Пресс-конференция заместителя министра сельского хозяйства РФ Ильи Шестакова в пресс-центре РБК на тему "Российский продовольственный рынок: состояние и перспективы" (22 сентября 2012г.)

Вопрос: На прошлой неделе вице-премьер РФ Аркадий Дворкович не исключил, что товарные интервенции могут начаться уже в октябре. По Вашему мнению, насколько высока такая вероятность? И как Вы относитесь к мнению ряда экспертов (в частности А.Злочевского), что товарные интервенции не надо проводить раньше весны 2013г.?

И.Шестаков: Для начала могу сказать, что мнение экспертов меняется так же - как внутри обсуждения экспертного сообщества, так и ввиду изменения самой рыночной ситуации.

Что же касается поручения первого вице-премьера А.Дворковича, то здесь в настоящее время нам поручено на этой неделе совместно с Минэкономразвития представить детальные предложения по проведению интервенций, такие, как объемы, стартовые цены, базисы поставки, условия реализации интервезационного зерна, и такие предложения до конца этой недели будут нами совместно с МЭР РФ представлены.

А также могу сказать, что по поручению министра мы сейчас готовим распоряжение о начале проведения подготовительных мероприятий для проведения интервенций. То есть в ближайшее время мы, я думаю, начнем аккредитацию участников товарных интервенций.

Вопрос: Ожидаются ли какие-то изменения в структуре зернового экспорта в нынешнем сельхозсезоне?

И.Шестаков: Скажем так: в структуре никаких особых изменений не ожидается, ожидаются изменения только в количестве. И те объемы экспорта, которые у нас в балансе, мы видим, что в принципе динамика идет к тому, что, наверное, в рамках этого баланса, может быть чуть выше, зерна и будет экспортировано. Это показательный вопрос. Мы видим по последним тендерам, которые проводят крупные импортеры зерна, российского в том числе, что российское зерно становится все менее и менее конкурентоспособным, внутренняя цена уже является непроходной для экспортных поставок. Так, последний конкурс по Египту показал, что российские компании значительно превысили цену, по которой GASC (египетская компания - РБК) купил зерно.

Вопрос: Необходимо ли в России, по Вашему мнению, изменять структуру производства зерновых с акцентом на более рентабельные виды продукции, например на твердую пшеницу? Есть ли у РФ возможности увеличить свой экспортный потенциал за счет оптимизации структуры зернопроизводства и насколько?

И.Шестаков: Мне кажется, что нам, конечно, нужно работать с точки зрения планов по производству зерновых культур. Безусловно, нужно переломить ситуацию с точки зрения озимых посевов, озимого клина. В последнее время мы очень много раз сталкивались с сильной засухой, при этом понимая, что озимые зерновые могли бы для нас являться страховым механизмом, которые можно было пересеять в яровые. Безусловно, здесь необходимо предпринимать усилия.

С точки зрения производства, мы всегда считаем, что нужно ориентироваться не на производство, а в большей степени на сбыт. И, безусловно, одним из возможных механизмов мог бы стать индикативный план посевных площадей, в рамках которого можно было бы с регионами согласовывать изменения посевов тех или иных культур, с чем мы сталкиваемся обычно, – в периоды засухи идет резкое снижение производства определенных видов культур и рост цены. При этом в следующем году у нас возникает противоположная проблема – у нас огромное производство этих культур, и, соответственно, идет снижение цены. Поэтому вот этого баланса необходимо достигать, и в том числе на федеральном уровне.

Вопрос: Какого уровня продовольственной инфляции ожидает Минсельхоз РФ по итогам 2012г.? Связана ли эта динамика с неурожаем или это общемировая тенденция?

И.Шестаков: Я хотел бы сказать, что Минсельхоз не занимается прогнозами по уровню продовольственной инфляции, это не входит в нашу компетенцию, этим занимается Минэкономразвития. Поэтому мы ожидаем роста цен, но в пределах, скажем так, умеренных. Прогнозы наши незначительны, а то, что касается Минэкономразвития, то они, по последним прогнозам, насколько мне известно, ожидают порядка 7%.

Вопрос: Многие потребители отметили в этом сезоне необычную тенденцию. Обычно с новым урожаем цены на овощи заметно снижаются. В этом году такого заметного снижения не произошло. Расскажите, насколько значительно повлияла засуха этого года на урожаи овощей? Насколько, по оценкам Минсельхоза, может вырасти импорт по этим позициям из-за засухи?

И.Шестаков: Здесь важно отметить первый фактор. Сезонное снижение, действительно, запоздало, и это вызвано тем, что была засуха в южных регионах страны. В связи с этим поступление нового урожая запоздало. Мы внимательно мониторим ситуацию, и в целом можно сказать, что по балансам по картофелю будет незначительное снижение, при этом все наши потребности будут удовлетворены.

Что касается овощей, то здесь мы ожидаем, что во второй половине сельскохозяйственного года незначительно возрастет импорт, и темпы импорта увеличатся. В целом по овощной группе мы не ожидаем каких-то резких скачков. Мы сейчас внимательно мониторили цены и сравнивали их в 2012г. по сравнению с 2011г. и с 2010г. Пока в настоящее время цены в принципе находятся в тех же пределах, что и в прошлые годы. Я думаю, что в целом каких-то серьезных изменений нет. Есть отдельные группы, уборка которых продолжается, и мы будем за ними следить. В зависимости от того, какая будет погода, возможно, будут какие-то колебания.

По каким-то определенным группам у нас есть некие опасения, и мы внимательно следим за этим. В основном это капуста и лук, так называемые группы риска. Но мне не хотелось бы, чтобы потом сказали: "У нас не будет капусты" или "У нас не будет лука".

Вопрос: В 2010г. была утверждена Доктрина продовольственной безопасности РФ, которая допускает максимальный уровень импорта в размере от 5% до 20% от потребления по различным продовольственным товарам. Как Россия будет реализовывать эту программу в условиях ВТО? Не противоречат ли параметры доктрины тем обязательствам по объему импорта, которые взяла на себя Россия?

И.Шестаков: Я хотел бы отметить, что у нас, во-первых, согласно нашему мониторингу продовольственной безопасности, который мы ведем каждый год в соответствии с поручением правительства, в настоящее время объемы потребления мясных продуктов составляют 71,3 кг при норме, рекомендуемой Минздравом, от 70 до 75 кг. Поэтому у нас еще есть возможность для роста с точки зрения даже рациональных норм потребления в рамках доктрины.

При этом никаких у нас ограничений с точки зрения импорта в рамках ВТО нет. Мы говорим о чем? У нас есть квоты, в рамках которых продукция поставляется с пониженной таможенно-тарифной защитой. Но при этом у нас нет никаких ограничений, что мы должны их вводить, ведь это объем в рамках квот, и мы видим, что в принципе по ряду позиций мясной группы объемы импорта пока сокращались. И мы не знаем, что сейчас будет происходить в связи с введением новых таможенно-тарифных пошлин, но пока у нас по 2012г. объем импорта по мясу сокращается. Поэтому у нас есть полная возможность наращивать эту долю рынка за счет российского производства.

Ведущий: Насколько будет использована эта возможность?

И.Шестаков: Это зависит от того, как слаженно сработают не только федеральные и региональные власти, но и, безусловно, какой инвестиционный климат будет и как вообще предприниматели, сельхозтоваропроизводители будут оценивать те меры, которые заложены в новой государственной программе с точки зрения поддержки мясного направления.

Вопрос: В начале сентября Вы рассказывали, что в нынешнем месяце может состояться Форум быстрого реагирования в рамках G20 по ситуации на мировом продовольственном рынке. Определены ли уже дата и место проведения форума? Кто будет участвовать? Что планируется обсуждать? С какими предложениями намерена выходить Россия?

И.Шестаков: Да, действительно, мы с нашими коллегами обсуждали этот вопрос и продолжаем его обсуждать. В принципе, была достигнута договоренность о том, что такая встреча состоится 16 октября в Риме в рамках заседания к ВПБ. При этом сейчас единственный формат этой встречи будет изменен, потому что по большому счету мы стали заложниками самого названия этого форума – Форум быстрого реагирования. Мы, как и другие страны, показываем, что действительно какого-то быстрого и немедленного реагирования не нужно. Ситуация действительно достаточно напряженная, но она стабильная, и в принципе мировые рынки об этом свидетельствуют. Я думаю, что мы обсудим возможные сценарии развития ситуации и потенциальные наши возможности и механизмы, которыми мы могли бы воздействовать, если ситуация будет развиваться каким-то действительно стремительным негативным образом.

Планируется, что в этой встрече примут участие основные страны G-20. Часть из них будет представлена на самом высоком уровне, я имею в виду министров сельского хозяйства. Поэтому я думаю, что дискуссия получится достаточно конкретной, и она будет продуктивная с точки зрения вообще понимания в рамках G-20 всей ситуации на мировом рынке продовольствия.

О.Сандалов (РИА "Новости"): Вопрос по молоку, вернее по субсидиям, которые Минсельхоз предлагает. Вот сейчас есть какое-то понимание, в каком виде эти субсидии на будущие годы для молокопроизводителей будут предлагаться, какой именно объем субсидии на килограмм товарного молока? И по годам – в какой среднесрочной перспективе это будет расти?

И.Шестаков: Я могу сказать, что сейчас готовится самое основное – порядок того, как эти субсидии будут предоставляться и кому. Пока, по оценке, это будет рубль на литр товарного молока в осенне-зимний период. Но вот сейчас идут споры, в том числе и с привлечением экспертного сообщества, какое это будет молоко – высшего сорта или первого сорта, жирность они определяют. Сейчас как раз идет обсуждение. И не знаю, вывешено ли оно, но если нет, то в ближайшее время этот порядок будет для обсуждения вывешен и вы сможете с ним ознакомиться.

А.Пескова ("Интерфакс"): Вопрос про цены на зерно. Какие сейчас уровни и каков Ваш взгляд на динамику с учетом интервенций? Как Вы ожидаете, как себя цены поведут?

И.Шестаков: В целом сейчас уровень цен - это порядка 8 тыс. 658 руб. на пшеницу III класса в европейской части. В принципе мы теперь еженедельно выкладываем на сайте министерства наш мониторинг, там мы показываем и объемы экспорта, и ценовую ситуацию. В настоящее время, что нестандартно, одна из самых высоких цен на пшеницу складывается в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, где наибольшиq спрос со стороны экспортеров. По нашим оценкам, в принципе это уже, скажем так, период окончания этих высоких цен в этих округах, поскольку, как я уже до этого сказал, наша цена сейчас становится все менее конкурентоспособной на мировом рынке, и мы ожидаем, что сейчас просто экспортеры покупают зерно только под заключенные экспортные контракты. Под новые контракты наше зерно уже неконкурентоспособно.

Источник: РБК от 2 октября 2012 г.