Проектирование изменений государственного контроля (надзора) в Российской Федерации

Реформирование системы госконтроля выполняется по графику.

Приоритетная программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности реализуется по графику, задан хороший темп. Представители бизнеса и деловых объединений ждут дальнейшего совершенствования системы госконтроля и более серьёзного снижения административной нагрузки на предприятия. Но цель реформы — не только сократить количество проверок бизнеса, но и защитить интересы граждан. Эти вопросы обсуждались 28 ноября на конференции Высшей школы экономики «Проектирование изменений государственного контроля (надзора) в Российской Федерации», в которой принял участие куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

За этот последний период именно Открытое правительство и Михаил Абызов очень пристально и настойчиво занимались застарелой проблематикой, связанной с тем, что контроля всё больше, его эффективность всё ниже, зато издержки от бизнеса всё выше. Ситуацию удалось переломить: возрастающий тренд сменился трендом снижающимся», — отметил первый проректор ВШЭ Лев Якобсон.

Михаил Абызов, в свою очередь, отметил, что реформа реализуется в соответствии с графиком, намеченным на 2017 год, а уже имеющиеся результаты позволили существенно изменить госконтроль с репрессивного на партнёрский и «умный».

Темп, который мы взяли по реализации задач приоритетной программы, — очень высокий. За год реформы с нуля были созданы реестры поднадзорных субъектов, которых раньше не было у контрольно-надзорных органов, сформированы индикаторы риска и на их основе распределены по категориям риска поднадзорные объекты. С 2018 года мы полноценно можем перейти на риск-ориентированный подход, при котором в первую очередь будут проверяться объекты повышенного риска», — заявил министр.

В плане проверок на 2018 год — а это порядка 400 тыс. проверок — 75% поднадзорных объектов отнесены к высокой категории риска. Оставшиеся 25% — это, по словам министра, необходимая выборка по объектам средней и низкой категории, где надо посмотреть, исправлены ли выявленные ранее нарушения.

План реализации приоритетной программы на 2018 год сейчас, по словам Михаила Абызова, обновляется в ежедневном режиме. Коллеги из ключевых министерств предлагают по некоторым направлениям темп сбавить, чтобы не потерять качество. Так, они предлагают отложить полный переход надзорных органов на новую систему оценки деятельности надзорных ведомств. С 2018 года работа инспекторов, согласно программе, должна оцениваться по динамике ущерба и вреда в поднадзорных сферах, а не по количеству проверок и штрафов. Михаил Абызов подчеркнул, что выступает против переноса этих сроков.

В ходе конференции представители деловых объединений, отраслевых ассоциаций и небольших предприятий рассказали о том, с какими проблемами сталкиваются во время взаимодействия с надзорными органами, и высказали свои предложения по дальнейшему реформированию госконтроля.

Член генерального совета «Деловой России» Андрей Калачёв отметил, что в вопросе совершенствования надзорной деятельности удалось продвинуться как никогда. В деловом объединении, по его словам, приветствуют работу по пересмотру обязательных требований и регламентов. Тем самым резко снижается волюнтаризм среди чиновников. Но вопрос не в количестве требований, а в их применении, в распределении приоритетов, подчеркнул Андрей Калачёв.

Прозрачность механизмов контрольно-надзорной деятельности поможет нам ликвидировать избыточные и перекрёстные требования. Нужен публичный единый реестр требований, который утверждается правительством. Сделать открытыми и публичными нужно и чек-листы. Это основа всей реформы», — отметил он.

Проект по пересмотру избыточных, дублирующих и устаревших требований — один из самых сложных проектов реформы, отметил Михаил Абызов. Эта работа ведётся при активном участии Общественно-делового совета, в который входят представители бизнеса.

Ахиллесова пята нашего надзора — это устаревшие требования. Их систематизация — это самый тяжёлый проект, и это главная задача на 2018 год. Если мы где-то не добились революции и где-то нам надо совершить глобальную подвижку — то в этом проекте. Устаревшие правила формируют избыточные требования, которые закладываются в экономику и в чек, а их нереализуемость ставит предпринимателя в условия, когда его всегда можно оштрафовать и наложить санкции», — сказал министр.

Средний срок разработки закона составляет в среднем 343 дня, а пересмотр некоторых требований влечёт за собой необходимость принятия изменений в действующее законодательство, пояснил Михаил Абызов.

В чек-листы — списки контрольных вопросов, которыми инспекторы будут пользоваться при проведении проверок – нужно включать наиболее значимые требования, подчеркнул министр. Тем не менее многие ведомства включают в них всё по максимуму, чтобы снять с себя ответственность. Это, в свою очередь, может привести к дополнительной нагрузке на бизнес, предупредил министр. По его словам, необходимо вести ежемесячный мониторинг практики использования чек-листов и смотреть, какие требования можно из них исключить, а какие включить. Наиболее значимые требования при этом должны выделяться в «красные страницы».

Бизнес ждёт чек-листов, но очевидно, что над ними ещё предстоит работать, отметил Максим Синельников — замруководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации. Набор требований к мясопереработке, по его словам, сейчас состоит из 190 пунктов, но там не всё надо проверять. Нужно выделить топ-20, топ-25 требований, которые связаны с наиболее высокими рисками, сказал он.

Представители бизнес-объединений в ходе мероприятия пожаловались на нововведения, которые, по их мнению, негативно повлияют на условия ведения бизнеса. К ним относятся системы «Платон» и «Меркурий», а также обязательства по покупке контрольно-кассовых аппаратов. В ходе дискуссии прозвучало предложение ввести мораторий на любые правительственные решения, которые могут привести к усилению давления на бизнес.

Мы будем устанавливать правильные фильтры для принятия таких решений. Надо не мораторий устанавливать, а прозрачную и понятную систему принятия новых решений», — сказал в ответ на это Михаил Абызов.

Если оценивать уровень давления на бизнес по количеству проверок, то в 2018 году их число снизится, сказал Михаил Абызов. Так, плановых проверок запланировано на 10% меньше, число внеплановых проверок также радикально сократится. Однако количество проверок — это не показатель ни нагрузки на бизнес, ни уровня безопасности людей, подчеркнул министр. Госконтроль направлен в первую очередь на защиту интересов граждан, на снижение смертности и травматизма и защиту общественных ценностей, подчеркнул министр.

Социология, которую подготовил Центр стратегических разработок в рамках работы над "Стратегией-2035", немного меня удивила. 85% граждан не удовлетворены качеством государственного контроля, так как он, по их мнению, не обеспечивает должным образом их безопасность и качество продукции и услуг. Интересы граждан надо учитывать», — сказал Михаил Абызов.

К примеру, качество молочной продукции в торговых сетях, по словам министра, оставляет желать лучшего. До 55% не соответствует регламентам, более того, были случаи обнаружения в детском питании мела.

Михаил Абызов предложил проанализировать все надзорные мероприятия по линии общепита в Москве и Московской области за 2017 год и получить общую статистику, на основе которой можно будет сделать вывод о глубине охвата проверками поднадзорных предприятий. Кроме того, будут проанализированы выписанные штрафы и виды нарушений, по которым они были наложены.

Важно, чтобы проверки имели профилактическую направленность, подчеркнул министр. По его мнению, в пилотном режиме нужно внедрять формат проверок по запросу бизнеса, в ходе которых инспекторы разъясняли бы предпринимателям, как соблюдать требования и устранять нарушения.

По итогам общения с предпринимателями Михаил Абызов предложил в январе-феврале провести большое обсуждение наиболее вопиющих случаев предвзятой работы надзорных органов совместно с Общественно-деловым советом реформы. Профилактика нужна не только в работе бизнеса, но и в работе надзорных органов, считает министр.

Источник: http://open.gov.ru/events/5516506/

28.11.2017