Новости

О размере коэффициента при взимании платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автодорогам большегрузными транспортными средствами

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года №120 «О внесении изменения в пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2015 года №1191» с 15 апреля 2017 года к размеру платы (3,73 рубля за километр пути) в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн (далее – размер платы), предусмотренному постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года №504 «О взимании платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн», должен был применяться коэффициент 0,82 (размер платы за километр пути составил бы в этом случае 3,06 рубля).

Подписанным постановлением Правительства России от 24 марта 2017 года № 330 коэффициент 0,82 заменяется на коэффициент 0,51. Размер платы за километр пути составит 1,91 рубля.

Это решение принято на встрече Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева с представителями малого и среднего предпринимательства в области автомобильных перевозок, состоявшейся 23 марта 2017 года.

Комментарий Аркадия Дворковича к поручениям по итогам встречи с представителями малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок.

Источник: http://government.ru/

24.03.2017

с 1 сентября 2017 года вступает в силу ТР ЕАЭС «О безопасности рыбы и рыбной продукции»

Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 162 от 18 октября 2016 года о принятии технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016), а также текст технического регламента с приложениями опубликованы на Правовом портале ЕАЭС 20 марта 2017 года по ссылке: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01413257/cncd_20032017_162.

В Госдуме обсудили меры совершенствования законодательства в области защиты прав потребителей и развития потребительского рынка

16 марта Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству провел парламентские слушания на тему: «Проблемы развития потребительского рынка и защиты прав потребителей в регионах России и направления их законодательного решения».

В заседании приняли участие депутаты Государственной Думы, представители профильных министерств и ведомств, общественных организаций и бизнес-сообщества.

Открывая слушания, Председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев отметил, что за последнее время структура розничной торговли претерпела весьма серьезные изменения. Все больше потребителей отдают предпочтение он-лайн торговле. «Интернет-торговля дает несомненное преимущество покупателю, однако, это широкое поле для действия недобросовестных продавцов», - отметил он. Также, по его оценке, качество товаров, особенно ввозимых в нашу страну продуктов питания, оставляет желать лучшего. С.Жигарев сообщил, что вопросами совершенствования законодательства в данном направлении займется созданный при Комитете Госдумы экспертный совет по потребительскому рынку.

«Для потребителя важно, чтобы было разнообразие товаров и оптимальное соотношение цены и качества, вариативность торговых мест, где можно приобрести то, что человеку нужно», - уверен заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов. Он добавил, что это «можно обеспечить при развитии конкуренции и многоформатной торговли».

Заместитель Министра рассказал, что ведомством подготовлен законопроект об организации стационарной и развозной торговли. Цель документа, который проходит процедуру согласования в Правительстве - установить общие правила и принципы размещения передвижных объектов торговли. Также, по его мнению, необходимо законодательно закрепить упрощенную систему строительства и организации рынков, на сегодня выдача разрешений на открытие ярмарок находится в ведении региональных властей. Е.Евтухов уверен, что предлагаемые нововведения окажут мультипликативный эффект на разные отрасли экономики, в частности, автопром - спрос на легкие грузовики по прогнозу замминистра возрастет.

Тему урегулирования споров продавцов и покупателей затронул начальник Управления защиты прав потребителей Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия Олег Прусаков. Он рассказал, что «Внесудебная форма разрешения конфликтов не прижилась. Хотя это могло бы существенно снизить нагрузку на суды».

Он также считает, что необходимо существенно поднять суммы выплат за моральный вред покупателям. Это, по мнению О.Прусакова, «может стимулировать бизнес к добропорядочности».

По итогам парламентских слушаний Комитетом по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству будут подготовлены рекомендации для Государственной Думы, профильных министерств и других органов государственной исполнительной власти.

Источник: Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству

17.03.2017

Проблемы защиты прав потребителей и развития потребительского рынка в регионах России

В Роспотребнадзоре состоялась Конференция «Проблемы защиты прав потребителей и развития потребительского рынка в регионах России», организованная общественными объединениями потребителей совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В работе Конференции приняли участие общественные объединения потребителей, ассоциации поставщиков и продавцов потребительских товаров, представители органов законодательной и исполнительной власти.

Участники конференции отметили необходимость дальнейшего совершенствования национальной системы защиты прав потребителей в Российской Федерации в соответствии с «Руководящими принципами ООН для защиты интересов потребителей» и проектом Стратегии защиты прав потребителей в Российской Федерации.

Особо подчеркивалась необходимость гарантии соблюдения прав потребителей на доступ к товарам и услугам первой необходимости, в том числе защита экономических интересов, наличие информации, позволяющей сделать обоснованный выбор, возмещение причиненного им ущерба, просвещение потребителей.

Важным аспектов обсуждения стала равная защита для потребителей, совершающих покупки онлайн и оффлайн, защита личной информации и свобода глобального обмена информацией.

По результатам Конференции участниками будет подготовлен проект Рекомендаций по совершенствованию защиты прав потребителей в Российской Федерации.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru/

14.03.2017

О внесении изменений в свидетельства о государственной регистрации в связи с отменой кодов ОКП и переходом на новые редакции ОКВЭД2 и ОКПД2

В связи с отменой кодов ОКП и переходом на новые редакции ОКВЭД2 и ОКПД2 Роспотребнадзор повторно разъясняет, что в случае издания нового нормативного правового акта, содержащего требования к подконтрольным товарам, принятие которого не влечет за собой внесение изменений в показатели гигиенической безопасности, состава продукции свидетельство о государственной регистрации продукции подлежит замене без проведения дополнительных или повторных исследований (испытаний) (п. 16 Положения о порядке оформления единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299).

Обращение продукции на время, необходимое для замены, не приостанавливается. Сведения о переоформлении вносятся в национальный Реестр свидетельств о государственной регистрации.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

06.02.2017

Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) создана система добровольной сертификации «Национальная система сертификации» (далее – Система).

Соответствующий приказ подписан 29 декабря 2016 г. Руководителем Росстандарта Алексеем Абрамовым.

Правила Системы были подготовлены с учетом предложений, поступивших по итогам проведения 19 октября 2016 г. в пресс-центре МИА «Россия сегодня» общественного обсуждения по теме «Реформирование национальной системы сертификации: ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ УЧАСТНИКОВ РЫНКА», а также публичного обсуждения проекта «Положения о национальной системе сертификации» на сайте Росстандарта с 21 ноября 2016 г. по 20 декабря 2016 г.

Основными целями создания Системы являются:

- удостоверение соответствия объектов оценки соответствия требованиям документов национальной системы стандартизации и информирование заинтересованных лиц о таких объектах на сайте ведомства;

- содействие потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

- повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

- содействие в создании условий для обеспечения экспорта продукции, работ, услуг, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли;

- создание условий для снижения рисков производства продукции, несоответствующей требованиям документов национальной системы стандартизации на всех этапах ее производства, а также снижения рисков поставки потребителю фальсификата и контрафактной продукции.

Принципами Системы являются:

- прозрачность процедур;

- добровольность проведения сертификации;

- сертификация продукции, «опирающейся» на результаты ее реальных, достоверных испытаний;

- открытость системы для любого органа по сертификации и испытательных центров при прохождении ими всех необходимых процедур в рамках Системы.

Работа в новой системе будет организована при тесном взаимодействии Росстандарта и Росаккредитации, в том числе в создаваемых комитетах Системы.

В ближайшее время Росстандартом будет сформирована соответствующая инфраструктура, в том числе определен Оператор Системы, структура и состав Руководящего комитета, принимающего решения о назначении органа по оценке соответствия, а также подготовлены документы в развитие деятельности Системы.

Система начнет действовать в 2017 году как «пилотный проект», в рамках которого должны быть отлажены механизмы ее реализации с привлечением испытательных лабораторий, органов по сертификации подведомственных организаций ФБУ «ЦСМ» Росстандарта. На основе проведенной апробации будет отработана процедура реализации Системы.

Источник: http://gost.ru/

30 декабря 2016 г.

Госкомиссия по антиконтрафактной деятельности одобрила создание национальной системы сертификации в России

С 1 января 2017 года в России стартует пилотный проект по созданию национальной системы сертификации (далее – НСС). Решение об этом принято 7 декабря 2016 г. на заседании Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которое провел  Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов обозначил перспективы создания НСС в качестве инструмента повышения доверия участников рынка и на условиях добровольного прохождения процедур соответствия продукции требованиям национальных стандартов (ГОСТ).

Также глава Росстандарта отметил необходимость запуска НСС в качестве пилотного проекта для обеспечения маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации. Предварительные итоги его реализации планируется рассмотреть на одном из заседаний Госкомиссии в 2017 году.

Справочно. Проект концепции национальной системы сертификации был разработан Росстандартом и 19 октября 2016 г. предложен для общественного обсуждения на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» под темой  «Реформирование национальной системы сертификации: ВЕРНУТЬ ДОВЕРИЕ УЧАСТНИКОВ РЫНКА». По итогам поступивших предложений подготовлен проект «Положения о национальной системе сертификации» (далее – Положение). Публичное обсуждение проекта Положения проводится Росстандартом до 20 декабря 2016 г. Замечания принимаются по электронной почте Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript заместителем начальника Управления технического регулирования и стандартизации О.В.Мезенцевой, тел. (499) 236-75-21.

Информационная справка о «Национальной Системе Сертификации (НСС)» (143 KB)

Источник: http://gost.ru

08.12.2016

Разъяснения Минпромторга России по вопросу добровольной сертификации в системе ГОСТ Р

 

Разъяснения

по вопросу проведения добровольной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р в связи с изданием приказа Минпромторга России от 22 сентября 2016 г. № 3358 «О признании не подлежащими применению постановлений Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 11 и от 22 апреля 2002 г. № 30 и приказа Ростехрегулирования от 12 мая 2009 г. № 1721»

В связи с многочисленными обращениями, поступающими в Минпромторг России о возможности проведения добровольной сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р в связи с изданием приказа Минпромторга России от 22 сентября 2016 г. № 3358 «О признании не подлежащими применению постановлений Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 11 и от 22 апреля 2002 г. № 30 и приказа Ростехрегулирования от 12 мая 2009 г. № 1721» Минпромторг России разъясняет.

Правовыми последствиями принятия приказа Минпромторга России от 22 сентября 2016 г. № 3358 «О признании не подлежащими применению постановлений Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 11 и от 22 апреля 2002 г. № 30 и приказа Ростехрегулирования от 12 мая 2009 г. № 1721» (далее - приказ Минпромторга России от 22 сентября 2016 г. № 3358) является отмена права использования бланков Системы сертификации ГОСТ Р для целей обязательной сертификации.

Принятие приказа Минпромторга России от 22 сентября 2016 г. № 3358 не изменяет правовое регулирование деятельности в области добровольной сертификации.

Отношения, возникающие в области добровольного подтверждения соответствия регулируются статьей 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

В настоящее время при проведении процедур добровольной сертификации продукции и работ (услуг) в Системе ГОСТ Р следует руководствоваться следующими документами:

  1. Постановление Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации»;
  2. Постановление Госстандарта России от 21сентября 1994 г. № 15 «Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»;
  3. Постановление Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 12 «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе»;
  4. Постановление Госстандарта России от 4 ноября 2000 г. № 76 «О введении в действие Системы добровольной сертификации продукции Госстандарта России (пункт 10).

Выдача сертификатов Системы сертификации ГОСТ Р в рамках добровольной сертификации не противоречит действующему законодательству. При этом ранее выданные сертификаты соответствия действительны до окончания срока их действия.

Применение знака соответствия осуществляется на основании разрешения на право применения знака соответствия Системы сертификации ГОСТ Р при добровольной сертификации продукции (работ, услуг), полученного в соответствии с Положением о знаке Системы сертификации ГОСТ Р при добровольной сертификации продукции (работ, услуг), введенным в действие постановлением Госстандарта России от 4 ноября 2000 г. № 76.

Источник: http://minpromtorg.gov.ru

01.12.2016

Интервью директора Департамента промышленной политики ЕЭК Николая Кушнарева «Российской газете»: «На товарах появится маркировка «Сделано в ЕАЭС»»

На товарах, производимых в странах Евразийского экономического союза, появится надпись: "Сделано в ЕАЭС". Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) приступила к определению критериев "евразийского товара".

Об этом "РГ" рассказал новый директор департамента промышленной политики ЕЭК Николай Кушнарев. По его словам, переход от позиции "сделано в России", "сделано в Беларуси" или любой другой стране ЕАЭС к позиции "сделано в Евразийском экономическом союзе", - важный этап интеграционного сотрудничества. Новая маркировка может стартовать уже в 2017 году.

А сейчас идет разработка механизма "подсчета" технологических операций при выполнении совместно произведенной продукции. В результате предприятия смогут получать преференции при государственных закупках и продвижении товаров на рынки третьих стран. А это два эффективных инструмента господдержки, сильнейший стимул к кооперации для сотен предприятий стран союза.

Что касается России, то для такого рода льгот необходимые критерии уже утверждены правительством РФ, напомнил Кушнарев. Российские промышленные товары, соответствующие им, уже имеют преимущественный доступ к госзакупкам. Например, с января 2014 года в России ограничены госзакупки импортной продукции оборонной отрасли, машиностроения, медицинских изделий, лекарств, программного обеспечения.

"Несмотря на то что в постановлении РФ речь идет о российском товаре, документ содержит и интеграционные аспекты в отношении продукции стран-членов ЕАЭС. Например, для машиностроительных товаров есть требование по производству двигателя в России, но есть и альтернатива - произведенный в Белоруссии двигатель тоже может засчитываться как российский", - говорит Кушнарев.

По его словам, введение понятия "евразийский товар", с одной стороны, упростит поддержку промышленности ЕАЭС, с другой, - станет мощным инструментом продвижения промышленных товаров на общем рынке, с третьей, - простимулирует спрос на продукцию с маркировкой "Сделано в ЕАЭС".

Сегодня между государствами-членами неминуемо возникает конкуренция. Она неизбежна, особенно в таких отраслях, как производство строительных материалов, фармацевтика, легкая промышленность, металлургия, автомобилестроение, производство сельскохозяйственной, железнодорожной техники, машин и оборудования для горнодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Проблема между тем не столько в конкуренции, сколько в том, что национальные правительства применяют различные меры поддержки своих предприятий, а это ставит их в неравное положение по отношению друг к другу. Поэтому темой номер один в ЕАЭС становится выравнивание условий поддержки при предоставлении субсидий, уход от односторонних мер, ведущих к дискриминации компаний или нарушению здоровой конкуренции на едином рынке.

В связи с этим в ЕЭК обсуждают два пути решения проблемы, которые сводятся либо к частичной, либо к полной передаче полномочий по предоставлению субсидий промышленным предприятиям на наднациональный уровень, то есть на усмотрение и под контроль ЕЭК.

Первый вариант, более мягкий, предполагает, что государства-члены сохраняют самостоятельность в отношении предоставления субсидий на производство особо чувствительных товаров. Они согласовывают их с ЕЭК только на добровольной основе. В принципе, сейчас страны союза движутся именно по этому пути. Среди "чувствительных" товаров, перечень которых утвержден государствами-членами, - продукция ведущих отраслей: автомобилестроения, легкой промышленности, металлургии, производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, промышленности строительных материалов.

"Второй вариант - более "жесткий" - это обязательное согласование государствами-партнерами всех планируемых субсидий и других мер поддержки промышленности с Евразийской комиссией. Понятно, что это более сложный, компромиссный, но и более прогрессивный вариант. Полномочия и ответственность в данном случае полностью передаются в ЕЭК, на наднациональный уровень. При этом в ЕАЭС создается единая информационная система о промышленных предприятиях и продукции стран-членов. Цель - единообразно применять финансовую поддержку, создавая тем самым лучшие условия для совместного производства и выстраивания производственных цепочек.

А для этого сейчас все есть. В ЕАЭС уже принят важнейший стратегический документ - Основные направления промышленного сотрудничества. Начинают действовать Евразийская сеть промышленной кооперации и субконтрактации, Евразийский инжиниринговый центр по станкостроению, Евразийская сеть трансфера технологий.

Источник: http://www.eurasiancommission.org

16.11.2016

О работе Комитета «Кодекс Алиментариус» по гигиене пищевых продуктов

С 7 по 11 ноября 2016 года в г. Лос Анжелес, США прошла 48-я сессия Комитета Комиссии «Кодекс Алиментариус» по гигиене пищевых продуктов.

Российская Федерация была представлена на заседании межведомственной делегацией. Также в данном мероприятии приняли участие делегаты из стран-участниц, Европейского союза, а также наблюдатели от международных организаций.

Среди тем, вынесенных на обсуждение в рамках заседания Комитета наиболее приоритетными для Российской Федерации стали внесение изменений в «Общие принципы гигиены пищевых продуктов» (CAC/RCP 1-1969) и его приложение по ХАССП, разработка Руководства по контролю гистамина и плана отбора проб для него, а также вопросы оценки микробиологических рисков в пищевой продукции.

Основные предложения Российской Федерации, в том числе в отношении принципа двухфазной организации гигиенических норм (общие принципы гигиены и ХАССП), формировании порядка работы над соответствующими документами по гистамину, включая принципы формирования таблицы восприимчивых к гистамину видов рыб, были поддержаны рядом стран и включены в итоговый отчет.

Ожидается, что дальнейшая работа по внесению изменений в «Общие принципы гигиены пищевых продуктов» и систему ХАССП будет проводиться в рамках электронной рабочей группы.

Итоговый отчет 48-го заседания Комитета будет опубликован на официальном сайте Комиссии «Кодекс Алиментариус».

Источник: http://rospotrebnadzor.ru

14.11.2016 г.

Новый знак ГОСТа получат производители только качественных товаров

Источник: Российская газета, Игорь Зубков

На первом этапе испытания будут проводить только лаборатории Росстандарта. Знак ГОСТа (РСТ) будет использоваться только в рамках национальной системы, а прочие механизмы добровольной сертификации (а их уже более 1,5 тысяч) права на него потеряют, если не станут частью новой системы.

Об этом в интервью "Российской газете" рассказал руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Алексей Абрамов.

Суть инициативы - в том, чтобы производители и импортеры делали ставку на качество, а потребители доверяли тому, что покупают. Сейчас же сертификат на ГОСТ можно купить за смешные деньги без всяких лабораторных испытаний, значок ГОСТа никаких гарантий не дает.

Компании, которые получат знак национальной системы стандартизации, должны согласиться на повторные, в том числе внезапные проверки своей продукции. Взамен они могут рассчитывать не только на доверие потребителей, но и на лояльное отношение госзаказчиков, а позднее - и на прямые льготы.

Национальная система сертификации будет запущена в 2017 году как пилотный проект, ее "полное развертывание" намечается с 2018 года.

Алексей Владимирович, зачем государству понадобилось создавать свою собственную, отдельную систему сертификации?

Алексей Абрамов: Рынок услуг по сертификации сейчас абсолютно не цивилизованный, он похож на товарные рынки 90-х, которые существовали по каким-то одному Богу известным понятиям. Мы не хотим и не можем ничего ломать или "зачищать", мы хотим создать цивилизованную зону, в которую будем приглашать добросовестных игроков. Сразу оговорюсь, что мы в начале пути, еще очень много развилок, но мы совершенно точно понимаем, что ничего не делать нельзя.

Кто будет работать в этой системе - какие лаборатории? Как вы их будете отбирать?

Алексей Абрамов: Сегодня это 50 лабораторий и 21 орган по сертификации, которые работают в системе Росстандарта. Мы готовы допустить их, поскольку для нас они понятны и прозрачны. Это федеральные бюджетные учреждения, полностью подконтрольные и подотчетные нам.

Совсем немного. Хватит ли их на всех?

Алексей Абрамов: Во-первых, большое количество лабораторий и органов по сертификации не является залогом успеха. Здесь не работает правило, что чем больше игроков, чем выше конкуренция, тем лучше. Мы как раз видим, что у нас, может быть, даже слишком много органов по сертификации сейчас есть. Про лаборатории я не говорю, а вот по органам сертификации я вообще не вижу проблем, будет ли их 20 или, может быть, даже меньше. Если мы посмотрим опыт других стран, мало где действует больше 5-7 органов по сертификации, причем среди них есть и универсальные, и узкоспециализированные.

Во-вторых, на следующем этапе и другие органы и лаборатории смогут работать в этой системе, мы не претендуем на всеобъемлющий охват всех сфер независимой компетентной оценки. Это могут быть серьезные отраслевые союзы, как за рубежом. Допустим, Немецкий институт по стандартизации (DIN) доверяет ассоциации электротехники DKE, у которой своя подсистема сертификации. Если мы увидим таких стратегических партнеров, мы, конечно, предложим им работать совместно в рамках этой системы. Думаю, первый такой партнер у нас - это Роскачество.

Чем будет отличаться подход к испытаниям продукции, выдаче сертификатов в новой системе, что там будет по-новому?

Алексей Абрамов: Участники системы будут проходить те же процедуры допуска к работам, что и сейчас, но их аккредитация будет производиться не только по общим требованиям к любой лаборатории, но и на соответствие конкретным стандартам, в области которых они будут работать.

Мы планируем дать возможность всем желающим заявляться на подтверждение стандартов, даже если они не связаны с техническим регулированием. Напомню, что в рамках существующих правил у нас главным образом идет оценка соответствия требованиям техрегламентов и, соответственно, стандартов, на которых они основаны. Это увеличит, на мой взгляд, объем рынка услуг по сертификации процентов на 30-40. Добровольных систем более полутора тысяч, как они работают, никто не знает, и потребитель в них просто путается. А здесь, мы считаем, есть накопленное годами доверие в целом к Росстандарту и к ГОСТам, это стимул для компаний заявляться на прохождение таких работ. И никто их насильно привлекать к участию в этом проекте не будет.

Вот производитель предоставил образцы, прошел испытания, получил сертификат минимум на год. А потом, что называется, оступился, начал экономить. И что? Кто его поймает?

Алексей Абрамов: Когда образцы продукции испытаны, все соответствует, качество хорошее, это не означает, что мы с производителем прощаемся и увидимся снова только тогда, когда он захочет свои права на знак ГОСТа продлить. Органы по сертификации и лаборатории должны будут в течение того периода, пока есть право на знак, проводить повторные испытания, а для этого они получат право отбирать продукцию и на производстве, и с полок магазинов. При этом испытания должны быть предоплачены.

С каким интервалом может происходить проверка в рамках этого мандата?

Алексей Абрамов: Здесь даже не столь важен диапазон - месяц или квартал, - главное, чтобы это не было заранее известно производителю. Сейчас у нас в рамках госконтроля очень много ограничений, которые не позволяют эффективно выявлять нарушения. Эта деятельность не подпадает под госконтроль, и проверка будет проводиться не государственными инспекторами в форме, а экспертами, которые знают, где смотреть, и могут очень быстро выявлять проблемы без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность.

Сейчас когда приходят контролеры - это значит: все закрывается, ничего не работает, люди с белыми лицами подписывают какие-то бумаги, уже готовы ехать в тюрьму. А здесь должен быть чисто экспертный, предметный разговор. Хотите, вместе сейчас поедем в лабораторию, прямо при вас все проверим.

Если все-таки обнаружилось, что продукции под вашим сертификатом уже до заявленного стандарта далеко?

Алексей Абрамов: Хорошо еще, если это тот производитель или импортер, с которым у нас есть отношения и мы эту продукцию смотрели... Бывает, что просто произошел сбой в технологическом процессе. Тогда мы должны выступить консультантами и помощниками, все заинтересованы, чтобы и компания снова могла работать, и потребитель был доволен.

Другое дело, когда это заведомо незаконная деятельность. В таком случае будем лишать права на маркировку, соответственно, этот производитель теряет всю предоплату за инспекционные процедуры. В этом смысле он существенным образом рискует, если пользуется маркировкой недобросовестно. В дальнейшем, я думаю, в течение какого-то времени мы не будем принимать заявки от такой компании.

При этом отзыва продукции не будет?

Алексей Абрамов: Если производитель был замечен в нарушении, лишился права на знак и больше его не наносит, мы "расстаемся друзьями", и все. Если же он продолжает использовать нашу маркировку, должны включаться уже механизмы, как с водителями, которые ездят за рулем даже после лишения прав. Здесь точно будет отзыв продукции - такие полномочия и у нас, и у других контролирующих органов есть.

Также в рамках планируемого принятия нового Кодекса РФ об административных правонарушениях предполагается предусмотреть более широкие возможности для всех контролирующих органов применять административное приостановление деятельности.

Сейчас написано просто - "на срок до 90 суток". От одного часа до 90 суток - это слишком широкая "вилка", которая таит в себе риски недобросовестности контролеров.

Мне кажется, это должно работать таким образом. Выдается предписание с реальными сроками, и только если оно не помогает, к нарушителю применяются более жесткие меры. При этом они должны действовать до момента устранения нарушения. Устранил - зачем предприятию простаивать? Вся работа по повышению культуры на рынке должна проходить в диалоге.

Будут ли у участников новой системы какие-то прямые преференции? Например, по части госзакупок.

Алексей Абрамов: Я думаю, что этот вопрос рано или поздно возникнет, но точно не на этапе пилотной стадии, чтобы не вышло так, что, мол, если хотите получить доступ к каким-то государственным деньгам или ресурсам, пройдите такую-то процедуру. Сначала национальная система должна развиваться за счет "чистого" интереса добросовестных производителей.

Что касается госзакупок, в этой сфере уже закреплена необходимость использования ссылок на стандарты. В этой связи сертификация в новой системе даст преимущество и поставщику, и госзаказчику в сроках рассмотрения заявки, приемке продукции - качество уже гарантировано "третьей" стороной.

Сколько будет стоить сертификация в новой системе?

Алексей Абрамов: Система должна покрывать все издержки, быть самоокупаемой и иметь нормальную маржу для развития. Небольшие бюджетные вливания в развитие именно испытательно-лабораторной базы возможны, но не ранее 2018 года и только по узким и приоритетным для государства направлениям. Это может быть связано с импортозамещением, с острыми социально значимыми вопросами.

Нельзя сказать, что мы будем работать по себестоимости или ниже себестоимости, как это порой предлагается отдельными игроками на этом рынке. Мы понимаем, что если кто-то сильно демпингует, это означает, что организация, даже если она работает "в белую" и выполняет все процедуры, не вкладывает в развитие специалистов, проводящих испытания (а это должны быть высокопрофессиональные эксперты в своей области), в оборудование, расходные материалы и так далее.

То есть расценки значительно вырастут?

Алексей Абрамов: В сравнении с тем, за сколько сейчас можно купить "липовый" сертификат? Торговать подложными документами, естественно, дешевле, чем выполнять все установленные процедуры.

В эту систему должны прийти именно те, кто ставит на качество в конкурентной борьбе?

Алексей Абрамов: Как раз те, у кого нет проблем с допуском на рынок, но они не могут использовать свои преимущества, потому что другие производители занижают искусственно требования к продукции - и при этом выступают с ними на равных.

Государство должно гарантировать безотказную работу этой системы и минимальный риск возникновения каких-то сбоев с точки зрения объективности оценки, грамотно выстроить системы внутреннего и внешнего контроля. И следить за балансом интересов разных сторон. Не надо каждый раз заглядывать в глаза производителю и просто выдавать за деньги какие-то документы, но и перед потребителем заигрывать тоже не нужно.

Для малого бизнеса сейчас не очень понятны цена, сроки сертификационных процедур. Новая система как с ним будет работать?

Алексей Абрамов: Мы постараемся сделать максимально удобный и доступный продукт для малых и средних компаний. Сейчас вместе с "Корпорацией МСП" мы стараемся разработать механизм возможного субсидирования затрат малых и средних компаний на комплекс испытаний.

Субсидирование только для вашей системы?

Алексей Абрамов: Мы хотели бы, конечно, чтобы государственные средства тратились на понятные работы, за которые мы в состоянии ответить.

В этой системе можно будет все сертифицировать - и товары, и услуги, и системы менеджмента?

Алексей Абрамов: Да, мы видим ее как комплексную.

Для ее запуска потребуется какой-то отдельный закон?

Алексей Абрамов: В принципе, все понимают востребованность нового регулирования, на заседании госкомиссии по борьбе с контрафактом эта тема уже поднималась. Каким бы универсальным ни был закон о техническом регулировании, все равно его недостаточно для того, чтобы описать все вопросы, связанные с подтверждением соответствия. Там слишком много специальных вещей, специальной регуляторики. И, наверное, мы в ближайшее время созреем для отдельного закона об оценке соответствия. Но для проекта, который мы сейчас начинаем, можно пока обойтись и решениями уровня Росстандарта или минпромторга.

Знак госта ждет национализация. Каким будет знак национальной системы стандартизации?

Алексей Абрамов: Знак РСТ, он достаточно запомнился потребителям. Его, правда, используют и другие добровольные системы, но с подписью "Добровольная сертификация". Наш знак будет сопровождаться указанием на конкретный ГОСТ.

Разве это правильно, что товар, прошедший испытания в новой системе, простому потребителю будет очень трудно отличить от прочих добровольных систем?

Алексей Абрамов: Они не должны подменять своими знаками знак национальной системы, то есть их знаки не могут быть похожи на РСТ до степени смешения. Как будут выглядеть их знаки, они должны определить сами.

То есть знак РСТ им использовать будет запрещено?

Алексей Абрамов: Может быть, какое-то время и останутся похожие знаки. Мы ничего пока с этим сделать не можем. Порядок регистрации многочисленных добровольных систем фактически уведомительный, и, по сути, они создают каждый раз какую-то новую сущность, новый мир.

Должны быть определенные механизмы регулирования и мониторинга деятельности этих систем. Мы не собираемся ими управлять, у них есть свои владельцы, есть и потребители, которые им доверяют. Какие-то из этих систем со временем смогут стать частью национальной системы сертификации и работать по общим правилам, но в какой-то определенной узкой области.

Та мозаика систем сертификации, которая сейчас существует в России, уникальна, нигде в мире такого нет. Везде есть "ядро", вокруг которого все выстраивается. А у нас получается, что много мелких систем добровольной сертификации, за которые никто не отвечает. Мы можем только сказать, что система зарегистрирована, но как она работает, какие документы выдаются, проходит или не проходит продукция установленные процедуры, - к сожалению, сказать не можем.

И что нужно - подчинить их Росаккредитации?

Алексей Абрамов: Я считаю, что органы по сертификации, которые в этих системах работают, должны аккредитовываться, это правильный тренд. Все хотят бумагу получить о регистрации в Росстандарте, но при этом, повторюсь, мы не понимаем, какая компетенция у тех лиц, которые говорят "мы умеем, мы можем, у нас есть все необходимое для того, чтобы подтверждать соответствие".

Должна быть обратная связь от этих систем, а то получается, что мы их создаем и дальше их судьба нам непонятна. С участием профессионального сообщества нам нужно выработать единую позицию, посмотреть зарубежную практику и понемногу привести все к цивилизованной форме.

Как знак национальной системы сертификации будет соотноситься с другими знаками на товаре?

Алексей Абрамов: Знак РСТ будет присутствовать наряду с остальными знаками. К примеру, со знаком EAC, который свидетельствует, что товар безопасен, соответствует техрегламенту в части минимальных требований. Может быть и третий знак - Роскачества, если это товар премиум-сегмента, чемпион в своем классе. В этой линейке знак РСТ будет означать соотношение продукции как требованиям безопасности, так и требованиям качества. А наша задача сделать так, чтобы у потребителя не было даже мысли о том, что под знаком соответствия ГОСТу может скрываться что-то нехорошее.

Источник: http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_id=4176

09.11.2016

Члены союза

Актуально

26 июня 2019 г. в СУПР с участием представителей Минэкономразвития России состоялось обсуждение применения стандартов ответственного ведения бизнеса.

Материалы опубликованы на сайте в разделе "Ответственное ведение бизнеса".