общей платформы на все пять стран нивелирует риск появления новых ограничений на рынке ЕАЭС в результате действия разных, несовместимых между собой, национальных систем прослеживаемости и маркировки».

Создание единой системы прослеживаемости товаров ЕАЭС ускорит процессы свободного перемещения товаров, станет возможным построение актуальной статистической и аналитической отчетности, будут оптимизированы логистические цепочки и цифровая транспортная инфраструктура.

Представители бизнеса снизят операционные издержки за счет сокращения транзакционных издержек, исключения дублирующих и многочисленных параллельных систем прослеживаемости и упрощения контрольных процедур, выполняемых государственными органами, а также получат дополнительный доход благодаря новым источникам информации о ситуации на рынке. Кроме того, добросовестные предприниматели смогут увеличить выручку за счет замещения контрафактной продукции легальной, оптимизировать документооборот и обмен информацией с государственными органами и исключить возможность заключения сделок с недобросовестными участниками рынка.

Розничным сетям станет проще искать нужную продукцию, мониторить и анализировать цены на конкретные виды товаров. Логистические операторы, финансовые и страховые компании получат возможность выйти на новые рынки и адресно предлагать свои услуги.

Потребителям будет предоставлена полная информация о товаре, его наличии в точках продаж и ценах. Они смогут приобретать легальную, качественную и безопасную продукцию. При этом система позволит реализовать функцию контроля за качеством продукции со стороны потребителей. Она будет поддерживать как минимум два дополняющих друг друга вида прослеживаемости товаров:

• прослеживаемость маркированных товаров (предполагается наличие особого маркера, например, метки RFID или штрихового кода на каждом изделии);

• документарная прослеживаемость товаров (поддерживается загрузкой в систему электронной сопроводительной документации).

Также рассматривался вопрос увязки единой системы прослеживаемости и транспортной прослеживаемости для транзитных грузов – формирование условий для так называемого «зеленого коридора» транзита через территорию ЕАЭС.

Согласно разработанному проекту концепции, технически система прослеживаемости товаров будет создана на базе существующей и уже действующей интегрированной информационной системы ЕАЭС.

Для запуска системы предстоит решить ряд задач – определить степень охвата рынков и товаров единой системой прослеживаемости и необходимый объем собираемых на наднациональном уровне данных, создать единый классификатор товаров ЕАЭС,  определить, какие сопроводительные документы будут использоваться в системе (первичные, счет-фактуры или иные), организовать платформу для стыковки уже действующих и планируемых к запуску в странах ЕАЭС национальных компонент системы прослеживаемости, маркировки, рассмотреть существующие в мире решения для использования в системе прослеживаемости технологий искусственного интеллекта и др.

Участниками системы могут быть хозяйствующие субъекты, частные лица, органы исполнительной власти стран-участниц, разработчики прикладных компонентов платформы.

В марте-апреле этого года проект системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе будет представлен Рабочей группы высокого уровня по цифровой повестке ЕАЭС и Совету Комиссии на уровне вице-премьеров. В случае одобрения он будет вынесен на обсуждение главам правительствам.​

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

14.03.2018

Члены союза

Актуально

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

Ранее все пять стран Евразийского экономического союза ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекращает действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

Источник: http://www.eurasiancommission.org