Новости

Интервью директора Департамента промышленной политики ЕЭК Николая Кушнарева «Российской газете»: «На товарах появится маркировка «Сделано в ЕАЭС»»

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза, появится надпись: "Сделано в ЕАЭС". Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приступила к определению критериев "евразийского товара".

Об этом "РГ" рассказал новый директор департамента промышленной политики ЕЭК Николай Кушнарев. По его словам, переход от позиции "сделано в России", "сделано в Беларуси" или любой другой стране ЕАЭС к позиции "сделано в Евразийском экономическом союзе", - важный этап интеграционного сотрудничества. Новая маркировка может стартовать уже в 2017 году.

А сейчас идет разработка механизма "подсчета" технологических операций при выполнении совместно произведенной продукции. В результате предприятия смогут получать преференции при государственных закупках и продвижении товаров на рынки третьих стран. А это два эффективных инструмента господдержки, сильнейший стимул к кооперации для сотен предприятий стран союза.

Что касается России, то для такого рода льгот необходимые критерии уже утверждены правительством РФ, напомнил Кушнарев. Российские промышленные товары, соответствующие им, уже имеют преимущественный доступ к госзакупкам. Например, с января 2014 года в России ограничены госзакупки импортной продукции оборонной отрасли, машиностроения, медицинских изделий, лекарств, программного обеспечения.

"Несмотря на то что в постановлении РФ речь идет о российском товаре, документ содержит и интеграционные аспекты в отношении продукции стран-членов ЕАЭС. Например, для машиностроительных товаров есть требование по производству двигателя в России, но есть и альтернатива - произведенный в Белоруссии двигатель тоже может засчитываться как российский", - говорит Кушнарев.

По его словам, введение понятия "евразийский товар", с одной стороны, упростит поддержку промышленности ЕАЭС, с другой, - станет мощным инструментом продвижения промышленных товаров на общем рынке, с третьей, - простимулирует спрос на продукцию с маркировкой "Сделано в ЕАЭС".

Сегодня между государствами-членами неминуемо возникает конкуренция. Она неизбежна, особенно в таких отраслях, как производство строительных материалов, фармацевтика, легкая промышленность, металлургия, автомобилестроение, производство сельскохозяйственной, железнодорожной техники, машин и оборудования для горнодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Проблема между тем не столько в конкуренции, сколько в том, что национальные правительства применяют различные меры поддержки своих предприятий, а это ставит их в неравное положение по отношению друг к другу. Поэтому темой номер один в ЕАЭС становится выравнивание условий поддержки при предоставлении субсидий, уход от односторонних мер, ведущих к дискриминации компаний или нарушению здоровой конкуренции на едином рынке.

В связи с этим в ЕЭК обсуждают два пути решения проблемы, которые сводятся либо к частичной, либо к полной передаче полномочий по предоставлению субсидий промышленным предприятиям на наднациональный уровень, то есть на усмотрение и под контроль ЕЭК.

Первый вариант, более мягкий, предполагает, что государства-члены сохраняют самостоятельность в отношении предоставления субсидий на производство особо чувствительных товаров. Они согласовывают их с ЕЭК только на добровольной основе. В принципе, сейчас страны союза движутся именно по этому пути. Среди "чувствительных" товаров, перечень которых утвержден государствами-членами, - продукция ведущих отраслей: автомобилестроения, легкой промышленности, металлургии, производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, промышленности строительных материалов.

"Второй вариант - более "жесткий" - это обязательное согласование государствами-партнерами всех планируемых субсидий и других мер поддержки промышленности с Евразийской комиссией. Понятно, что это более сложный, компромиссный, но и более прогрессивный вариант. Полномочия и ответственность в данном случае полностью передаются в ЕЭК, на наднациональный уровень. При этом в ЕАЭС создается единая информационная система о промышленных предприятиях и продукции стран-членов. Цель - единообразно применять финансовую поддержку, создавая тем самым лучшие условия для совместного производства и выстраивания производственных цепочек.

А для этого сейчас все есть. В ЕАЭС уже принят важнейший стратегический документ - Основные направления промышленного сотрудничества. Начинают действовать Евразийская сеть промышленной кооперации и субконтрактации, Евразийский инжиниринговый центр по станкостроению, Евразийская сеть трансфера технологий.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

16.11.2016

О работе Комитета «Кодекс Алиментариус» по гигиене пищевых продуктов

С 7 по 11 ноября 2016 года в г. Лос Анжелес, США прошла 48-я сессия Комитета Комиссии «Кодекс Алиментариус» по гигиене пищевых продуктов.

Российская Федерация была представлена на заседании межведомственной делегацией. Также в данном мероприятии приняли участие делегаты из стран-участниц, Европейского союза, а также наблюдатели от международных организаций.

Среди тем, вынесенных на обсуждение в рамках заседания Комитета наиболее приоритетными для Российской Федерации стали внесение изменений в «Общие принципы гигиены пищевых продуктов» (CAC/RCP 1-1969) и его приложение по ХАССП, разработка Руководства по контролю гистамина и плана отбора проб для него, а также вопросы оценки микробиологических рисков в пищевой продукции.

Основные предложения Российской Федерации, в том числе в отношении принципа двухфазной организации гигиенических норм (общие принципы гигиены и ХАССП), формировании порядка работы над соответствующими документами по гистамину, включая принципы формирования таблицы восприимчивых к гистамину видов рыб, были поддержаны рядом стран и включены в итоговый отчет.

Ожидается, что дальнейшая работа по внесению изменений в «Общие принципы гигиены пищевых продуктов» и систему ХАССП будет проводиться в рамках электронной рабочей группы.

Итоговый отчет 48-го заседания Комитета будет опубликован на официальном сайте Комиссии «Кодекс Алиментариус».

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

14.11.2016 г.

Новый знак ГОСТа получат производители только качественных товаров

Источник: Российская газета, Игорь Зубков

На первом этапе испытания будут проводить только лаборатории Росстандарта. Знак ГОСТа (РСТ) будет использоваться только в рамках национальной системы, а прочие механизмы добровольной сертификации (а их уже более 1,5 тысяч) права на него потеряют, если не станут частью новой системы.

Об этом в интервью "Российской газете" рассказал руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов.

Суть инициативы - в том, чтобы производители и импортеры делали ставку на качество, а потребители доверяли тому, что покупают. Сейчас же сертификат на ГОСТ можно купить за смешные деньги без всяких лабораторных испытаний, значок ГОСТа никаких гарантий не дает.

Компании, которые получат знак национальной системы стандартизации, должны согласиться на повторные, в том числе внезапные проверки своей продукции. Взамен они могут рассчитывать не только на доверие потребителей, но и на лояльное отношение госзаказчиков, а позднее - и на прямые льготы.

Национальная система сертификации будет запущена в 2017 году как пилотный проект, ее "полное развертывание" намечается с 2018 года.

Алексей Владимирович, зачем государству понадобилось создавать свою собственную, отдельную систему сертификации?

Алексей Абрамов: Рынок услуг по сертификации сейчас абсолютно не цивилизованный, он похож на товарные рынки 90-х, которые существовали по каким-то одному Богу известным понятиям. Мы не хотим и не можем ничего ломать или "зачищать", мы хотим создать цивилизованную зону, в которую будем приглашать добросовестных игроков. Сразу оговорюсь, что мы в начале пути, еще очень много развилок, но мы совершенно точно понимаем, что ничего не делать нельзя.

Кто будет работать в этой системе - какие лаборатории? Как вы их будете отбирать?

Алексей Абрамов: Сегодня это 50 лабораторий и 21 орган по сертификации, которые работают в системе Росстандарта. Мы готовы допустить их, поскольку для нас они понятны и прозрачны. Это федеральные бюджетные учреждения, полностью подконтрольные и подотчетные нам.

Совсем немного. Хватит ли их на всех?

Алексей Абрамов: Во-первых, большое количество лабораторий и органов по сертификации не является залогом успеха. Здесь не работает правило, что чем больше игроков, чем выше конкуренция, тем лучше. Мы как раз видим, что у нас, может быть, даже слишком много органов по сертификации сейчас есть. Про лаборатории я не говорю, а вот по органам сертификации я вообще не вижу проблем, будет ли их 20 или, может быть, даже меньше. Если мы посмотрим опыт других стран, мало где действует больше 5-7 органов по сертификации, причем среди них есть и универсальные, и узкоспециализированные.

Во-вторых, на следующем этапе и другие органы и лаборатории смогут работать в этой системе, мы не претендуем на всеобъемлющий охват всех сфер независимой компетентной оценки. Это могут быть серьезные отраслевые союзы, как за рубежом. Допустим, Немецкий институт по стандартизации (DIN) доверяет ассоциации электротехники DKE, у которой своя подсистема сертификации. Если мы увидим таких стратегических партнеров, мы, конечно, предложим им работать совместно в рамках этой системы. Думаю, первый такой партнер у нас - это Роскачество.

Чем будет отличаться подход к испытаниям продукции, выдаче сертификатов в новой системе, что там будет по-новому?

Алексей Абрамов: Участники системы будут проходить те же процедуры допуска к работам, что и сейчас, но их аккредитация будет производиться не только по общим требованиям к любой лаборатории, но и на соответствие конкретным стандартам, в области которых они будут работать.

Мы планируем дать возможность всем желающим заявляться на подтверждение стандартов, даже если они не связаны с техническим регулированием. Напомню, что в рамках существующих правил у нас главным образом идет оценка соответствия требованиям техрегламентов и, соответственно, стандартов, на которых они основаны. Это увеличит, на мой взгляд, объем рынка услуг по сертификации процентов на 30-40. Добровольных систем более полутора тысяч, как они работают, никто не знает, и потребитель в них просто путается. А здесь, мы считаем, есть накопленное годами доверие в целом к Росстандарту и к ГОСТам, это стимул для компаний заявляться на прохождение таких работ. И никто их насильно привлекать к участию в этом проекте не будет.

Вот производитель предоставил образцы, прошел испытания, получил сертификат минимум на год. А потом, что называется, оступился, начал экономить. И что? Кто его поймает?

Алексей Абрамов: Когда образцы продукции испытаны, все соответствует, качество хорошее, это не означает, что мы с производителем прощаемся и увидимся снова только тогда, когда он захочет свои права на знак ГОСТа продлить. Органы по сертификации и лаборатории должны будут в течение того периода, пока есть право на знак, проводить повторные испытания, а для этого они получат право отбирать продукцию и на производстве, и с полок магазинов. При этом испытания должны быть предоплачены.

С каким интервалом может происходить проверка в рамках этого мандата?

Алексей Абрамов: Здесь даже не столь важен диапазон - месяц или квартал, - главное, чтобы это не было заранее известно производителю. Сейчас у нас в рамках госконтроля очень много ограничений, которые не позволяют эффективно выявлять нарушения. Эта деятельность не подпадает под госконтроль, и проверка будет проводиться не государственными инспекторами в форме, а экспертами, которые знают, где смотреть, и могут очень быстро выявлять проблемы без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность.

Сейчас когда приходят контролеры - это значит: все закрывается, ничего не работает, люди с белыми лицами подписывают какие-то бумаги, уже готовы ехать в тюрьму. А здесь должен быть чисто экспертный, предметный разговор. Хотите, вместе сейчас поедем в лабораторию, прямо при вас все проверим.

Если все-таки обнаружилось, что продукции под вашим сертификатом уже до заявленного стандарта далеко?

Алексей Абрамов: Хорошо еще, если это тот производитель или импортер, с которым у нас есть отношения и мы эту продукцию смотрели... Бывает, что просто произошел сбой в технологическом процессе. Тогда мы должны выступить консультантами и помощниками, все заинтересованы, чтобы и компания снова могла работать, и потребитель был доволен.

Другое дело, когда это заведомо незаконная деятельность. В таком случае будем лишать права на маркировку, соответственно, этот производитель теряет всю предоплату за инспекционные процедуры. В этом смысле он существенным образом рискует, если пользуется маркировкой недобросовестно. В дальнейшем, я думаю, в течение какого-то времени мы не будем принимать заявки от такой компании.

При этом отзыва продукции не будет?

Алексей Абрамов: Если производитель был замечен в нарушении, лишился права на знак и больше его не наносит, мы "расстаемся друзьями", и все. Если же он продолжает использовать нашу маркировку, должны включаться уже механизмы, как с водителями, которые ездят за рулем даже после лишения прав. Здесь точно будет отзыв продукции - такие полномочия и у нас, и у других контролирующих органов есть.

Также в рамках планируемого принятия нового Кодекса РФ об административных правонарушениях предполагается предусмотреть более широкие возможности для всех контролирующих органов применять административное приостановление деятельности.

Сейчас написано просто - "на срок до 90 суток". От одного часа до 90 суток - это слишком широкая "вилка", которая таит в себе риски недобросовестности контролеров.

Мне кажется, это должно работать таким образом. Выдается предписание с реальными сроками, и только если оно не помогает, к нарушителю применяются более жесткие меры. При этом они должны действовать до момента устранения нарушения. Устранил - зачем предприятию простаивать? Вся работа по повышению культуры на рынке должна проходить в диалоге.

Будут ли у участников новой системы какие-то прямые преференции? Например, по части госзакупок.

Алексей Абрамов: Я думаю, что этот вопрос рано или поздно возникнет, но точно не на этапе пилотной стадии, чтобы не вышло так, что, мол, если хотите получить доступ к каким-то государственным деньгам или ресурсам, пройдите такую-то процедуру. Сначала национальная система должна развиваться за счет "чистого" интереса добросовестных производителей.

Что касается госзакупок, в этой сфере уже закреплена необходимость использования ссылок на стандарты. В этой связи сертификация в новой системе даст преимущество и поставщику, и госзаказчику в сроках рассмотрения заявки, приемке продукции - качество уже гарантировано "третьей" стороной.

Сколько будет стоить сертификация в новой системе?

Алексей Абрамов: Система должна покрывать все издержки, быть самоокупаемой и иметь нормальную маржу для развития. Небольшие бюджетные вливания в развитие именно испытательно-лабораторной базы возможны, но не ранее 2018 года и только по узким и приоритетным для государства направлениям. Это может быть связано с импортозамещением, с острыми социально значимыми вопросами.

Нельзя сказать, что мы будем работать по себестоимости или ниже себестоимости, как это порой предлагается отдельными игроками на этом рынке. Мы понимаем, что если кто-то сильно демпингует, это означает, что организация, даже если она работает "в белую" и выполняет все процедуры, не вкладывает в развитие специалистов, проводящих испытания (а это должны быть высокопрофессиональные эксперты в своей области), в оборудование, расходные материалы и так далее.

То есть расценки значительно вырастут?

Алексей Абрамов: В сравнении с тем, за сколько сейчас можно купить "липовый" сертификат? Торговать подложными документами, естественно, дешевле, чем выполнять все установленные процедуры.

В эту систему должны прийти именно те, кто ставит на качество в конкурентной борьбе?

Алексей Абрамов: Как раз те, у кого нет проблем с допуском на рынок, но они не могут использовать свои преимущества, потому что другие производители занижают искусственно требования к продукции - и при этом выступают с ними на равных.

Государство должно гарантировать безотказную работу этой системы и минимальный риск возникновения каких-то сбоев с точки зрения объективности оценки, грамотно выстроить системы внутреннего и внешнего контроля. И следить за балансом интересов разных сторон. Не надо каждый раз заглядывать в глаза производителю и просто выдавать за деньги какие-то документы, но и перед потребителем заигрывать тоже не нужно.

Для малого бизнеса сейчас не очень понятны цена, сроки сертификационных процедур. Новая система как с ним будет работать?

Алексей Абрамов: Мы постараемся сделать максимально удобный и доступный продукт для малых и средних компаний. Сейчас вместе с "Корпорацией МСП" мы стараемся разработать механизм возможного субсидирования затрат малых и средних компаний на комплекс испытаний.

Субсидирование только для вашей системы?

Алексей Абрамов: Мы хотели бы, конечно, чтобы государственные средства тратились на понятные работы, за которые мы в состоянии ответить.

В этой системе можно будет все сертифицировать - и товары, и услуги, и системы менеджмента?

Алексей Абрамов: Да, мы видим ее как комплексную.

Для ее запуска потребуется какой-то отдельный закон?

Алексей Абрамов: В принципе, все понимают востребованность нового регулирования, на заседании госкомиссии по борьбе с контрафактом эта тема уже поднималась. Каким бы универсальным ни был закон о техническом регулировании, все равно его недостаточно для того, чтобы описать все вопросы, связанные с подтверждением соответствия. Там слишком много специальных вещей, специальной регуляторики. И, наверное, мы в ближайшее время созреем для отдельного закона об оценке соответствия. Но для проекта, который мы сейчас начинаем, можно пока обойтись и решениями уровня Росстандарта или минпромторга.

Знак госта ждет национализация. Каким будет знак национальной системы стандартизации?

Алексей Абрамов: Знак РСТ, он достаточно запомнился потребителям. Его, правда, используют и другие добровольные системы, но с подписью "Добровольная сертификация". Наш знак будет сопровождаться указанием на конкретный ГОСТ.

Разве это правильно, что товар, прошедший испытания в новой системе, простому потребителю будет очень трудно отличить от прочих добровольных систем?

Алексей Абрамов: Они не должны подменять своими знаками знак национальной системы, то есть их знаки не могут быть похожи на РСТ до степени смешения. Как будут выглядеть их знаки, они должны определить сами.

То есть знак РСТ им использовать будет запрещено?

Алексей Абрамов: Может быть, какое-то время и останутся похожие знаки. Мы ничего пока с этим сделать не можем. Порядок регистрации многочисленных добровольных систем фактически уведомительный, и, по сути, они создают каждый раз какую-то новую сущность, новый мир.

Должны быть определенные механизмы регулирования и мониторинга деятельности этих систем. Мы не собираемся ими управлять, у них есть свои владельцы, есть и потребители, которые им доверяют. Какие-то из этих систем со временем смогут стать частью национальной системы сертификации и работать по общим правилам, но в какой-то определенной узкой области.

Та мозаика систем сертификации, которая сейчас существует в России, уникальна, нигде в мире такого нет. Везде есть "ядро", вокруг которого все выстраивается. А у нас получается, что много мелких систем добровольной сертификации, за которые никто не отвечает. Мы можем только сказать, что система зарегистрирована, но как она работает, какие документы выдаются, проходит или не проходит продукция установленные процедуры, - к сожалению, сказать не можем.

И что нужно - подчинить их Росаккредитации?

Алексей Абрамов: Я считаю, что органы по сертификации, которые в этих системах работают, должны аккредитовываться, это правильный тренд. Все хотят бумагу получить о регистрации в Росстандарте, но при этом, повторюсь, мы не понимаем, какая компетенция у тех лиц, которые говорят "мы умеем, мы можем, у нас есть все необходимое для того, чтобы подтверждать соответствие".

Должна быть обратная связь от этих систем, а то получается, что мы их создаем и дальше их судьба нам непонятна. С участием профессионального сообщества нам нужно выработать единую позицию, посмотреть зарубежную практику и понемногу привести все к цивилизованной форме.

Как знак национальной системы сертификации будет соотноситься с другими знаками на товаре?

Алексей Абрамов: Знак РСТ будет присутствовать наряду с остальными знаками. К примеру, со знаком EAC, который свидетельствует, что товар безопасен, соответствует техрегламенту в части минимальных требований. Может быть и третий знак - Роскачества, если это товар премиум-сегмента, чемпион в своем классе. В этой линейке знак РСТ будет означать соотношение продукции как требованиям безопасности, так и требованиям качества. А наша задача сделать так, чтобы у потребителя не было даже мысли о том, что под знаком соответствия ГОСТу может скрываться что-то нехорошее.

Источник: http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=4176

09.11.2016

О работе Комитета «Кодекс Алиментариус» по остаткам ветеринарных лекарственных препаратов в пищевых продуктах

С 17 по 21 октября 2016 года в г. Хьюстон, Штат Техас, США проходит 23-я сессия Комитета Комиссии «Кодекс Алиментариус» по остаткам ветеринарных лекарственных препаратов в пищевых продуктах.

В заседании принимают участие делегаты из стран-участниц, Европейского союза, а также наблюдатели от международных организаций.

Одним из приоритетных вопросов заседания стало обсуждение предлагаемого Комитетом проекта МДУ для зилпатерола.

Зилпатерол таже как и рактопамин относится к классу бета-агонистов, и, соответственно, обладает аналогичным механизмом действия. В 2013 году Роспотребнадзором совместно с заинтересованными ведомствами была проведена оценка риска здоровью населения при поступлении рактопамина с пищевой животноводческой продукцией. Согласно полученным данным, употребление продуктов при установлении в них допустимых остаточных количеств рактопамина на уровне, рекомендованном Комиссией «Кодекс Алиментариус» (3 мкг/кг), может привести к неприемлемому дополнительному уровню риска функциональных нарушений и болезней сердечнососудистой системы.

В связи с этим при обсуждении вопроса определения МДУ для зилпатерола российская делегация обратила внимание Комитета на необходимость учета воздействия остатков данного препарата в продуктах питания на особо уязвимые группы населения, в первую очередь людей с сердечнососудистыми заболеваниями, а также выступила против установления МДУ зилпатерола в пищевых продуктах до проведения соответствующих дополнительных оценок риска.

По итогам обсуждения решение о переводе данного вопроса на следующий шаг было приостановлено до рассмотрения Объединенным экспертным комитетом ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам (JECFA) дополнительных материалов по оценке риска.

Российские эксперты также приняли активное участие в обсуждении иных вопросов, вынесенных на рассмотрение в рамках указанного заседания, включая обсуждение предложений к тексту проекта МДУ для тефлубензурона и эмамектина в некоторых видах лососевых рыб, обратили внимание на необходимость разработки документа по организации отдельных линий производства обычных и лекарственных кормов и методов очистки технологических линий при их совместном производстве, поддержали проект рекомендаций по управлению рисками в отношении красителя «кристаллический фиолетовый», предусматривающий такие же положения как для «малахитового зелёного».

Итоговый отчет 23-го заседания Комитета будет опубликован на официальном сайте Комиссии «Кодекс Алиментариус».

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

20.10.2016

В ЕЭК продолжается разработка типовых схем оценки соответствия продукции требованиям техрегламентов Евразийского экономического союза

18 октября в Москве на площадке Евразийской экономической комиссии состоялось второе заседание рабочей группы по разработке типовых схем оценки соответствия. Отмечено, что согласованные подходы к проведению процедур оценки соответствия продукции являются важнейшим элементом реализации технических регламентов Евразийского экономического союза и обеспечения выпуска в обращение на таможенной территории Союза безопасной продукции.

В мероприятии приняли участие представители уполномоченных органов, бизнес-сообщества, органов по оценке соответствия и эксперты стран ЕАЭС.

На заседании рассмотрены предложения членов рабочей группы по формированию структуры проекта документа. Согласованы подходы к этапам проведения процедур подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза, в том числе сертификации указанной продукции.

По итогам заседания определены дальнейшие направления разработки проекта новой редакции типовых схем оценки соответствия.

Проведение очередного заседания рабочей группы запланировано на ноябрь 2016 года.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

19.10.2016

Совет ЕЭК принял двенадцать нормативных актов в сфере технического регулирования и санитарных мер

18 октября Совет Евразийской экономической комиссии принял технический регламент Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «О безопасности рыбы и рыбной продукции». Документ является одним из основополагающих техрегламентов Союза в области безопасности пищевой продукции. Он устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к пищевой рыбной продукции, выпускаемой в ЕАЭС, а также к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, к маркировке и упаковке таких товаров для обеспечения их свободного перемещения на рынке Союза.

Технический регламент затрагивает в том числе пищевую рыбную продукцию, полученную из водных биологических ресурсов и объектов аквакультуры, растительного и животного происхождения, в переработанном или непереработанном виде. Это, в частности, живая рыба и живые водные беспозвоночные; рыба-сырец (свежая); свежие водные беспозвоночные и млекопитающие; водоросли-сырец (свежие) и свежие водные растения; варено-мороженые водные беспозвоночные, водоросли и другие водные растения; охлажденная, подмороженная, мороженая, пастеризованная рыбная продукция и др.

Союзный техрегламент на рыбу позволит обеспечить работу единого союзного рынка пищевой рыбной продукции.

Технический регламент ЕАЭС «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники» установил единые требования к допустимой концентрации свинца, ртути, кадмия, шестивалентного хрома в материалах, применяемых для производства таких товаров. Эксперты Комиссии называют его «новой ступенью в обеспечении в Евразийском союзе высокого уровня безопасности изделий электротехники и радиоэлектроники». Документ призван защитить жизнь и здоровье людей и окружающую среду.

Введенные единые нормы позволят снизить технические барьеры в торговле между странами Союза и обеспечат свободное перемещение изделий электротехники и радиоэлектроники, выпускаемых в обращение в ЕАЭС.

Действие технического регламента распространяется на малогабаритные и крупногабаритные бытовые приборы, бытовую аппаратуру, телекоммуникационное и световое оборудование, электрифицированный инструмент и др.

Также в Евразийском экономическом союзе теперь сформированы единые требования ко всем аттракционам, которые обеспечивают защиту жизни и здоровья людей. Принят техрегламент ЕАЭС «О безопасности аттракционов», который распространяется как на временно устанавливаемые (перевозимые) аттракционы, так и на стационарные аттракционы на всем их жизненном цикле. Особое внимание в техническом регламенте уделено требованиям к детским и водным немеханизированным аттракционам.

Члены Совета ЕЭК достигли консенсуса по новым редакциям Порядка разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Союза и Порядка разработки перечней стандартов, необходимых для соблюдения требований технических регламентов Союза.

Новые редакции Порядков позволяют сделать «шаг вперед» в повышении транспарентности, результативности и эффективности процедур принятия технических регламентов ЕАЭС, перечней стандартов и внесения в них изменений. К нововведениям относятся нормы о подготовке проектов перечней стандартов одновременно с первой редакцией проекта техрегламента, об участии рабочих групп на всех этапах подготовки документов, введении института оценки регулирующего воздействия проектов техрегламентов и перечней стандартов на уровне Евразийской экономической комиссии, а также о том, что актуализацию перечней стандартов будет осуществлять Комиссия.

Совет ЕЭК завершает работу по формированию единых подходов к единству измерений. На заседании приняты «Единые порядки утверждения типа стандартного образца, типа средств измерений и взаимного признания работ по обеспечению единства измерений». По словам экспертов «они позволят обеспечить взаимное признание работ, выполняемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений для изготовленных в ЕАЭС средств измерений». На одном из ближайших заседаний Совета будет рассмотрен последний из документов в сфере обеспечения единства измерений, предусмотренных Договором о ЕАЭС, – Порядок проведения метрологической экспертизы проектов технических регламентов и перечней стандартов.

Совет Комиссии с учетом правоприменительной практики в странах ЕАЭС принял решение о внесении изменений в технический регламент Союза «О безопасности упаковки». Планируется повысить требования к органолептическим показателям упаковки, контактирующей с пищевыми продуктами, включая детское питание. Также на упаковке должна быть указана информация о материале, из которого она изготовлена.

Члены Совета ЕЭК внесли изменения в План разработки технических регламентов ЕАЭС. Он дополнен изменениями союзного техрегламента «О безопасности взрывчатых веществ». Также из него исключен технический регламент «Об информировании потребителя об энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств».

Советом принят также важный документ в области санитарных мер – Порядок разработки, утверждения, изменения и применения единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований и процедур. Он предусматривает конкретные этапы, процедуры и сроки, обеспечивая необходимый уровень транспарентности и правовой определенности в разработке и применении единых санитарных требований.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

19.10.2016

В Евразийском экономическом союзе установят предельные сроки внесения изменений в декларацию на товары

30 сентября представители Евразийской экономической комиссии обсудили с представителями государственных органов и бизнес-ассоциаций стран Евразийского экономического союза вопрос установления предельного срока принятия решения о внесении изменений в декларацию на товары при поступлении обращения от участника внешнеэкономической деятельности.

Внесение изменений в декларацию на товары неразрывно связано с возвратом таможенных платежей, поэтому вопрос является одним из принципиальных, поднимаемых при разработке проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

В ходе обсуждения проекта ТК ЕАЭС на высоком уровне достигнута договоренность о фиксации в решении Коллегии ЕЭК предельного срока рассмотрения обращения декларанта о внесении изменений в декларацию на товары. Это, в свою очередь, позволит в национальном законодательстве установить четкие и понятные сроки для возврата таможенных платежей.

«Комиссия с учетом предложений стран Союза подготовила проект решения Коллегии ЕЭК, устанавливающий предельный срок рассмотрения обращения декларанта и внесения изменений в декларацию на товары 30 дней. При этом, если это установлено законодательством государств-членов, такое обращение можно будет рассматривать в качестве заявления о возврате таможенных, иных платежей, – пояснила председательствующая на заседании заместитель директора Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Елена Бричева. – Фактически это означает, что все необходимые действия и решения, в том числе необходимые для возврата таможенных платежей, таможенный орган должен будет принять в пределах этих 30 дней. При этом у государств-членов остается право в национальном законодательстве установить еще более сжатые сроки для принятия таких решений».

С учетом результатов совещания проект решения Коллегии ЕЭК в ближайшее время будет направлен на согласование Сторонам.

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

30.09.2016

Рабочая группа ЕЭК приступила к разработке новой редакции типовых схем оценки соответствия

8-9 сентября в Ереване на площадке Министерства экономики Армении под председательством члена Коллегии (министра) по техническому регулированию Евразийской экономической комиссии Валерия Корешкова в ходе первого заседания рабочей группы по разработке типовых схем оценки соответствия определены и согласованы основные направления разработки новой редакции названных типовых схем.

В мероприятии приняли участие представители уполномоченных государственных органов, бизнес-сообщества, органов по оценке соответствия и эксперты стран Евразийского экономического союза.

Валерий Корешков отметил, что «согласованные подходы к проведению процедур оценки соответствия продукции – важнейший элемент реализации технических регламентов Союза и обеспечения выпуска на единый союзный рынок безопасной продукции».

Участники заседания рассмотрели основные вопросы и практические аспекты оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Союза. Речь шла в том числе об определении области распространения типовых схем оценки соответствия, выработке согласованных подходов к оценке систем менеджмента, проведении производственного контроля изготовителями продукции.

Очередное заседание рабочей группы запланировано на октябрь этого года.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

09.09.2016

Пресс-релиз Роспотребнадзора о полномочиях по информированию потребителей о фактах несоответствия продукции требованиям технических регламентов

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание, что при формировании и ведении открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг), предусмотренного статьей 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и основанного на реализации положений пункта 12 статьи 7  Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Роспотребнадзор обеспечивает информирование приобретателей, в том числе потребителей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.

Соответствующее информирование о несоответствии продукции требованиям технических регламентов осуществляется Роспотребнадзором по правилам, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года № 129 «О государственном информационном ресурсе в области защиты прав потребителей», а также с учетом требований главы 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 года  № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Информацию о фактах несоответствия выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов в Роспотребнадзор вправе направить любое лицо, которое не является изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и которому стало об этом известно.

В этом случае Роспотребнадзор проводит проверку достоверности полученной информации в порядке, определенном законодательством о государственном контроле (надзоре), и только в случае ее подтверждения может способствовать распространению информации о принимаемых мерах по предотвращению причинения вреда, определенных изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя).

В случае необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов, либо угрозы причинения такого вреда только орган государственного контроля (надзора) вправе информировать потребителей, в том числе с использованием средств массовой информации о выявленных фактах несоответствия продукции.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), действуя исключительно в рамках целей, для которых они созданы (статья 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей») и не подменяя полномочия Роспотребнадзора, вправе распространять сведения о результатах сравнительных исследований качества товаров в целях реализации прав и законных интересов потребителей.

Вместе с этим, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), реализуя право совместного участия с Роспотребнадзором в формировании открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг), вправе направлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека любые сведения о результатах своей деятельности, в том числе о результатах независимой экспертизы качества и безопасности товаров, соответствия потребительских свойств товаров заявленной продавцами (изготовителями) информации о них.

Принимая во внимание важность принятия адекватных, своевременных мер по предотвращению причинения вреда и взвешенных решений в отношении продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов, необходимо помнить, что информирование уполномоченного органа государственного контроля (надзора) о фактах реализации опасной продукции является моральной ответственностью лица, которому стали известны факты нахождения такой продукции в обращении.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

02.09.2016

ЕЭК подготовила новый Порядок разработки технических регламентов Евразийского экономического союза

30 августа на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии под руководством Председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна принят ряд решений в сфере технического регулирования.

В частности, Коллегия ЕЭК одобрила новую редакцию Порядка разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – ключевых документов, которые регулируют в Союзе вопросы безопасности продукции.

Как подчеркнул член Коллегии (министр) ЕЭК по техническому регулированию Валерий Корешков, Порядок учитывает действующую практику разработки техрегламентов, конкретизирует и упрощает отдельные процедуры. В целях повышения эффективности подготовки и доработки этих документов Порядок предусматривает участие во всех этапах разработки рабочей группы. В ее состав включаются представители профильных технических комитетов по стандартизации, промышленности и бизнес-сообщества стран ЕАЭС.

Документ дополнен разделом, устанавливающим порядок внесения изменений в технические регламенты Союза; положениями об их упрощенном внесении, в том числе в единые санитарные требования. Кроме того, предусмотрена процедура итоговой оценки регулирующего воздействия в рамках Комиссии (подготовка заключения об ОРВ). Также уточнены процедурные вопросы взаимодействия Комиссии, уполномоченных органов союзных стран, разработчиков и соразработчиков техрегламентов.

Решение направлено на повышение качества подготовки техрегламентов ЕАЭС.

Также Коллегия ЕЭК внесла важные изменения в Порядок формирования и ведения единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств Евразийского экономического союза и организаций-изготовителей транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов). Они позволяют включить в этот реестр индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории ЕАЭС, в качестве изготовителей транспортных средств.

Коллегия ЕЭК одобрила проект решения Совета Комиссии «Об утверждении Правил взаимного признания результатов работ по обеспечению единства измерений».

Правилами предусмотрено, что взаимное признание результатов работ осуществляется уполномоченными органами стран Евразийского экономического союза без проведения дополнительных процедур: экспертизы материалов испытаний, аттестации методик (методов) измерений, переоформления сертификатов и свидетельств, выданных по результатам работ.

Это позволит снизить финансовую нагрузку на предпринимателей, сократить временные и материальные затраты органов госвласти. Теперь Правила будут направлены на рассмотрение Совета ЕЭК. При его положительном решении в ЕАЭС появится единый механизм взаимного признания результатов работ по обеспечению единства измерений, выполненных в одном из государств-членов, другими странами Союза. Тем самым обеспечивается более свободное обращение в ЕАЭС средств измерений и стандартных образцов.

Члены Коллегии ЕЭК утвердили ряд технологических документов для создания единой информационной системы в сфере обращения в Союзе медицинских изделий. Это, например, Правила информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса «Формирование, ведение и использование единого реестра медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза». Еще – Регламенты информационного взаимодействия в этой связи уполномоченных органов стран Союза между собой, а также с Комиссией; Описание форматов и структур электронных документов и сведений; Порядок присоединения к формированию, ведению и использованию единого реестра медицинских изделий ЕАЭС и др.

Утвержденные документы позволят сформировать и использовать для нужд населения стран Союза два единых реестра: медицинских изделий и уполномоченных органов, осуществляющих проведение исследований (испытаний) медизделий с целью их регистрации. Кроме того, в ЕАЭС будет создана единая информационная база данных мониторинга безопасности, качества и эффективности медизделий. Все это необходимо для наиболее эффективной работы в странах Союза общего рынка медицинских изделий, который планируется запустить до конца нынешнего года.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

30.08.2016

День открытых дверей Департамента ОРВ Минэкономразвития России

24 августа под председательством Саввы Шипова, заместителя Министра экономического развития РФ прошел День открытых дверей Департамента ОРВ Минэкономразвития России. В ходе мероприятия состоялось выступление Вадима Живулина, директора Департамента оценки регулирующего воздействия и Виталия Злобина, заместителя директора Департамента ОРВ.

В Дне открытых дверей приняли участие более 130 представителей бизнес сообщества – члены ассоциаций, эксперты организаций, участвующих в проведении публичных консультаций на площадке Минэкономразвития России.

«Сегодня мы находимся в ситуации, когда все вокруг меняется. Меняются подходы к ведению бизнеса, к работе системы государственного управления. Очень важно понимать, что происходит вокруг, куда мы движемся и какие шаги необходимы, чтобы остаться конкурентноспособными в этих обстоятельствах, - сообщил в своем выступлении Савва Шипов.

В ходе мероприятия собравшиеся получили возможность познакомиться с сотрудниками Департамента ОРВ, обсудить интересующие их вопросы о системе работы с оценкой регулирующего воздействия, ключевых событиях и перспективах развития института, результатах деятельности Минэкономразвития России по данному направлению.

«Мы проводим День открытых дверей впервые. И хотим, чтобы такой формат работы с предпринимательским сообществом стал привычным для участников, - сообщил директор Департамента оценки регулирующего воздействия Вадим Живулин. – В России процедура ОРВ стала частью системы разработким нормативных актов. Работа по ним напоминает конвейер, со всеми его преимуществами и недостатками. И это накладывает на нас повышенную ответственность за ее совершенствование. Сегодня мы открываем все возможные каналы взаимодействия, начиная с дверей своего Департамента, чтобы обмену экспертными позициями не мешали никакие технические или коммуникационные барьеры».

Накануне мероприятия в Департамент ОРВ поступило множество вопросов и предложений по работе с оценкой, часть из них осветил в своем выступлении заместитель директора Департамента Виталий Злобин. «Многие задают вопрос, какова роль бизнеса в проведении оценки регулирующего воздействия? Ключевая! Вы - обладатели информации о том, как на практике, на вас, на вашей отрасли отразится будущее решение. Поэтому ваша позиция бесценна, а активность необходима», - ответил Злобин.

По итогам Дня открытых дверей Минэкомразвития России произведет сбор обратной связи, проанализирует вопросы и предложения участников.

Источник: http://orv.gov.ru

25.08.2016

Члены союза

Актуально

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

Ранее все пять стран Евразийского экономического союза ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекращает действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

Источник: http://www.eurasiancommission.org