Новости

Пресс-конференция заместителя министра сельского хозяйства РФ Ильи Шестакова в пресс-центре РБК на тему "Российский продовольственный рынок: состояние и перспективы" (22 сентября 2012г.)

Вопрос: На прошлой неделе вице-премьер РФ Аркадий Дворкович не исключил, что товарные интервенции могут начаться уже в октябре. По Вашему мнению, насколько высока такая вероятность? И как Вы относитесь к мнению ряда экспертов (в частности А.Злочевского), что товарные интервенции не надо проводить раньше весны 2013г.?

И.Шестаков: Для начала могу сказать, что мнение экспертов меняется так же - как внутри обсуждения экспертного сообщества, так и ввиду изменения самой рыночной ситуации.

Что же касается поручения первого вице-премьера А.Дворковича, то здесь в настоящее время нам поручено на этой неделе совместно с Минэкономразвития представить детальные предложения по проведению интервенций, такие, как объемы, стартовые цены, базисы поставки, условия реализации интервезационного зерна, и такие предложения до конца этой недели будут нами совместно с МЭР РФ представлены.

А также могу сказать, что по поручению министра мы сейчас готовим распоряжение о начале проведения подготовительных мероприятий для проведения интервенций. То есть в ближайшее время мы, я думаю, начнем аккредитацию участников товарных интервенций.

Вопрос: Ожидаются ли какие-то изменения в структуре зернового экспорта в нынешнем сельхозсезоне?

И.Шестаков: Скажем так: в структуре никаких особых изменений не ожидается, ожидаются изменения только в количестве. И те объемы экспорта, которые у нас в балансе, мы видим, что в принципе динамика идет к тому, что, наверное, в рамках этого баланса, может быть чуть выше, зерна и будет экспортировано. Это показательный вопрос. Мы видим по последним тендерам, которые проводят крупные импортеры зерна, российского в том числе, что российское зерно становится все менее и менее конкурентоспособным, внутренняя цена уже является непроходной для экспортных поставок. Так, последний конкурс по Египту показал, что российские компании значительно превысили цену, по которой GASC (египетская компания - РБК) купил зерно.

Вопрос: Необходимо ли в России, по Вашему мнению, изменять структуру производства зерновых с акцентом на более рентабельные виды продукции, например на твердую пшеницу? Есть ли у РФ возможности увеличить свой экспортный потенциал за счет оптимизации структуры зернопроизводства и насколько?

И.Шестаков: Мне кажется, что нам, конечно, нужно работать с точки зрения планов по производству зерновых культур. Безусловно, нужно переломить ситуацию с точки зрения озимых посевов, озимого клина. В последнее время мы очень много раз сталкивались с сильной засухой, при этом понимая, что озимые зерновые могли бы для нас являться страховым механизмом, которые можно было пересеять в яровые. Безусловно, здесь необходимо предпринимать усилия.

С точки зрения производства, мы всегда считаем, что нужно ориентироваться не на производство, а в большей степени на сбыт. И, безусловно, одним из возможных механизмов мог бы стать индикативный план посевных площадей, в рамках которого можно было бы с регионами согласовывать изменения посевов тех или иных культур, с чем мы сталкиваемся обычно, – в периоды засухи идет резкое снижение производства определенных видов культур и рост цены. При этом в следующем году у нас возникает противоположная проблема – у нас огромное производство этих культур, и, соответственно, идет снижение цены. Поэтому вот этого баланса необходимо достигать, и в том числе на федеральном уровне.

Вопрос: Какого уровня продовольственной инфляции ожидает Минсельхоз РФ по итогам 2012г.? Связана ли эта динамика с неурожаем или это общемировая тенденция?

И.Шестаков: Я хотел бы сказать, что Минсельхоз не занимается прогнозами по уровню продовольственной инфляции, это не входит в нашу компетенцию, этим занимается Минэкономразвития. Поэтому мы ожидаем роста цен, но в пределах, скажем так, умеренных. Прогнозы наши незначительны, а то, что касается Минэкономразвития, то они, по последним прогнозам, насколько мне известно, ожидают порядка 7%.

Вопрос: Многие потребители отметили в этом сезоне необычную тенденцию. Обычно с новым урожаем цены на овощи заметно снижаются. В этом году такого заметного снижения не произошло. Расскажите, насколько значительно повлияла засуха этого года на урожаи овощей? Насколько, по оценкам Минсельхоза, может вырасти импорт по этим позициям из-за засухи?

И.Шестаков: Здесь важно отметить первый фактор. Сезонное снижение, действительно, запоздало, и это вызвано тем, что была засуха в южных регионах страны. В связи с этим поступление нового урожая запоздало. Мы внимательно мониторим ситуацию, и в целом можно сказать, что по балансам по картофелю будет незначительное снижение, при этом все наши потребности будут удовлетворены.

Что касается овощей, то здесь мы ожидаем, что во второй половине сельскохозяйственного года незначительно возрастет импорт, и темпы импорта увеличатся. В целом по овощной группе мы не ожидаем каких-то резких скачков. Мы сейчас внимательно мониторили цены и сравнивали их в 2012г. по сравнению с 2011г. и с 2010г. Пока в настоящее время цены в принципе находятся в тех же пределах, что и в прошлые годы. Я думаю, что в целом каких-то серьезных изменений нет. Есть отдельные группы, уборка которых продолжается, и мы будем за ними следить. В зависимости от того, какая будет погода, возможно, будут какие-то колебания.

По каким-то определенным группам у нас есть некие опасения, и мы внимательно следим за этим. В основном это капуста и лук, так называемые группы риска. Но мне не хотелось бы, чтобы потом сказали: "У нас не будет капусты" или "У нас не будет лука".

Вопрос: В 2010г. была утверждена Доктрина продовольственной безопасности РФ, которая допускает максимальный уровень импорта в размере от 5% до 20% от потребления по различным продовольственным товарам. Как Россия будет реализовывать эту программу в условиях ВТО? Не противоречат ли параметры доктрины тем обязательствам по объему импорта, которые взяла на себя Россия?

И.Шестаков: Я хотел бы отметить, что у нас, во-первых, согласно нашему мониторингу продовольственной безопасности, который мы ведем каждый год в соответствии с поручением правительства, в настоящее время объемы потребления мясных продуктов составляют 71,3 кг при норме, рекомендуемой Минздравом, от 70 до 75 кг. Поэтому у нас еще есть возможность для роста с точки зрения даже рациональных норм потребления в рамках доктрины.

При этом никаких у нас ограничений с точки зрения импорта в рамках ВТО нет. Мы говорим о чем? У нас есть квоты, в рамках которых продукция поставляется с пониженной таможенно-тарифной защитой. Но при этом у нас нет никаких ограничений, что мы должны их вводить, ведь это объем в рамках квот, и мы видим, что в принципе по ряду позиций мясной группы объемы импорта пока сокращались. И мы не знаем, что сейчас будет происходить в связи с введением новых таможенно-тарифных пошлин, но пока у нас по 2012г. объем импорта по мясу сокращается. Поэтому у нас есть полная возможность наращивать эту долю рынка за счет российского производства.

Ведущий: Насколько будет использована эта возможность?

И.Шестаков: Это зависит от того, как слаженно сработают не только федеральные и региональные власти, но и, безусловно, какой инвестиционный климат будет и как вообще предприниматели, сельхозтоваропроизводители будут оценивать те меры, которые заложены в новой государственной программе с точки зрения поддержки мясного направления.

Вопрос: В начале сентября Вы рассказывали, что в нынешнем месяце может состояться Форум быстрого реагирования в рамках G20 по ситуации на мировом продовольственном рынке. Определены ли уже дата и место проведения форума? Кто будет участвовать? Что планируется обсуждать? С какими предложениями намерена выходить Россия?

И.Шестаков: Да, действительно, мы с нашими коллегами обсуждали этот вопрос и продолжаем его обсуждать. В принципе, была достигнута договоренность о том, что такая встреча состоится 16 октября в Риме в рамках заседания к ВПБ. При этом сейчас единственный формат этой встречи будет изменен, потому что по большому счету мы стали заложниками самого названия этого форума – Форум быстрого реагирования. Мы, как и другие страны, показываем, что действительно какого-то быстрого и немедленного реагирования не нужно. Ситуация действительно достаточно напряженная, но она стабильная, и в принципе мировые рынки об этом свидетельствуют. Я думаю, что мы обсудим возможные сценарии развития ситуации и потенциальные наши возможности и механизмы, которыми мы могли бы воздействовать, если ситуация будет развиваться каким-то действительно стремительным негативным образом.

Планируется, что в этой встрече примут участие основные страны G-20. Часть из них будет представлена на самом высоком уровне, я имею в виду министров сельского хозяйства. Поэтому я думаю, что дискуссия получится достаточно конкретной, и она будет продуктивная с точки зрения вообще понимания в рамках G-20 всей ситуации на мировом рынке продовольствия.

О.Сандалов (РИА "Новости"): Вопрос по молоку, вернее по субсидиям, которые Минсельхоз предлагает. Вот сейчас есть какое-то понимание, в каком виде эти субсидии на будущие годы для молокопроизводителей будут предлагаться, какой именно объем субсидии на килограмм товарного молока? И по годам – в какой среднесрочной перспективе это будет расти?

И.Шестаков: Я могу сказать, что сейчас готовится самое основное – порядок того, как эти субсидии будут предоставляться и кому. Пока, по оценке, это будет рубль на литр товарного молока в осенне-зимний период. Но вот сейчас идут споры, в том числе и с привлечением экспертного сообщества, какое это будет молоко – высшего сорта или первого сорта, жирность они определяют. Сейчас как раз идет обсуждение. И не знаю, вывешено ли оно, но если нет, то в ближайшее время этот порядок будет для обсуждения вывешен и вы сможете с ним ознакомиться.

А.Пескова ("Интерфакс"): Вопрос про цены на зерно. Какие сейчас уровни и каков Ваш взгляд на динамику с учетом интервенций? Как Вы ожидаете, как себя цены поведут?

И.Шестаков: В целом сейчас уровень цен - это порядка 8 тыс. 658 руб. на пшеницу III класса в европейской части. В принципе мы теперь еженедельно выкладываем на сайте министерства наш мониторинг, там мы показываем и объемы экспорта, и ценовую ситуацию. В настоящее время, что нестандартно, одна из самых высоких цен на пшеницу складывается в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, где наибольшиq спрос со стороны экспортеров. По нашим оценкам, в принципе это уже, скажем так, период окончания этих высоких цен в этих округах, поскольку, как я уже до этого сказал, наша цена сейчас становится все менее конкурентоспособной на мировом рынке, и мы ожидаем, что сейчас просто экспортеры покупают зерно только под заключенные экспортные контракты. Под новые контракты наше зерно уже неконкурентоспособно.

Источник: РБК от 2 октября 2012 г.

1 октября в Минпромторге России состоялось совместное заседание Общественных советов Министерства промышленности и торговли РФ и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Совещание было посвящено вопросам развития стандартизации в целях технического регулирования в Таможенном союзе и повышению роли стандартизации в решении задач модернизации промышленности.

На заседание были приглашены Корешков В.Н. - Член Коллеги (Министр) Евразийской экономической комиссии по вопросам технического регулирования, Бойцов В.Б. - Директор Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК, Лисовский  С.Ф. - Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по агропродовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу.

Заседание открыл Министр промышленности и торговли Российской Федерации  Д.В.Мантуров, с приветственным словом выступил руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Г.И.Элькин.

Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии А.В Зажигалкин в своем докладе привел примеры положительной динамики разработки национальных и межгосударственных стандартов. Так, если в 2011 году было разработано 438 межгосударственных стандартов, в 2012 году – 880, то в 2013 году ожидается 1857.  Фонд Межгосударственного совета по стандартизации СНГ составляет 18129 стандартов, национальный фонд России содержит 25662 стандарта. Уровень гармонизации национальных стандартов с международными – 52%, уровень гармонизации межгосударственных стандартов – 37,8 %.

Из 279 Межгосударственных технических комитетов 230 комитетов ведет Российская Федерация. Для 24 технических регламентов Таможенного союза в соответствующие перечни включено 7316 стандартов, из которых около половины – межгосударственные.

Вместе с тем, А.В.Зажигалкин отметил наличие организационных и нормативно-методических проблем: МГС СНГ не готов к резко возросшим объемам  разработки межгосударственных стандартов,  Перечни стандартов, утвержденные в целях реализации технических регламентов Таможенного союза, не соответствуют текущей ситуации и нуждаются в корректировке, при формировании перечней стандартов не обеспечивается прозрачность и информированность процесса, большие трудности возникают с финансированием и несистемностью финансирования разработки стандартов со стороны бизнеса.

Корешков В.Н. сообщил о том, что подготовлено положение о разработке технических регламентов, предусматривающее взаимодействие с бизнесом и длительный период публичного обсуждении проектов. Утвержден состав Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Утвержден ряд подкомитетов по различным направлениям деятельности. Пересмотрен подход к формированию Перечней стандартов, необходимых для реализации технических регламентов Таможенного союза. Разработаны первые 9 программ стандартизации.

Далее по первому вопросу повестки заседания выступили Крикун Т.И. – член Общественного совета при Росстандарте, эксперт НП СУПР, Вилкова Н.Н. – Президент Ассоциации разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ), Лоцманов А.Н. – председатель Совета по техническому регулированию при Минпромторге России.

Презентация Руководителя Росстандарта Г.И.Элькина на тему «О повышении роли стандартизации в решении задач модернизации промышленности» привлекала внимание насыщенностью информации, содержащей, в том числе, факты экономической эффективности применения современных стандартов.

По результатам совместного заседания будут подготовлены рекомендации Минпромторгу России и Росстандарту, в которых должны быть отражены вопросы модернизации порядка проведения работ по межгосударственной стандартизации, укреплению организационной структуры МГС СНГ,  взаимодействия с Евразийской экономической комиссией, стимулирования участия российских предприятий в работе международных организаций по стандартизации, регламентации порядка выдачи разъяснений по применению технических регламентов и стандартов, используемых для подтверждения требований технических регламентов Таможенного союза.

 

18 сентября в Центре международной торговли состоялось заседание круглого стола на тему «Россия в ВТО. Бизнес и власть. Вопросы взаимодействия»

В выступлениях В.Ю.Саламатова (Генеральный директор ОАО «ЦМТ»), А.А.Слепнева (Министр по торговле Евразийской экономической Комиссии), Г.В.Каламанова (заместитель Министра промышленности и торговли РФ), О.Н.Алдошина (заместитель Министра сельского хозяйства РФ), Г.Г.Петрова (Вице-президент ТПП РФ), А.Н.Спартака (Председатель комитета ТПП РФ по содействию внешнеэкономической деятельности), М.М.Мятликова (Президент ТПП Республики Беларусь), А.П.Портанского (Директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО, профессор НИУ ВШЭ), А.Д.Дейнеко (Директор ФР трубной промышленности), А.Н.Лоцманова (заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию), И.С.Бахтиной (член Совета директоров компании Юнилевер) были освещены различные вопросы условий членства России в ВТО, направления взаимодействия национальных правительств  государств – членов Таможенного союза и ЕЭК с представителями бизнеса Таможенного союза, проблемы защиты интересов отраслей с помощью инструментов ВТО, государственной поддержки чувствительных секторов экономики.

Саламатов В.Ю. рассказал, что по результатам проведенных опросов 60 % россиян не знают, что такое ВТО, 28% предприятий ожидают резкого усиления конкуренции, только 10 % предприятий создали в своих структурах отделы по торговой политике ВТО. Для оказания практической помощи бизнесу ЦМТ создал Международный деловой центр «Россия в ВТО», на сайте которого можно узнать полезную информацию и расписание ближайших семинаров-практикумов.

Слепнев А.А. напомнил, что единое экономическое пространство Таможенного союза сформировано на базе правил ВТО, ЕЭК обладает компетенцией по организации защитных мер и работа ведется по ряду направлений. В настоящее время уже 35 стран обратились с предложениями о заключении соглашений с ТС по организации зон свободной торговли, но форсировать принятие решений преждевременно, пока не будут освоены условия ВТО.

Каламанов Г.В. отметил, что Правительством РФ определены отрасли, нуждающиеся в государственной поддержке (легкая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, автопром  и др.), разработан план по адаптации отраслей промышленности к условиям ВТО.

Алдошин О.Н. подробно остановился на программе государственной поддержки сельского хозяйства, новых видах субсидий, выделяемых растениеводству и животноводству, сохранении льготного налогообложения на прибыль сельхозпредприятий до 31.12.2017 года.

Дейнеко А.Д. высказал серьезную обеспокоенность отсутствием единой системы аккредитации ОС и ИЛ, невозможностью признания результатов аккредитации на международном рынке, в связи с чем сохраняется необходимость повторной сертификации российской продукции в странах-импортерах.

И.С.Бахтина обратила внимание на то, что Россия уже месяц является членом ВТО, но при этом у предпринимательского сообщества нет дорожной карты, нет пояснений от Правительства РФ, а протокольные обязательства России уже нарушаются. В качестве примера была приведена ситуация с ростом таможенной пошлины ТС на картон с 10 до 15%, тогда как по протоколу о присоединении России к ВТО ставка пошлины должна быть на уровне 5 процентов. Кроме того, отметила И.С.Бахтина, в документах ТС появляются новые требования, экспертиза которых на соответствие требованиям ВТО не проводилась. Так, требования к чаю по микробиологическим показателям в тысячу раз жестче, чем в ЕС и мире и потребители лишены лучшей продукции зарубежных поставщиков.

Также на вопросах гармонизации требований не только к продукции, но и к системе контроля было построено выступление А.Н.Лоцманова.

В заключение была высказана благодарность организаторам Круглого стола и поддержано предложение о расширении подобных встреч представителей органов государственной власти, ЕЭК, торгово-промышленных палат и предпринимателей.

12 сентября в ТПП РФ состоялось заседание Круглого стола на тему «Условия эффективной реализации расширенной ответственности производителя за утилизацию отходов упаковки»

Открывший заседание председатель Комитета ТПП РФ Е.Т.Тюрин сообщил, что в России около 23 млн. тонн твердых бытовых отходов (ТБО) не подвергается переработке и вывозится на полигоны. Из 7 млн. тонн бумажных отходов перерабатывается только 2 млн. тонн. Вместе с тем, объем рынка услуг по переработке ТБО в России может достигать 12,5 млрд. долларов США.

О ситуации с переработкой ТБО в странах ЕС рассказала Сабина Странд. Директивой ЕС (Директива 2004/12/EC от 11 февраля 2004 года с изменениями к Директиве 94/62/EC Об упаковке и отходах упаковки) предусмотрена обязательная переработка от 60 до 80 % ТБО, для некоторых стран сделаны послабления. В некоторых странах созданы отдельные системы по переработке, например, ПЭТ-тары, применяются специализированные меры по налогообложению и штрафам. Налогом на утилизацию бытовых отходов облагаются или все участники рынка или только производители упаковки, или только производители упакованной продукции. есть вариант налогообложения только в отношении ввозимой упаковки. При разработке национальной системы переработки бытовых отходов, отметила докладчица, очень важно продумать весь цикл от сбора отходов до места назначения переработанной продукции, от создания системы статистического учета до вопросов экономического характера, серьезно отнестись к понятийному аппарату национальных нормативных актов.

Исполнительный директор Некоммерческой ассоциации «Промышленность за экологию» Н.Л.Нестерова в своем выступлении рассказала о готовящихся поправках в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», которыми предусматривается установление нормативов по использованию отходов, утилизационного сбора и внесение поправок в Налоговый Кодекс и КоАП.

Директор Департамента государственной политики Минприроды России С.В.Юрманова сообщила о подготовке законопроекта о внесении поправок в федеральный закон ко второму чтению и призвала присутствующих к активному взаимодействию с участниками законодательной инициативы.

Участники Круглого стола отметили несовершенство отечественного законодательства в сфере обращения упаковки и переработки отходов, слабое влияние международных законодательных актов на законодательные акты РФ, необходимость создания эффективной поэтапной стратегии обращения с ТБО  и установления длительного переходного периода для ее реализации.

О переговорах с Генеральным директоратом Европейской комиссии по здравоохранению и защите потребителей

4 сентября состоялись телефонные переговоры Руководителя Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко с Генеральным директором Генерального директората Европейской комиссии по здравоохранению и защите потребителей (DGSANCO) П.Т. Коджи.

В ходе беседы обсуждались вопросы сложившегося двустороннего сотрудничества по различным аспектам деятельности, направленной на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обсуждался вопрос о ходе гармонизации российских санитарно-гигиенических нормативов с международными стандартами. Стороны отметили необходимость в организации встречи российских и европейских экспертов с целью обмена научными мнениями по вопросу гармонизации российских требований к максимально допустимым уровням (МДУ) остаточного содержания антибиотиков тетрациклиновой группы в пищевых продуктах.

Отдельное внимание было уделено прецеденту, связанному с принятием на 35-й сессии Комиссии «Кодекс Алиментариус» простым большинством голосов (с разницей в 2 голоса) МДУ рактопамина для крупного рогатого скота и свиней, против которого выступило большинство стран, включая Россию, Китай, Индию, а также Европейский Союз. Россия и ЕС продолжат настаивать на сохранении действующих более жёстких национальных нормативов в связи с отсутствием достоверных данных о безопасности данного стимулятора роста животных для здоровья человека.

Также был затронут вопрос, связанный с прохождением специалистами Роспотребнадзора ознакомительных стажировок в Европейском ведомстве по безопасности пищевых продуктов (EFSA). Стороны отметили, что подобный обмен опытом плодотворно скажется на отношениях России и ЕС, позволив в будущем успешно координировать позиции по различным научным вопросам.

Наряду с упомянутыми вопросами стороны также обменялись мнениями о мерах, предпринимаемых в России и ЕС в связи с аварией на АЭС Фукусима-1 в марте 2011 года, а также о последствиях вспышки энтерогеморрагической кишечной палочки в Европе летом 2011 года.

В заключение стороны ещё раз подчеркнули готовность к конструктивному диалогу, направленному на обеспечение безопасности здоровья граждан России и ЕС.

www.rospotrebnadzor.ru

О постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 г. № 866, определяющем Роспотребнадзор как орган, уполномоченный осуществлять государственную регистрации на соответствие техническим регламентам Таможенного союза

Правительством Российской Федерации издано постановление от 28.08.2012 № 866 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять государственную регистрацию товаров, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации отдельных видов продукции», которым Роспотребнадзор определен как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (далее – Единый перечень), а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза.

Указанным постановлением признаны утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 988 «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий»; постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2001 г. № 262 «О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации».

Принятие указанного постановления не влечет за собой изменений в правовой статус свидетельств о государственной регистрации, выдаваемых Роспотребнадзором.

Вместе с тем, Роспотребнадзору поручено осуществление государственной регистрации с целью оценки соответствия подконтрольных товаров не только Единым санитарным требованиям, но и техническим регламентам Таможенного союза, в случаях, предусмотренных этими регламентами.

04.09.12, www.rospotrebnadzor.ru

Есть ли жизнь после ВТО?

Статья директора Департамента торговых переговоров М.Ю. Медведкова «Есть ли жизнь после ВТО», «Московский Комсомолец» №26003 от 1 августа 2012 г.

 

 


Мифы и реалии членства России во Всемирной торговой организации

В понедельник, 23 июля, наши дипломаты в Женеве передали в секретариат ВТО документ, подтверждающий завершение необходимых для вступления в эту организацию процедур. Церемония заняла три минуты, подведя черту под 35-летними попытками России стать членом торгового клуба.

ОТ РЕДАКЦИИ "Московский Комсомолец"

Решение о членстве России во Всемирной торговой организации далось непросто. Острые публичные дискуссии сопровождались безуспешными попытками проведения референдума и даже обращением в Конституционный суд. Кто окажется в выигрыше и кто проиграет от членства в организации — об этом статья директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Максима Медведкова.

В конце августа Россия станет полноправным членом ВТО, вступят в силу и наши права, и наши обязательства. Уже в начале сентября, когда закончится пора летних отпусков, наши представители займут место в переговорных залах между Македонией и Фиджи. Начнется непростая работа по освоению ВТО «изнутри».

Скептики предсказывают почти немедленный крах отечественной промышленности и села, оптимисты — рост инвестиций и экспансию российских товаров и услуг на внешние рынки. Сценарий катастрофы невероятен по одной простой причине — присоединение к ВТО не приводит к сколь-либо существенному негативному изменению условий для экономической деятельности предприятий. Сценарий розового будущего имеет неопределенную перспективу. Разберемся — кто же выиграет и кто проиграет.

Потребители в вечном «плюсе»

Потребители — все без исключения — будут от ВТО всегда в выигрыше. Причем главный выигрыш будет таким же, как и для производителей — стабильность правил торговли, а значит, и стабильность цен.

Второй по значению положительный фактор — снижение импортного тарифа и его замораживание на согласованном уровне. Роль этого фактора не следует переоценивать, так как вес импортных пошлин в стоимости товара не столь велик, как это может показаться на первый взгляд. Пошлины взимаются с оптовой цены ввозимого товара. Например, в случае с автомобилями оптовая цена может составлять 60–70% розничной. Таким образом, снижение пошлины на 5% теоретически может привести к снижению розничной цены на примерно 3%. Однако на цены автомобилей и многих других импортных товаров с высокой добавленной стоимостью оказывают куда большее влияние другие факторы, в частности внутренний спрос или курс рубля к основным валютам. Снижение этого курса на 1% равноценно росту ввозной пошлины примерно на 0,92%. Это происходит потому, что импортер должен заплатить больше рублей за ввозимый товар. Такая нехитрая арифметика позволяет сделать следующие выводы. Снижение пошлин необязательно приводит к падению розничных цен, оно может быть заметно только в случае, если такое снижение существенно, если оно не происходит с параллельным снижением курса национальной валюты и если на цены не оказывают влияния другие факторы.

Среди товаров, пользующихся спросом у населения, по которым снижение пошлин будет относительно большим, отметим фармацевтическую продукцию (снижение средневзвешенной ставки с 9,5 до 3,2), моющие средства (с 11 до 5,8), ковры (с 20 до 11,9), электронику (с 6,2 до 3,9), мебель (с 15,8 до 10,9). Это снижение будет постепенным в течение 3–7 лет, поэтому и эффект будет среднесрочным.

Снижение пошлин на товары — это часть благ для потребителей. Другая часть касается рынка услуг. Экономическая деятельность во многих секторах услуг будет более конкурентной, а значит, потребитель получит лучший выбор услуг по низкой цене. В первую очередь это коснется финансовых услуг — страховых, банковских. Иностранные компании смогут работать примерно на половине соответствующих рынков — вторая половина будет «зарезервирована» за российскими поставщиками. На стоимости транспортных услуг членство в ВТО вряд ли отразится: по подавляющему большинству видов транспорта, включая авиацию и железную дорогу, обязательств по доступу иностранных компаний у нас нет.

Производители — пока в серой зоне

Оппоненты членства в ВТО часто говорят о том, что выигрыш потребителей будет сопровождаться проигрышем производителей. Разорение производителей приведет к тому, что доходы потребителей снизятся, им попросту не на что будет покупать товары и услуги, и как следствие — вся экономика «свернется».

Это невероятный сценарий. Если российский рынок представляет интерес для западных компаний, а это, безусловно, так, не в их интересах этот рынок «убивать» — вместе с доходами потребителей, на которые они, собственно, и рассчитывают. Кроме того, в условиях ВТО у государств остается достаточно рычагов для проведения той политики, которую они считают нужным. Арсенал средств велик, включая, кстати, и возврат к довэтэошному уровню защиты рынка.

Плюсы. Правовая среда для бизнеса в России в ВТО стабилизируется. Любые серьезные изменения в нашем торговом режиме будут происходить только после выполнения определенных процедур, в основе которых лежит принцип транспарентности — т.е. гласности, предсказуемости, прозрачности. Например, до принятия любого нормативного акта общего применения, то есть касающегося интересов всех лиц, его проект должен быть заблаговременно опубликован — и любое лицо получает право на предоставление комментариев и предложений. Например, это требование может касаться технических регламентов или ветеринарных мер, или уровня таможенных пошлин. Принцип транспарентности — один из ключевых для инвесторов. Членство в ВТО вызвало резкий рост инвестиций в экономику Китая, Вьетнама и многих других стран. Это, как ожидается, произойдет и у нас.

Государство сохранит практически все имеющиеся рычаги поддержки и промышленности, и сельского хозяйства. ВТО не запрещает предоставление субсидий. Однако они должны предоставляться по определенным правилам. Например, нельзя предоставить экспортную субсидию, либо субсидию, цель которой — замещение импорта, однако можно субсидировать и сельское хозяйство, и промышленность в других формах. Для аграриев существует ограничение на субсидии, искажающие торговлю, — однако у России ежегодный объем таких субсидий сможет почти вдвое превысить существующий. Он будет постепенно снижаться до сегодняшнего уровня — по графику, обеспечивающему реализацию действующих государственных программ поддержки села. Из сотен отечественных программ поддержки только несколько не соответствует правилам ВТО. Поэтому после присоединения их формат будет изменен, но экономическая суть останется прежней.

Импортные пошлины — главный источник беспокойства для предприятий. Средневзвешенный уровень пошлины снизится примерно на 3 процентных пункта за семь лет. Для некоторых секторов, например авиастроителей или производителей легковых автомобилей, снижение будет большим, на 10–15 процентных пунктов. Не стоит рассматривать это снижение в качестве угрозы этим важнейшим отраслям российской экономики. В наш автопром приходит все больше иностранных инвесторов, которые привыкли куда к более жестким условиям конкуренции. Авиапром все еще находится на стадии взлета и пока не может удовлетворить внутренний спрос. Сложнее ситуация с сельхозмашиностроением, которое в последние несколько лет находилось за достаточно жестким протекционистским забором. Существуют реальные опасения, что, например, снижение пошлин до 5% на комбайны может создать серьезные проблемы для предприятия.

На этом месте есть смысл обсудить баланс интересов производителя и потребителя. Это вечная тема для дискуссий — один хочет подороже продать, другой — подешевле купить, чьи интересы для государства важнее?

Ответ, казалось бы, на поверхности — конечно, производителя. Ведь именно он создает рабочие места, в том числе в смежных отраслях, платит налоги и зарплаты. Но что делать, если производитель прячется за высокой пошлиной, но не предпринимает мер для выпуска конкурентного продукта? Должен ли из-за этого страдать потребитель, и если да, то в течение какого периода времени? Фермер производит зерно для экспорта и конкурирует на мировом рынке с фермерами США и ЕС. Успех этой конкуренции связан и эффективностью оборудования, используемого при производстве зерна. Производитель мяса готов развивать инвестиции при условии высоких рыночных цен, когда доступ иностранных товаров ограничен. Иначе ему инвестиции не вернуть. Но потребитель должен есть мясо раз в три дня, а если оно дорого, то потребитель должен претендовать на высокую зарплату или пенсию. А это — рост издержек у других производителей, расходы бюджета. Что должно делать в этой ситуации государство?

Поддерживать производителя — но таким образом, который поощрял бы модернизацию, рост конкурентоспособности и который был бы ограничен разумным периодом времени. Это один из наиболее эффективных сценариев. Возможно, именно наше участие в ВТО заставит нас по-другому посмотреть на роль господдержки. Тратить бюджетные деньги с большей пользой, концентрируясь на точках роста, — тех проектах, которым нужен стартовый толчок. Так успешно делали многие страны мира — и получали от ВТО ощутимые преимущества.

Есть и риски. Мы не можем сейчас уверенно предсказать, где они возникнут, в силу многофакторности последствий вэтэошного членства, на которое может наслоиться и вторая волна кризиса. К ним нужно быть готовым, и своевременно.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих?

Что все-таки делать производителю, если снижение пошлин в ВТО приведет к росту импорта и падению отечественного производства? Идти в Евразийскую экономическую комиссию. Именно там сейчас работает подразделение, ответственное за введение мер по защите рынка. Для этого даже не потребуются встречи с нашими бюрократами — комиссия взаимодействует с российскими компаниями напрямую. Ей необходимо представить документы, подтверждающие факт роста импорта и ущерба от импорта для отрасли промышленности Таможенного союза, сведения о демпинге или о предоставляемых нашими торговыми партнерами субсидиях. Эти документы будут проанализированы, и в случае если они соответствуют критериям Таможенного союза (они совпадают с критериями ВТО) — импорт будет ограничен на срок до пяти лет. Муторно? Возможно. Зато эффективно. Почти все присоединившиеся к ВТО страны прибегают к такого рода защитным мерам в первые годы после присоединения. Вряд ли станет исключением и Россия.

Другая возможность в руках бизнеса — изменить пошлины, конечно, в рамках наших обязательств в ВТО. Ведь фактически применяемый тариф по многим позициям будет ниже их планки. Например, это касается станков, некоторых изделий тяжелого машиностроения, самолетов, многих других товаров. Некоторые компании хотели бы, наоборот, снизить ставки пошлин на те товары, сырье, которые в России не производятся. Это тоже можно сделать.

В целях предупреждения рисков, связанных с присоединением к ВТО, правительством были приняты специальные планы адаптации экономики к меняющимся условиям. Там десятки пунктов, касающихся, например, ограничений или запретов доступа иностранных товаров и услуг к системе государственного заказа (это триллионы рублей, которые мы можем использовать для поддержки только отечественных поставщиков) или снижения административных барьеров при экспорте. Там же — мониторинг ввоза чувствительных для экономики товаров. Мы должны в реальном режиме времени понимать, где может возникнуть угроза, и применять компенсирующие меры.

Экспортеры тоже «в плюсе»

Снижение барьеров для доступа на российские рынки в ВТО будет сопровождаться снижением барьеров для нашего экспорта на рынки 155 стран мира. Это одно из фундаментальных преимуществ членства в организации. Нас будут заставлять жить по правилам, но и мы сможем заставлять жить по правилам наших партнеров и, более того, работать с ними над развитием этих правил.

Многие присоединявшиеся к ВТО страны приняли обязательства, которые помогут развитию нашего экспорта. Например, это касается Украины и Киргизии. Эти наши важные торговые партнеры иногда не удерживаются от соблазна ввести какое-нибудь ограничение торговли. Теперь мы сможем обсуждать эти ограничения в Женеве.

Но не это, пожалуй, главное. Важнее системные изменения в правилах торговли. Огромные субсидии в сельском хозяйстве многих стран мира разрушают нормальную конкуренцию, и с этим надо что-то делать. Протекционизм все больше уходит в сферу технического регулирования — это создает проблемы для развития технологичного экспорта. Воруется интеллектуальная собственность — это плохо для Сколково и других наукоградов. Повестка дня проблем в мировой торговле длинная, и значительная ее часть прямо касается российских интересов. Нам нужно будет активно работать в Женеве над ее реализацией — при полном понимании, что это длинная, сложная, кропотливая работа, которая не дает быстрых результатов. Но когда результаты будут — они с лихвой окупят все ранее сделанные инвестиции.

Мифы

Чего не будет из-за ВТО. Повышения цен на газ и вообще на какой-либо товар или услугу. Отмены импортных тарифов? Запрета на государственную поддержку предприятий. Запрета на введение мер в целях защиты потребителей. Доступа иностранцев к нашим природным ресурсам. Открытия российского рынка труда для иностранных рабочих. Отмены регулирования рынков алкоголя или лекарств. Обязательного поедания на завтрак ГМО-колбасы. Замены российского вооружения в армии на иностранное. И многого другого.

Подчеркну — эти изменения могут произойти, если мы сами решим, что они нам нужны. ВТО не обязывает нас к этому.

Выводы

Все зависит от нас. От нашего понимания многосторонних правил игры. От квалификации специалистов, которые будут работать над защитой наших интересов. От эффективности бюрократии, которая должна по-новому взглянуть на способы регулирования экономики. От мобильности бизнесменов.

ВТО заставит нас побегать — и это хороший шанс слезть с нефтегазовой иглы, повысить конкурентоспособность всей экономики и каждого отдельно взятого предприятия. Все из нас хотели бы жить в процветающей стране. Но сегодня все процветающие страны мира — члены ВТО. За пределами ВТО никто успехами не блещет.

Программа развития отечественного агропромышленного комплекса

После многомесячных дискуссий правительство утвердило программу развития отечественного агропромышленного комплекса на восемь лет вперед. Финансирование сельского хозяйства будет происходить в меньших масштабах по сравнению с ожиданиями Минсельхоза. По отношению к первоначальным планам министерства снижены целевые показатели по производству зерна, сахарной свеклы и картофеля, но увеличены по молоку. В будущем государство отступит от прямого субсидирования сельхозпроизводителей и перейдет к поддержке повышения доходности.

Согласно утвержденной правительством госпрограмме развития АПК на 2013—2020 годы, объем финансирования этой программы из федерального бюджета должен составить 1,509 трлн руб., плюс 770 млрд руб. должны предоставить регионы. Хотя первоначально Минсельхоз запрашивал из федерального бюджета 2,1 трлн руб., а также надеялся привлечь из региональных бюджетов еще 2,37 трлн руб. Еще 2,28 трлн руб. должны были поступить из внебюджетных источников.

Правительство утвердило финансирование подпрограммы по развитию растениеводства из федерального бюджета в размере 466,6 млрд руб. (Минсельхоз запрашивал поддержку в размере 569,7 млрд руб.), по развитию животноводства — 499,4 млрд руб. (701,8 млрд руб.), по поддер­жке малых форм хозяйствования — 83,6 млрд руб. (109,2 млрд руб.), по технической и технологической модернизации — 23,7 млрд руб. (121,5 млрд руб.), по устойчивому развитию сельских территорий — 90,4 млрд руб. (294,5 млрд руб.). На развитие мелиорации сельхозземель планируется выделить 62 млрд руб. (253,7 млрд руб.).

Согласно утвержденной программе, производство зерна в стране к 2020 году должно возрасти до 115 млн т (Минсельхоз изначально рассчитывал увеличить производство до 125 млн т), экспортный потенциал — до 30 млн т (40 млн т), сахарной свеклы — до 40,9 млн т (42 млн т), картофеля — до 32 млн т (34 млн т), скота и птицы на убой — до 14,07 млн т в живом весе (14,1 млн т), молока — до 38,2 млн т (36 млн т).

Как ожидается, в последующие восемь лет среднегодовой темп роста производства продукции сельского хозяйства до 2020 года должен составить не менее 2,5% (не менее 2,4—2,5% по первоначальным расчетам Минсельхоза), производства пищевых продуктов — 3,5—5% (4,3—5%).

По словам главы Минсельхоза Николая Федорова, в будущем государство отступит от прямого субсидирования сельхозпроизводителей и перейдет к поддержке повышения доходности. Часть действующих мер поддержки производства растениеводческой продукции трансформирована в новый вид — субсидии на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Расходы на эти цели будут варьироваться от 15 до 37,6 млрд руб. ежегодно.

Также введен новый вид поддержки аграриев — субсидии на один литр реализованного товарного молока. На эти цели из федерального бюджета планируется выделять 10—12,5 млрд руб. ежегодно. В отдельную подпрограмму выделено развитие мясного скотоводства с объемом финансирования 6,8—9,5 млрд руб. ежегодно.

По словам гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, Россия пошла по пути Евросоюза и США, внедряя субсидии на гектар обрабатываемой земли. «Также можно назвать существенным объем финансовой поддержки мясного скотоводства, учитывая начальную стадию реализации этой подотрасли», — добавил эксперт.

Вместе с этим ряд экспертов называют новую программу неамбициозной, учитывая валовые объемы производства. К примеру, плановый сбор сахарной свеклы на 2020 год был превзойден уже в прошлом году, когда было собрано 46,2 млн т свеклы. Через восемь лет планируется собирать подсолнечника 7,5 млн т, но в 2011 году было собрано 9,6 млн т. А производство картофеля, учитывая прошлогодний показатель, будет стагнировать.
Читать полностью:  Ежедневная деловая газета РБК daily

10 июля 2012 г. Госдума ратифицировала протокол о вступлении в ВТО

Государственная дума на своем заседании 10 июля приняла решение о ратификации договора о вступлении России ВТО, сообщает "Интерфакс". За принятие документа проголосовали 238 депутатов, против - 208, воздержался 1 депутат. При этом представители всех оппозиционных фракций высказались против.

Вступление России в ВТО было поддержано правительством России 13 декабря 2011 года, а протокол подписали 16 декабря того же года в Женеве. После соответствующего решения осталось только ратифицировать протокол в парламенте страны.

Оппозиционные фракции, в частности, КПРФ и "Справедливая Россия" заявляли о намерении затянуть процесс принятия решения Думой до 22 июля - даты, предусмотренной в договоре в качестве крайнего срока ратификации. Для этого они обратились в Конституционный суд РФ, но он не нашел в протоколе пунктов, нарушающих законодательство страны. Суд также отметил в своем решении, что политическую и экономическую целесообразность присоединения должны определять органы исполнительной и законодательной власти.

Вступив в ВТО, Россия будет вынуждена снизить импортные пошлины. В связи с этим Минфин ожидает, что доходы бюджета в 2013 году снизятся на 310 миллиардов рублей. В свою очередь, Минэкономразвития оценило потери казны в 445 миллиардов рублей за два года.

Критики вступления РФ во Всемирную торговую организацию настаивают на том, что рынок заполонят иностранные товары, поскольку российские производители не смогут выдержать конкуренции в условиях свободной торговли. В свою очередь, сторонники присоединения к ВТО утверждают, что российский экспортный потенциал будет использоваться более активно, а качество товаров для отечественных потребителей вырастет за счет развития конкуренции.

Россия подала заявку на вступление в организацию еще в 1996 году, однако переговорный процесс затянулся по ряду экономических и политических причин. Окончательную поддержку со стороны иностранных партнеров Москва получила только в конце 2011 года.

15 июня 2012 года в Санкт-Петербурге состоялся бизнес-форум стран, входящих в Единое экономическое пространство

В работе форума приняли участие Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев, премьер-министр Республики Беларусь М.В. Мясникович и премьер-министр Республики Казахстан К.К. Масимов. Форум организован Российско-Белорусско-Казахстанским бизнес-диалогом, созданным в 2010 году ведущими бизнес-ассоциациями трех стран для отстаивания интересов бизнеса при формировании нормативно-правовой базы и других инструментов Таможенного союза и ЕЭП. Помимо глав правительств, в работе форума приняли участие более трехсот представителей бизнеса стран-участников ЕЭП, руководители Евразийской экономической комиссии В.Б.Христенко и С.С.Сидорский, вице-премьеры Правительства России М.В. Дворкович и И.И. Шувалов, руководители ведомств трех стран, эксперты. Мероприятия Форума освещали около ста журналистов.

Представляем вашему вниманию Тезисы доклада Члена Коллегии ЕЭК – Министра по промышленности и агропромышленному комплексу С.С.Сидорского о структуре органов и направлениях деятельности ЕЭК.

 

9 июля 2012 г. Конституционный Суд РФ признал не вступивший в силу международный договор – Протокол о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации – соответствующим Конституции РФ

Слушание дела по запросу группы депутатов Государственной Думы РФ состоялось 3 июля 2012 года.

Протокол признан как по порядку принятия на стадии его подписания и одобрения Правительством РФ, так и по содержанию его отдельных положений.

История вопроса

Протокол о присоединении Российской Федерации к Соглашению об учреждении ВТО был подписан 16 декабря 2011 года. Согласно федеральному закону «О международных договорах» документ подлежит ратификации до 23 июля 2012 г., после чего Россия станет полноправным членом организации.

Ст. 125 Конституции РФ уполномочивает Конституционный Суд разрешать дела о соответствии Основному Закону не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Правом обратиться с соответствующим запросом воспользовалась 20 июня 2012 года группа из 131 депутата Государственной Думы, представляющих КПРФ и партию «Справедливая Россия». Таким образом, Конституционный Суд впервые заслушал дело о конституционности не вступившего в силу международного договора.

Позиция заявителей

Заявители считают Протокол о присоединении Российской Федерации к ВТО не соответствующим Конституции РФ (статьям 48, 55, 62, 68, 72, 101, 118). По их мнению, при внесении Протокола о присоединении к ВТО на ратификацию в Госдуму была нарушена конституционная процедура (не был соблюден установленный порядок представления документов для ратификации, не проведено согласование с субъектами Федерации). Заявители оспаривают конституционность отдельных положений Приложений к Протоколу о присоединении Российской Федерации к ВТО. В частности, они полагают их нарушающими конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и принцип осуществления правосудия только государственным судом.

Позиция Суда

ВТО как инструмент мировой экономики занимает одно из центральных мест. Намерения государств-участников ВТО, выраженные в преамбуле соглашения об учреждении организации, не противоречат основам конституционного строя России, закрепленным Конституцией РФ. Документы о присоединении РФ к ВТО не предполагают также ограничений конституционных прав и свобод граждан. Учет же экономических последствий и рисков вступления России в ВТО, а также достаточности принятых государством мер по защите национальных интересов должен осуществляться Правительством РФ, Федеральным Собранием и Президентом РФ в ходе подписания, одобрения и ратификации Протокола.

Проверка Конституционным Судом РФ соблюдения процедуры ратификации Протокола в Государственной Думе (как того требовал заявитель) означала бы его вмешательство в законотворческий процесс и потому противоречила бы Конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном Суде», которые не предусматривают проверку конституционности еще не вступившего в силу федерального закона.

Любой международный договор по вопросам внешнеэкономической политики, так или иначе, затрагивает интересы всех субъектов Федерации. Однако проведение согласительных процедур с каждым из них при заключении любого международного договора противоречило бы самой природе государственного суверенитета РФ. Норма же закона «О международных договорах» предусматривает согласование с органами власти конкретного субъекта Федерации того договора, который непосредственно затрагивает интересы данного субъекта Федерации. В соответствии со статьей 71 Конституции РФ заключение Протокола о вступлении к ВТО относится к исключительному ведению Российской Федерации и не подлежит согласованию с органами власти субъектов Федерации. Процедура подписания Протокола соответствовала Конституции РФ.

Заявители просили КС РФ проверить в полном объеме правовое регулирование присоединения России к ВТО, однако изложили правовое обоснование неконституционности лишь некоторых положений. Расширение же объема проверки прямо запрещено законом «О Конституционном Суде». Поэтому в настоящем деле рассматривалась конституционность только тех положений Протокола, на которые заявители прямо указали в запросе.

Конституция РФ предусматривает возможность участия страны в межгосударственных объединениях, включая международные органы по разрешению споров. На это указывает и конституционное право гражданина на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Следовательно, сам по себе международный договор, предусматривающий создание органа по разрешению споров, не может рассматриваться как посягающий на суверенитет Российской Федерации и принцип разделения властей. Исходя из этого, участие России в механизмах разрешения споров в рамках ВТО не противоречит Конституции РФ.

Обязательства Российской Федерации в отношении рынка юридических услуг не изменяют порядок представительства заявителей в Конституционном Суде РФ и не превращают третейские суды в часть государственной судебной системы. Кроме того, они не нарушают право на получение квалифицированной юридической помощи и не противоречат Конституции РФ.

Принятое Российской Федерацией обязательство по допуску иностранных патентных поверенных на отечественный рынок юридических услуг не предполагает получение ими доступа к секретным сведениям без соответствующего допуска. При этом действующее законодательство предусматривает возможность предоставления специального допуска иностранным лицам для доступа к сведениям, составляющим государственную тайну. Протокол не меняет данное правовое регулирование, и соответственно, указанное обязательство также не противоречит Конституции РФ.

Конституционный Суд признал Протокол о присоединении РФ к ВТО не противоречащим Конституции, как по порядку принятия на стадии его подписания и одобрения Правительством РФ, так и по содержанию его отдельных положений. При этом КС РФ рассматривал исключительно вопросы права, не оценивая политическую и экономическую целесообразность заключения международного договора.

Новость на сайте Конституционного Суда РФ.

Члены союза

Актуально

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

Ранее все пять стран Евразийского экономического союза ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекращает действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

Источник: http://www.eurasiancommission.org