Новости

О Стратегии качества повышения пищевой продукции до 2030 года

4 июля состоялось совещание Дмитрия Медведева с вице-премьерами, на котором обсуждалась Стратегия повышения качества пищевой продукции до 2030 года.

Сообщение Аркадия Дворковича о реализации Стратегии повышения качества пищевой продукции:

Стратегия предусматривает 12 основных направлений работы, и по реализации этих направлений будет подготовлен детальный план с конкретными сроками и ответственными. Этот план будет представлен для подписания не позднее сентября, но реализация конкретных задач началась уже сегодня, не дожидаясь подготовки этого детального плана.

О чём идёт речь? В первую очередь, как Вы уже сказали, будут подготовлены предложения и проекты нормативных актов, которыми предусматривается расширение требований к качеству и безопасности пищевой продукции в технических регламентах, и других нормативных правовых актов, в том числе ведомственного характера.

Основные элементы совершенствования нормативной базы касаются возможности использования различных ингредиентов, добавок, пищевых составляющих, компонентов в конкретных нормативах, дозировки этих компонентов при производстве различных видов пищевой продукции с акцентом (подчеркну здесь) именно на качестве продукции. Безопасность будет и дальше регулироваться в рамках законодательства о техническом регулировании.

При этом будут разработаны необходимые методики, методология оценки соответствия пищевой продукции установленным требованиям.

Такие методики есть и сейчас, но на современном этапе по мере развития науки, по мере развития биотехнологий возникают новые требования, возникают новые нюансы в регулировании качества безопасности. Методология требует серьёзного совершенствования, в том числе это касается лабораторной базы исследований, и в рамках мониторинга качества будет создана в том числе единая база и лабораторных исследований, испытаний пищевой продукции, а также доступ к результатам этих исследований. Она будет создана в системе институтов Россельхознадзора, Роспотребнадзора и Российской академии наук, будет предусмотрена координация этих трёх элементов. Мы такие задачи перед нашими коллегами уже поставили. Средства для этого есть в системе. Если требуется дополнительное бюджетное финансирование, мы будем этим заниматься в рамках нормального процесса работы, без каких-либо сверхзатрат. По мере обновления лабораторной базы мы будем просто закупать и использовать то оборудование, которое необходимо на современном этапе.

При этом Вы уже упомянули о единой информационной системе отслеживаемости продукции, чтобы люди знали, откуда поступило сырьё для производства пищевой продукции, какие были использованы ингредиенты, добавки. Мы это сделаем, это необходимо. Тем не менее абсолютизировать возможности этой системы тоже нельзя. Допустим, при производстве молочных продуктов смешивается молоко от разных производителей, невозможно сказать однозначно, где конкретно возникла проблема, если вдруг что-то случается с конкретным потребителем молочной продукции. Здесь необходимо изменение системы контроля и надзора, а именно переход на тот самый риск-ориентированный подход, о котором много говорится, чтобы регулярно и в зависимости от степени риска отслеживать прохождение продукции через весь процесс – производство, распространение, продажа продукции – и выявлять опасные случаи. Выявлять конкретные случаи – и в дальнейшем уже осуществлять контроль и применять санкции по отношению к тем, кто допустил определённые нарушения. Здесь тотальная отслеживаемость, тотальная проверка просто технически невозможна. Тем не менее сочетание двух систем позволит решать необходимые задачи.

Также важным элементом стратегии является управление качеством на самих предприятиях, стимулирование производителей к производству более качественной продукции и продукции, которая может характеризоваться как здоровая продукция, которая соответствует так называемому здоровому образу жизни. И пропаганда этого здорового образа жизни должна быть элементом нашей общей работы.

У нас в стране практически утеряна практика производства необходимых ингредиентов и добавок, и стратегия предусматривает возрождение производства ингредиентов и добавок в России. И, наконец, последнее, но, может быть, самое важное как фундамент всей работы – это опережающее развитие научных исследований, научных разработок, которые позволят обеспечить и должный уровень качества, и современный уровень нашей пищевой продукции.

В конечном счёте мы рассчитываем, что стратегия позволит нам обеспечить достижение целей продовольственной безопасности не просто за счёт массовости производства и распространения широко применяемых технологий, а производства продукции именно высокого качества с выполнением всех установленных законодательством требований.

Распоряжение от 29 июня 2016 года №1364-р

http://government.ru/news/23597/

04.07.2016

В ЕАЭС планируется создание единой информационной базы по опасной продукции

Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) совместно с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) готовят соглашение о гармонизации законодательства в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС.

В целях обеспечения защиты прав потребителей и информирования об опасной продукции проект предусматривает создание единой в рамках ЕАЭС информационной системы  об опасной продукции, обращающейся на общем рынке.

Об этом сообщил директор Департамента технического регулирования ЕЭК Арман Шаккалиев в ходе рабочей встречи в Комиссии с главой отдела экономики и торговли Представительства ЕС в России Луисом Портеро.

Арман Шаккалиев подчеркнул: «Наиболее эффективным и действенным является контроль (надзор) за общим рынком на основе единых принципов и подходов. Но сейчас государства Союза применяют различные порядки, принципы и критерии проведения контроля (надзора). Не во всех странах ЕАЭС введена система осуществления проверок на основе оценки рисков. Соглашение направлено на решение указанных вопросов, развитие интеграции в сфере технического регулирования, создание эффективного единого рынка товаров».

Соглашение должно определить основные принципы и подходы гармонизации национальных законодательств. Предполагается, что среди них будут презумпция добросовестности субъектов рынка, обеспечения защиты прав потребителей и информирования об опасной продукции, системность проведения контроля, применения оценки риска при планировании проверок.

Создание единой системы информирования об опасной продукции позволит обеспечить оперативное взаимодействие органов контроля стран Союза и соответственно снизить риски распространения опасной продукции на территории ЕАЭС.

Сейчас подготовка соглашения практически завершена, запланировано проведение его внутригосударственного согласования и подписания до конца 2016 года.

Отвечая на вопрос представителя Евросоюза в целом о системе технического регулирования Евразийского экономического союза, Арман Шаккалиев отметил, что перечень товаров, которые подлежат регулированию в ЕАЭС, схож с товарами, регулируемыми в ЕС. Это, к примеру, машины и оборудование, пищевая продукция, игрушки, мебель, транспортные средства, лифты и многое другое. Безопасность этой продукции в ЕАЭС регулируют сегодня 35 технических регламентов.

«Мы устанавливаем требования безопасности, – отметил глава Департамента ЕЭК, – оценивая, насколько они соразмерны риску, который может быть вызван использованием той или иной небезопасной продукции. Для нас очень важно исключить избыточное регулирование и при этом обеспечить безопасность потребителей».

Еще 21 техрегламент Союза разрабатывается. Часть из них, в том числе на рыбу, алкоголь, минеральные удобрения, упакованную питьевую воду, планируется принять до конца 2017 года. Кроме того, Евразийская экономическая комиссия, учитывая предложения союзных государств и практику применения действующих техрегламентов ЕАЭС, наметила внести более 30 изменений в них.

04.07.2016

http://www.eurasiancommission.org/

О работе 39-й сессии Комиссии «Кодекс Алиментариус»

Межведомственная российская делегация, возглавляемая Роспотребнадзором, приняла участие в очередной 39-й сессии Комиссии «Кодекс Алиментариус», проводившей свою работу в г. Риме в штаб-квартире Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединённых Наций (ФАО). В работе Комиссии приняли участие делегаты от 123 стран и Евросоюза, а также наблюдатели от 38 международных организаций.

В ходе сессии участники утвердили более 30-ти пищевых стандартов, разработанных специализированными комитетами Кодекса, а также подтвердили необходимость начала новых разработок ряда документов согласно предложенной повестке.

Крайне важным вопросом на заседании стал пересмотр Свода правил по минимизации и сдерживанию антимикробной резистентности (АМР) и разработке нового руководства по интегрированному надзору за АМР и создании оперативной рабочей группы по АМР. Результатом дискуссии стало решение стран-членов Комиссии о создании физической Целевой группы по АМР. Заседание рабочей группы будет проводиться в Республике Корея, в качестве сопредседателей утверждены Великобритания, Австралия и США. Российская Федерация заявила о своей готовности войти в состав Целевой группы по изучению антимикробной резистентности и обеспечить экспертный вклад в деятельность ФАО и ВОЗ по данной проблематике.

В ходе работы сессии российской делегацией было предложено по проекту стандарта «Рекомендуемые нормы и правила для производства рыбного соуса» уточнить список разрешенных к применению штаммов микроорганизмов и ферментных препаратов, которые могут использоваться при производстве рыбного соуса; по проекту «Методических указаний по контролю небрюшнотифозных Salmonella spp. в говядине и свинине» исключить из текста указаний пункты, разрешающие применение хлорита натрия, бромида водорода и хлора, используемых для деконтаминации говядины, с учетом возможности их негативного воздействия на здоровье потребителя. Комментарии России были приняты к сведению секретариатом Комиссии.

При рассмотрении «Руководства по указанию в маркировке сведений о пищевой ценности» делегацией Российской Федерации совместно с рядом других стран была отмечена необходимость проведения дополнительной оценки рисков использования пищевых добавок, выполняющих роль витаминов – токоферолов. В результате данное предложение было одобрено Комиссией и принято решение отложить утверждение указанного документа до получения соответствующего научного обоснования.

В ходе работы Комиссии, среди ключевых мероприятий, проведенных в поддержку безопасности пищевых продуктов в 2015 году и как вклад в наращивание потенциала Кодекса, секретариатом было отмечено совещание для стран-членов Координационного комитета по Европе (CCEURO) по наиболее актуальным для региона вопросам, проведённое Роспотребнадзором в сентябре 2015 года в Санкт-Петербурге.

Также, на полях заседания Роспотребнадзором проведены переговоры с представителями ФАО по подготовке к проведению в Российской Федерации в 2017 году Международной Конференции по оценке риска в области безопасности пищевой продукции, с целью обсуждения концепции, целей и задач предстоящего мероприятия, а также разделения полномочий между Россией и ФАО при подготовке данной Конференции.

В ходе 39-й сессии Комиссии «Кодекс Алиментариус» был рассмотрен широкий круг вопросов, и делегация России принимала активное участие в параллельных мероприятиях по вопросам деятельности комиссии в области безопасности пищевых продуктов и оценки риска. Итоговый отчет заседания Комиссии, а также основные доклады, обсуждение которых проводилось в рамках данной сессии, будут размещены на официальном сайте организации www.fao.org.

04.07.2016

В ЕАЭС запущена пилотная версия систем электронных паспортов

С 1 июля крупнейшие производители транспортных средств стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) приступили к тестированию пилотной версии систем электронных паспортов.

Ранее она была одобрена рабочей группой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) под руководством директора Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Армана Шаккалиева.

Запуск пилотной версии, представленной российским АО «Электронный паспорт», стал возможен после вступления в силу межгосударственного соглашения о введении единой для стран ЕАЭС системы электронных паспортов транспортных средств.

Единая база данных автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и других видов техники в ЕАЭС позволит снизить различные риски, например, избавить общий рынок от транспортных средств, не отвечающих требованиям безопасности.

«Документ упрощает для владельцев электронных паспортов перемещение и куплю-продажу автомобилей, создает единую базу данных транспортных средств», – отметил Арман Шаккалиев.

Создание единой базы также поможет обеспечить строгий государственный контроль за тем, чтобы конструкции автомобилей соответствовали нормам техрегламентов ЕАЭС, усилить надзор за перемещениями транспортных средств через таможенные границы, уплатой таможенных и налоговых платежей и т.д.

Первые полгода пилотная версия будет работать в режиме опытной эксплуатации, в несколько этапов активируя свои функции. Тестировать ее в Беларуси начали, например, Минский автомобильный завод и компания «БелДжи», в Казахстане – «Азия Авто», в России – автокорпорация «Камаз» и компания «Вольво Восток».

Компания-разработчик создает серверы, распределительные базы данных и информационную среду, в которой будут оформляться, храниться и передаваться сведения о каждом автомобиле. Замечания и предложения по улучшению систем электронных паспортов, выявленные организациями-изготовителями при тестировании, будут учтены администратором систем при их доработке в возможно короткие сроки.

Полная замена бумажных документов электронными паспортами транспортных средств в Евразийском экономическом союзе должна завершиться к 1 июля 2017 года.

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

01.07.2016

С 1 июля 2016 г. закон о стандартизации в России заработал в полном объеме

С 1 июля 2016 г. в России заработал в полном объеме Федеральный закон от 29 июня 2015 г.  № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». На всех этапах подготовки проект 162-ФЗ разрабатывался, обсуждался и дорабатывался совместно с представителями бизнеса, отраслевыми сообществами, экспертами и научными организациями.

29 сентября 2015 г. закон вступил в силу, дав возможность закрепленияссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах. Правительство РФ и ряд федеральных органов исполнительной власти уже используют эту возможность в работе.

Одной из ключевых норм закона является обязательность ссылок на национальные стандарты при описании объекта закупки в конкурсной документации. При закупке продукции с уникальными характеристиками (в т.ч. инновационной) заказчик сможет ее приобрести, обосновав такие требования.

В законе четко прописаны правила разработки и утверждения национальных стандартов, в том числе их публичного обсуждения с участием всех заинтересованных лиц, полномочия комиссии по апелляциям, необходимость достижения консенсуса при разработке национального стандарта.

Принципиально новой нормой является включение технических условий (ТУ) в список документов по стандартизации. В том числе, предусмотрена возможность проведения экспертизы ТУ в технических комитетах по стандартизации.

Вводится Знак национальной системы стандартизации и правила его использования.

Закон также указывает на ответственность производителя в случае публичного заявления о соответствии продукции (товаров, работ, услуг) национальному стандарту (т.н. маркирование ГОСТом).

Отдельное место в новой системе стандартизации отведено работе по стимулированию бизнеса к участию в национальной и международной стандартизации, в том числе на уровне конкретно прописанных инструментов (к примеру, субсидирование по ряду направлений).

Среди главных целей введения в действие новой системы стандартизации - кратное повышение качества отечественной промышленной продукции и ее конкурентных возможностей.

Источник: http://gost.ru/

01.07.2016

О внесении изменений в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену

В целях исключения неоднозначности понимания положений пункта 6 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2016 г. № 568 утверждена его новая редакция:

«6. Изделия и материалы, полностью или частично изготовленные из полимерных материалов и контактирующие с пищевыми продуктами (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов, в том числе для разового использования)».

Документ вступает в силу 2 июля 2016 года.

Источник: http://rospotrebnadzor.ru/

29.06.2016

Началось публичное обсуждение проекта изменений № 2 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек»

16 июня на сайте Евразийской экономической комиссии размещен для публичного обсуждения проект изменений № 2 в технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек».

Соответствующее решение принято Консультативным комитетом по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер при Коллегии Евразийской экономической комиссии 9 июня нынешнего года.

Проект изменений разработан Министерством национальной экономики Республики Казахстан в соответствии с Планом разработки технических регламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза, утвержденным Решением Совета ЕЭК.

Проектом изменений предусмотрено установление в техническом регламенте Союза требований психолого-педагогической безопасности игрушек, среди которых есть и способные навредить развитию и психическому здоровью детей. Этот проект подготовлен с учетом обращений депутатов, педагогов, психологов, публикаций в средствах массовой информации об установлении ограничений реализации и производства подобных изделий. Включение в техрегламент нормы о необходимости заключения психолого-педагогической экспертизы, по мнению специалистов, обеспечит более эффективное правовое регулирование рынка детских товаров в странах Союза, защитит детей от опасных игрушек.

Одновременно необходимая информация по проекту изменений направлена для нотификации в Секретариат Всемирной торговой организации.

Предполагаемая дата завершения публичного обсуждения, в рамках которого возможно направление в адрес Евразийской экономической комиссии замечаний и предложений (отзывов) по проекту, – 31 августа 2016 года.

Источник: http://www.eurasiancommission.org/

16.06.2016

Минэкономразвития России опубликовало отрицательное заключение ОРВ на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения».

Ранее Минэкономразвития давало также отрицательную оценку на связанный с указанным документом законопроект о водоснабжении и водоотведении, отмечая, что проектируемые требования к сточным водам могут оказаться строже, чем к питьевой воде.

Проектом акта предполагается дополнить систему регулирования пунктом, указывающим, что до 1 января 2019 года в тарифах должно быть учтено снижение доходов организаций, осуществляющих водоотведение из-за недополученных средств по начисленной плате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по сравнению с такой платой, начисленной за 2015 год. То есть сами тарифы, устанавливаемые на следующий период, будут перерассчитаны с учетом недостающих выплат, которые могли бы быть получены организациями водопроводно-канализационного хозяйства, если бы не снизились нормативы и, соответственно, плата. Минэкономразвития не согласно с данным подходом и обращает внимание разработчика на то, что подобные выплаты должны иметь компенсационный характер, непосредственно связанный с негативным воздействием на окружающую среду, а не зависеть от недополученного дохода организаций.

По словам директора Департамента ОРВ Минэкономразвития России Вадима Живулина, плата за негативное воздействие сточных вод должна использоваться целевым образом. «Проектом акта не урегулирован вопрос администрирования платежей. Необходимо проработать систему идентификации абонентов, добросовестно оплачивающих сбросы своих организаций, обеспечить целевое использование полученных средств», - сообщает он.

Также проектом акта предлагается введение авансовой системы оплаты холодной воды и водоотведения. Минэкономразвития полагает, что данное решение учитывает исключительно интересы организаций водопроводно-коммунального хозяйства. Тогда как для бизнеса это может нести дополнительную нагрузку: потерю части уплаченных средств, администрирование авансов, риски штрафных санкций. «Мы предлагаем установить конструкцию договорных отношений, аналогичную сфере теплоснабжения. Абоненты оплачивают ресурсы с учетом авансирования, если иное не установлено договором», - говорит Живулин.

Кроме того, в проекте акта существуют положения, способствующие появлению конфликта интересов. Так, например, отбор проб на канализационных выпусках не может производиться организацией ВКХ. Так как она выполняет функции по контролю за соблюдением нормативов сбросов и она же будет контролировать соблюдение нормативов от имени абонентов.

В своем заключении Минэкономразвития указывает, что максимальные значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ требуют более мягких показателей. Позиции бизнеса, полученные в рамках проведения публичных консультаций, предлагается учесть, и изменить коэффециент воздействия по группе органических загрязнений с «1» на «0,5», а предельное значение по показателю «жиры» установить на уровне 100 мг/л.

Источник: http://orv.gov.ru/

  • 08.06.2016

Минэкономразвития России выпустило отрицательное заключение ОРВ на проект СанПина, утверждающего требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Минэкономразвития России выпустило отрицательное заключение ОРВ на проект СанПина, утверждающего требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Требования, предъявляемые в проекте акта, излишне детализированы, выходят за рамки действия санитарно-эпидемиологических правил и могут повлечь существенную нагрузку на бизнес и необоснованные ограничения предпринимательской деятельности в части расширения ассортимента продукции и модернизации производства, считает Минэкономразвития.

Среди замечаний к документу избыточность требований к очистке контейнеров по сбору мусора и твердых отходов при их заполнении на 2/3 объема;  требование по срокам обработки и дезинфекции резервуаров с водой, которые используются в часы наибольшего потребления или в аварийных ситуациях; недостаточная конкретика требований по содержанию в воздухе вредных веществ (например, взвеси мучной или сахарной пыли) и др.

Проект акта также затрагивает вопросы гигиены труда и принципы распределения должностных обязанностей сотрудников, что не является предметом регулирования акта.

Условия хранения сырья и готовой продукции, проектируемые документом, уже установлены техническими регламентами Таможенного Союза. Поскольку практически все сырье, используемое для производства хлеба, является пищевой продукцией, подлежащей оценке соответствия в форме декларирования (растительное и масложировое сырье) и ветеринарной сертификации (яйца, молоко), то условия и сроки хранения содержатся в информации, которой должна сопровождаться пищевая продукция. Излишняя детализация несет риски распространения требований на другие виды продукции и может не соответствовать условиям, устанавливаемым изготовителем.

Документ также содержит требования к технологическим операциям по разгрузке муки и конструкциям оборудования, к рецептуре и технологическим операциям. При этом разработчик не учитывает модернизацию и использует требования тридцатилетней давности.

Вадим Живулин, директор Департамента ОРВ Минэкономразвития России: «Ключевое замечание к проекту акта в том, что в нем есть масса требований к зданиям и сооружениям, технологическим процессам, работе сотрудников и хранению продукции, которые не могут быть включены в СанПин, поскольку должны содержаться в других НПА. Мы считаем, что документ нужно переработать, не только исходя из привычных технологий, но и с учетом современной модернизации производства хлебобулочных изделий».

Минэкономразвития России опубликовало отрицательное заключение ОРВ на проект Решения Совета Евразийской экономической комиссии о внесении изменений в технический регламент Таможенного союза на масложировую продукцию.

Проектом акта предполагается установить требования к перевозке растительного масла и численное значение критерия рафинации на уровне 0,9 мэкв/кг.

Ранее на площадке Минэкономразвития проходило открытое обсуждение данного проекта со всеми заинтересованными участниками, включая разработчиков документа, отраслевых экспертов, адресатов регулирования как в лице производителей, так и транспортировщиков масла. Участники совещания представили две позиции: как в пользу предлагаемых изменений, так и против них. В результате комплексной оценки документа, с учетом мнений специалистов, поступивших в ходе проведения публичных консультаций, Минэкономразвития сделан следующий вывод: за исключением положения о дополнении регламента перечнями веществ, после перевозки которых в транспортных средствах запрещается перевозить растительное масло, другие проектируемые изменения к регламенту недостаточно обоснованы и устанавливают избыточные требования.

Так, предлагаемая редакция 10 статьи регламента, о дезодорации масел после их транспортирования в жидком нерасфасованном виде, содержит риск требования обязательной неоднократной рафинации всех видов растительного масла, что может привести к утрате вкусовых и иных пищевых свойств.

В 15 статье регламента разработчик предлагает установить обязательное требование к автомобильным и железнодорожным цистернам и контейнерам в части выполнения их внутренней поверхности из нержавеющей или низкоуглеродистой стали.

В настоящий момент на долю таких цистерн приходится только 7%, изначально используемых для перевозки продукции с более агрессивной средой (соков и виноматериалов).

В существующей практике отечественной транспортировки масел используются цистерны из низколегированных сталей с возможностью последующего нанесения на внутреннюю поверхность защитных гигиенических покрытий.В этом процессе задействовано 100 предприятий и 3100 железнодорожных вагонов-цистерн. Все вагоны подлежат логистическому контролю, направленному на то, чтобы не допустить перевозку масел в цистернах, где ранее перевозились непищевые грузы. С учетом того, что российские масла уже много лет успешно конкурируют с европейскими продуктами, международные требования по качеству и безопасности соблюдаются. Разработчиком нового регулирования не было представлено подтвержденной информации о случаях нарушения требований перевозки растительных масел, а следовательно, не совсем ясно, для чего нужно такое глобальное переоснащение транспортной системы.

«Замена существующего парка цистерн только в Российской Федерации потребует инвестирования в размере до 18 млрд. руб. и сроков от 3 до 6 лет. Информации об объемах перевозок  других стран – членов Евразийского экономического союза разработчик не предоставил», - комментирует заключение Вадим Живулин, директор Департамента ОРВ Минэкономразвития России.

Другое требование, относящееся к установлению допустимого уровня перекисного числа по мнению Минэкономразвития также является избыточным. Необходимость его снижения с 10,0 мэкв/кг (установленной международной нормы) до 0,9 мэкв/кг не носит научного обоснования. Кроме того, по мнению экспертов, принявших участие в публичном обсуждении проекта акта,  перекисное число не является основным  показателем окислительной порчи жиров, в отличие от анизидивного числа, показывающего вторичные продукты окисления (альдегиды, кетоны, оксикислоты и др., которые представляют опасность для человеческого организма).

26 мая состоялось заседание итоговой Коллегии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, посвященное результатам деятельности ведомства в 2015 году и основным задачам на 2016 год.

В ее  работе приняли участие представители Аппарата Правительства РФ, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, экспертного сообщества, крупных бизнес-структур и ведущих предпринимательских объединений и отраслевых ассоциаций.

Открыл заседание Министр промышленности и торговли России Д.В.Мантуров. В своем вступительном слове он отметил, что для Росстандарта 2015 год был юбилейным и насыщенным на знаковые события, поблагодарил коллектив агентства  за интенсивную, качественную работу, результаты которой, непременно, отразятся на технологическом уровне нашей промышленности.

«Мы вместе достаточно оперативно реализовали комплекс мер, необходимых для принятия важнейшего закона «О стандартизации в Российской Федерации». Это очень сильный документ, что уже признали эксперты Европейского союза, рекомендовавшие его использование в качестве эталона.

В полном объеме Закон заработает 1 июля, и пока есть время необходимо донести до бизнеса смысл всех изменений, дать четкое понимание, почему стандартизация – это один из ключевых элементов новой промышленной политики. В этой связи, прошу вас особое внимание уделить работе по информированию и активному вовлечению в процесс разработки национальных стандартов отечественных компаний и объединений», - сказал Глава Минпромторга.

Д.В.Мантуров подчеркнул, что «мы находимся только на начальном этапе реформирования российской системы стандартизации. Большая работа предстоит в части гармонизации с международными стандартами. Нам необходимо это для устранения существующих барьеров во внешней торговле, ускоренной интеграции с региональными и глобальными рынками, повышения конкурентоспособности наших компаний в мировом масштабе. При этом мы не должны ориентироваться на текущий уровень технологического развития, а играть на опережение».

С центральным докладом на заседании коллегии  выступил Руководитель Росстандарта А.В.Абрамов.

Он отметил, что «помимо традиционных направлений работы в области метрологии, стандартизации и контроля качества перед Росстандартом были поставлены новые задачи по поиску сбалансированных решений при реализации промышленной и экологической политики».

Ключевым результатом работы 2014 – 2015 годов является принятие Федерального закона  «О стандартизации в Российской Федерации». Начата и продолжается работа по подготовке нормативных правовых актов, необходимых для его реализации. Докладчик отметил, что вступление закона в силу с 1 июля текущего года, а также действие законов «О федеральной контрактной системе» и «О закупках компаний с государственным участием» позволит не только модернизировать национальную систему стандартизации, используя передовые практики, но и запустить механизм широкого применения стандартов. Таким образом, законодательную основу деятельности по стандартизации можно считать в основном сформированной.

Деятельность Росстандарта в 2015 году также заключалась в реализации целого комплекса мероприятий, направленных на решение задач в области импортозамещения и развития отечественного производства, совершенствование контроля качества выпускаемой продукции и контрольно-надзорной деятельности, расширение развития сотрудничества с международными организациями, в том числе со странами-участницами БРИКС.

Среди ключевых тем доклада А.В.Абрамова – показатели и перспективные направления развития метрологии, совершенствование законодательства в области национальной стандартизации, работа над  справочниками НДТ, субсидирование работ в области стандартизации, контрольно-надзорная деятельность, информатизация Росстандарта.

На заседании коллегии выступил Председатель Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Д.А.Пумпянский. В своем докладе (полный текст тезисов выступления Д.А.Пумпянского прилагается) он отметил, что  «с момента создания Комитет РСПП  тесно взаимодействует с Росстандартом. Причем, по всем параметрам это по-настоящему стратегическое партнерство.

В 2015 году Комитетомпроведено обсуждение 47 проектов нормативных правовых актов, органам власти передано более 250 экспертных заключений, большая часть которых связана с принятием закона «О стандартизации в Российской Федерации» и внесением изменений в смежное законодательство. Эта работа сегодня продолжается. Хотелось бы отметить, что с принятием закона о стандартизации фокус внимания с глобальных проблем и вопросов переходит на работу по настройке комплекса механизмов и инструментов для решения практических задач.

Мы приветствуем недавнее решение о создании механизма госзакупок и закупок компаний с государственным участием на основе национальных стандартов. Это абсолютно необходимо для наращивания доли отечественных товаров на внутреннем рынке.

Не менее важным вопросом теперь является выработка позиции бизнеса в переговорах по присоединению к Соглашению ВТО по правительственным закупкам. В перспективе это дает возможность доступа без барьеров на зарубежные рынки государственных закупок с объемом более полутора триллионов долларов США. При этом  возникает риск избыточной конкуренции в сегментах российского рынка государственных закупок, сейчас закрытого для иностранного участия. Представляется, что здесь было бы целесообразно посмотреть на  опыт переговоров по соглашению Росстандарта с СЕН/СЕНЕЛЕК, на которых мы использовали принципы соглашения ВТО по ТБТ», - считает Д.А.Пумпянский.

«К сожалению, еще часто, как и десять лет назад, можно слышать мнение, что техническое регулирование и стандарты «мешают бизнесу и развитию предпринимательства». Думаю, что стандарты мешают тем, кто не хочет выполнять их требования и выпускать качественную и безопасную продукцию. По данным проверок Росстандарта, доля предприятий, допустивших нарушения требований стандартов, не снижается и составляет около 30%. Необходимо эту тенденцию изменять. Поэтому очень важной является та разъяснительная работа, которую Комитет РСПП ведет вместе с Росстандартом, Минпромторгом, Евразийской комиссией и рядом министерств и ведомств», - сказал Д.А.Пумпянский.

В своем выступлении он также остановился на вопросе распространения стандартов. «Доступ к стандартам должен быть только у добросовестных фирм, готовых оплачивать и использовать эти документы на легальной основе. В настоящее время Комитет РСПП обсуждает с Росстандартом создание эффективной системы их распространения», - сказал Председатель Комитета РСПП.

Еще одна проблема, которую поднял в своем выступлении Д.А.Пумпянский, касается субсидирования разработки стандартов за счет средств промышленности.

«Очень хорошо, что Росстандартом создан механизм получения субсидий из федерального бюджета на разработку международных, межгосударственных  и национальных стандартов, что позволяет предприятиям компенсировать часть затрат, связанных с работами по стандартизации. К сожалению, этот механизм сегодня довольно сложен и только небольшая часть затрат на разработку стандартов в результате возвращается.  При этом одним разработчикам удается получить компенсацию, а другие по разным формальным причинам получают отказ».

Д.А.Пумпянский предложил внести изменения в систему субсидирования разработки стандартов, созданных за счет средств промышленности, чтобы применялся единый подход. Оплата расходов на экспертизу в институтах Росстандарта за счет средств федерального бюджета должна быть организована на равных условиях, по понятным правилам.

В заключение Д.А.Пумпянский поблагодарил руководство Росстандарта  за активную поддержку и защиту интересов российской промышленности, конструктивное взаимодействие с профильным Комитетом РСПП.

Выступление Руководителя Федеральной службы по аккредитации С.В.Шипова было посвящено, прежде всего, анализу различных направлений сотрудничества Росстандарта и Росаккредитации. В частности, речь идет о совместной работе, направленной на признание российской системы аккредитации за рубежом. Одно из направлений взаимодействия – получение переводов методик прослеживаемости результатов измерений и наделение этих документов статусом документов по стандартизации.

Еще один важный блок совместной работы – контроль. Одной из основных задач Росаккредитации является наведение порядка на рынке оценки соответствия. За последние два года около 30% организаций, ранее аккредитованных различными органами исполнительной власти, ушли с этого рынка. Но работа продолжается. До конца года все организации, не подтвердившие свое соответствие новым требованиям, должны свою работу на этом рынке завершить.

Есть договоренность о формировании межведомственного плана по борьбе с недобросовестными аккредитованными организациями, а также с теми посредниками, которые нигде не аккредитованы, но, тем не менее, продолжают предлагать свои услуги  по сертификации.

С.В.Шипов в своем выступлении также остановился на современных проблемах функционирования системы добровольной сертификации, отсутствии четких правил сертификации.

Генеральный директор Акционерного общества «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» Д.С.Стрежнев в своем выступлении остановился на перспективах использования справочников НТД, отметив при этом, что промышленность активно включилась в их разработку.

По мнению докладчика,   сегодня сохраняется ряд серьезных вопросов, без решения которых справочники НДТ, как и вся система регулирования на основе НДТ, работать не будут:

  • какие изменения должны произойти в действующем экологическом и санитарном законодательстве для обеспечения перехода на технологическое нормирование на основе НДТ (в т.ч. и с учетом опыта стран ОЭСР)?

  • как будут учитываться технологические показатели НДТ при установлении новых нормативов допустимых выбросов/сбросов? Сохранится ли прежнее жесткое нормирование на основе ПДК?

  • каким образом будут применяться справочники НДТ при выдаче новых комплексных экологических разрешений для конкретных предприятий?

  • как будут синхронизированы между собой справочники НДТ, общее число которых сейчас равняется 51?

  • какие меры государственной поддержки будут предусмотрены для перехода промышленности на НДТ?

Д.С.Стрежнев также дал анализ недостатков действующего экологического законодательства,  препятствующих переходу промышленности на НДТ. Он сообщил, что Комитетом РСПП по экологии и природопользованию подготовлены предложения по внесению изменений в действующее законодательство в связи с переходом на регулирование на основе НДТ, выразил надежду, что эти предложения будут учтены.

На заседании коллегии также выступили помощник Председателя Правительства РФ Г.Г.Онищенко, член Общественной палаты РФ В.А. Слепак, депутат Государственной Думы ФС РФ В.И Лысаков,  председатель Общественного совета при Росстандарте П.Б. Шелищ.

Завершилось заседание коллегии церемонией награждения дипломантов Премии Правительства Российской Федерации в области качества 2015 года.

 

Источник: http://www.rgtr.ru/

31.05.2016

Члены союза

Актуально

26 июня 2019 г. в СУПР с участием представителей Минэкономразвития России состоялось обсуждение применения стандартов ответственного ведения бизнеса.

Материалы опубликованы на сайте в разделе "Ответственное ведение бизнеса".