Нововведения в оценке регулирующего воздействия с 1 июля 2015 г.

С 1 июля 2015 года вступят в силу изменения порядка проведения оценки регулирующего воздействия, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 83.

К основным изменениям порядка проведения ОРВ следует отнести:

  • расширение предметной области ОРВ в части ее распространения на проекты актов в области корпоративного управления, применения мер ответственности за нарушения требований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также в области закупок товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ;
  • заполнение сводных отчетов в зависимости от степени регулирующего воздействия;
  • замена исчисления процедур ОРВ с календарных дней на рабочие;
  • размещение проектов актов на официальном сайте regulation.gov.ru один раз в целях выполнения требований нескольких процедур (заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы будут направляться в сроки, отведенные для проведения публичных консультаций (ПП РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318) или общественного обсуждения (ПП РФ от 25 августа 2012 г. № 851);
  • возвращение разработчику проекта акта без заключения об ОРВ в случае нарушения процедуры проведения ОРВ (Минэкономразвития России письменно в течение пяти разработчика дней извещает разработчика о выявленных нарушениях процедуры);
  • возможность увеличения сроков подготовки заключений об ОРВ, в случае если Минэкономразвития России проводит публичные консультации на этапе подготовки заключения, но не более чем на 5 рабочих дней;
  • обязательное размещение на официальном сайте regulation.gov.ru текстов официально опубликованных нормативных правовых актов.

Кроме того, одной из основных новелл является появление в российском законодательстве правила «one in – one out» (вступает в силу с 1 октября 2015 года), при котором каждое вновь введенное требование должно сопровождать отменой существующего. Причем эти требования должны быть сопоставимы в монетарной оценке.

Для определения соразмерности вводимых и отменяемых требований Минэкономразвития России будет разработана и утверждена (до 1 октября 2015 года) Методика оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.

Более того, в целях унификации требований к проведению публичных (общественных) консультаций (обсуждений) Минэкономразвития России до 1 октября 2015 года разработает и утвердит одноименную Методику.

Также заслуживает внимания закрепление положений о возможности проведения правовых экспериментов на определенное время и (или) на определенной территории.

Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов

С 1 июля 2016 года вступят в силу Правила проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 83.

Процедура ОФВ вводится взамен существующего порядка проведения экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, который с того же момента прекратит свое действие.

Процедура проведения ОФВ состоит из следующих этапов:

  • формирование проекта плана проведения ОФВ, его публичное обсуждение и утверждение Правительственной комиссией проведению административной реформы;
  • подготовка отчета об ОФВ нормативного правового акта и его публичное обсуждение;
  • подготовка заключения Минэкономразвития России об ОФВ;
  • рассмотрение Комиссией отчета об ОФВ и заключения об ОФВ.

Следует отметить, что формировать отчет об ОФВ, а также проводить его публичное обсуждение будут сами федеральные органы-регуляторы, однако до 1 июля 2017 года данную функцию берет на себя Минэкономразвития России, чтобы тем самым задать нужный вектор проведения ОФВ.

Оценка фактического воздействия позволит выявить взаимосвязь между целями принятия нормативного правового акта, результатами ОРВ и тем эффектом, который повлекло его принятие.

Члены союза

Актуально

Утверждена Стратегия государственной политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 28 августа 2017 года № 1837-р1). Стратегия разработана во исполнение поручения Президента России по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей 18 апреля 2017 года.

Для достижения целей Стратегии предусматривается реализовать следующие приоритетные направления:

  • обеспечение защиты граждан Российской Федерации как потребителей;
  • защита потребительских прав социально уязвимых групп населения;
  • стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей;
  • предотвращение появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях;
  • развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах;
  • продвижение принципов рациональной модели потребления;
  • содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей;
  • расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.

В стратегии предлагается уделять первоочередное внимание таким важным для здоровья потребителей областям, как продовольствие, медицинские услуги, водоснабжение, фармацевтические товары, энергоснабжение и коммунальные услуги, а также учитывать специфику туристических услуг.

Документом планируется обеспечить защиту потребителей в сфере электронной торговли на уровне, сравнимом c другими формами торговли. Также предполагается, что доля споров с участием потребителей, разрешенных в досудебном и внесудебном порядке, в общем количестве споров с их участием к 2030 году должна достигнуть 50%. Кроме того, к указанной дате ожидается, что в каждом регионе страны будет действовать программа по защите прав потребителей.

Роспотребнадзору совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 6-месячный срок поручено представить в Правительство РФ план мероприятий по реализации утвержденной Стратегии.