ОРВ и ОФВ

Оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов (ОРВ)

Приказом Минэкономразвития России от 26 июля 2016 г. № 471 утверждены новые Методические рекомендации по организации проведения ОРВ, ОФВ и экспертизы НПА в субъектах Российской Федерации (актуализированная и обновленная редакция методики, ранее утвержденной приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. № 159).

30 января 2015 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 83, которое предусматривает внедрение комплекса мер, направленных на снижение регуляторной нагрузки на бизнес, и введение процедуры оценки фактического воздействия НПА, которая позволит оценить, насколько эффективно нормативные правовые акты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности достигают поставленных при их принятии целей, а также сделать вывод о фактических положительных и отрицательных последствиях.

Кроме того, постановлением вносятся изменения в порядок подготовки проектов НПА, основанные на анализе международного опыта, к которым относятся: правило «one in – one out», переходные положения и переходные периоды, правовой эксперимент.

Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов (ОФВ)

С 1 июля 2016 года вступили в силу Правила проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 83.

Процедура ОФВ вводится взамен существующего порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, который с того же момента прекратит свое действие.

Процедура проведения ОФВ состоит из следующих этапов:

  • формирование проекта плана проведения ОФВ, его публичное обсуждение и утверждение Правительственной комиссией проведению административной реформы;
  • подготовка отчета об ОФВ нормативного правового акта и его публичное обсуждение;
  • подготовка заключения Минэкономразвития России об ОФВ;
  • рассмотрение Комиссией отчета об ОФВ и заключения об ОФВ.

Следует отметить, что формировать отчет об ОФВ, а также проводить его публичное обсуждение будут сами федеральные органы-регуляторы, однако до 1 июля 2017 года данную функцию берет на себя Минэкономразвития России, чтобы тем самым задать нужный вектор проведения ОФВ.

Оценка фактического воздействия позволит выявить взаимосвязь между целями принятия нормативного правового акта, результатами ОРВ и тем эффектом, который повлекло его принятие.

Члены союза