20.07.2017 г. Заключение об ОРВ на проект ПП РФ «Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции..."

 

Страница проекта акта: http://regulation.gov.ru/projects#npa=60357

№ 19999-ОФ/Д26и от 20.07.2017

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации  «Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции»

Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции» (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.

Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.

По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.

Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 16 по 29 декабря 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 6 февраля по 7 марта 2017 года.

Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/12-16/00060357).

Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, согласно которой предложения и замечания в ходе общественного обсуждения не поступали.

Подпунктом «б» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 490-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) были внесены изменения, согласно которым содержание этилового спирта в спиртосодержащей пищевой продукции, при котором на деятельность по обороту такой продукции распространяются все нормы и ограничения, установленные Законом № 171-ФЗ, уменьшена с 1,5 до 0,5 процента объема готовой продукции.

Таким образом, с 1 июня 2015 года на деятельность по обороту спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции распространяются все нормы и ограничения, установленные в отношении такой продукции Законом № 171-ФЗ, если в самих этих нормах и ограничениях не предусмотрены исключения.

Кроме того, с 1 января 2017 года вступил в силу Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).

В этой связи проектом акта определяется перечень пищевой продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной, а также перечень пищевой продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции (далее - перечни).

Принимая во внимание, что на территории Российской Федерации существует ряд национальных напитков, содержащих незначительное количество этилового спирта (квас, сбитень, айран, кумыс, кефир и др.), а также наличие стандартов и технических условий, технологией производства которых предусмотрено добавление алкогольной продукции при производстве ряда мучных и кондитерских изделий, сырокопченых колбас, джемов, пахты, фруктовых пюре-полуфабрикатов, мороженого, проектом акта предлагается установить перечень пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, на деятельность по производству и обороту которой не распространяются требования Федерального закона № 171-ФЗ.

В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 30 июня по 7 июля 2017 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых позиции представили КСИИ, ООО «Группа компаний ПТИ», Российский союз производителей соков, ООО «ИРАЛ», АО «Тандер» (справка прилагается).

Обращаем внимание на следующие риски, связанные с применением проекта акта в представленной редакции.

  1. Приложение № 1 к проекту акта содержит такую продукцию как «пюре и мякоть фруктовые и фруктово-овощные», «клетки цитрусовых фруктов», которая является объектом технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011), не содержит спирт и не может быть отнесена к алкогольной и (или) спиртосодержащей. Считаем необходимым исключить указанную продукцию из Приложения № 1 к проекту акта.
  2. Считаем целесообразным названия Приложения № 1 и Приложения № 2 к проекту акта дополнить словами «и (или) спиртосодержащей продукции». Обращаем внимание, что Законом № 171-ФЗ ограничения распространяются не только на алкогольную, но и спиртосодержащую продукцию. Проектируемые перечни содержат спиртосодержащую продукцию. В целях исключения риска неопределенности правоприменения считаем необходимым представить название Приложения № 1 к проекту акта в редакции: «Перечень пищевой продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции», название Приложения № 2 к проекту акта – в редакции: перечень пищевой продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции».

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод об отсутствии при учете указанных выше замечаний в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Одновременно обращаем внимание на предложения участников публичных консультаций в части включения в Приложение № 1 к проекту акта позиции «Соки и экстракты растительные» (код ОКПД2 10.89.15.110), в приложение № 2 к проекту акта следующих позиций: «растительные соки и экстракты» (код ТН ВЭД ЕАЭС 1302 19); «масла эфирные (содержащие или не содержащие терпены), включая конкреты и абсолюты; резиноиды; экстрагированные эфирные масла; концентраты эфирных масел в жирах, нелетучих маслах, восках или аналогичных продуктах, получаемые методом анфлеража или мацерацией; терпеновые побочные продукты детерпенизации эфирных масел; водные дистилляты и водные растворы эфирных масел» (код   ТН ВЭД ЕАЭС 3301).

Приложение: на 3 л. в 1 экз.

Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции»

В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечней пищевой продукции, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции» (далее – проект акта) Минэкономразвития  России  были проведены публичные консультации в срок с 30 июня по 7 июля 2017 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых поступили позиции КСИИ, Российский союз производителей соков, ООО «Группа компаний ПТИ», АО «Тандер», ООО «ИРАЛ».

КСИИ: «включить следующие позиции: в части кода ОКПД2 10.89.15 (ТН ВЭД 1302 19) «Прочие растительные соки и экстракты».

Российский союз производителей соков: «Заголовки Приложений 1 и 2 проекта считаем целесообразным после слов «…алкогольной …» дополнить словом «…или спиртосодержащей…»,  поскольку в проекте Перечня приведена так же продукция, которая в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» относится к спиртосодержащей.

Повторно обращаем внимание, что в строке 1 Приложения 1 приведены такие наименования продукции как «мякоть фруктовая и (или) овощная», «клетки цитрусовых фруктов», «пюре из фруктов и овощей для производства соковой продукции, в том числе концентрированные», которая является объектом технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011) и не содержит этиловый спирт. Поэтому указанную продукцию считаем необходимым исключить из проекта Перечня.

Также просим рассмотреть возможность включения в Приложение 2 следующих позиций с кодами ТН ВЭД ЕАЭС:

Растительные соки и экстракты - 1302 19 900 0

Масла эфирные (содержащие или не содержащие терпены), включая конкреты и абсолюты; резиноиды; экстрагированные эфирные масла; концентраты эфирных масел в жирах, нелетучих маслах, восках или аналогичных продуктах, получаемые методом анфлеража или мацерацией; терпеновые побочные продукты детерпенизации эфирных масел; водные дистилляты и водные растворы эфирных масел - 3301».

ООО ««Группа компаний ПТИ»: «По нашему мнению, указанная в проекте проблема, на решение которой направлено принятие этого проекта,  решена не будет, поскольку из самого проекта не понятно, что требуется от производителей. Можно также заметить, что названия документа остается не понятным».

АО «Тандер»: «Выявлено следующее несоответствие: в Приложении № 1 пищевая продукция «Напитки на пряно-ароматическом растительном сырье с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно» не отнесена к алкогольной. Из соджержания Приложения № 2 следует отнесение указанной продукции к алкогольной. Требуется переходный период для вступления в силу проекта акта 6 месяцев».

ООО «ИРАЛ»: Проект акта содержит нормы, противоречащие действующему законодательству: «Вывести из-под действия 171-ФЗ спиртосодержащую пищевую продукцию в виде ароматизаторов и ароматобразующих веществ, а также других вспомогательных компонентов и ингредиентов, которые в своём составе содержат до 99% этилового спирта».

«Спиртосодержащая пищевая продукция не является алкогольной продукцией на основании 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года».

«При принятии данного постановления в отношении спиртосодержащей пищевой продукции (сырья) коды ТНВЭД ТС 330210… и 210690… , под неконтролируемый оборот попадет очень большое количество продукции с содержанием этилового спирта до 99%. Недополученную часть налогов в виде акцизов в госбюджет. Появляется риск новых массовых пищевых отравлений, появлением на прилавках розничной торговли напитков, не маркируемых специальными федеральными марками и акцизными марками. Всем еще свежа в памяти нашумевшая история в 2016 г. с появлением на прилавках розничных магазинов настойки «Боярышника» и различных спиртосодержащих пищевых ароматизаторов под видом напитков. На наш взгляд данный проект не применим для спиртосодержащего пищевого сырья, используемого в производстве пищевой продукции. С его принятием возникнут дополнительные вопросы в законодательной базе. Считаем данный проект постановления необходимо существенно пересмотреть в отношении списка, входящего в него продукции. Целесообразно в нем оставить только продукцию, поставляющуюся конечному потребителю, готовую к употреблению, а в отношении сырья для производства пункты необходимо существенно пересмотреть. Ввод данного документа в действие повлечет множественные вопросы и отсутствие ответов на них».

Члены союза

Актуально

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

Ранее все пять стран Евразийского экономического союза ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекращает действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

Источник: http://www.eurasiancommission.org