Новости

Пресс-релиз Роспотребнадзора о полномочиях по информированию потребителей о фактах несоответствия продукции требованиям технических регламентов

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание, что при формировании и ведении открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг), предусмотренного статьей 40 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и основанного на реализации положений пункта 12 статьи 7  Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Роспотребнадзор обеспечивает информирование приобретателей, в том числе потребителей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.

Соответствующее информирование о несоответствии продукции требованиям технических регламентов осуществляется Роспотребнадзором по правилам, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 года № 129 «О государственном информационном ресурсе в области защиты прав потребителей», а также с учетом требований главы 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 года  № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Информацию о фактах несоответствия выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов в Роспотребнадзор вправе направить любое лицо, которое не является изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и которому стало об этом известно.

В этом случае Роспотребнадзор проводит проверку достоверности полученной информации в порядке, определенном законодательством о государственном контроле (надзоре), и только в случае ее подтверждения может способствовать распространению информации о принимаемых мерах по предотвращению причинения вреда, определенных изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя).

В случае необходимости принятия незамедлительных мер по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан при использовании продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов, либо угрозы причинения такого вреда только орган государственного контроля (надзора) вправе информировать потребителей, в том числе с использованием средств массовой информации о выявленных фактах несоответствия продукции.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), действуя исключительно в рамках целей, для которых они созданы (статья 45 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей») и не подменяя полномочия Роспотребнадзора, вправе распространять сведения о результатах сравнительных исследований качества товаров в целях реализации прав и законных интересов потребителей.

Вместе с этим, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), реализуя право совместного участия с Роспотребнадзором в формировании открытого и общедоступного государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг), вправе направлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека любые сведения о результатах своей деятельности, в том числе о результатах независимой экспертизы качества и безопасности товаров, соответствия потребительских свойств товаров заявленной продавцами (изготовителями) информации о них.

Принимая во внимание важность принятия адекватных, своевременных мер по предотвращению причинения вреда и взвешенных решений в отношении продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов, необходимо помнить, что информирование уполномоченного органа государственного контроля (надзора) о фактах реализации опасной продукции является моральной ответственностью лица, которому стали известны факты нахождения такой продукции в обращении.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

02.09.2016

ЕЭК подготовила новый Порядок разработки технических регламентов Евразийского экономического союза

30 августа на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии под руководством Председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна принят ряд решений в сфере технического регулирования.

В частности, Коллегия ЕЭК одобрила новую редакцию Порядка разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – ключевых документов, которые регулируют в Союзе вопросы безопасности продукции.

Как подчеркнул член Коллегии (министр) ЕЭК по техническому регулированию Валерий Корешков, Порядок учитывает действующую практику разработки техрегламентов, конкретизирует и упрощает отдельные процедуры. В целях повышения эффективности подготовки и доработки этих документов Порядок предусматривает участие во всех этапах разработки рабочей группы. В ее состав включаются представители профильных технических комитетов по стандартизации, промышленности и бизнес-сообщества стран ЕАЭС.

Документ дополнен разделом, устанавливающим порядок внесения изменений в технические регламенты Союза; положениями об их упрощенном внесении, в том числе в единые санитарные требования. Кроме того, предусмотрена процедура итоговой оценки регулирующего воздействия в рамках Комиссии (подготовка заключения об ОРВ). Также уточнены процедурные вопросы взаимодействия Комиссии, уполномоченных органов союзных стран, разработчиков и соразработчиков техрегламентов.

Решение направлено на повышение качества подготовки техрегламентов ЕАЭС.

Также Коллегия ЕЭК внесла важные изменения в Порядок формирования и ведения единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств Евразийского экономического союза и организаций-изготовителей транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов). Они позволяют включить в этот реестр индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории ЕАЭС, в качестве изготовителей транспортных средств.

Коллегия ЕЭК одобрила проект решения Совета Комиссии «Об утверждении Правил взаимного признания результатов работ по обеспечению единства измерений».

Правилами предусмотрено, что взаимное признание результатов работ осуществляется уполномоченными органами стран Евразийского экономического союза без проведения дополнительных процедур: экспертизы материалов испытаний, аттестации методик (методов) измерений, переоформления сертификатов и свидетельств, выданных по результатам работ.

Это позволит снизить финансовую нагрузку на предпринимателей, сократить временные и материальные затраты органов госвласти. Теперь Правила будут направлены на рассмотрение Совета ЕЭК. При его положительном решении в ЕАЭС появится единый механизм взаимного признания результатов работ по обеспечению единства измерений, выполненных в одном из государств-членов, другими странами Союза. Тем самым обеспечивается более свободное обращение в ЕАЭС средств измерений и стандартных образцов.

Члены Коллегии ЕЭК утвердили ряд технологических документов для создания единой информационной системы в сфере обращения в Союзе медицинских изделий. Это, например, Правила информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса «Формирование, ведение и использование единого реестра медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза». Еще – Регламенты информационного взаимодействия в этой связи уполномоченных органов стран Союза между собой, а также с Комиссией; Описание форматов и структур электронных документов и сведений; Порядок присоединения к формированию, ведению и использованию единого реестра медицинских изделий ЕАЭС и др.

Утвержденные документы позволят сформировать и использовать для нужд населения стран Союза два единых реестра: медицинских изделий и уполномоченных органов, осуществляющих проведение исследований (испытаний) медизделий с целью их регистрации. Кроме того, в ЕАЭС будет создана единая информационная база данных мониторинга безопасности, качества и эффективности медизделий. Все это необходимо для наиболее эффективной работы в странах Союза общего рынка медицинских изделий, который планируется запустить до конца нынешнего года.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

30.08.2016

День открытых дверей Департамента ОРВ Минэкономразвития России

24 августа под председательством Саввы Шипова, заместителя Министра экономического развития РФ прошел День открытых дверей Департамента ОРВ Минэкономразвития России. В ходе мероприятия состоялось выступление Вадима Живулина, директора Департамента оценки регулирующего воздействия и Виталия Злобина, заместителя директора Департамента ОРВ.

В Дне открытых дверей приняли участие более 130 представителей бизнес сообщества – члены ассоциаций, эксперты организаций, участвующих в проведении публичных консультаций на площадке Минэкономразвития России.

«Сегодня мы находимся в ситуации, когда все вокруг меняется. Меняются подходы к ведению бизнеса, к работе системы государственного управления. Очень важно понимать, что происходит вокруг, куда мы движемся и какие шаги необходимы, чтобы остаться конкурентноспособными в этих обстоятельствах, - сообщил в своем выступлении Савва Шипов.

В ходе мероприятия собравшиеся получили возможность познакомиться с сотрудниками Департамента ОРВ, обсудить интересующие их вопросы о системе работы с оценкой регулирующего воздействия, ключевых событиях и перспективах развития института, результатах деятельности Минэкономразвития России по данному направлению.

«Мы проводим День открытых дверей впервые. И хотим, чтобы такой формат работы с предпринимательским сообществом стал привычным для участников, - сообщил директор Департамента оценки регулирующего воздействия Вадим Живулин. – В России процедура ОРВ стала частью системы разработким нормативных актов. Работа по ним напоминает конвейер, со всеми его преимуществами и недостатками. И это накладывает на нас повышенную ответственность за ее совершенствование. Сегодня мы открываем все возможные каналы взаимодействия, начиная с дверей своего Департамента, чтобы обмену экспертными позициями не мешали никакие технические или коммуникационные барьеры».

Накануне мероприятия в Департамент ОРВ поступило множество вопросов и предложений по работе с оценкой, часть из них осветил в своем выступлении заместитель директора Департамента Виталий Злобин. «Многие задают вопрос, какова роль бизнеса в проведении оценки регулирующего воздействия? Ключевая! Вы - обладатели информации о том, как на практике, на вас, на вашей отрасли отразится будущее решение. Поэтому ваша позиция бесценна, а активность необходима», - ответил Злобин.

По итогам Дня открытых дверей Минэкомразвития России произведет сбор обратной связи, проанализирует вопросы и предложения участников.

Источник: http://orv.gov.ru

25.08.2016

ЕЭК предлагает улучшить правила разработки техрегламентов и стандартов ЕАЭС

В Екатеринбурге на форуме «Иннопром-2016» в рамках конференции по стандартизации директор Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Арман Шаккалиев сообщил, что Комиссией подготовлен проект новой редакции Порядка разработки техрегламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Он предусматривает, например, значительное расширение участия бизнеса в этом процессе.

Как отметил в ходе конференции Арман Шаккалиев, установленные сейчас в ЕАЭС процедуры по разработке технических регламентов проходят с широким участием предпринимателей. Заинтересованные бизнес-ассоциации привлечены Комиссией в рабочие и экспертные группы, участвуют в работе Консультативных комитетов. ЕЭК внимательно относится к предложениям и замечаниям бизнеса, сделанным в ходе двухмесячных публичных обсуждений того или иного проекта техрегламента Союза либо поправок к нему.

«В ЕЭК с учетом пожеланий бизнес-сообществ стран Евразийского экономического союза, – подчеркнул глава Департамента технического регулирования и аккредитации, – принято решение еще больше усилить взаимодействие с бизнесом. Проект нового порядка разработки техрегламентов расширяет его присутствие, во-первых, за счет того, что у рабочих групп появится возможность участия во всех этапах разработки и доработки проектов техрегламентов. Во-вторых, каждый техрегламент Союза и пакет документов к нему будет проходить оценку регулирующего воздействия, что также способствует большей открытости процесса подготовки для бизнеса».

Технический регламент – ключевой документ в сфере техрегулирования. В нем устанавливаются единые для стран ЕАЭС обязательные требования безопасности к продукции и процессам производства. Сейчас в Союзе действуют 35 таких документов: на молоко, мясо, мебель, игрушки, пиротехнику, колесные транспортные средства, автомобильные дороги, маломерные суда, лифты и многое другое. Их нормы уже сейчас охватывают примерно 55% товаров, выпускаемых в обращение в ЕАЭС. Еще на 15% товаров техрегламенты разрабатываются странами Союза совместно с Комиссией. Например, на рыбу и рыбные изделия, алкоголь и корма, здания и сооружения, аттракционы и высоковольтное оборудование. Сейчас в разработке – 22 новых техрегламента. Также во многом на основе предложений бизнес-сообщества готовятся порядка 30 изменений к действующим техрегламентам.

Но без стандартов ни один технический регламент не будет работать. Стандарты, по словам Армана Шаккалиева, являются главным инструментом реализации обязательных требований союзных техрегламентов. «Межгосударственные стандарты – основной элемент системы повышения качества и конкурентоспособности продукции, развития производства новых и инновационных товаров, а также реализации в странах ЕАЭС шагов по импортозамещению», – сказал представитель ЕЭК.

Для каждого технического регламента Комиссия утверждает два перечня стандартов. Один необходим для выполнения требований техрегламента, а второй содержит правила и методы испытаний продукции. Применение на добровольной основе стандартов, включенных в первый перечень, является достаточным условием соблюдения техрегламентов Союза.

К настоящему времени Комиссией утверждены перечни стандартов

к 33 техническим регламентам ЕАЭС. В них включены больше 11600 стандартов, из которых около 3100 разработаны на основе международных стандартов ИСО, МЭК и ЕЭК ООН (26,4%) и 865 – на основе европейских аналогов (7,4%).

Арман Шаккалиев подчеркнул, что и в этой области Комиссия подготовила законодательные нововведения – новую редакцию Порядка разработки и внесения изменений в Перечни стандартов. Перечни будут готовиться с первой редакцией проекта техрегламента ЕАЭС и пройдут все процедуры разработки, включая публичное обсуждение в течение 60 дней, рассмотрение и доработку совместно с рабочей группой, оценку регулирующего воздействия, рассмотрение на Консультативном комитете по техническому регулированию ЕЭК.

Документ предусматривает возможность оперативного внесения изменений, в том числе на основании мониторинга изменения, отмены и принятия соответствующих стандартов. ЕЭК привлекла к разработке перечней стандартов всех заинтересованных лиц, включая представителей профильных технических комитетов по стандартизации.

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

14.07.2016

В ЕЭК рассмотрели разногласия по проекту технического регламента ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции»

13 июля в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на совещании высокого уровня представителей уполномоченных органов государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) под председательством члена Коллегии (министра) по техническому регулированию ЕЭК Валерия Корешкова рассмотрены разногласия по проекту технического регламента ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции».

В совещании приняли участие руководители уполномоченных органов государств-членов, научных институтов, а также представители бизнес-сообщества стран Союза.

Стороны обсудили пять разногласий по проекту технического регламента и комплекту документов к нему, которые до сих пор не урегулированы. Речь идет об установлении ряда требований – по объему потребительской упаковки слабоалкогольных напитков, по ограничению применения сахаросодержащих продуктов при производстве пива. Часть разногласий касается установления запрета использования тонизирующих веществ (компонентов), таких как кофеин и таурин в слабоалкогольных напитках, а также запрета добавления ректификованного этилового спирта в вина ликерные, вина фруктовые, вина фруктовые крепленые, сусло фруктовое сброженно-спиртованное. Есть еще одно разногласие – по форме подтверждения соответствия алкогольной продукции.

Участники совещания приняли решение о доработке проекта технического регламента ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции». Документ будет направлен для рассмотрения на заседании Коллегии Комиссии.

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

14.07.2016

Евразийская комиссия актуализирует борьбу с препятствиями в ЕАЭС

5 июля Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) под руководством председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна обсудила идеологию и формат системной работы по устранению барьеров и ограничений, действующих между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

По итогам обсуждения Комиссия намерена рассмотреть возможность подготовки так называемой «Белой книги». Это программный документ со сводом существующих сегодня в ЕАЭС препятствий, которые создают преграды для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках интеграционного объединения. «Принципиально важно усилить работу по этому направлению, тем более что устранение действующих препятствий, каким бы сложным оно ни было, и есть, в сущности, основная цель создания ЕАЭС», – подчеркнул председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.

Предполагается, что в документе может быть обозначен не только перечень различных преград, мешающих населению и бизнесу стран Союза, но также и «дорожная карта» с графиком и мерами по их устранению.

В настоящий момент благодаря работе Комиссии уже устранено 81 препятствие. Например, в Республике Армения отменено двойное обложение НДС при ввозе физическими лицами транспортных средств для личного пользования из других государств ЕАЭС. Такая же ситуация наблюдалась ранее и в Казахстане. Однако свыше 450 препятствий сохраняют свое действие на рынках Союза. Около 80% из них относятся к категории допустимых Договором о ЕАЭС (так называемые изъятия и ограничения). Остальные же барьеры фактически не соответствуют нормам и правовому полю Союза.

«ЕЭК ведет активную работу по выстраиванию коммуникаций с заинтересованными лицами, бизнес-сообществом и государствами-членами, разрабатывает ряд аналитических инструментов для анализа всего массива информации о препятствиях на пути функционирования внутренних рынков. В первую очередь, это «матрица рисков»», – отметила член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Комиссии Карине Минасян.

Одновременно ЕЭК формирует рейтинги стран ЕАЭС по степени свободы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств Союза. Планируются также секторальные практические исследования, включающие проведение контрольных закупок, специализированные опросы и изучение различных кейсов по субъектам предпринимательской деятельности.

Работа по выявлению и устранению препятствий является ключевым и постоянным процессом. Поэтому их устранение следует рассматривать как один из основных положительных факторов на пути интеграции государств ЕАЭС.

Источник: http://eec.eaeunion.org

05.07.2016

О Стратегии качества повышения пищевой продукции до 2030 года

4 июля состоялось совещание Дмитрия Медведева с вице-премьерами, на котором обсуждалась Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030 года.

Сообщение Аркадия Дворковича о реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции:

Стратегия предусматривает 12 основных направлений работы, и по реализации этих направлений будет подготовлен детальный план с конкретными сроками и ответственными. Этот план будет представлен для подписания не позднее сентября, но реализация конкретных задач началась уже сегодня, не дожидаясь подготовки этого детального плана.

О чём идёт речь? В первую очередь, как Вы уже сказали, будут подготовлены предложения и проекты нормативных актов, которыми предусматривается расширение требований к качеству и безопасности пищевой продукции в технических регламентах, и других нормативных правовых актов, в том числе ведомственного характера.

Основные элементы совершенствования нормативной базы касаются возможности использования различных ингредиентов, добавок, пищевых составляющих, компонентов в конкретных нормативах, дозировки этих компонентов при производстве различных видов пищевой продукции с акцентом (подчеркну здесь) именно на качестве продукции. Безопасность будет и дальше регулироваться в рамках законодательства о техническом регулировании.

При этом будут разработаны необходимые методики, методология оценки соответствия пищевой продукции установленным требованиям.

Такие методики есть и сейчас, но на современном этапе по мере развития науки, по мере развития биотехнологий возникают новые требования, возникают новые нюансы в регулировании качества безопасности. Методология требует серьёзного совершенствования, в том числе это касается лабораторной базы исследований, и в рамках мониторинга качества будет создана в том числе единая база и лабораторных исследований, испытаний пищевой продукции, а также доступ к результатам этих исследований. Она будет создана в системе институтов Россельхознадзора, Роспотребнадзора и Российской академии наук, будет предусмотрена координация этих трёх элементов. Мы такие задачи перед нашими коллегами уже поставили. Средства для этого есть в системе. Если требуется дополнительное бюджетное финансирование, мы будем этим заниматься в рамках нормального процесса работы, без каких-либо сверхзатрат. По мере обновления лабораторной базы мы будем просто закупать и использовать то оборудование, которое необходимо на современном этапе.

При этом Вы уже упомянули о единой информационной системе отслеживаемости продукции, чтобы люди знали, откуда поступило сырьё для производства пищевой продукции, какие были использованы ингредиенты, добавки. Мы это сделаем, это необходимо. Тем не менее абсолютизировать возможности этой системы тоже нельзя. Допустим, при производстве молочных продуктов смешивается молоко от разных производителей, невозможно сказать однозначно, где конкретно возникла проблема, если вдруг что-то случается с конкретным потребителем молочной продукции. Здесь необходимо изменение системы контроля и надзора, а именно переход на тот самый риск-ориентированный подход, о котором много говорится, чтобы регулярно и в зависимости от степени риска отслеживать прохождение продукции через весь процесс – производство, распространение, продажа продукции – и выявлять опасные случаи. Выявлять конкретные случаи – и в дальнейшем уже осуществлять контроль и применять санкции по отношению к тем, кто допустил определённые нарушения. Здесь тотальная отслеживаемость, тотальная проверка просто технически невозможна. Тем не менее сочетание двух систем позволит решать необходимые задачи.

Также важным элементом стратегии является управление качеством на самих предприятиях, стимулирование производителей к производству более качественной продукции и продукции, которая может характеризоваться как здоровая продукция, которая соответствует так называемому здоровому образу жизни. И пропаганда этого здорового образа жизни должна быть элементом нашей общей работы.

У нас в стране практически утеряна практика производства необходимых ингредиентов и добавок, и стратегия предусматривает возрождение производства ингредиентов и добавок в России. И, наконец, последнее, но, может быть, самое важное как фундамент всей работы – это опережающее развитие научных исследований, научных разработок, которые позволят обеспечить и должный уровень качества, и современный уровень нашей пищевой продукции.

В конечном счёте мы рассчитываем, что стратегия позволит нам обеспечить достижение целей продовольственной безопасности не просто за счёт массовости производства и распространения широко применяемых технологий, а производства продукции именно высокого качества с выполнением всех установленных законодательством требований.

Распоряжение от 29 июня 2016 года №1364-р

http://government.ru/news/23597/

04.07.2016

В ЕАЭС планируется создание единой информационной базы по опасной продукции

Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) совместно с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) готовят соглашение о гармонизации законодательства в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС.

В целях обеспечения защиты прав потребителей и информирования об опасной продукции проект предусматривает создание единой в рамках ЕАЭС информационной системы  об опасной продукции, обращающейся на общем рынке.

Об этом сообщил директор Департамента технического регулирования ЕЭК Арман Шаккалиев в ходе рабочей встречи в Комиссии с главой отдела экономики и торговли Представительства ЕС в России Луисом Портеро.

Арман Шаккалиев подчеркнул: «Наиболее эффективным и действенным является контроль (надзор) за общим рынком на основе единых принципов и подходов. Но сейчас государства Союза применяют различные порядки, принципы и критерии проведения контроля (надзора). Не во всех странах ЕАЭС введена система осуществления проверок на основе оценки рисков. Соглашение направлено на решение указанных вопросов, развитие интеграции в сфере технического регулирования, создание эффективного единого рынка товаров».

Соглашение должно определить основные принципы и подходы гармонизации национальных законодательств. Предполагается, что среди них будут презумпция добросовестности субъектов рынка, обеспечения защиты прав потребителей и информирования об опасной продукции, системность проведения контроля, применения оценки риска при планировании проверок.

Создание единой системы информирования об опасной продукции позволит обеспечить оперативное взаимодействие органов контроля стран Союза и соответственно снизить риски распространения опасной продукции на территории ЕАЭС.

Сейчас подготовка соглашения практически завершена, запланировано проведение его внутригосударственного согласования и подписания до конца 2016 года.

Отвечая на вопрос представителя Евросоюза в целом о системе технического регулирования Евразийского экономического союза, Арман Шаккалиев отметил, что перечень товаров, которые подлежат регулированию в ЕАЭС, схож с товарами, регулируемыми в ЕС. Это, к примеру, машины и оборудование, пищевая продукция, игрушки, мебель, транспортные средства, лифты и многое другое. Безопасность этой продукции в ЕАЭС регулируют сегодня 35 технических регламентов.

«Мы устанавливаем требования безопасности, – отметил глава Департамента ЕЭК, – оценивая, насколько они соразмерны риску, который может быть вызван использованием той или иной небезопасной продукции. Для нас очень важно исключить избыточное регулирование и при этом обеспечить безопасность потребителей».

Еще 21 техрегламент Союза разрабатывается. Часть из них, в том числе на рыбу, алкоголь, минеральные удобрения, упакованную питьевую воду, планируется принять до конца 2017 года. Кроме того, Евразийская экономическая комиссия, учитывая предложения союзных государств и практику применения действующих техрегламентов ЕАЭС, наметила внести более 30 изменений в них.

04.07.2016

http://www.eurasiancommission.org/

О работе 39-й сессии Комиссии «Кодекс Алиментариус»

Межведомственная российская делегация, возглавляемая Роспотребнадзором, приняла участие в очередной 39-й сессии Комиссии «Кодекс Алиментариус», проводившей свою работу в г. Риме в штаб-квартире Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО). В работе Комиссии приняли участие делегаты от 123 стран и Евросоюза, а также наблюдатели от 38 международных организаций.

В ходе сессии участники утвердили более 30-ти пищевых стандартов, разработанных специализированными комитетами Кодекса, а также подтвердили необходимость начала новых разработок ряда документов согласно предложенной повестке.

Крайне важным вопросом на заседании стал пересмотр Свода правил по минимизации и сдерживанию антимикробной резистентности (АМР) и разработке нового руководства по интегрированному надзору за АМР и создании оперативной рабочей группы по АМР. Результатом дискуссии стало решение стран-членов Комиссии о создании физической Целевой группы по АМР. Заседание рабочей группы будет проводиться в Республике Корея, в качестве сопредседателей утверждены Великобритания, Австралия и США. Российская Федерация заявила о своей готовности войти в состав Целевой группы по изучению антимикробной резистентности и обеспечить экспертный вклад в деятельность ФАО и ВОЗ по данной проблематике.

В ходе работы сессии российской делегацией было предложено по проекту стандарта «Рекомендуемые нормы и правила для производства рыбного соуса» уточнить список разрешенных к применению штаммов микроорганизмов и ферментных препаратов, которые могут использоваться при производстве рыбного соуса; по проекту «Методических указаний по контролю небрюшнотифозных Salmonella spp. в говядине и свинине» исключить из текста указаний пункты, разрешающие применение хлорита натрия, бромида водорода и хлора, используемых для деконтаминации говядины, с учетом возможности их негативного воздействия на здоровье потребителя. Комментарии России были приняты к сведению секретариатом Комиссии.

При рассмотрении «Руководства по указанию в маркировке сведений о пищевой ценности» делегацией Российской Федерации совместно с рядом других стран была отмечена необходимость проведения дополнительной оценки рисков использования пищевых добавок, выполняющих роль витаминов – токоферолов. В результате данное предложение было одобрено Комиссией и принято решение отложить утверждение указанного документа до получения соответствующего научного обоснования.

В ходе работы Комиссии, среди ключевых мероприятий, проведенных в поддержку безопасности пищевых продуктов в 2015 году и как вклад в наращивание потенциала Кодекса, секретариатом было отмечено совещание для стран-членов Координационного комитета по Европе (CCEURO) по наиболее актуальным для региона вопросам, проведённое Роспотребнадзором в сентябре 2015 года в Санкт-Петербурге.

Также, на полях заседания Роспотребнадзором проведены переговоры с представителями ФАО по подготовке к проведению в Российской Федерации в 2017 году Международной Конференции по оценке риска в области безопасности пищевой продукции, с целью обсуждения концепции, целей и задач предстоящего мероприятия, а также разделения полномочий между Россией и ФАО при подготовке данной Конференции.

В ходе 39-й сессии Комиссии «Кодекс Алиментариус» был рассмотрен широкий круг вопросов, и делегация России принимала активное участие в параллельных мероприятиях по вопросам деятельности комиссии в области безопасности пищевых продуктов и оценки риска. Итоговый отчет заседания Комиссии, а также основные доклады, обсуждение которых проводилось в рамках данной сессии, будут размещены на официальном сайте организации www.fao.org.

04.07.2016

В ЕАЭС запущена пилотная версия систем электронных паспортов

С 1 июля крупнейшие производители транспортных средств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступили к тестированию пилотной версии систем электронных паспортов.

Ранее она была одобрена рабочей группой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) под руководством директора Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Армана Шаккалиева.

Запуск пилотной версии, представленной российским АО «Электронный паспорт», стал возможен после вступления в силу межгосударственного соглашения о введении единой для стран ЕАЭС системы электронных паспортов транспортных средств.

Единая база данных автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и других видов техники в ЕАЭС позволит снизить различные риски, например, избавить общий рынок от транспортных средств, не отвечающих требованиям безопасности.

«Документ упрощает для владельцев электронных паспортов перемещение и куплю-продажу автомобилей, создает единую базу данных транспортных средств», – отметил Арман Шаккалиев.

Создание единой базы также поможет обеспечить строгий государственный контроль за тем, чтобы конструкции автомобилей соответствовали нормам техрегламентов ЕАЭС, усилить надзор за перемещениями транспортных средств через таможенные границы, уплатой таможенных и налоговых платежей и т.д.

Первые полгода пилотная версия будет работать в режиме опытной эксплуатации, в несколько этапов активируя свои функции. Тестировать ее в Беларуси начали, например, Минский автомобильный завод и компания «БелДжи», в Казахстане – «Азия Авто», в России – автокорпорация «Камаз» и компания «Вольво Восток».

Компания-разработчик создает серверы, распределительные базы данных и информационную среду, в которой будут оформляться, храниться и передаваться сведения о каждом автомобиле. Замечания и предложения по улучшению систем электронных паспортов, выявленные организациями-изготовителями при тестировании, будут учтены администратором систем при их доработке в возможно короткие сроки.

Полная замена бумажных документов электронными паспортами транспортных средств в Евразийском экономическом союзе должна завершиться к 1 июля 2017 года.

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

01.07.2016

С 1 июля 2016 г. закон о стандартизации в России заработал в полном объеме

С 1 июля 2016 г. в России заработал в полном объеме Федеральный закон от 29 июня 2015 г.  № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». На всех этапах подготовки проект 162-ФЗ разрабатывался, обсуждался и дорабатывался совместно с представителями бизнеса, отраслевыми сообществами, экспертами и научными организациями.

29 сентября 2015 г. закон вступил в силу, дав возможность закрепленияссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах. Правительство РФ и ряд федеральных органов исполнительной власти уже используют эту возможность в работе.

Одной из ключевых норм закона является обязательность ссылок на национальные стандарты при описании объекта закупки в конкурсной документации. При закупке продукции с уникальными характеристиками (в т.ч. инновационной) заказчик сможет ее приобрести, обосновав такие требования.

В законе четко прописаны правила разработки и утверждения национальных стандартов, в том числе их публичного обсуждения с участием всех заинтересованных лиц, полномочия комиссии по апелляциям, необходимость достижения консенсуса при разработке национального стандарта.

Принципиально новой нормой является включение технических условий (ТУ) в список документов по стандартизации. В том числе, предусмотрена возможность проведения экспертизы ТУ в технических комитетах по стандартизации.

Вводится Знак национальной системы стандартизации и правила его использования.

Закон также указывает на ответственность производителя в случае публичного заявления о соответствии продукции (товаров, работ, услуг) национальному стандарту (т.н. маркирование ГОСТом).

Отдельное место в новой системе стандартизации отведено работе по стимулированию бизнеса к участию в национальной и международной стандартизации, в том числе на уровне конкретно прописанных инструментов (к примеру, субсидирование по ряду направлений).

Среди главных целей введения в действие новой системы стандартизации - кратное повышение качества отечественной промышленной продукции и ее конкурентных возможностей.

Источник: http://gost.ru/

01.07.2016

Члены союза

Актуально

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

Ранее все пять стран Евразийского экономического союза ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекращает действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

Источник: http://www.eurasiancommission.org