Новости

Итоги Евразийского межправительственного совета 2 февраля

Внедрение систем маркировки в рамках Евразийского экономического союза и формирование механизмов реализации согласованной цифровой политики Союза стали основными темами первого в 2018 году заседания Евразийского межправительственного совета, которое прошло в Алматы (Республика Казахстан) 2 февраля. Главам правительств государств-членов ЕАЭС были представлены доклады о макроэкономической ситуации в странах Союза и состоянии взаимной торговли, а также прогнозы развития агропромышленного комплекса государств-членов.

В заседании Межправительственного совета приняли участие Премьер-министр Республики Армения Карен Карапетян, Премьер-министр Республики Беларусь Андрей Кобяков, Премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев, Премьер-министр Кыргызской Республики Сапар Исаков, Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев и Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.

Открывая заседание, Премьер-министр Республики Казахстан Бакытжан Сагинтаев отметил, что рост экономик государств ЕАЭС свидетельствует о потенциале Союза и его важности для стран ЕАЭС. «Мы приняли ряд важных документов, которые связаны с текущим и дальнейшим развитием Союза, – подчеркнул Бакытжан Сагинтаев. – Доказательством тому служит вступление в силу с 1 января этого года нового Таможенного кодекса ЕАЭС. Тем самым созданы условия по ускоренному прохождению таможенных процедур. Полагаю, что и этот год станет якорным для реализации актуальных вопросов и новых инициатив, связанных с функционированием нашего интеграционного объединения».

Оценивая итоги года, глава правительства Казахстана заявил, что, несмотря на общемировую экономическую нестабильность, республике удалось сохранить положительную динамику увеличения товарооборота в рамках ЕАЭС, который вырос на 31% по сравнению с прошлым годом.

Премьер-министр Республики Армения Карен Карапетян обратил особое внимание на необходимость сконцентрироваться на тех направлениях деятельности, совместное продвижение по которым будет идти в русле обеспечения устойчивого экономического развития. «Важно держать в центре внимания работу по устранению еще имеющихся на общем рынке барьеров, обеспечить необходимые предпосылки для ведения бизнеса в условиях единых правил здоровой конкуренции и эффективного использования логистических и транспортно-коммуникационных возможностей», – уверен глава правительства Армении.

Премьер-министр Республики Беларусь Андрей Кобяков подчеркнул, что «существует необходимость внутренней «донастройки» ЕАЭС, обеспечения всеобъемлющего и безусловного выполнения всеми государствами-членами союзных норм и взятых на себя обязательств». Кроме того, Андрей Кобяков отметил важность учета национальных интересов, а также оптимального баланса между интересами хозяйствующих субъектов и государств-членов при принятии решений о введении маркировки тех или иных конкретных товаров.

Премьер-министр Кыргызской Республики Сапар Исаков сделал акцент на огромном потенциале Союза и возможности экономического роста стран евразийской «пятерки». По его мнению, важно стимулировать кооперационные процессы в промышленности, содействовать созданию совместных предприятий, развивать здоровую конкурентную среду и способствовать улучшению делового климата.

В свою очередь, Председатель Евразийского межправительственного совета ЕАЭС, Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев обратил особое внимание на те направления дальнейшей работы, которым российская сторона будет уделять особое внимание в 2018 году в рамках председательства в органах Союза.

«Важно выполнить работу по стратегическим задачам, стоящим перед Союзом. Для этого предстоит заняться устранением барьеров и ограничений, остающихся на нашем рынке, – сказал глава российского правительства. – Целенаправленно и последовательно развивать внутренний контур интеграции, формировать единые рынки товаров и услуг, проводить согласованную политику в промышленности и сельском хозяйстве, выстраивать политику импортозамещения, чтобы в конечном счёте выйти на взаимовыгодные совместные проекты и перейти к созданию высокотехнологичной продукции».

Дмитрий Медведев предложил дополнить работу новыми инициативами: «Необходимы собственные цифровые платформы и собственная инфраструктура, при том что мы должны действовать совместно, используя единые стандарты. Речь идёт о той же прослеживаемости, развитии электронной коммерции, переходе на единые стандарты, внедрении IT-технологий в транспорте, промышленности и таможенном деле. Нужно консолидировать наши национальные предложения».

В ходе дискуссии о механизмах совместной реализации цифровой повестки ЕАЭС главы правительств в продолжение разговора, начатого на пленарной сессии форума «Цифровая повестка дня в эпоху глобализации», согласились, что одним из важнейших условий для достижения успеха является согласованная политика стран Союза. Необходимо формировать унифицированное законодательство в цифровой сфере, развивать интеграционные платформы и усиливать их роль в экономике ЕАЭС, создавать стимулы для цифровых преобразований, в том числе через совершенствование технических регламентов и системы стандартизации. Серьезным шагом вперед станет создание единой площадки для накопления базы знаний о происходящих процессах цифровой трансформации и их анализа.

Премьер-министры поручили ЕЭК совместно с правительствами стран Союза проработать представленные Комиссией механизмы реализации согласованной политики при цифровой трансформации экономик государств-членов.

Члены Межправсовета подписали Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС.

Документ ориентирован на создание единой в рамках Союза системы маркировки товаров с использованием средств идентификации, информация о которых будет вноситься в единый реестр. Формирование и ведение реестра закреплено за Комиссией.

Реализация соглашения позволит применять принцип прослеживаемости для обеспечения равных условий конкуренции, повысить качество товаров и обеспечить безопасность потребителей, вести эффективную борьбу с серым рынком и контрафактными товарами. Его реализация будет способствовать росту прозрачности товарных потоков на территории ЕАЭС и собираемости налогов. Важным итогом внедрения системы и применения современных методов идентификации станет оцифровка товарных потоков и модернизация транспортно-логистической инфраструктуры в странах Союза.

Принято распоряжение о разработке проекта Порядка взаимодействия между органами национальных правительств, отвечающими за назначение и выплату пенсий трудящимся, и Комиссией. Планируется, что такое взаимодействие будет осуществляться с помощью интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза. Главы правительств стран Союза подчеркнули значение Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС для дальнейшего развития интеграционных процессов и повышения трудовой мобильности. Предполагается, что проект договора будет разработан до конца 2018 года.

Главы правительств обсудили выводы докладов о макроэкономической ситуации в странах Союза и состоянии взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС.

Отмечено, что положительная динамика наблюдается практически по всем основным экономическим показателям. Таким образом, можно говорить о том, что экономики стран Союза перешли в фазу восстановления. Вместе с тем скорость этого процесса различается ввиду различных масштабов поддержки внутреннего спроса и возможностей для реализации стимулирующих мер фискальной политики.

В результате деятельности Союза, объемы взаимной торговли между странами-участницами интеграционного объединения в январе-сентябре 2017 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 26,9 % и достигли 38,9 млрд долларов США. Существенный рост показателей отмечен во всех странах Союза. Дальнейшее качественное развитие единых рынков товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках евразийского интеграционного объединения будет способствовать увеличению объемов и диверсификации товарной структуры взаимной торговли ЕАЭС.

Члены Межправсовета одобрили прогнозы развития агропромышленного комплекса стран Союза, а также балансы спроса и предложения по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковому волокну и шерсти на 2017–2018 годы.

Ожидается, что в 2018 году посевные площади в ЕАЭС вырастут до 110,6 млн га, что на 2,5% больше, чем в 2015 году. При этом площади для выращивания зерновых и зернобобовых культур увеличатся на 778,7 тыс. га, а овощей – на 71,6 тыс. га. Кроме того, прогнозируется рост поголовья в животноводстве и птицеводстве.

Рост количественных и качественных показателей в агропромышленном комплексе позволит нарастить экспорт сельхозпродукции в третьи страны до 24,2 млрд долл. США. Одновременно прогнозируется сокращение импорта на 10% до 26,0 млрд долл. США.

Утверждено Положение о разработке, финансировании и реализации межгосударственных программ и проектов в промышленной сфере.

Документ определяет базовые принципы финансирования евразийских технологических платформ и регламентирует процедуру реализации межгосударственных программ и проектов. Сегодня в рамках 12 уже действующих евразийских технологических платформ разработано порядка 140 проектов. Некоторые из них могут быть реализованы уже в ближайшее время.

Предусмотрен гибкий механизм финансирования, позволяющий использовать различные источники заимствований, а также стимулировать привлечение внебюджетных средств, в том числе от частных и институциональных инвесторов.

Очередное заседание Евразийского межправительственного совета состоится в апреле этого года в Российской Федерации.

 

Источник: http://www.eurasiancommission.org

04.02.2018

Ужесточены требования к содержанию транс-изомеров жирных кислот в продуктах питания

В продуктах переработки растительных масел и животных жиров, включая жиры рыб, должно содержаться транс-изомеров жирных кислот не более 2% от всего жира в продукте. Соответствующее требование, установленное техническим регламентом Таможенного союза на масложировую продукцию, вступило в силу 1 января 2018 года. Таким образом завершилось действие шестилетнего переходного периода, в течение которого бизнес мог адаптироваться к выполнению условий техрегламента.

Норма относится к таким продуктам, как твердые маргарины, заменители молочного жира, мягкие и жидкие маргарины, жиры специального назначения, а также растительно-сливочные и растительно-жировые спреды, топленые растительно-сливочные и растительно-жировые смеси. Ранее в них допускалось содержание транс-изомеров жирных кислот от 8 до 20%.

Требование не распространяется на продукцию, выпущенную в обращение на территории Евразийского экономического союза до 1 января 2018 года.

При этом ранее установленные требования по маркировке такой продукции и информированию потребителей о ее составе не меняются. Информация о максимальном содержании в жировой фазе продукта насыщенных жирных кислот и транс-изомеров жирных кислот (в процентах от содержания жира в продукте) должна указываться на потребительской и транспортной упаковках маргаринов, растительно-сливочных и растительно-жировых спредов, топленых растительно-сливочных и растительно-жировых смесей, жиров специального назначения, в том числе кулинарных, кондитерских, хлебопекарных жиров, заменителей молочного жира, эквивалентов масла какао, улучшителей масла какао SOS-типа, заменителей масла какао POP-типа, нетемперируемых заменителей масла какао нелауринового и лауринового типов.

 

Справка:

Согласно Договору о ЕАЭС выпуском продукции в обращение является поставка или ввоз продукции, в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования, с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

11.01.2018

Продукты с ГМО будут видны покупателю

Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 20 декабря принял решение об обязательном нанесении на упаковках пищевых продуктов знака маркировки продукции, полученной с применением генно-модифицированных организмов (ГМО). Соответствующее изменение внесено в техрегламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «Пищевая продукция в части ее маркировки».

По мнению члена Коллегии (министра) по техническому регулированию ЕЭК Валерия Корешкова, новое требование Комиссии позволит покупателям сделать более осознанный и правильный выбор.

Знак наносится в случае, если содержание ГМО в продукте превышает 0,9%. Надпись «ГМО» должна наноситься рядом с единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза «ЕАС». При этом знак «ГМО» должен соответствовать по форме и размеру знаку «ЕАС».

Действующая редакция техрегламента о маркировке продукции уже обязывает производителей информировать покупателей о содержании ГМО. Однако ранее эти сведения могли печататься очень мелким шрифтом. Теперь вводятся более жёсткие требования к параметрам маркировки продуктов с ГМО. Кроме того, техрегламент в новой редакции требует, чтобы знак ГМО был нанесен способом, обеспечивающим его легкую читаемость и видимость в течение всего срока службы (годности) продукции.

На адаптацию бизнеса к новым требованиям отведено двенадцать месяцев. Знак «ГМО» появится на пищевых продуктах, содержащих ГМО, только в конце 2018 года.

В целом в ходе заседания Совета ЕЭК были рассмотрены более тридцати вопросов по таким направлениям интеграционного взаимодействия, как техническое регулирование, таможенное администрирование, внешняя и взаимная торговля, промышленная политика и устранение барьеров на едином экономическом пространстве, формирование общих рынков энергоносителей. В частности, приняты решения о нанесении на упаковках пищевых продуктов знака ГМО, обнулении ставок таможенных пошлин на отдельные виды рыбы и рыбного филе, проведении мониторинга системообразующих предприятий стран Союза, уменьшении размеров таможенной пошлины за превышение норм беспошлинного ввоза товаров для личного пользования и т.д. Другие итоги Совета смотрите на сайте ЕЭК​​​.

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

21.12.2017

Проектирование изменений государственного контроля (надзора) в Российской Федерации

Реформирование системы госконтроля выполняется по графику.

Приоритетная программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности реализуется по графику, задан хороший темп. Представители бизнеса и деловых объединений ждут дальнейшего совершенствования системы госконтроля и более серьёзного снижения административной нагрузки на предприятия. Но цель реформы — не только сократить количество проверок бизнеса, но и защитить интересы граждан. Эти вопросы обсуждались 28 ноября на конференции Высшей школы экономики «Проектирование изменений государственного контроля (надзора) в Российской Федерации», в которой принял участие куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

За этот последний период именно Открытое правительство и Михаил Абызов очень пристально и настойчиво занимались застарелой проблематикой, связанной с тем, что контроля всё больше, его эффективность всё ниже, зато издержки от бизнеса всё выше. Ситуацию удалось переломить: возрастающий тренд сменился трендом снижающимся», — отметил первый проректор ВШЭ Лев Якобсон.

Михаил Абызов, в свою очередь, отметил, что реформа реализуется в соответствии с графиком, намеченным на 2017 год, а уже имеющиеся результаты позволили существенно изменить госконтроль с репрессивного на партнёрский и «умный».

Темп, который мы взяли по реализации задач приоритетной программы, — очень высокий. За год реформы с нуля были созданы реестры поднадзорных субъектов, которых раньше не было у контрольно-надзорных органов, сформированы индикаторы риска и на их основе распределены по категориям риска поднадзорные объекты. С 2018 года мы полноценно можем перейти на риск-ориентированный подход, при котором в первую очередь будут проверяться объекты повышенного риска», — заявил министр.

В плане проверок на 2018 год — а это порядка 400 тыс. проверок — 75% поднадзорных объектов отнесены к высокой категории риска. Оставшиеся 25% — это, по словам министра, необходимая выборка по объектам средней и низкой категории, где надо посмотреть, исправлены ли выявленные ранее нарушения.

План реализации приоритетной программы на 2018 год сейчас, по словам Михаила Абызова, обновляется в ежедневном режиме. Коллеги из ключевых министерств предлагают по некоторым направлениям темп сбавить, чтобы не потерять качество. Так, они предлагают отложить полный переход надзорных органов на новую систему оценки деятельности надзорных ведомств. С 2018 года работа инспекторов, согласно программе, должна оцениваться по динамике ущерба и вреда в поднадзорных сферах, а не по количеству проверок и штрафов. Михаил Абызов подчеркнул, что выступает против переноса этих сроков.

В ходе конференции представители деловых объединений, отраслевых ассоциаций и небольших предприятий рассказали о том, с какими проблемами сталкиваются во время взаимодействия с надзорными органами, и высказали свои предложения по дальнейшему реформированию госконтроля.

Член генерального совета «Деловой России» Андрей Калачёв отметил, что в вопросе совершенствования надзорной деятельности удалось продвинуться как никогда. В деловом объединении, по его словам, приветствуют работу по пересмотру обязательных требований и регламентов. Тем самым резко снижается волюнтаризм среди чиновников. Но вопрос не в количестве требований, а в их применении, в распределении приоритетов, подчеркнул Андрей Калачёв.

Прозрачность механизмов контрольно-надзорной деятельности поможет нам ликвидировать избыточные и перекрёстные требования. Нужен публичный единый реестр требований, который утверждается правительством. Сделать открытыми и публичными нужно и чек-листы. Это основа всей реформы», — отметил он.

Проект по пересмотру избыточных, дублирующих и устаревших требований — один из самых сложных проектов реформы, отметил Михаил Абызов. Эта работа ведётся при активном участии Общественно-делового совета, в который входят представители бизнеса.

Ахиллесова пята нашего надзора — это устаревшие требования. Их систематизация — это самый тяжёлый проект, и это главная задача на 2018 год. Если мы где-то не добились революции и где-то нам надо совершить глобальную подвижку — то в этом проекте. Устаревшие правила формируют избыточные требования, которые закладываются в экономику и в чек, а их нереализуемость ставит предпринимателя в условия, когда его всегда можно оштрафовать и наложить санкции», — сказал министр.

Средний срок разработки закона составляет в среднем 343 дня, а пересмотр некоторых требований влечёт за собой необходимость принятия изменений в действующее законодательство, пояснил Михаил Абызов.

В чек-листы — списки контрольных вопросов, которыми инспекторы будут пользоваться при проведении проверок – нужно включать наиболее значимые требования, подчеркнул министр. Тем не менее многие ведомства включают в них всё по максимуму, чтобы снять с себя ответственность. Это, в свою очередь, может привести к дополнительной нагрузке на бизнес, предупредил министр. По его словам, необходимо вести ежемесячный мониторинг практики использования чек-листов и смотреть, какие требования можно из них исключить, а какие включить. Наиболее значимые требования при этом должны выделяться в «красные страницы».

Бизнес ждёт чек-листов, но очевидно, что над ними ещё предстоит работать, отметил Максим Синельников — замруководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации. Набор требований к мясопереработке, по его словам, сейчас состоит из 190 пунктов, но там не всё надо проверять. Нужно выделить топ-20, топ-25 требований, которые связаны с наиболее высокими рисками, сказал он.

Представители бизнес-объединений в ходе мероприятия пожаловались на нововведения, которые, по их мнению, негативно повлияют на условия ведения бизнеса. К ним относятся системы «Платон» и «Меркурий», а также обязательства по покупке контрольно-кассовых аппаратов. В ходе дискуссии прозвучало предложение ввести мораторий на любые правительственные решения, которые могут привести к усилению давления на бизнес.

Мы будем устанавливать правильные фильтры для принятия таких решений. Надо не мораторий устанавливать, а прозрачную и понятную систему принятия новых решений», — сказал в ответ на это Михаил Абызов.

Если оценивать уровень давления на бизнес по количеству проверок, то в 2018 году их число снизится, сказал Михаил Абызов. Так, плановых проверок запланировано на 10% меньше, число внеплановых проверок также радикально сократится. Однако количество проверок — это не показатель ни нагрузки на бизнес, ни уровня безопасности людей, подчеркнул министр. Госконтроль направлен в первую очередь на защиту интересов граждан, на снижение смертности и травматизма и защиту общественных ценностей, подчеркнул министр.

Социология, которую подготовил Центр стратегических разработок в рамках работы над "Стратегией-2035", немного меня удивила. 85% граждан не удовлетворены качеством государственного контроля, так как он, по их мнению, не обеспечивает должным образом их безопасность и качество продукции и услуг. Интересы граждан надо учитывать», — сказал Михаил Абызов.

К примеру, качество молочной продукции в торговых сетях, по словам министра, оставляет желать лучшего. До 55% не соответствует регламентам, более того, были случаи обнаружения в детском питании мела.

Михаил Абызов предложил проанализировать все надзорные мероприятия по линии общепита в Москве и Московской области за 2017 год и получить общую статистику, на основе которой можно будет сделать вывод о глубине охвата проверками поднадзорных предприятий. Кроме того, будут проанализированы выписанные штрафы и виды нарушений, по которым они были наложены.

Важно, чтобы проверки имели профилактическую направленность, подчеркнул министр. По его мнению, в пилотном режиме нужно внедрять формат проверок по запросу бизнеса, в ходе которых инспекторы разъясняли бы предпринимателям, как соблюдать требования и устранять нарушения.

По итогам общения с предпринимателями Михаил Абызов предложил в январе-феврале провести большое обсуждение наиболее вопиющих случаев предвзятой работы надзорных органов совместно с Общественно-деловым советом реформы. Профилактика нужна не только в работе бизнеса, но и в работе надзорных органов, считает министр.

Источник: http://open.gov.ru/events/5516506/

28.11.2017

О заседании Общественного совета при Роспотребнадзоре

В Роспотребнадзоре состоялось заседание обновлённого состава Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В заседании Общественного совета приняли участие члены Совета, руководитель Роспотребнадзора Анна Попова, представители Открытого Правительства.

В ходе заседания голосованием избраны Председатель Совета и заместители Председателя Совета.

На пост Председателя Совета избран Александр Витальевич Мельцер, представляющий Всероссийское научно-практическое общество эпидемиологов, микробиологов и паразитологов. Его заместителями в Общественном совете по итогам  голосования стали Петр Борисович Шелищ, председатель Союза потребителей Российской Федерации и Герман Станиславович Зверев, президент некоммерческой организации «Ассоциация добытчиков минтая».

Вторым вопросом повестки стал доклад профессора, доктора медицинских наук, врио первого заместителя директора ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Сергея Анатольевича Хотимченко по теме «Обеспечение детей качественной и безопасной пищевой продукцией. Проблемы и обсуждение». Сергей Анатольевич представил актуальные данные о фактическом питании детей дошкольного и школьного возраста, основные отклонения от принципов оптимального питания современных дошкольников и школьников и первоочередные меры для обеспечения здорового питания детей дошкольного и школьного возраста. Доклад вызвал значительный интерес членов Общественного совета.

Сотрудничество Роспотребнадзора с Общественным советом по вопросам деятельности службы, в том числе по теме обеспечения детей безопасной и качественной пищевой продукцией будет продолжено.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

29.11.2017 г.

О решениях, принятых на заседании Коллегии ЕЭК 14 ноября 2017 года

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии, прошедшем 14 ноября 2017 года приняты решения, в том числе:

  1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 ноября 2017 года № 151 «О выполнении Республикой Беларусь обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза» https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415281/clcd_16112017_151
  2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 ноября 2017 года № 152 «Об утверждении Методологии разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза на барьеры, изъятия и ограничения» https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415284/clcd_16112017_152
  3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 ноября 2017 года № 153 «О выполнении Российской Федерацией обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза». https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01415287/clcd_16112017_153

Соответствующие пресс-релизы опубликованы на информационном портале Евразийского экономического союза «Функционирование внутренних рынков Евразийского экономического союза» по ссылкам:

https://barriers.eaeunion.org/events/news/75 Коллегия Евразийской экономической комиссии защищает единое экономическое пространство ЕАЭС

https://barriers.eaeunion.org/events/news/76 Утверждена Методология разделения препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на барьеры, изъятия и ограничения.

Препятствия на рынке ЕАЭС ведут к миллионным убыткам – сообщили представители бизнеса в ЕЭК

До двух млн евро в год теряют предприниматели из-за того, что в российском законодательстве перечень товаров, которые необходимо сопровождать ветеринарными документами, шире, чем предусмотрено правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом сообщили представители  Союза участников потребительского рынка (СУПР) на встрече со специалистами Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 8 ноября. Мероприятие состоялось под председательством директора Департамента функционирования внутренних рынков ЕЭК Ильи Черного.

Представители СУПР также отметили, что в России требования к алкогольной продукции отличаются от требований техрегламентов ЕАЭС «О безопасности пищевой продукции» и «Пищевая продукция в части ее маркировки». Из-за этого производители несут дополнительные издержки, которые отражаются на себестоимости товаров.

Кроме того, предприниматели обратили внимание, что в Беларуси Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 849 введены и будут расширяться по видам продукции обязательные требования к испытанию продукции по показателям энергетической эффективности. В этой связи производители и импортеры будут вынуждены проводить испытания своих товаров только в аккредитованных в Беларуси лабораториях, что повлечет значительные временные и денежные затраты. В зависимости от вида продукции испытания занимают от 1 до 14 дней, а их стоимость может доходить до 1500 долл. США.

Варианты решения всех озвученных проблем Комиссия будет обсуждать с уполномоченными органами стран ЕАЭС. Также в рамках встречи достигнута договоренность о совместном проведении оценки влияния препятствий на бизнес для последующего использования полученной информации в аналитической работе.

Участники встречи подчеркнули необходимость организации регулярных консультаций ЕЭК и бизнес-сообщества, посвященных отдельным барьерам, изъятиям и ограничениям на рынке ЕАЭС.

Илья Черный в своем выступлении отметил, что одним из важнейших шагов на пути обеспечения свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на рынке Союза стало принятие 25 октября Евразийским межправительственным советом «дорожной карты» по устранению изъятий и ограничений на внутреннем рынке ЕАЭС на 2018 - 2019 годы.

«В «Дорожной карте» зафиксировано 34 мероприятия по устранению препятствий в таких сферах, как трудовая миграция, налоги и налогообложение, таможенное и техническое регулирование, государственные (муниципальные) закупки, и ряде других», – сказал директор Департамента функционирования внутренних рынков ЕЭК.

Как отметила по итогам встречи генеральный директор СУПР Ольга Баранникова, благодаря работе Департамента функционирования внутренних рынков Комиссии устраняются препятствия в торговле между странами ЕАЭС. «Мы надеемся, что с каждым годом таких препятствий будет меньше. Ведь их устранение способствует существенному росту взаимного товарооборота в рамках Союза», – считает Ольга Баранникова.

 

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

10.11.2017

 


Новый стандарт установит критерии точности объема и веса упаковки товара на российском рынке

В Российской Федерации появится новый национальный стандарт, устанавливающий границы допустимой погрешности веса или объема для расфасованных товаров. Таким образом, конечный покупатель будет уверен в точности объема или веса приобретаемой в России продукции. В свою очередь, производитель получит дополнительные маркетинговые преимущества на рынке.

C инициативой о принятии национального стандарта выступило Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Новым ГОСТом предлагается установить пределы допустимой погрешности от одного до девяти процентов в зависимости от веса или объема упаковки товара. Стандарт будет разработан на основе только что усовершенствованной редакции документа Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ) «Руководящие указания для определения требований к системе сертификации фасованных товаров в упаковках».

Тем самым, в России актуализируются требования межгосударственного стандарта ГОСТ 8.579-2002 «ГСИ. Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве, расфасовке, продаже и импорте». Этим стандартом установлен знак «Ф» как международный знак соответствия количества фасованных товаров в упаковках необходимым требованиям. Знак «Ф» является аналогом европейского знака «е». Его применение будет носить добровольный характер.

Соответствие параметров на упаковке товара содержимому является важным фактором для покупателя, и демонстрация такой достоверности – хороший маркетинговый ход. Поэтому, по мнению Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, решение проблемы такого «недовеса» успешно решается встречным движением изготовителей продукции и ее потребителей. «Государство здесь выступает, скорее, в роли арбитра, устанавливающего правила игры в виде стандарта и идеальных показателей, являющихся полезным  ориентиром для всех участников рынка», – отметил глава Минпромторга России, курирующий деятельность Росстандарта. В условиях рыночной экономики организация такой работы может быть выстроена, к примеру, в Национальной системе сертификации, в рамках которой предусмотрено добровольное подтверждение заявленного качества продукции соответствующему ГОСТу. «Являющийся оператором НСС, Росстандарт отвечает также за контроль точности измерений в России», – напомнил министр.

По словам Руководителя Росстандарта Алексея Абрамова, принятием стандарта окончательно ставится точка в установлении контроля за «недовесом» или «недоливом». В целом эта проблема уже решена надзором за средствами измерений, которые используются при расфасовке продукции, а в случае мошеннических схем в торговле – реагированием со стороны правоохранительных органов. С введением же нового стандарта достоверность веса и объема упаковки товара будет гарантирована за счет проведения Росстандартом систематического инспекционного контроля за соответствием сертифицированной расфасовки ГОСТу.

Источник: http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=7685

13.10.2017

О 24-ом заседании Консультативного комитета ЕЭК по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер 29 сентября 2017 г.

Информация о наличии в пищевой продукции генно-модифицированных организмов (ГМО) станет доступнее для потребителей. Соответствующие требования будут прописаны в техническом регламенте Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), изменения в который в целом были одобрены на 24-м заседании Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер 29 сентября.

Изменения предусматривают требование информировать потребителей о наличии в пищевой продукции ГМО посредством нанесения на маркировку надписи «ГМО».

На заседании был одобрен проект техрегламента ЕАЭС «О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию». Государством-разработчиком документа является Россия. Документ устанавливает единые обязательные для применения и исполнения требования к товарному газу на этапах его жизненного цикла, выпускаемого в обращение на территории Союза.

Соответствующие требования установлены к горючему природному газу, подготовленному к транспортированию по магистральным газопроводам; промышленного и коммунально-бытового назначения; компримированному, подготовленному для использования в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания; сжиженному после специальной подготовки и используемому в качестве топлива. Документ также устанавливает правила обращения газа на рынке Союза, согласно которым, в частности, каждая партия газа должна сопровождаться паспортом качества с четко определенным перечнем информации, включая наименование юридического лица, оформившего паспорт, нормативные значения показателей газа, результаты лабораторных испытаний, единый знак обращения продукции на рынке ЕАЭС, который проставляется в паспорте.

Кроме того, члены комитета договорились, что перед вынесением на рассмотрение заседания Коллегии Евразийской экономической комиссии еще раз обсудят проект техрегламента ЕАЭС «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств». Документ будет устанавливать требования по энергоэффективности к таким энергопотребляющим устройствам, как холодильники, телевизоры, стиральные, сушильные и посудомоечные машины, лампы, компьютеры и прочие. Ранее подобных требований на уровне Союза не было. Предусмотрены сроки их поэтапного введения в действие.

Проект техрегламента предполагает предоставление потребителям информации об энергоэффективности энергопотребляющих устройств с помощью специальных этикеток. Их форму и содержание Комиссии еще предстоит установить. Цель документа – предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках ЕАЭС.

На заседании согласованы перечни стандартов к техрегламенту ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду», вступающему в силу с 1 января 2019 года. Перечни включают 84 межгосударственных стандартов, 102 национальных стандарта стран ЕАЭС и 25 методик (до разработки соответствующих межгосударственных стандартов и внесения их в перечень стандартов). Перечни стандартов подготовлены в целях выполнения требований техрегламента Союза по питьевой воде, а также для проведения исследований (испытаний) и измерений при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям этого технического регламента.

Согласован проект решения Совета Комиссии по внесению изменений в План разработки технических регламентов, который предусматривает приведение техрегламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в соответствие с требованиями технического регламента Союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017).

Консультативный комитет в целом одобрил изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) и комплект документов к нему. Изменения направлены на установление требований, в том числе к санитарному транспорту. К примеру, салоны автомобилей скорой медицинской помощи классов В и С должны быть оборудованы системой подачи медицинских газов с индикацией значения высокого давления и сигнализацией критических значений давления в системе, а также тележкой-каталкой для размещения основных носилок на приёмном устройстве.

Кроме того, согласован перечень научно-исследовательских работ Департамента технического регулирования и аккредитации на 2018 год, в том числе в рамках одной из НИР предполагается провести исследование новых видов никотинсодержащей продукции, предложить требования и инструменты для их реализации и механизм внедрения нотификации органов по оценке (подтверждению) соответствия в ЕАЭС.

02.10.2017

Об утверждении Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года

​Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами сообщил об утверждении Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. В ходе совещания он подчеркнул, что стратегия призвана задать ориентиры регулирования в сфере защиты прав потребителей – и через специальные программы, и через индивидуальное консультирование, в частности, повышение правовой грамотности. Первоочередное внимание в стратегии будет уделено таким важным для здоровья людей сферам, как продукты питания, медицинские услуги, фармацевтические товары, энергоснабжение, коммунальные услуги, туристические услуги – тому, что вызывает наибольшее количество вопросов, нареканий и по поводу чего люди чаще всего обращаются за консультациями или за судебной защитой.

Председатель Правительства Российской Федерации поручил Роспотребнадзору совместно с другими федеральными ведомствами подготовить и представить в Правительство Российской Федерации план реализации Стратегии.

Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года №1837-р.

Стратегия подготовлена Роспотребнадзором во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Государственного совета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей 18 апреля 2017 года.

​Впервые за 25 лет развития национальной системы защиты прав потребителей у ее участников появился официальный документ, определяющий основные приоритеты на ближайшее десятилетие.

​Прежде всего, в указанном документе стратегического характера на основе правоприменительной практики, сложившейся за последние годы на федеральном, региональном и местном уровнях, дана оценка текущего состояния защиты прав потребителей в Российской Федерации. При этом в Стратегии поставлены цели, задачи и принципы государственной политики в области защиты прав потребителей исходя из тех рисков, которые несет в себе стремительно меняющийся мир.

​Основными целями Стратегии провозглашены обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам; повышение уровня и качества жизни населения Российской Федерации; защита интересов потребителей всех слоев населения при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения.

​Реализации последней из названных целей посвящен целый раздел Стратегии. Следует отметить, что в мировой практике не так много примеров разработки специальных мер по защите социально уязвимых групп населения, а выработка системного подхода к улучшению положения потребителей из числа лиц с ограниченными возможностями, людей старшего поколения, несовершеннолетних и ряда других категорий – вообще является уникальным опытом.

Необходимость актуализации и систематизации потребительского законодательства – еще одно из ключевых направлений работы на ближайшую перспективу. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, независимо от того касается это, например, приобретения недвижимости, финансовых, медицинских, цифровых услуг, заключения договора перевозки или покупок в сети «Интернет».

Тем более, что по мере глобального развития сегмента электронной коммерции, и вовлечения в нее все большего числа активных пользователей сети «Интернет», потребуется изменение законодательства и реализация иных мер, которые для потребителей новой цифровой эпохи обеспечат достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности при совершении дистанционных покупок.

​Большое внимание в Стратегии уделено и необходимости выработки системного подхода по борьбе с недобросовестными практиками со стороны продавцов, исполнителей и их посредников. Такие практики отрицательно сказываются на потребителях, вызывают рост недоверия к новым сферам экономики и отдельным продуктам, что в целом мешает развитию добросовестных участников рынка.

​Для этих целей, в частности, предполагается реализовать меры по противодействию агрессивным методам маркетинга и нарушениям, связанным с недостоверной маркировкой товаров.

Кроме того, дополнительным способом борьбы с недобросовестными практиками, в том числе, связанными с навязыванием дополнительных товаров и услуг, должно стать введение механизма контрольной закупки.

Одной из принципиально новых процессуальных возможностей защиты прав и законных интересов групп потребителей должно стать внедрение процедуры рассмотрения в судах групповых исков.

В целом уровень информированности потребителей о своих правах, о рациональном потреблении и рекомендациях по выбору товаров и услуг, о механизмах урегулирования споров – это важный индикатор развития информационного общества. Предполагается, что информированность российского потребителя будет улучшаться за счет реализации программ просвещения, консультирования, повышения потребительской грамотности, а также за счет развития государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей на базе которого предполагается развитие высокотехнологичной платформы для потребителей, где будет собрана важная и актуальная информация.

Многие предложения, послужившие фундаментальной основой для Стратегии, прозвучали на заседании президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей и в ходе подготовки к нему, на рабочих совещаниях с экспертным сообществом, обсуждались на мероприятиях с общественными организациями и в ходе работы профильных консультативных органов на национальном, региональном и международном уровне, а также на международных площадках.

Стратегией закрепляется идея расширения международного сотрудничества в области защиты прав потребителей и активного участия Российской Федерации в этих процессах. Это необходимо, в первую очередь, для выработки эффективных механизмов защиты российских потребителей при совершении ими покупок за границей, и приобретении услуг на иностранных интернет-ресурсах.

Утверждение Стратегии предполагает разработку в шестимесячный срок подробного плана мероприятий по ее реализации. Указанная работа уже начата и будет осуществляться с учетом предложений участников национальной системы защиты прав потребителей и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru/

05.09.2017

О резолюции Международной конференции «Безопасность пищевой продукции и анализ риска»

Роспотребнадзор и Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) согласовали текст итоговой резолюции Международной конференции «Безопасность пищевой продукции и анализ риска» (18-19 мая, Сочи). Конференция была организована при поддержке Правительства Российской Федерации и собрала участников из 23 стран мира, включая представителей государственных органов власти, научных организаций, бизнес - сообщества, а также 3 международных межправительственных организаций, была принята соответствующая резолюция.

Участники конференции обсудили такие вопросы как совершенствование обеспечения безопасности пищевых продуктов в современном мире, проведение анализа риска, являющегося одним из приоритетных научных инструментов, позволяющих обеспечить безопасность пищевых продуктов, а также необходимость развития межгосударственного и межсекторального сотрудничества, обмена информацией, совершенствования научной базы в данной области.

Делегатами поддержана инициатива проведения данной конференции на регулярной основе.

Скачать текст резолюции можно по ссылке.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

11.08.2017 г.

Итоговая резолюция участников международной конференции
«Безопасность пищевой продукции и анализ риска»

Международная конференция «Безопасность пищевой продукции и анализ риска» состоялась 18-19 мая 2017 года в г. Сочи (Российская Федерация).

В работе Конференции приняли участие более 250 делегатов из 23 стран мира, включая  представителей  государственных органов власти  (107),  научных организаций (56),  бизнес - сообщества (54),  а также 3 международных межправительственных организаций. В рамках Конференции проведены 2 пленарных заседания и 10 сессий по узким вопросам, в ходе которых представлено 49  докладов по приоритетным вопросам обеспечения безопасности  пищевой продукции и основным достижениям мирового научного сообщества в использовании методологии оценки риска.

Одной из главных тем стала проблема противодействия устойчивости патогенных микроорганизмов к противомикробным препаратам (УПП). В рамках конференции Роспотребнадзором  и ФАО  была  презентована  совместная инициатива России и ФАО по оказанию содействия странам Восточной Европы и Центральной Азии в развитии и реализации  государственных стратегий  по уменьшению угрозы устойчивости к противомикробным препаратам, совершенствованию  нормативно-правовой базы и  профессиональной подготовке профильных  специалистов.

Участниками мероприятия по основной теме Конференции - проблемы противодействия устойчивости к противомикробным препаратам - были сделаны следующие выводы:

- считать Конференцию в Сочи 18-19 мая 2017 года первым этапом совместной трехлетней программы России и ФАО по оказанию содействия странам Восточной Европы и Центральной Азии в развитии и реализации государственных стратегий  по уменьшению угрозы УПП;

- для достижения Целей устойчивого развития в области питания необходимо стимулировать участие в программах и инициативах ФАО, направленных на борьбу с УПП, способствовать обеспечению финансирования данных программ, создавать сети сотрудничающих центров, участвующих в наращивании потенциала противодействия формированию УПП и оказания технической помощи странам реципиентам;

- обмен накопленным в государствах-членах ФАО опытом и наилучшими практиками по сокращению использования антибиотиков в здравоохранении и сельском хозяйстве будет способствовать противодействию выработке устойчивости к противомикробным препаратам;

- улучшение взаимодействия со средствами массовой информации поможет решить вопрос  информирования населения об основных задачах и способах предотвращения угрозы УПП.

В  ходе других проведенных сессий участниками конференции были освещены  результаты научных исследований и приведены практические примеры решения задач по следующим основным темам: проведение научных исследований в области оценки риска, управлением рисками и информирования о рисках; гармонизация стандартов безопасности пищевой продукции;  борьба с фальсификацией пищевой продукции в связи с развитием трансграничной и цифровой торговли; оценка негативного влияния глобализации мировой экономики на обеспечение защиты жизни и здоровья населения.

Участники  Конференции признают, что существующие меры и подходы межгосударственного и межсекторального сотрудничества, обмена информацией, совершенствования научной базы, реализации новых и организации новых программ (инициатив) должны быть усилены для обеспечения безопасности пищевой продукции. Развитие потенциала должно осуществляться комплексно, быть ориентировано на конкретные страны и учитывать специфику конкретных условий, национальную политику и процессы развития и основываться на готовности стран к изменениям.

По итогам представленных докладов и состоявшегося обсуждения участниками  конференции были сформулированы следующие предложения:

- наращивать международное сотрудничество для наилучшего использования имеющейся информации и моделей для дальнейшего совершенствования оценки риска загрязнения пищевой продукции;

- гармонизировать методологию анализа риска загрязнения пищевых продуктов и подходы к установлению величин максимально допустимых уровней химических веществ в пищевых продуктах, совершенствовать изучение комбинированного воздействия различных химических веществ, а также сочетанного действия факторов различной природы;

- генерировать достоверные научные данные для включения в стандарты Комиссии Кодекс Алиментариус и принятия решений о безопасности пищевых продуктов на основе риска на базе сбора данных о потреблении отдельных продуктов питания стандартизованными методами;

- применять научно обоснованную оценку риска загрязнения пищевой продукции, включая представленные на конференции подходы, для развития управления риском и риск-коммуникации между ответственными лицами, принимающими решения, научным сообществом, потребителями и производителями;

- разработать международные и национальные методы контроля наноматериалов в пищевых продуктах для оценки и управления связанными с ними рисками, использовать в качестве отправной точки для разработки процедур оценки риска ГМО в пищевых продуктах животного происхождения механизмы, успешно применяемые в отношении генно-модифицированных растений,  применять современные подходы и новые лабораторные диагностические методы в повседневную практику контроля качества продукции, включая применение новых питательных сред и биодетекции для совершенствования микробиологического контроля качества пищевых продуктов;

- изучить возможность использования инновационных антибактериальных агентов, включая бактериофаги, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, в качестве одного из инструментов для снижения применения противомикробных препаратов;

- разработать требования к интернет-ресурсам, которые рекомендуются в качестве платформы риск-коммуникации, адаптировать научную информацию для восприятия потребителями, совершенствовать учебно-методические пособия по вопросам безопасности пищевых продуктов, а также внедрять их в программы академического и постуниверситетского обучения.

Участники отметили, что Конференция продемонстрировала актуальность вопросов совершенствования обеспечения, в том числе научного,  безопасности пищевых продуктов в современном мире, оценили высокий уровень организации заседания, качество и профессионализм состоявшихся дискуссий, определив важность проведения анализа риска, являющегося одним из приоритетных научных инструментов, позволяющих обеспечить безопасность пищевых продуктов.

Участники конференции благодарят Российскую Федерацию и Продовольственную и сельскохозяйственную организацию Объединенных Наций (ФАО) за организацию конференции и поддерживают инициативу проведения очередной конференции «Безопасность пищевой продукции и анализ риска» в 2019 году  на территории Российской Федерации.

Члены союза

Актуально

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

Ранее все пять стран Евразийского экономического союза ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекращает действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

Источник: http://www.eurasiancommission.org