Новости

В ЕАЭС запущена пилотная версия систем электронных паспортов

С 1 июля крупнейшие производители транспортных средств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступили к тестированию пилотной версии систем электронных паспортов.

Ранее она была одобрена рабочей группой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) под руководством директора Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Армана Шаккалиева.

Запуск пилотной версии, представленной российским АО «Электронный паспорт», стал возможен после вступления в силу межгосударственного соглашения о введении единой для стран ЕАЭС системы электронных паспортов транспортных средств.

Единая база данных автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и других видов техники в ЕАЭС позволит снизить различные риски, например, избавить общий рынок от транспортных средств, не отвечающих требованиям безопасности.

«Документ упрощает для владельцев электронных паспортов перемещение и куплю-продажу автомобилей, создает единую базу данных транспортных средств», – отметил Арман Шаккалиев.

Создание единой базы также поможет обеспечить строгий государственный контроль за тем, чтобы конструкции автомобилей соответствовали нормам техрегламентов ЕАЭС, усилить надзор за перемещениями транспортных средств через таможенные границы, уплатой таможенных и налоговых платежей и т.д.

Первые полгода пилотная версия будет работать в режиме опытной эксплуатации, в несколько этапов активируя свои функции. Тестировать ее в Беларуси начали, например, Минский автомобильный завод и компания «БелДжи», в Казахстане – «Азия Авто», в России – автокорпорация «Камаз» и компания «Вольво Восток».

Компания-разработчик создает серверы, распределительные базы данных и информационную среду, в которой будут оформляться, храниться и передаваться сведения о каждом автомобиле. Замечания и предложения по улучшению систем электронных паспортов, выявленные организациями-изготовителями при тестировании, будут учтены администратором систем при их доработке в возможно короткие сроки.

Полная замена бумажных документов электронными паспортами транспортных средств в Евразийском экономическом союзе должна завершиться к 1 июля 2017 года.

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

01.07.2016

С 1 июля 2016 г. закон о стандартизации в России заработал в полном объеме

С 1 июля 2016 г. в России заработал в полном объеме Федеральный закон от 29 июня 2015 г.  № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». На всех этапах подготовки проект 162-ФЗ разрабатывался, обсуждался и дорабатывался совместно с представителями бизнеса, отраслевыми сообществами, экспертами и научными организациями.

29 сентября 2015 г. закон вступил в силу, дав возможность закрепленияссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах. Правительство РФ и ряд федеральных органов исполнительной власти уже используют эту возможность в работе.

Одной из ключевых норм закона является обязательность ссылок на национальные стандарты при описании объекта закупки в конкурсной документации. При закупке продукции с уникальными характеристиками (в т.ч. инновационной) заказчик сможет ее приобрести, обосновав такие требования.

В законе четко прописаны правила разработки и утверждения национальных стандартов, в том числе их публичного обсуждения с участием всех заинтересованных лиц, полномочия комиссии по апелляциям, необходимость достижения консенсуса при разработке национального стандарта.

Принципиально новой нормой является включение технических условий (ТУ) в список документов по стандартизации. В том числе, предусмотрена возможность проведения экспертизы ТУ в технических комитетах по стандартизации.

Вводится Знак национальной системы стандартизации и правила его использования.

Закон также указывает на ответственность производителя в случае публичного заявления о соответствии продукции (товаров, работ, услуг) национальному стандарту (т.н. маркирование ГОСТом).

Отдельное место в новой системе стандартизации отведено работе по стимулированию бизнеса к участию в национальной и международной стандартизации, в том числе на уровне конкретно прописанных инструментов (к примеру, субсидирование по ряду направлений).

Среди главных целей введения в действие новой системы стандартизации - кратное повышение качества отечественной промышленной продукции и ее конкурентных возможностей.

Источник: http://gost.ru/

01.07.2016

О внесении изменений в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену

В целях исключения неоднозначности понимания положений пункта 6 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2016 г. № 568 утверждена его новая редакция:

«6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования)».

Документ вступает в силу 2 июля 2016 года.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru/

29.06.2016

Началось публичное обсуждение проекта изменений № 2 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек»

16 июня на сайте Евразийской экономической комиссии размещен для публичного обсуждения проект изменений № 2 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек».

Соответствующее решение принято Консультативным комитетом по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер при Коллегии Евразийской экономической комиссии 9 июня нынешнего года.

Проект изменений разработан Министерством национальной экономики Республики Казахстан в соответствии с Планом разработки технических регламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза, утвержденным Решением Совета ЕЭК.

Проектом изменений предусмотрено установление в техническом регламенте Союза требований психолого-педагогической безопасности игрушек, среди которых есть и способные навредить развитию и психическому здоровью детей. Этот проект подготовлен с учетом обращений депутатов, педагогов, психологов, публикаций в средствах массовой информации об установлении ограничений реализации и производства подобных изделий. Включение в техрегламент нормы о необходимости заключения психолого-педагогической экспертизы, по мнению специалистов, обеспечит более эффективное правовое регулирование рынка детских товаров в странах Союза, защитит детей от опасных игрушек.

Одновременно необходимая информация по проекту изменений направлена для нотификации в Секретариат Всемирной торговой организации.

Предполагаемая дата завершения публичного обсуждения, в рамках которого возможно направление в адрес Евразийской экономической комиссии замечаний и предложений (отзывов) по проекту, – 31 августа 2016 года.

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

16.06.2016

Минэкономразвития России опубликовало отрицательное заключение ОРВ на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения».

Ранее Минэкономразвития давало также отрицательную оценку на связанный с указанным документом законопроект о водоснабжении и водоотведении, отмечая, что проектируемые требования к сточным водам могут оказаться строже, чем к питьевой воде.

Проектом акта предполагается дополнить систему регулирования пунктом, указывающим, что до 1 января 2019 года в тарифах должно быть учтено снижение доходов организаций, осуществляющих водоотведение из-за недополученных средств по начисленной плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по сравнению с такой платой, начисленной за 2015 год. То есть сами тарифы, устанавливаемые на следующий период, будут перерассчитаны с учетом недостающих выплат, которые могли бы быть получены организациями водопроводно-канализационного хозяйства, если бы не снизились нормативы и, соответственно, плата. Минэкономразвития не согласно с данным подходом и обращает внимание разработчика на то, что подобные выплаты должны иметь компенсационный характер, непосредственно связанный с негативным воздействием на окружающую среду, а не зависеть от недополученного дохода организаций.

По словам директора Департамента ОРВ Минэкономразвития России Вадима Живулина, плата за негативное воздействие сточных вод должна использоваться целевым образом. «Проектом акта не урегулирован вопрос администрирования платежей. Необходимо проработать систему идентификации абонентов, добросовестно оплачивающих сбросы своих организаций, обеспечить целевое использование полученных средств», - сообщает он.

Также проектом акта предлагается введение авансовой системы оплаты холодной воды и водоотведения. Минэкономразвития полагает, что данное решение учитывает исключительно интересы организаций водопроводно-коммунального хозяйства. Тогда как для бизнеса это может нести дополнительную нагрузку: потерю части уплаченных средств, администрирование авансов, риски штрафных санкций. «Мы предлагаем установить конструкцию договорных отношений, аналогичную сфере теплоснабжения. Абоненты оплачивают ресурсы с учетом авансирования, если иное не установлено договором», - говорит Живулин.

Кроме того, в проекте акта существуют положения, способствующие появлению конфликта интересов. Так, например, отбор проб на канализационных выпусках не может производиться организацией ВКХ. Так как она выполняет функции по контролю за соблюдением нормативов сбросов и она же будет контролировать соблюдение нормативов от имени абонентов.

В своем заключении Минэкономразвития указывает, что максимальные значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ требуют более мягких показателей. Позиции бизнеса, полученные в рамках проведения публичных консультаций, предлагается учесть, и изменить коэффециент воздействия по группе органических загрязнений с «1» на «0,5», а предельное значение по показателю «жиры» установить на уровне 100 мг/л.

Источник: http://orv.gov.ru/

  • 08.06.2016

Минэкономразвития России выпустило отрицательное заключение ОРВ на проект СанПина, утверждающего требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Минэкономразвития России выпустило отрицательное заключение ОРВ на проект СанПина, утверждающего требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Требования, предъявляемые в проекте акта, излишне детализированы, выходят за рамки действия санитарно-эпидемиологических правил и могут повлечь существенную нагрузку на бизнес и необоснованные ограничения предпринимательской деятельности в части расширения ассортимента продукции и модернизации производства, считает Минэкономразвития.

Среди замечаний к документу избыточность требований к очистке контейнеров по сбору мусора и твердых отходов при их заполнении на 2/3 объема;  требование по срокам обработки и дезинфекции резервуаров с водой, которые используются в часы наибольшего потребления или в аварийных ситуациях; недостаточная конкретика требований по содержанию в воздухе вредных веществ (например, взвеси мучной или сахарной пыли) и др.

Проект акта также затрагивает вопросы гигиены труда и принципы распределения должностных обязанностей сотрудников, что не является предметом регулирования акта.

Условия хранения сырья и готовой продукции, проектируемые документом, уже установлены техническими регламентами Таможенного Союза. Поскольку практически все сырье, используемое для производства хлеба, является пищевой продукцией, подлежащей оценке соответствия в форме декларирования (растительное и масложировое сырье) и ветеринарной сертификации (яйца, молоко), то условия и сроки хранения содержатся в информации, которой должна сопровождаться пищевая продукция. Излишняя детализация несет риски распространения требований на другие виды продукции и может не соответствовать условиям, устанавливаемым изготовителем.

Документ также содержит требования к технологическим операциям по разгрузке муки и конструкциям оборудования, к рецептуре и технологическим операциям. При этом разработчик не учитывает модернизацию и использует требования тридцатилетней давности.

Вадим Живулин, директор Департамента ОРВ Минэкономразвития России: «Ключевое замечание к проекту акта в том, что в нем есть масса требований к зданиям и сооружениям, технологическим процессам, работе сотрудников и хранению продукции, которые не могут быть включены в СанПин, поскольку должны содержаться в других НПА. Мы считаем, что документ нужно переработать, не только исходя из привычных технологий, но и с учетом современной модернизации производства хлебобулочных изделий».

Минэкономразвития России опубликовало отрицательное заключение ОРВ на проект Решения Совета Евразийской экономической комиссии о внесении изменений в технический регламент Таможенного союза на масложировую продукцию.

Проектом акта предполагается установить требования к перевозке растительного масла и численное значение критерия рафинации на уровне 0,9 мэкв/кг.

Ранее на площадке Минэкономразвития проходило открытое обсуждение данного проекта со всеми заинтересованными участниками, включая разработчиков документа, отраслевых экспертов, адресатов регулирования как в лице производителей, так и транспортировщиков масла. Участники совещания представили две позиции: как в пользу предлагаемых изменений, так и против них. В результате комплексной оценки документа, с учетом мнений специалистов, поступивших в ходе проведения публичных консультаций, Минэкономразвития сделан следующий вывод: за исключением положения о дополнении регламента перечнями веществ, после перевозки которых в транспортных средствах запрещается перевозить растительное масло, другие проектируемые изменения к регламенту недостаточно обоснованы и устанавливают избыточные требования.

Так, предлагаемая редакция 10 статьи регламента, о дезодорации масел после их транспортирования в жидком нерасфасованном виде, содержит риск требования обязательной неоднократной рафинации всех видов растительного масла, что может привести к утрате вкусовых и иных пищевых свойств.

В 15 статье регламента разработчик предлагает установить обязательное требование к автомобильным и железнодорожным цистернам и контейнерам в части выполнения их внутренней поверхности из нержавеющей или низкоуглеродистой стали.

В настоящий момент на долю таких цистерн приходится только 7%, изначально используемых для перевозки продукции с более агрессивной средой (соков и виноматериалов).

В существующей практике отечественной транспортировки масел используются цистерны из низколегированных сталей с возможностью последующего нанесения на внутреннюю поверхность защитных гигиенических покрытий.В этом процессе задействовано 100 предприятий и 3100 железнодорожных вагонов-цистерн. Все вагоны подлежат логистическому контролю, направленному на то, чтобы не допустить перевозку масел в цистернах, где ранее перевозились непищевые грузы. С учетом того, что российские масла уже много лет успешно конкурируют с европейскими продуктами, международные требования по качеству и безопасности соблюдаются. Разработчиком нового регулирования не было представлено подтвержденной информации о случаях нарушения требований перевозки растительных масел, а следовательно, не совсем ясно, для чего нужно такое глобальное переоснащение транспортной системы.

«Замена существующего парка цистерн только в Российской Федерации потребует инвестирования в размере до 18 млрд. руб. и сроков от 3 до 6 лет. Информации об объемах перевозок  других стран – членов Евразийского экономического союза разработчик не предоставил», - комментирует заключение Вадим Живулин, директор Департамента ОРВ Минэкономразвития России.

Другое требование, относящееся к установлению допустимого уровня перекисного числа по мнению Минэкономразвития также является избыточным. Необходимость его снижения с 10,0 мэкв/кг (установленной международной нормы) до 0,9 мэкв/кг не носит научного обоснования. Кроме того, по мнению экспертов, принявших участие в публичном обсуждении проекта акта,  перекисное число не является основным  показателем окислительной порчи жиров, в отличие от анизидивного числа, показывающего вторичные продукты окисления (альдегиды, кетоны, оксикислоты и др., которые представляют опасность для человеческого организма).

26 мая состоялось заседание итоговой Коллегии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, посвященное результатам деятельности ведомства в 2015 году и основным задачам на 2016 год.

В ее  работе приняли участие представители Аппарата Правительства РФ, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, экспертного сообщества, крупных бизнес-структур и ведущих предпринимательских объединений и отраслевых ассоциаций.

Открыл заседание Министр промышленности и торговли России Д.В.Мантуров. В своем вступительном слове он отметил, что для Росстандарта 2015 год был юбилейным и насыщенным на знаковые события, поблагодарил коллектив агентства  за интенсивную, качественную работу, результаты которой, непременно, отразятся на технологическом уровне нашей промышленности.

«Мы вместе достаточно оперативно реализовали комплекс мер, необходимых для принятия важнейшего закона «О стандартизации в Российской Федерации». Это очень сильный документ, что уже признали эксперты Европейского союза, рекомендовавшие его использование в качестве эталона.

В полном объеме Закон заработает 1 июля, и пока есть время необходимо донести до бизнеса смысл всех изменений, дать четкое понимание, почему стандартизация – это один из ключевых элементов новой промышленной политики. В этой связи, прошу вас особое внимание уделить работе по информированию и активному вовлечению в процесс разработки национальных стандартов отечественных компаний и объединений», - сказал Глава Минпромторга.

Д.В.Мантуров подчеркнул, что «мы находимся только на начальном этапе реформирования российской системы стандартизации. Большая работа предстоит в части гармонизации с международными стандартами. Нам необходимо это для устранения существующих барьеров во внешней торговле, ускоренной интеграции с региональными и глобальными рынками, повышения конкурентоспособности наших компаний в мировом масштабе. При этом мы не должны ориентироваться на текущий уровень технологического развития, а играть на опережение».

С центральным докладом на заседании коллегии  выступил Руководитель Росстандарта А.В.Абрамов.

Он отметил, что «помимо традиционных направлений работы в области метрологии, стандартизации и контроля качества перед Росстандартом были поставлены новые задачи по поиску сбалансированных решений при реализации промышленной и экологической политики».

Ключевым результатом работы 2014 – 2015 годов является принятие Федерального закона  «О стандартизации в Российской Федерации». Начата и продолжается работа по подготовке нормативных правовых актов, необходимых для его реализации. Докладчик отметил, что вступление закона в силу с 1 июля текущего года, а также действие законов «О федеральной контрактной системе» и «О закупках компаний с государственным участием» позволит не только модернизировать национальную систему стандартизации, используя передовые практики, но и запустить механизм широкого применения стандартов. Таким образом, законодательную основу деятельности по стандартизации можно считать в основном сформированной.

Деятельность Росстандарта в 2015 году также заключалась в реализации целого комплекса мероприятий, направленных на решение задач в области импортозамещения и развития отечественного производства, совершенствование контроля качества выпускаемой продукции и контрольно-надзорной деятельности, расширение развития сотрудничества с международными организациями, в том числе со странами-участницами БРИКС.

Среди ключевых тем доклада А.В.Абрамова – показатели и перспективные направления развития метрологии, совершенствование законодательства в области национальной стандартизации, работа над  справочниками НДТ, субсидирование работ в области стандартизации, контрольно-надзорная деятельность, информатизация Росстандарта.

На заседании коллегии выступил Председатель Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Д.А.Пумпянский. В своем докладе (полный текст тезисов выступления Д.А.Пумпянского прилагается) он отметил, что  «с момента создания Комитет РСПП  тесно взаимодействует с Росстандартом. Причем, по всем параметрам это по-настоящему стратегическое партнерство.

В 2015 году Комитетомпроведено обсуждение 47 проектов нормативных правовых актов, органам власти передано более 250 экспертных заключений, большая часть которых связана с принятием закона «О стандартизации в Российской Федерации» и внесением изменений в смежное законодательство. Эта работа сегодня продолжается. Хотелось бы отметить, что с принятием закона о стандартизации фокус внимания с глобальных проблем и вопросов переходит на работу по настройке комплекса механизмов и инструментов для решения практических задач.

Мы приветствуем недавнее решение о создании механизма госзакупок и закупок компаний с государственным участием на основе национальных стандартов. Это абсолютно необходимо для наращивания доли отечественных товаров на внутреннем рынке.

Не менее важным вопросом теперь является выработка позиции бизнеса в переговорах по присоединению к Соглашению ВТО по правительственным закупкам. В перспективе это дает возможность доступа без барьеров на зарубежные рынки государственных закупок с объемом более полутора триллионов долларов США. При этом  возникает риск избыточной конкуренции в сегментах российского рынка государственных закупок, сейчас закрытого для иностранного участия. Представляется, что здесь было бы целесообразно посмотреть на  опыт переговоров по соглашению Росстандарта с СЕН/СЕНЕЛЕК, на которых мы использовали принципы соглашения ВТО по ТБТ», - считает Д.А.Пумпянский.

«К сожалению, еще часто, как и десять лет назад, можно слышать мнение, что техническое регулирование и стандарты «мешают бизнесу и развитию предпринимательства». Думаю, что стандарты мешают тем, кто не хочет выполнять их требования и выпускать качественную и безопасную продукцию. По данным проверок Росстандарта, доля предприятий, допустивших нарушения требований стандартов, не снижается и составляет около 30%. Необходимо эту тенденцию изменять. Поэтому очень важной является та разъяснительная работа, которую Комитет РСПП ведет вместе с Росстандартом, Минпромторгом, Евразийской комиссией и рядом министерств и ведомств», - сказал Д.А.Пумпянский.

В своем выступлении он также остановился на вопросе распространения стандартов. «Доступ к стандартам должен быть только у добросовестных фирм, готовых оплачивать и использовать эти документы на легальной основе. В настоящее время Комитет РСПП обсуждает с Росстандартом создание эффективной системы их распространения», - сказал Председатель Комитета РСПП.

Еще одна проблема, которую поднял в своем выступлении Д.А.Пумпянский, касается субсидирования разработки стандартов за счет средств промышленности.

«Очень хорошо, что Росстандартом создан механизм получения субсидий из федерального бюджета на разработку международных, межгосударственных  и национальных стандартов, что позволяет предприятиям компенсировать часть затрат, связанных с работами по стандартизации. К сожалению, этот механизм сегодня довольно сложен и только небольшая часть затрат на разработку стандартов в результате возвращается.  При этом одним разработчикам удается получить компенсацию, а другие по разным формальным причинам получают отказ».

Д.А.Пумпянский предложил внести изменения в систему субсидирования разработки стандартов, созданных за счет средств промышленности, чтобы применялся единый подход. Оплата расходов на экспертизу в институтах Росстандарта за счет средств федерального бюджета должна быть организована на равных условиях, по понятным правилам.

В заключение Д.А.Пумпянский поблагодарил руководство Росстандарта  за активную поддержку и защиту интересов российской промышленности, конструктивное взаимодействие с профильным Комитетом РСПП.

Выступление Руководителя Федеральной службы по аккредитации С.В.Шипова было посвящено, прежде всего, анализу различных направлений сотрудничества Росстандарта и Росаккредитации. В частности, речь идет о совместной работе, направленной на признание российской системы аккредитации за рубежом. Одно из направлений взаимодействия – получение переводов методик прослеживаемости результатов измерений и наделение этих документов статусом документов по стандартизации.

Еще один важный блок совместной работы – контроль. Одной из основных задач Росаккредитации является наведение порядка на рынке оценки соответствия. За последние два года около 30% организаций, ранее аккредитованных различными органами исполнительной власти, ушли с этого рынка. Но работа продолжается. До конца года все организации, не подтвердившие свое соответствие новым требованиям, должны свою работу на этом рынке завершить.

Есть договоренность о формировании межведомственного плана по борьбе с недобросовестными аккредитованными организациями, а также с теми посредниками, которые нигде не аккредитованы, но, тем не менее, продолжают предлагать свои услуги  по сертификации.

С.В.Шипов в своем выступлении также остановился на современных проблемах функционирования системы добровольной сертификации, отсутствии четких правил сертификации.

Генеральный директор Акционерного общества «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» Д.С.Стрежнев в своем выступлении остановился на перспективах использования справочников НТД, отметив при этом, что промышленность активно включилась в их разработку.

По мнению докладчика,   сегодня сохраняется ряд серьезных вопросов, без решения которых справочники НДТ, как и вся система регулирования на основе НДТ, работать не будут:

  • какие изменения должны произойти в действующем экологическом и санитарном законодательстве для обеспечения перехода на технологическое нормирование на основе НДТ (в т.ч. и с учетом опыта стран ОЭСР)?

  • как будут учитываться технологические показатели НДТ при установлении новых нормативов допустимых выбросов/сбросов? Сохранится ли прежнее жесткое нормирование на основе ПДК?

  • каким образом будут применяться справочники НДТ при выдаче новых комплексных экологических разрешений для конкретных предприятий?

  • как будут синхронизированы между собой справочники НДТ, общее число которых сейчас равняется 51?

  • какие меры государственной поддержки будут предусмотрены для перехода промышленности на НДТ?

Д.С.Стрежнев также дал анализ недостатков действующего экологического законодательства,  препятствующих переходу промышленности на НДТ. Он сообщил, что Комитетом РСПП по экологии и природопользованию подготовлены предложения по внесению изменений в действующее законодательство в связи с переходом на регулирование на основе НДТ, выразил надежду, что эти предложения будут учтены.

На заседании коллегии также выступили помощник Председателя Правительства РФ Г.Г.Онищенко, член Общественной палаты РФ В.А. Слепак, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И Лысаков,  председатель Общественного совета при Росстандарте П.Б. Шелищ.

Завершилось заседание коллегии церемонией награждения дипломантов Премии Правительства Российской Федерации в области качества 2015 года.

 

Источник: http://www.rgtr.ru/

31.05.2016

О вступлении в силу технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию»

В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года № 107 с 15 мая 2016 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года № 241, вступившему в силу также 15 мая 2016 года, уполномоченным органом Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований данного технического регламента определена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая будет осуществлять названное полномочие в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 года № 53 в отношении технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014) были установлены переходные положения, из которых следует, что:

применительно к продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента ТР ТС 035/2014, выданные или принятые до дня его вступления в силу (т.е. до 15 мая 2016 года) документы об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 ноября 2017 года;

до этого же срока (т.е. до 15 ноября 2017 года) при наличии вышеназванных документов на территории Российской Федерации допускаются производство и выпуск в обращение (до полной реализации) названной продукции не в соответствии с обязательными требованиями, установленными ТР ТС 035/2014, а в соответствии с обязательными требованиями, установленными Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». Однако такая продукция не может маркироваться в соответствии с разделом XI ТР ТС 035/2014, а маркируется знаком обращения на рынке в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 года № 696 «О знаке обращения на рынке».

Так как Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 года № 53 «О переходных положениях технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014)» изначально в общем и целом в равной степени адресовано всем государствам – членам Евразийского экономического союза (далее - Союз) безотносительно к факту наличия/отсутствия технического регулирования в отношении производства и оборота табачной продукции на национальном уровне, то необходимо иметь в виду, что поскольку в Российской Федерации вопрос обязательной оценки соответствия табачной продукции до вступления в силу ТР ТС 035/2014 был урегулирован Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», на её территории не подлежат применению положения подпунктов «б» и «в» пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 года № 53, согласно которым:

до 15 ноября 2016 года на территории Союза допускаются производство и выпуск в обращение без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу ТР ТС 035/2014 обязательной оценке соответствия согласно актам, входящим в право Союза, или законодательству государства-члена;

обращение такой продукции допускается до её полной реализации на территории государства-члена, на которой такая продукция была выпущена в обращение.

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, на территории Российской Федерации вплоть до 15 ноября 2017 года может производиться и вводиться в оборот посредством импортирования табачная продукция, имеющая декларацию о соответствии, принятую до 15 мая 2016 года в порядке, установленном главой 3 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». При этом находиться в обращении такая продукция может и после 15 ноября 2017 года до ее полной реализации.

Сведения о декларации о соответствии по каждому наименованию табачной продукции, в том числе её регистрационный номер, срок её действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, её зарегистрировавший, должны содержаться в товарно-сопроводительной документации на товар, заверенной подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона, с которой продавец обязан знакомить потребителя по его требованию в соответствии с пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55.

Одновременно с 15 мая 2016 года начинается производство, импорт и выпуск в обращение табачной продукции, изготовленной в соответствии с требованиями ТР ТС 035/2014.

Согласно пунктам 33, 34 ТР ТС 035/2014 оценка соответствия табачной продукции, относящейся к его области применения (см. раздел I), производимая в форме подтверждения соответствия, предусматривает, что перед выпуском в обращение на рынок государств-членов она подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.

Декларация о соответствии составляется по единой форме декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза и правилам ее оформления, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 293, и подлежит регистрации в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии в порядке, предусмотренном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 года № 76.

Разделом VII ТР ТС 035/2014 установлены требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий, произведенных в соответствии с требованиями ТР ТС 035/2014, которая наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) на русском языке и, в частности, в себя включает:

предупреждение о вреде потребления табачных изделий, которое должно располагаться на верхних частях лицевой и обратной основных сторон потребительской упаковки табачной продукции и занимать не менее 50 процентов площади этих сторон. При этом допускается его расположение на нижней части обратной основной стороны потребительской упаковки табачной продукции, если при верхнем расположении предупреждение перекрывается маркой или разрушается при обычном открывании потребительской упаковки (см. пункт 29 ТР ТС 035/2014);

надпись: «Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества», наносимую на боковую поверхность потребительской упаковки табачной продукции цветом, контрастным по отношению к основному цвету этой упаковки, шрифтом Helvetic размером не менее 17% поверхности площади боковой стороны упаковки (см. пункт 30 ТР ТС 035/2014);

единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (наносится с соблюдением правил, установленных разделом XI ТР ТС 035/2014);

наименование вида табачного изделия;

наименование табачной продукции;

наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) (в случае отсутствия такого лица указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена). Указанная информация может быть размещена на внешней или внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения;

наименование изготовителя, уполномоченного изготовителем лица или импортера, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) и (или) наименование контролирующей организации (при наличии), ее местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический);

сведения о наличии фильтра (для курительных табачных изделий с фильтром);

сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто (г) (для весовых табачных изделий);

сведения о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачного изделия в порядке, установленном российским законодательством (см. в этой связи статью 187.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), статью 13 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», часть 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно пункту 27 ТР ТС 035/2014 эскизы предупреждений о вреде потребления табачных изделий, которые в соответствие с пунктом 29 данного технического регламента должны наноситься на равное количество потребительских упаковок табачной продукции, и параметры их нанесения на потребительскую упаковку табачной продукции разрабатываются уполномоченными органами государств-членов в сфере здравоохранения и утверждаются Евразийской экономической комиссией.

Такие эскизы предупреждений о вреде потребления табачных изделий для нанесения на лицевую и обратную стороны потребительской упаковки табачной продукции при реализации табачной продукции на территории Российской Федерации были утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2016 года № 18[1].

В соответствии с требованиями пунктов 21, 22 ТР ТС 035/2014 информация, размещенная на потребительской упаковке (листе-вкладыше), не должна содержать:

любые термины, описания, знаки, символы или иные обозначения, которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что данное табачное изделие является менее вредным (менее опасно для здоровья), чем другие табачные изделия, в том числе такие слова или словосочетания, как «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие», «мягкие», «экстра», «ультра»;

слова, знаки и символы, которые создают ассоциации табачного изделия с пищевым продуктом (пищевой добавкой), лекарственным средством или лекарственным растением, или которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта (пищевой добавки);

изображений пищевых продуктов, лекарственных средств, лекарственных растений;

количественных показателей содержания смолы, никотина и монооксида углерода в дыме табачных изделий;

утверждения о том, что потребление данного табачного изделия (вида табачного изделия) снижает риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением табачных изделий, либо этот риск снижен вследствие наличия (отсутствия, пониженного содержания) выделяемого при потреблении табачного изделия вещества.

Исключение из вышеназванных запретительных правил сделано только для слов или словосочетаний, указывающих на содержание ментола в табачных изделиях, на характер аромата для сигар, сигарилл (сигарит), табака для кальяна, табака курительного тонкорезаного и табака трубочного, которые пунктом 21 ТР ТС 035/2014 допускается использовать в составе информации, нанесенной на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) соответствующей табачной продукции.

Отдельные положения ТР ТС 035/2014, изложенные, в частности, в его пунктах 15, 23-25, касаются установления требований в отношении самих носителей обязательной информации о табачной продукции, каковыми являются потребительская упаковка и лист-вкладыш, а также требований к порядку доведения (предоставления) обязательной информации.

Также необходимо учесть, что поскольку согласно подпункту «г» пункта 2 ТР ТС 035/2014 его действие не распространяется на некурительные табачные изделия, они остаются объектом технического регулирования Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию».

Таким образом, начиная с 15 мая 2016 года при оценке соответствия табачной продукции в рамках осуществления государственного контроля (надзора) необходимо в каждом случае в целях надлежащей идентификации объектов технического регулирования прежде всего достоверно устанавливать факт отнесения или неотнесения соответствующего конкретного вида табачного изделия, находящегося в обращении, к области применения либо технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), либо Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». При этом применительно к ТР ТС 035/2014 в числе прочего следует руководствоваться Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 года № 9 «О перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования».

Источник: http://rospotrebnadzor.ru/

20.05.2016

19 мая 2016 года в зале Совета Федерации ФС РФ состоялся Всероссийский форум участников потребительского рынка.

В мероприятии приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, отраслевых союзов, научных организаций, бизнес-сообщества. Они обсудили наиболее актуальные проблемы рынка и перспективы развития его важнейших сегментов.

В числе выступавших - председатель Союза потребителей России, председатель Совета директоров Союза участников потребительского рынка П.Б.Шелищ, Председатель Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы РФ Н.В. Панков, директор Союза Независимых Сетей России С.А. Кузнецов, Председатель МЭС, член Совета ТПП РФ А.И.Борисов и другие.

В работе Форума принял участие Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А.Н.Лоцманов.

В своем докладе основное внимание он уделил вопросам качества и безопасности потребительских товаров, роли государства в осуществлении контроля и надзора за рынком.

А.Н.Лоцманов считает, что нужно внимательно изучать зарубежный опыт противодействия проникновению на рынок некачественных, а также фальсифицированных, контрафактных товаров. В частности, в Евросоюзе сегодня вся технологическая цепочка пищевых продуктов – от качества применяемых удобрений до продаж в торговых сетях – взята под жесткий государственный контроль.

В настоящее время продолжается формирование системы технического регулирования ЕАЭС, принимаются технические регламенты, регулирующие вопросы безопасности продукции. С 1 июля вступает в действие принятый в прошлом году ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Он полностью базируется на международных принципах и подходах. Очень важно, что законом разрешается делать ссылки на стандарты в нормативных правовых актах. В то же время, если производитель указывает на упаковке товара, что данная продукция изготовлена по ГОСТу, то  продукция должна в полной мере соответствовать требованиям данного стандарта.

А.Н.Лоцманов рассказал о том, как решается сегодня проблема обращения на рынке фальсифицированной, контрафактной продукции. К ее решению все активнее подключается бизнес. В частности, ассоциация производителей кабельной продукции, проанализировав состояния российского рынка этих товаров, пришла к выводу, что на нем обращается большое количество некачественной, фальсифицированной, а значит – опасной продукции. Российские производители электрокабеля совместно с ведущими торговыми организациями, работающими на этом рынке, решили эту проблему, подписали декларацию, согласно которой  к продажам будет допускаться только сертифицированная продукция, прошедшая все необходимые процедуры оценки соответствия. Этот опыт можно и нужно распространить и на другие отрасли.

А.Н.Лоцманов рассказал также о работе Комитета РСПП, направленной на информирование представителей промышленности по вопросам практического применения технических регламентов ЕАЭС.

По итогам работы участники Форума  одобрили проект Резолюции, содержащей конкретные предложения по решению наиболее насущных проблем российского потребительского рынка.

Источник: http://www.rgtr.ru/

23.05.2016

Коллегия ЕЭК приняла решения, направленные на повышение качества парфюмерно-косметической продукции в ЕАЭС

17 мая на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии под руководством Председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна рассмотрен ряд вопросов в сфере технического регулирования, таможенного сотрудничества, торговли, интеграции и макроэкономики, конкуренции и антимонопольного регулирования.

В частности, приняты два решения Коллегии ЕЭК в сфере технического регулирования, которые касаются технического регламента Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».

Коллегия Комиссии внесла изменения в Программу по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований названного технического регламента, а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований техрегламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

Уточнены сроки начала и окончания разработки ряда межгосударственных стандартов (ГОСТ). В Программу, в частности, включена разработка двух ГОСТов на основе международных стандартов ISO и одного – на основе европейского стандарта ЕN; пересмотр двух ГОСТов и внесение изменений в 12 ГОСТов, предусматривающих замену отмененных стандартов на методы определения рН и токсичных элементов – на действующие стандарты. Введены нормативные ссылки на принятые в 2013-2015 годах ГОСТы, содержащие методы определения микробиологических, клинико-лабораторных и токсикологических показателей.

Решение направлено в конечном итоге на повышение качества парфюмерно-косметической продукции, выпускаемой в обращение на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Кроме того, Коллегия ЕЭК внесла изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года № 799 «О принятии технического регламента Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». В частности, внесены изменения в Перечень стандартов, которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений. В том числе в новой редакции в Перечне изложены правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований этого техрегламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

В Перечень также были включены 13 ГОСТов, разработанных согласно Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, и изъяты государственные стандарты Беларуси и национальные стандарты Казахстана, применение которых истекло в прошлом году.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

17.05.2016

Члены союза

Актуально

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

Ранее все пять стран Евразийского экономического союза ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекращает действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

Источник: http://www.eurasiancommission.org