Новости

Минэкономразвития России выпустило отрицательное заключение ОРВ на проект СанПина, утверждающего требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Минэкономразвития России выпустило отрицательное заключение ОРВ на проект СанПина, утверждающего требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Требования, предъявляемые в проекте акта, излишне детализированы, выходят за рамки действия санитарно-эпидемиологических правил и могут повлечь существенную нагрузку на бизнес и необоснованные ограничения предпринимательской деятельности в части расширения ассортимента продукции и модернизации производства, считает Минэкономразвития.

Среди замечаний к документу избыточность требований к очистке контейнеров по сбору мусора и твердых отходов при их заполнении на 2/3 объема;  требование по срокам обработки и дезинфекции резервуаров с водой, которые используются в часы наибольшего потребления или в аварийных ситуациях; недостаточная конкретика требований по содержанию в воздухе вредных веществ (например, взвеси мучной или сахарной пыли) и др.

Проект акта также затрагивает вопросы гигиены труда и принципы распределения должностных обязанностей сотрудников, что не является предметом регулирования акта.

Условия хранения сырья и готовой продукции, проектируемые документом, уже установлены техническими регламентами Таможенного Союза. Поскольку практически все сырье, используемое для производства хлеба, является пищевой продукцией, подлежащей оценке соответствия в форме декларирования (растительное и масложировое сырье) и ветеринарной сертификации (яйца, молоко), то условия и сроки хранения содержатся в информации, которой должна сопровождаться пищевая продукция. Излишняя детализация несет риски распространения требований на другие виды продукции и может не соответствовать условиям, устанавливаемым изготовителем.

Документ также содержит требования к технологическим операциям по разгрузке муки и конструкциям оборудования, к рецептуре и технологическим операциям. При этом разработчик не учитывает модернизацию и использует требования тридцатилетней давности.

Вадим Живулин, директор Департамента ОРВ Минэкономразвития России: «Ключевое замечание к проекту акта в том, что в нем есть масса требований к зданиям и сооружениям, технологическим процессам, работе сотрудников и хранению продукции, которые не могут быть включены в СанПин, поскольку должны содержаться в других НПА. Мы считаем, что документ нужно переработать, не только исходя из привычных технологий, но и с учетом современной модернизации производства хлебобулочных изделий».

Минэкономразвития России опубликовало отрицательное заключение ОРВ на проект Решения Совета Евразийской экономической комиссии о внесении изменений в технический регламент Таможенного союза на масложировую продукцию.

Проектом акта предполагается установить требования к перевозке растительного масла и численное значение критерия рафинации на уровне 0,9 мэкв/кг.

Ранее на площадке Минэкономразвития проходило открытое обсуждение данного проекта со всеми заинтересованными участниками, включая разработчиков документа, отраслевых экспертов, адресатов регулирования как в лице производителей, так и транспортировщиков масла. Участники совещания представили две позиции: как в пользу предлагаемых изменений, так и против них. В результате комплексной оценки документа, с учетом мнений специалистов, поступивших в ходе проведения публичных консультаций, Минэкономразвития сделан следующий вывод: за исключением положения о дополнении регламента перечнями веществ, после перевозки которых в транспортных средствах запрещается перевозить растительное масло, другие проектируемые изменения к регламенту недостаточно обоснованы и устанавливают избыточные требования.

Так, предлагаемая редакция 10 статьи регламента, о дезодорации масел после их транспортирования в жидком нерасфасованном виде, содержит риск требования обязательной неоднократной рафинации всех видов растительного масла, что может привести к утрате вкусовых и иных пищевых свойств.

В 15 статье регламента разработчик предлагает установить обязательное требование к автомобильным и железнодорожным цистернам и контейнерам в части выполнения их внутренней поверхности из нержавеющей или низкоуглеродистой стали.

В настоящий момент на долю таких цистерн приходится только 7%, изначально используемых для перевозки продукции с более агрессивной средой (соков и виноматериалов).

В существующей практике отечественной транспортировки масел используются цистерны из низколегированных сталей с возможностью последующего нанесения на внутреннюю поверхность защитных гигиенических покрытий.В этом процессе задействовано 100 предприятий и 3100 железнодорожных вагонов-цистерн. Все вагоны подлежат логистическому контролю, направленному на то, чтобы не допустить перевозку масел в цистернах, где ранее перевозились непищевые грузы. С учетом того, что российские масла уже много лет успешно конкурируют с европейскими продуктами, международные требования по качеству и безопасности соблюдаются. Разработчиком нового регулирования не было представлено подтвержденной информации о случаях нарушения требований перевозки растительных масел, а следовательно, не совсем ясно, для чего нужно такое глобальное переоснащение транспортной системы.

«Замена существующего парка цистерн только в Российской Федерации потребует инвестирования в размере до 18 млрд. руб. и сроков от 3 до 6 лет. Информации об объемах перевозок  других стран – членов Евразийского экономического союза разработчик не предоставил», - комментирует заключение Вадим Живулин, директор Департамента ОРВ Минэкономразвития России.

Другое требование, относящееся к установлению допустимого уровня перекисного числа по мнению Минэкономразвития также является избыточным. Необходимость его снижения с 10,0 мэкв/кг (установленной международной нормы) до 0,9 мэкв/кг не носит научного обоснования. Кроме того, по мнению экспертов, принявших участие в публичном обсуждении проекта акта,  перекисное число не является основным  показателем окислительной порчи жиров, в отличие от анизидивного числа, показывающего вторичные продукты окисления (альдегиды, кетоны, оксикислоты и др., которые представляют опасность для человеческого организма).

26 мая состоялось заседание итоговой Коллегии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, посвященное результатам деятельности ведомства в 2015 году и основным задачам на 2016 год.

В ее  работе приняли участие представители Аппарата Правительства РФ, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, экспертного сообщества, крупных бизнес-структур и ведущих предпринимательских объединений и отраслевых ассоциаций.

Открыл заседание Министр промышленности и торговли России Д.В.Мантуров. В своем вступительном слове он отметил, что для Росстандарта 2015 год был юбилейным и насыщенным на знаковые события, поблагодарил коллектив агентства  за интенсивную, качественную работу, результаты которой, непременно, отразятся на технологическом уровне нашей промышленности.

«Мы вместе достаточно оперативно реализовали комплекс мер, необходимых для принятия важнейшего закона «О стандартизации в Российской Федерации». Это очень сильный документ, что уже признали эксперты Европейского союза, рекомендовавшие его использование в качестве эталона.

В полном объеме Закон заработает 1 июля, и пока есть время необходимо донести до бизнеса смысл всех изменений, дать четкое понимание, почему стандартизация – это один из ключевых элементов новой промышленной политики. В этой связи, прошу вас особое внимание уделить работе по информированию и активному вовлечению в процесс разработки национальных стандартов отечественных компаний и объединений», - сказал Глава Минпромторга.

Д.В.Мантуров подчеркнул, что «мы находимся только на начальном этапе реформирования российской системы стандартизации. Большая работа предстоит в части гармонизации с международными стандартами. Нам необходимо это для устранения существующих барьеров во внешней торговле, ускоренной интеграции с региональными и глобальными рынками, повышения конкурентоспособности наших компаний в мировом масштабе. При этом мы не должны ориентироваться на текущий уровень технологического развития, а играть на опережение».

С центральным докладом на заседании коллегии  выступил Руководитель Росстандарта А.В.Абрамов.

Он отметил, что «помимо традиционных направлений работы в области метрологии, стандартизации и контроля качества перед Росстандартом были поставлены новые задачи по поиску сбалансированных решений при реализации промышленной и экологической политики».

Ключевым результатом работы 2014 – 2015 годов является принятие Федерального закона  «О стандартизации в Российской Федерации». Начата и продолжается работа по подготовке нормативных правовых актов, необходимых для его реализации. Докладчик отметил, что вступление закона в силу с 1 июля текущего года, а также действие законов «О федеральной контрактной системе» и «О закупках компаний с государственным участием» позволит не только модернизировать национальную систему стандартизации, используя передовые практики, но и запустить механизм широкого применения стандартов. Таким образом, законодательную основу деятельности по стандартизации можно считать в основном сформированной.

Деятельность Росстандарта в 2015 году также заключалась в реализации целого комплекса мероприятий, направленных на решение задач в области импортозамещения и развития отечественного производства, совершенствование контроля качества выпускаемой продукции и контрольно-надзорной деятельности, расширение развития сотрудничества с международными организациями, в том числе со странами-участницами БРИКС.

Среди ключевых тем доклада А.В.Абрамова – показатели и перспективные направления развития метрологии, совершенствование законодательства в области национальной стандартизации, работа над  справочниками НДТ, субсидирование работ в области стандартизации, контрольно-надзорная деятельность, информатизация Росстандарта.

На заседании коллегии выступил Председатель Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Д.А.Пумпянский. В своем докладе (полный текст тезисов выступления Д.А.Пумпянского прилагается) он отметил, что  «с момента создания Комитет РСПП  тесно взаимодействует с Росстандартом. Причем, по всем параметрам это по-настоящему стратегическое партнерство.

В 2015 году Комитетомпроведено обсуждение 47 проектов нормативных правовых актов, органам власти передано более 250 экспертных заключений, большая часть которых связана с принятием закона «О стандартизации в Российской Федерации» и внесением изменений в смежное законодательство. Эта работа сегодня продолжается. Хотелось бы отметить, что с принятием закона о стандартизации фокус внимания с глобальных проблем и вопросов переходит на работу по настройке комплекса механизмов и инструментов для решения практических задач.

Мы приветствуем недавнее решение о создании механизма госзакупок и закупок компаний с государственным участием на основе национальных стандартов. Это абсолютно необходимо для наращивания доли отечественных товаров на внутреннем рынке.

Не менее важным вопросом теперь является выработка позиции бизнеса в переговорах по присоединению к Соглашению ВТО по правительственным закупкам. В перспективе это дает возможность доступа без барьеров на зарубежные рынки государственных закупок с объемом более полутора триллионов долларов США. При этом  возникает риск избыточной конкуренции в сегментах российского рынка государственных закупок, сейчас закрытого для иностранного участия. Представляется, что здесь было бы целесообразно посмотреть на  опыт переговоров по соглашению Росстандарта с СЕН/СЕНЕЛЕК, на которых мы использовали принципы соглашения ВТО по ТБТ», - считает Д.А.Пумпянский.

«К сожалению, еще часто, как и десять лет назад, можно слышать мнение, что техническое регулирование и стандарты «мешают бизнесу и развитию предпринимательства». Думаю, что стандарты мешают тем, кто не хочет выполнять их требования и выпускать качественную и безопасную продукцию. По данным проверок Росстандарта, доля предприятий, допустивших нарушения требований стандартов, не снижается и составляет около 30%. Необходимо эту тенденцию изменять. Поэтому очень важной является та разъяснительная работа, которую Комитет РСПП ведет вместе с Росстандартом, Минпромторгом, Евразийской комиссией и рядом министерств и ведомств», - сказал Д.А.Пумпянский.

В своем выступлении он также остановился на вопросе распространения стандартов. «Доступ к стандартам должен быть только у добросовестных фирм, готовых оплачивать и использовать эти документы на легальной основе. В настоящее время Комитет РСПП обсуждает с Росстандартом создание эффективной системы их распространения», - сказал Председатель Комитета РСПП.

Еще одна проблема, которую поднял в своем выступлении Д.А.Пумпянский, касается субсидирования разработки стандартов за счет средств промышленности.

«Очень хорошо, что Росстандартом создан механизм получения субсидий из федерального бюджета на разработку международных, межгосударственных  и национальных стандартов, что позволяет предприятиям компенсировать часть затрат, связанных с работами по стандартизации. К сожалению, этот механизм сегодня довольно сложен и только небольшая часть затрат на разработку стандартов в результате возвращается.  При этом одним разработчикам удается получить компенсацию, а другие по разным формальным причинам получают отказ».

Д.А.Пумпянский предложил внести изменения в систему субсидирования разработки стандартов, созданных за счет средств промышленности, чтобы применялся единый подход. Оплата расходов на экспертизу в институтах Росстандарта за счет средств федерального бюджета должна быть организована на равных условиях, по понятным правилам.

В заключение Д.А.Пумпянский поблагодарил руководство Росстандарта  за активную поддержку и защиту интересов российской промышленности, конструктивное взаимодействие с профильным Комитетом РСПП.

Выступление Руководителя Федеральной службы по аккредитации С.В.Шипова было посвящено, прежде всего, анализу различных направлений сотрудничества Росстандарта и Росаккредитации. В частности, речь идет о совместной работе, направленной на признание российской системы аккредитации за рубежом. Одно из направлений взаимодействия – получение переводов методик прослеживаемости результатов измерений и наделение этих документов статусом документов по стандартизации.

Еще один важный блок совместной работы – контроль. Одной из основных задач Росаккредитации является наведение порядка на рынке оценки соответствия. За последние два года около 30% организаций, ранее аккредитованных различными органами исполнительной власти, ушли с этого рынка. Но работа продолжается. До конца года все организации, не подтвердившие свое соответствие новым требованиям, должны свою работу на этом рынке завершить.

Есть договоренность о формировании межведомственного плана по борьбе с недобросовестными аккредитованными организациями, а также с теми посредниками, которые нигде не аккредитованы, но, тем не менее, продолжают предлагать свои услуги  по сертификации.

С.В.Шипов в своем выступлении также остановился на современных проблемах функционирования системы добровольной сертификации, отсутствии четких правил сертификации.

Генеральный директор Акционерного общества «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» Д.С.Стрежнев в своем выступлении остановился на перспективах использования справочников НТД, отметив при этом, что промышленность активно включилась в их разработку.

По мнению докладчика,   сегодня сохраняется ряд серьезных вопросов, без решения которых справочники НДТ, как и вся система регулирования на основе НДТ, работать не будут:

  • какие изменения должны произойти в действующем экологическом и санитарном законодательстве для обеспечения перехода на технологическое нормирование на основе НДТ (в т.ч. и с учетом опыта стран ОЭСР)?

  • как будут учитываться технологические показатели НДТ при установлении новых нормативов допустимых выбросов/сбросов? Сохранится ли прежнее жесткое нормирование на основе ПДК?

  • каким образом будут применяться справочники НДТ при выдаче новых комплексных экологических разрешений для конкретных предприятий?

  • как будут синхронизированы между собой справочники НДТ, общее число которых сейчас равняется 51?

  • какие меры государственной поддержки будут предусмотрены для перехода промышленности на НДТ?

Д.С.Стрежнев также дал анализ недостатков действующего экологического законодательства,  препятствующих переходу промышленности на НДТ. Он сообщил, что Комитетом РСПП по экологии и природопользованию подготовлены предложения по внесению изменений в действующее законодательство в связи с переходом на регулирование на основе НДТ, выразил надежду, что эти предложения будут учтены.

На заседании коллегии также выступили помощник Председателя Правительства РФ Г.Г.Онищенко, член Общественной палаты РФ В.А. Слепак, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И Лысаков,  председатель Общественного совета при Росстандарте П.Б. Шелищ.

Завершилось заседание коллегии церемонией награждения дипломантов Премии Правительства Российской Федерации в области качества 2015 года.

 

Источник: http://www.rgtr.ru/

31.05.2016

О вступлении в силу технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию»

В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года № 107 с 15 мая 2016 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года № 241, вступившему в силу также 15 мая 2016 года, уполномоченным органом Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований данного технического регламента определена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которая будет осуществлять названное полномочие в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 года № 53 в отношении технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014) были установлены переходные положения, из которых следует, что:

применительно к продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента ТР ТС 035/2014, выданные или принятые до дня его вступления в силу (т.е. до 15 мая 2016 года) документы об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 ноября 2017 года;

до этого же срока (т.е. до 15 ноября 2017 года) при наличии вышеназванных документов на территории Российской Федерации допускаются производство и выпуск в обращение (до полной реализации) названной продукции не в соответствии с обязательными требованиями, установленными ТР ТС 035/2014, а в соответствии с обязательными требованиями, установленными Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». Однако такая продукция не может маркироваться в соответствии с разделом XI ТР ТС 035/2014, а маркируется знаком обращения на рынке в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 года № 696 «О знаке обращения на рынке».

Так как Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 года № 53 «О переходных положениях технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014)» изначально в общем и целом в равной степени адресовано всем государствам – членам Евразийского экономического союза (далее - Союз) безотносительно к факту наличия/отсутствия технического регулирования в отношении производства и оборота табачной продукции на национальном уровне, то необходимо иметь в виду, что поскольку в Российской Федерации вопрос обязательной оценки соответствия табачной продукции до вступления в силу ТР ТС 035/2014 был урегулирован Федеральным законом от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», на её территории не подлежат применению положения подпунктов «б» и «в» пункта 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 мая 2015 года № 53, согласно которым:

до 15 ноября 2016 года на территории Союза допускаются производство и выпуск в обращение без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу ТР ТС 035/2014 обязательной оценке соответствия согласно актам, входящим в право Союза, или законодательству государства-члена;

обращение такой продукции допускается до её полной реализации на территории государства-члена, на которой такая продукция была выпущена в обращение.

Принимая во внимание совокупность вышеизложенного, на территории Российской Федерации вплоть до 15 ноября 2017 года может производиться и вводиться в оборот посредством импортирования табачная продукция, имеющая декларацию о соответствии, принятую до 15 мая 2016 года в порядке, установленном главой 3 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». При этом находиться в обращении такая продукция может и после 15 ноября 2017 года до ее полной реализации.

Сведения о декларации о соответствии по каждому наименованию табачной продукции, в том числе её регистрационный номер, срок её действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, её зарегистрировавший, должны содержаться в товарно-сопроводительной документации на товар, заверенной подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона, с которой продавец обязан знакомить потребителя по его требованию в соответствии с пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55.

Одновременно с 15 мая 2016 года начинается производство, импорт и выпуск в обращение табачной продукции, изготовленной в соответствии с требованиями ТР ТС 035/2014.

Согласно пунктам 33, 34 ТР ТС 035/2014 оценка соответствия табачной продукции, относящейся к его области применения (см. раздел I), производимая в форме подтверждения соответствия, предусматривает, что перед выпуском в обращение на рынок государств-членов она подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.

Декларация о соответствии составляется по единой форме декларации о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза и правилам ее оформления, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года № 293, и подлежит регистрации в Едином реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии в порядке, предусмотренном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 года № 76.

Разделом VII ТР ТС 035/2014 установлены требования к содержанию информации для потребителей табачных изделий, произведенных в соответствии с требованиями ТР ТС 035/2014, которая наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) на русском языке и, в частности, в себя включает:

предупреждение о вреде потребления табачных изделий, которое должно располагаться на верхних частях лицевой и обратной основных сторон потребительской упаковки табачной продукции и занимать не менее 50 процентов площади этих сторон. При этом допускается его расположение на нижней части обратной основной стороны потребительской упаковки табачной продукции, если при верхнем расположении предупреждение перекрывается маркой или разрушается при обычном открывании потребительской упаковки (см. пункт 29 ТР ТС 035/2014);

надпись: «Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества», наносимую на боковую поверхность потребительской упаковки табачной продукции цветом, контрастным по отношению к основному цвету этой упаковки, шрифтом Helvetic размером не менее 17% поверхности площади боковой стороны упаковки (см. пункт 30 ТР ТС 035/2014);

единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (наносится с соблюдением правил, установленных разделом XI ТР ТС 035/2014);

наименование вида табачного изделия;

наименование табачной продукции;

наименование юридического лица, зарегистрированного на территории государства-члена, уполномоченного изготовителем на принятие претензий от потребителей, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) (в случае отсутствия такого лица указывается, что претензии от потребителей принимаются изготовителем данной табачной продукции, зарегистрированным на территории государства-члена). Указанная информация может быть размещена на внешней или внутренней стороне потребительской упаковки в месте, доступном для прочтения;

наименование изготовителя, уполномоченного изготовителем лица или импортера, его местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический) и (или) наименование контролирующей организации (при наличии), ее местонахождение (страна и адрес, в том числе фактический);

сведения о наличии фильтра (для курительных табачных изделий с фильтром);

сведения о количестве штук (для штучных табачных изделий) или массе нетто (г) (для весовых табачных изделий);

сведения о максимальной розничной цене, месяце и годе изготовления табачного изделия в порядке, установленном российским законодательством (см. в этой связи статью 187.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая), статью 13 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», часть 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно пункту 27 ТР ТС 035/2014 эскизы предупреждений о вреде потребления табачных изделий, которые в соответствие с пунктом 29 данного технического регламента должны наноситься на равное количество потребительских упаковок табачной продукции, и параметры их нанесения на потребительскую упаковку табачной продукции разрабатываются уполномоченными органами государств-членов в сфере здравоохранения и утверждаются Евразийской экономической комиссией.

Такие эскизы предупреждений о вреде потребления табачных изделий для нанесения на лицевую и обратную стороны потребительской упаковки табачной продукции при реализации табачной продукции на территории Российской Федерации были утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 марта 2016 года № 18[1].

В соответствии с требованиями пунктов 21, 22 ТР ТС 035/2014 информация, размещенная на потребительской упаковке (листе-вкладыше), не должна содержать:

любые термины, описания, знаки, символы или иные обозначения, которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что данное табачное изделие является менее вредным (менее опасно для здоровья), чем другие табачные изделия, в том числе такие слова или словосочетания, как «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие», «мягкие», «экстра», «ультра»;

слова, знаки и символы, которые создают ассоциации табачного изделия с пищевым продуктом (пищевой добавкой), лекарственным средством или лекарственным растением, или которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта (пищевой добавки);

изображений пищевых продуктов, лекарственных средств, лекарственных растений;

количественных показателей содержания смолы, никотина и монооксида углерода в дыме табачных изделий;

утверждения о том, что потребление данного табачного изделия (вида табачного изделия) снижает риск возникновения заболеваний, связанных с потреблением табачных изделий, либо этот риск снижен вследствие наличия (отсутствия, пониженного содержания) выделяемого при потреблении табачного изделия вещества.

Исключение из вышеназванных запретительных правил сделано только для слов или словосочетаний, указывающих на содержание ментола в табачных изделиях, на характер аромата для сигар, сигарилл (сигарит), табака для кальяна, табака курительного тонкорезаного и табака трубочного, которые пунктом 21 ТР ТС 035/2014 допускается использовать в составе информации, нанесенной на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) соответствующей табачной продукции.

Отдельные положения ТР ТС 035/2014, изложенные, в частности, в его пунктах 15, 23-25, касаются установления требований в отношении самих носителей обязательной информации о табачной продукции, каковыми являются потребительская упаковка и лист-вкладыш, а также требований к порядку доведения (предоставления) обязательной информации.

Также необходимо учесть, что поскольку согласно подпункту «г» пункта 2 ТР ТС 035/2014 его действие не распространяется на некурительные табачные изделия, они остаются объектом технического регулирования Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию».

Таким образом, начиная с 15 мая 2016 года при оценке соответствия табачной продукции в рамках осуществления государственного контроля (надзора) необходимо в каждом случае в целях надлежащей идентификации объектов технического регулирования прежде всего достоверно устанавливать факт отнесения или неотнесения соответствующего конкретного вида табачного изделия, находящегося в обращении, к области применения либо технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), либо Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». При этом применительно к ТР ТС 035/2014 в числе прочего следует руководствоваться Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 января 2016 года № 9 «О перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования».

Источник: http://rospotrebnadzor.ru/

20.05.2016

19 мая 2016 года в зале Совета Федерации ФС РФ состоялся Всероссийский форум участников потребительского рынка.

В мероприятии приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, отраслевых союзов, научных организаций, бизнес-сообщества. Они обсудили наиболее актуальные проблемы рынка и перспективы развития его важнейших сегментов.

В числе выступавших - председатель Союза потребителей России, председатель Совета директоров Союза участников потребительского рынка П.Б.Шелищ, Председатель Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы РФ Н.В. Панков, директор Союза Независимых Сетей России С.А. Кузнецов, Председатель МЭС, член Совета ТПП РФ А.И.Борисов и другие.

В работе Форума принял участие Первый заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия А.Н.Лоцманов.

В своем докладе основное внимание он уделил вопросам качества и безопасности потребительских товаров, роли государства в осуществлении контроля и надзора за рынком.

А.Н.Лоцманов считает, что нужно внимательно изучать зарубежный опыт противодействия проникновению на рынок некачественных, а также фальсифицированных, контрафактных товаров. В частности, в Евросоюзе сегодня вся технологическая цепочка пищевых продуктов – от качества применяемых удобрений до продаж в торговых сетях – взята под жесткий государственный контроль.

В настоящее время продолжается формирование системы технического регулирования ЕАЭС, принимаются технические регламенты, регулирующие вопросы безопасности продукции. С 1 июля вступает в действие принятый в прошлом году ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Он полностью базируется на международных принципах и подходах. Очень важно, что законом разрешается делать ссылки на стандарты в нормативных правовых актах. В то же время, если производитель указывает на упаковке товара, что данная продукция изготовлена по ГОСТу, то  продукция должна в полной мере соответствовать требованиям данного стандарта.

А.Н.Лоцманов рассказал о том, как решается сегодня проблема обращения на рынке фальсифицированной, контрафактной продукции. К ее решению все активнее подключается бизнес. В частности, ассоциация производителей кабельной продукции, проанализировав состояния российского рынка этих товаров, пришла к выводу, что на нем обращается большое количество некачественной, фальсифицированной, а значит – опасной продукции. Российские производители электрокабеля совместно с ведущими торговыми организациями, работающими на этом рынке, решили эту проблему, подписали декларацию, согласно которой  к продажам будет допускаться только сертифицированная продукция, прошедшая все необходимые процедуры оценки соответствия. Этот опыт можно и нужно распространить и на другие отрасли.

А.Н.Лоцманов рассказал также о работе Комитета РСПП, направленной на информирование представителей промышленности по вопросам практического применения технических регламентов ЕАЭС.

По итогам работы участники Форума  одобрили проект Резолюции, содержащей конкретные предложения по решению наиболее насущных проблем российского потребительского рынка.

Источник: http://www.rgtr.ru/

23.05.2016

Коллегия ЕЭК приняла решения, направленные на повышение качества парфюмерно-косметической продукции в ЕАЭС

17 мая на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии под руководством Председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна рассмотрен ряд вопросов в сфере технического регулирования, таможенного сотрудничества, торговли, интеграции и макроэкономики, конкуренции и антимонопольного регулирования.

В частности, приняты два решения Коллегии ЕЭК в сфере технического регулирования, которые касаются технического регламента Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».

Коллегия Комиссии внесла изменения в Программу по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований названного технического регламента, а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований техрегламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

Уточнены сроки начала и окончания разработки ряда межгосударственных стандартов (ГОСТ). В Программу, в частности, включена разработка двух ГОСТов на основе международных стандартов ISO и одного – на основе европейского стандарта ЕN; пересмотр двух ГОСТов и внесение изменений в 12 ГОСТов, предусматривающих замену отмененных стандартов на методы определения рН и токсичных элементов – на действующие стандарты. Введены нормативные ссылки на принятые в 2013-2015 годах ГОСТы, содержащие методы определения микробиологических, клинико-лабораторных и токсикологических показателей.

Решение направлено в конечном итоге на повышение качества парфюмерно-косметической продукции, выпускаемой в обращение на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Кроме того, Коллегия ЕЭК внесла изменения в Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года № 799 «О принятии технического регламента Союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». В частности, внесены изменения в Перечень стандартов, которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений. В том числе в новой редакции в Перечне изложены правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований этого техрегламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

В Перечень также были включены 13 ГОСТов, разработанных согласно Программе по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, и изъяты государственные стандарты Беларуси и национальные стандарты Казахстана, применение которых истекло в прошлом году.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

17.05.2016

В ЕЭК обсудили изменения в Порядок разработки технических регламентов Союза

27 апреля на совещании в Евразийской экономической комиссии под председательством Члена Коллегии (Министра) по техническому регулированию ЕЭК Валерия Корешкова обсужден проект изменений в Порядок разработки технических регламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В мероприятии приняли участие представители уполномоченных государственных органов и бизнеса стран Союза, а также ЕЭК.

Проект изменений предусматривает утверждение новой редакции Порядка разработки технических регламентов Союза и изменений в них. Документ подготовлен в соответствии Договором о ЕАЭС в целях  совершенствования процедур разработки техрегламентов.

В ходе совещания участники обсудили принципиальные предложения государств Союза и согласовали концептуальные вопросы построения Порядка. Они, например, пришли к единому мнению, что оценка регулирующего воздействия (ОРВ) технических регламентов и изменений в них будет осуществляться на этапе их публичного обсуждения с учетом замечаний заинтересованных лиц и национальных заключений по ОРВ, полученных в странах Союза.

Согласовано включение в Порядок внеплановых изменений в техрегламенты, разработка которых будет осуществляться по решению Совета Комиссии ЕЭК.

Также в проекте Порядка закреплены положения о возможности внесения в техрегламенты ЕАЭС изменений без публичного обсуждения и ОРВ в исключительных случаях, в том числе в обстоятельствах, приводящих к угрозе жизни и здоровья населения союзных стран.

По итогам совещания проект Порядка дорабатывается Комиссией для проведения процедур подготовки его к принятию в установленном порядке.
Источник:
27.04.2016

О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 235 с 1 апреля 2016 г. до 31 декабря 2016 г. на территории Российской Федерации проводится эксперимент по маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха».

Участие в эксперименте добровольное.

Для участия в эксперименте юридические лица и индивидуальные предприниматели направляют заявки в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте ФНС России.

В ходе проведения эксперимента его участники передают в информационную систему маркировки необходимые сведения о маркированном товаре.

Сведения об обороте маркированных изделий из натурального меха отображаются в информационной системе маркировки, оператором которой является Федеральная налоговая служба.

В рамках эксперимента ответственность за нарушение правил маркировки не предусмотрена.

Эксперимент позволит протестировать технические возможности системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками и в дальнейшем послужит базой для внедрения обязательной маркировки товаров в Российской Федерации.

После вступления в силу Соглашения о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха", подписанного в г.Гродно 8 сентября 2015 г., в Российской Федерации маркировка предметов одежды из натурального меха станет обязательной.

Источник: https://www.nalog.ru/

О заседании Межведомственной рабочей группы по защите прав потребителей в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции

Под председательством руководителя Роспотребнадзора Анны Поповой 31 марта 2015 г. в Роспотребнадзоре состоялось первое заседание Межведомственной рабочей группы по защите прав потребителей в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, созданной при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, в котором приняли участие представители Роспотребнадзора, ФТС России, Минпромторга России, МВД России, Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ), Союза участников потребительского рынка (СУПР), Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

На заседании обсуждались вопросы, касающиеся проверочных мероприятий таможенного контроля в отношении промышленной продукции, выпущенной в обращение, и организации взаимодействия ФТС России и Роспотребнадзора при их проведении, и проблемы подтверждения соответствия продукции, реализуемой трансграничным способом физическим лицам.

В ходе совещания участники обменялись мнениями и по другим актуальным вопросам в целях определения плана работы Межведомственной рабочей группы по защите прав потребителей в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции на 2016 год.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

01.04.2016

Совет ЕЭК утвердил эскизы предупреждений о вреде табачных изделий и параметры их нанесения на потребительскую упаковку табачной продукции

17 марта в Москве на заседании Совета Евразийской экономической комиссии утверждены эскизы предупреждений о вреде потребления табачных изделий и параметры их нанесения на потребительскую упаковку табачной продукции.

Решение направлено на реализацию технического регламента «Технический регламент на табачную продукцию», принятого Решением Совета Комиссии от 12 ноября 2014 года. Техрегламент предусматривает применение единых для государств Евразийского экономического союза эскизов предупреждений о вреде табачных изделий и параметров их нанесения на потребительскую упаковку с целью информирования об отрицательных последствиях потребления табака.

Эскизы предупреждений и параметры их нанесения на потребительскую упаковку табачной продукции полностью соответствуют проекту, одобренному Распоряжением Коллегии Комиссии от 8 декабря 2015 года. Предусмотрена возможность изменения размеров предупреждения не более чем на 20 процентов для пачек сигарет с соотношением высоты к ширине лицевой или обратной основных сторон потребительской упаковки табачной продукции менее 1,28, более 1,28 и не менее 1,92, более 1,92. При этом часть площади стороны потребительской упаковки, не достающая до 50 % ее площади, заливается цветом Pantone 448C. Таким образом, площадь, занятая предупреждением, и площадь, залитая цветом, соответствующим цвету Pantone 448С, в совокупности должны составлять не менее 50 процентов площади каждой из основных сторон потребительской упаковки.

Источник: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/25-03-2016-8.aspx

18.03.2016

ЕЭК опубликовала публичный отчет за четыре года своей деятельности

Евразийская экономическая комиссия выпустила публичный отчет о работе Комиссии и Евразийского экономического союза за период деятельности первого состава Коллегии ЕЭК в 2012-2015 годах.

В отчете представлена информация о развитии интеграционного проекта на этапах Таможенного союза (ТС), Единого экономического пространства (ЕЭП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В нем отражены миссия и принципы ЕАЭС, дается представление об экономической эффективности Союза.

В авторских статьях Членов Коллегии (Министров) ЕЭК представлены итоги деятельности Комиссии по основным направлениям работы. Министры рассказали о наиболее значимых, проблемных и актуальных аспектах развития интеграции в рамках своих направлений за четыре года работы. В статьях, в том числе, делается акцент на первых результатах от присоединения Республики Армения и Кыргызской Республики к евразийскому экономическому проекту.

Отдельный раздел посвящен роли ЕАЭС на международной арене, взаимодействию Союза с третьими странами и международными объединениями. Представлен процесс разработки соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС и третьих стран, а также перечислены государства и объединения, с которыми прорабатываются перспективы развития сотрудничества. Среди них – Китай, Израиль, Индия, Египет, Республика Корея, Монголия, АСЕАН, АТЭС, МЕРКОСУР, ЕС и другие. Отдельно отмечается достигнутое Соглашение о зоне свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом.

Деятельность Комиссии нацелена на создание благоприятных условий для эффективного взаимодействия представителей бизнес-сообществ стран ЕАЭС. В отчете содержится информация о взаимодействии ЕЭК и бизнес-сообществ стран Союза: представлены данные о работе в форматах Консультативного совета, Консультативных комитетов, экспертных и рабочих групп.

Кроме того, в издании рассматриваются 16 конкретных историй успеха компаний, которые получили мощный толчок к развитию в связи с запуском интеграционного проекта – на этапе ТС, ЕЭП и ЕАЭС. Свобода движения товаров и капитала обеспечила этим компаниям беспрецедентные возможности развития производственных мощностей, выход на новые рынки стран Союза.

Основной принцип работы Комиссии – обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов. Это, в частности, подтверждается существующими процедурами подготовки нормативно-правовой базы Союза, которые наглядно описаны в отчете.

За первый этап работы Комиссии в ходе заседаний Высшего Евразийского экономического совета было принято более 120 документов и более 1600 на уровне Совета и Коллегии ЕЭК.

В отчете также представлены перспективы развития евразийской экономической интеграции.

Одна из основных целей ЕАЭС – формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов Союза. Долгосрочное развитие Союза должно способствовать совершенствованию структуры экономик государств-членов благодаря созданию в результате интеграции новых сегментов рынка.

Источник:http://eec.eaeunion.org

24.02.2016

Члены союза

Актуально

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

Ранее все пять стран Евразийского экономического союза ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекращает действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

Источник: http://www.eurasiancommission.org