Отчет о деятельности СУПР в 2015-2016 гг.


Участие в формировании и применении законодательства Таможенного союза и Евразийского экономического союза

Проект изменений № 3 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки»

В 2015 году члены СУПР активно участвовали в подготовке замечаний и предложений к проекту изменений №3 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), который был размещен для оценки регулирующего воздействия (ОРВ) 12 декабря 2014 года на Едином портале.

30 января 2015 года в Минпромторге России состоялось совещание по обсуждению представленных СУПР замечаний и предложений, которые легли в основу позиции Российской стороны по проекту изменений. 20 августа 2015 года СУПР принял участие в совещании представителей органов государств-членов Евразийского экономического союза по рассмотрению результатов внутригосударственного согласования. 21 октября 2015 года проект был рассмотрен на заседании Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). По результатам заседания большинство замечаний Российской стороны было учтено.

О переходном периоде для вступления в силу изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки»

Установленный проектом Решения Совета ЕЭК срок вступления в силу изменений в ТР ТС «О безопасности упаковки» вызвал особую озабоченность членов СУПР, поскольку данными изменениями на изготовителей, которые упаковывают свою продукцию в упаковку, возлагается обязательное требование нанесения маркировки, необходимой для идентификации материала, из которого изготавливается упаковка, непосредственно на упаковку или на ярлык (этикетку).

6 июня 2016 года СУПР направил обращение в ЕЭК с просьбой увеличить переходный период до 18 месяцев. В письме выражалось мнение, что ужесточение требований к производителям продукции требует более длительного переходного периода. Мнение членов СУПР было поддержано Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, обратившимся в ЕЭК с аналогичной просьбой.

В ответном письме ЕЭК от 5 июля 2016 года сообщалось, что порядок введения в действие изменений в ТР ТС «О безопасности упаковки» установлен в соответствующем проекте решения Коллегии ЕЭК о переходном периоде.

18 октября 2016 года Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 96 “О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011)” изменения были приняты.

В опубликованном 21 ноября 2016 года Решении Совета ЕЭК № 96 указано, что «настоящее Решение вступает в силу по истечении 6 месяцев с даты его официального опубликования». Вместе с тем, проект решения Коллегии ЕЭК о переходных периодах до настоящего времени не принят и не размещен на сайте ЕАЭС.

15 декабря 2016 года СУПР направил запрос в ЕЭК, в котором выразил озабоченность отсутствием принятого решения Коллегии ЕЭК о порядке введения в действие изменений в ТР ТС «О безопасности упаковки» и просил разъяснить порядок принятия решений Совета ЕЭК и Коллегии ЕЭК, а также подтвердить, что решение ЕЭК, предусматривающее переходный период в 12 месяцев, будет принято в ближайшее время.

О проекте технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией»

В 2015 году в Министерстве здравоохранения РФ возобновилась работа по разработке проекта технического регламента «О безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией». 26 июня 2015 года был издан приказ Министра о создании Рабочей группы по разработке проекта, в состав которой вошли эксперты СУПР.

1 июля 2015 года прошло заседание Рабочей группы, на котором был рассмотрен проект регламента, и было принято решение о его доработке. С учетом поступивших предложений СУПР подготовил новую редакцию проекта технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией», а также пояснительную записку, перечни стандартов и проект решения о порядке введения в действие технического регламента.

7 октября 2015 года на совещании в Министерстве здравоохранения РФ были рассмотрены замечания и предложения к проекту технического регламента, поступившие от членов Рабочей группы и федеральных органов исполнительной власти.

В 2016 году проект технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией» дорабатывался с учетом замечаний и предложений, полученных от государств-членов Евразийского экономического союза. СУПР провел ряд совещаний с разработчиками проекта регламента, обсуждение также прошло в ЕЭК. Доработанный по итогам совещаний и обсуждений проект был направлен      28 июля 2016 года в Министерство здравоохранения РФ для передачи в ЕЭК и направления государствам-членам ЕАЭС в целях исполнения пункта 2 раздела VI Протокола заседания Консультативного комитета от 21-22 апреля 2016 года № 1-ВК/КК.

8 ноября 2016 года в ЕЭК состоялось заседание Рабочей группы с участием членов российской части Рабочей группы, представителей Евразийской экономической комиссии, а также представителей уполномоченных органов Сторон – Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики (в формате видеоконференции). На заседании решался вопрос о вынесении проекта технического регламента на публичное обсуждение. По итогам обсуждения было принято решение продолжить доработку проекта с учетом высказанных Сторонами замечаний, в том числе об исключении дублирования положений технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011). После доработки и согласования проект должен быть размещен на официальном сайте Евразийской экономической комиссии для целей публичного обсуждения.

В настоящее время СУПР проводит совещания с разработчиками проекта по обсуждению поступивших замечаний Сторон.

О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки»

8 июля 2016 года началось публичное обсуждение проекта Решения ЕЭК «О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011)», разработанного Роспотребнадзором. 4 августа СУПР направил письмо в Роспотребнадзор с замечаниями к проекту. В письме, в частности, говорилось, что предлагаемые изменения, содержащие требование по нанесению информации о продукте на лицевую сторону упаковки (этикетки) шрифтом не менее 1,2 мм или не менее 0,9 мм, является неисполнимым для широкого спектра продукции, включая порционный шоколад, жевательную резинку, леденцы, шоколадные батончики. Введение требований, предусмотренных проектом, потребует смены упаковки большинства видов продовольственных товаров и увеличение количества видов упаковки, предназначенных для реализации на разных рынках ТС. По итогам публичного обсуждения текст проекта изменился. 24 августа 2016 года СУПР направил в Минэкономразвития России заключение на проект изменений в рамках проведения оценки регулирующего воздействия. В настоящее время рассмотрение проекта изменений продолжается.

О проекте типовых схем оценки соответствия

8 июля 2016 года СУПР направил для рассмотрения своим членам проект Решения Совета Евразийской экономической комиссии «О типовых схемах оценки соответствия». 25 июля 2016 года в Евразийской экономической комиссии был утвержден состав Рабочей группы по разработке типовых схем оценки соответствия, в которую вошли эксперты СУПР. Замечания СУПР были рассмотрены на заседаниях рабочей группы (8 сентября, 18 октября и 28 ноября 2016 года). До настоящего времени не уточнен вопрос о том, для кого предназначен данный документ и каким образом его принятие повлияет на уже действующие технические регламенты. СУПР разделяет позицию Российской стороны о том, что типовые схемы должны быть предназначены только для разработчиков технических регламентов. Дискуссия продолжается. Очередное заседание Рабочей группы запланировано на 26 декабря.

О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии

24 мая 2016 года на портале regulation.gov.ru был размещен проект решения Коллегии ЕЭК "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления»".   21 июня СУПР направил замечания и предложения разработчику проекта (Минпромторг России). 22 июля 2016 года в рамках процедуры ОРВ СУПР направил свои предложения в ЕЭК. По итогам публичного обсуждения проект был доработан. Существенные замечания СУПР были учтены. 15 ноября было принято Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 293 «О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления»". Решение вступило в силу 22 декабря 2016 года.

 

Мониторинг изменений в национальном законодательстве, анализ проектов нормативных актов, подготовка заключений и обращений

Об Общероссийском классификаторе продукции

Приказом Росстандарта №14-ст от 31 января 2014 года было установлено, что с 1 января 2016 года будет отменен Общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93 и введен в действие Общероссийский классификатор продукции (ОКПД2) ОК 034-2014.

Для введения в действие нового классификатора продукции требовалось внесение изменений в целый ряд документов. Планом мероприятий по формированию методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствованию и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, была предусмотрена разработка ряда нормативных актов, обеспечивающих порядок создания, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов, в частности, внесение изменений в нормативные правовые акты, использующие общероссийский классификатор продукции (ОКП) ОК 005-93.

К сожалению, сроки принятия этих документов не выдерживались. 27 мая 2015 года СУПР направил обращение Заместителю председателя Правительства РФ А.В.Дворковичу, собравшее подписи 20 союзов и ассоциаций.

В обращении отмечалось, что не принят федеральный закон о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, не принята новая редакция Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов». Коды (ОКП) ОК 005-93 применяются при разработке технических условий (ТУ) на продукцию, обозначение ТУ формируется на основе ОКП. Отмена (ОКП) ОК 005-93 без внесения изменений в ГОСТ Р 51740-2001 привела бы к необходимости внесения изменений в обозначение всех действующих ТУ, что, в свою очередь, повлекло бы за собой необходимость замены потребительской упаковки и переоформления документов об оценке (подтверждении) соответствия.

6 июля 2015 года в Росстандарте состоялось совещание, на котором представители СУПР выразили озабоченность в связи с задержкой принятия необходимых документов. 1 октября 2015 года в Росстандарт было направлено обращение с разъяснением позиции СУПР о необходимости пересмотра ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению».

10 ноября 2015 года Приказом Росстандарта № 1745-ст срок действия Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93 был продлен до 1 января 2017 года.

В 2016 году СУПР члены приняли активное участие в подготовке предложений по внесению изменений в ГОСТ Р 51740-2001, которые были направлены в ВНИИС. В настоящее время изменения зарегистрированы в Росстандарте и в ближайшее время ожидается приказ об утверждении этих изменений.

Об усилении административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции

31 мая 2016 года проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции», подготовленный Минсельхозом России, был размещен на портале regulation.gov.ru для оценки регулирующего воздействия.

4 июля 2016 года СУПР направил в Минэкономразвития России письмо с негативной оценкой данного проекта. В письме указывалось, что очевидная карательная направленность проекта в сочетании с неопределенностью его норм серьезно усложнит деятельность добросовестных предпринимателей. Выделение особого раздела для регулирования пищевой продукции является нецелесообразным;  ответственность за нарушения требований к маркировке не должна быть жёстче ответственности за нарушения требований к самой продукции; установление различной ответственности за нарушение маркировки «без цели введения потребителей в заблуждение» и «с целью введения потребителей заблуждения» является коррупционной нормой;  введение нормы о конфискации предметов незначительных административных правонарушений может привести к необоснованной приостановке работы предприятия.

3 августа 2016 года Минэкономразвития России разместило отрицательное заключение на законопроект. Однако уже 8 августа на сайте regulation.gov.ru был размещен доработанный проект федерального закона. Замечания СУПР были учтены частично:  так, штрафы, даже уменьшенные в два раза, больше, чем штрафы, предусмотренные за нарушение требований технических регламентов действующим КоАП РФ.

15 августа 2016 года СУПР направил разработчику законопроекта (Минсельхозу России) письмо, в котором повторил свои аргументы против принятия данного законопроекта.

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия доработанного проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции» Минэкономразвития России сделан вывод о необходимости дополнительной доработки пунктов 1, 2 и 3 проектируемой статьи 14.43.1 КоАП РФ с учетом замечаний, указанных в заключении об ОРВ, размещенном 19 сентября 2016 года на портале regulation.gov.ru.

О Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г.

26 июня 2015 года Президент РФ дал поручение Правительству РФ разработать программный документ в области обеспечения населения качественной пищевой продукцией. Проект Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года был подготовлен Роспотребнадзором в мае 2016 года.

8 июня 2016 года СУПР направил в Роспотребнадзор письмо с изложением своей позиции по проекту Стратегии. В нем говорилось, что в данной редакции Стратегия противоречит законодательству Евразийского экономического союза, а также российскому законодательству и подлежит коренной переработке, а именно: проект Стратегии вступает в противоречие с системой технического регулирования ЕАЭС, краеугольным камнем которой является регулирование государством исключительно безопасности продукции; предлагаемая в Стратегии система регулирования качества пищевой продукции путем создания единой информационной системы прослеживаемости качества продукции и использования маркировки контрольными (идентификационными) знаками не имеет отношения к качеству продукции, поскольку предполагает мониторинг продукции в процессе ее оборота, а качество продукции создается в процессе ее производства и при надлежащих условиях транспортировки и хранения не изменяется в процессе оборота. В письме также указывалось, что целый ряд положений Стратегии противоречит нормам действующих технических регламентов Таможенного союза (предложения по установлению сортности продукции, обязательности введения в технические условия показателей выше, чем установлены ГОСТ, обязательности маркировки ТУ, обязательности обоснования сроков годности, о расширении перечня продукции, подлежащей государственной регистрации).

29 июня 2016 года Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года была утверждена Распоряжением Правительства России №1364-р.

В августе 2016 года Роспотребнадзор разработал и направил на согласование федеральным органам исполнительной власти проект Плана мероприятий по реализации в 2017-2023 годах Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года. 23 августа Роспотребнадзор официально направил проект Плана мероприятий на рассмотрение в СУПР.

25 августа 2016 года СУПР направил в Роспотребнадзор письмо, содержащее замечания и предложения к проекту Плана мероприятий. В письме отмечалось, что большинство мер, предлагаемых в области совершенствования и развития нормативной базы, требуют обсуждения не в рамках национальной стратегии, а в рамках Евразийского экономического союза, что определение «качество продукции», данное в Стратегии, на реализацию которой направлен План, смешивает понятия качества и безопасности пищевой продукции, что обязательность введения в стандарты организаций и технические условия показателей качества пищевой продукции «не ниже нормативно установленных» невозможна, поскольку не определено, какие показатели качества являются «выше», а какие – «ниже» нормативно установленных.

20 сентября 2016 года в Роспотребнадзоре состоялось совещание с представителями СУПР по обсуждению замечаний СУПР к проекту Плана мероприятий. Часть замечаний членов СУПР была учтена.

О деятельности АНО «Российская система качества»

Автономная некоммерческая организация «Российская система качества» (Роскачество) учреждена Распоряжением Правительства РФ №780-р 30 апреля 2015 года в целях развития институтов повышения качества российской продукции, является оператором национального Знака качества, финансируется государством.

В сентябре 2015 года при Росстандарте создан проектный технический комитет №702 «Российская система качества». Разработка стандартов с повышенными требованиями к качеству осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 56564-2015 «Система подтверждения качества российской продукции. Рекомендации по формированию нормативной базы для оценки качества продукции», утвержденным Росстандартом в октябре 2015 года; результаты исследований публикуются на портале roskachestvo.gov.ru. К июню 2016 года на портале Роскачества было размещено 42 стандарта, опубликовано 15 результатов исследований по различным категориям продукции.

Деятельность Роскачества вызвала серьезную озабоченность членов СУПР. 4 июля 2016 года состоялось совещание, на котором представители различных отраслей выразили свое отношение к деятельности Роскачества. Мнения оказались противоречивыми. Некоторые отрасли считали свое взаимодействие с Роскачеством плодотворным, другие сетовали на сложности при обсуждениях проектов стандартов, третьи отказывались сотрудничать с этой организацией.

Для прояснения ситуации СУПР пригласил представителей Роскачества на заседание «круглого стола» с членами СУПР, которое состоялось 24 августа 2016 года. В рамках заседания присутствующие смогли выразить свои опасения и задать вопросы руководству Роскачества. Основной претензией к деятельности Роскачества являлось отсутствие документов, регламентирующих его работу (о взаимодействии с представителями отрасли, о порядке разработки стандартов, о проведении испытаний, о размещении информации на сайте и т.д.)

21 октября 2016 года состоялась рабочая встреча членов СУПР по рассмотрению проекта «Регламента проведения веерных исследований», представленному Роскачеством. Замечания и предложения к проекту были направлены в Роскачество 31 октября. Основные предложения включали: необходимость согласования категорий продукции с представителями отрасли;   дополнение проекта положениями, касающимися деятельности рабочих групп; обязательность проведения повторных испытаний по просьбе производителя; публикация результатов после проведения повторных испытаний и с согласия производителя;  установление порядка обжалования результатов проверок.

О введении ограничений на использование полимерной продукции

В августе 2015 года в СУПР поступил запрос Минэкономразвития России о предоставлении информации по вопросу возможного введения ограничений на использование полимерной продукции в связи с поручением Председателя Правительства РФ о проработке данного вопроса.

10 августа 2015 года СУПР провел совещание с участием членов СУПР, представляющих различные отрасли, использующие ПЭТ-упаковку, по итогам которого был подготовлен и направлен в Минэкономразвития России ответ о нецелесообразности принятия таких ограничений.

Минэкономразвития России по итогам опроса подготовило заключение в Правительство РФ о том, что на сегодняшний день нет никаких научных обоснований вреда ПЭТ-упаковки и нет оснований утверждать, что использование ПЭТ-упаковки способствует алкоголизации населения.

2 декабря 2015 года в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания по вопросу ограничения использования полимерной продукции для пищевой упаковки. Общественная палата Российской Федерации не поддержала принятие проекта федерального закона № 280796-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в части установления ограничения объема потребительской тары алкогольной продукции»). Участники дискуссии пришли к выводу, что предлагаемое законопроектом ограничение никаким образом не будет способствовать снижению уровня алкоголизации населения и улучшения здоровья нации, негативно отразится на предприятиях малого и среднего бизнеса, будет губительно для всех отраслей производства и может повлечь закрытие многих предприятий, привести к снижению спроса на ПЭТ, сохранению импортозависимости, росту безработицы, социальной напряженности и существенному сокращению поступлений в бюджет.

Взаимодействие с Комиссией Кодекса Алиментариус

В соответствии с решением Общего собрания СУПР 11.11.2014 г. и Совета директоров 11.12.2015 г. дирекция СУПР в 2015-2016 гг. продолжала работу, направленную на обеспечение активного взаимодействия с Комиссией Кодекса Алиментариус.

Комиссия Кодекса Алиментариус (ККА), учрежденная совместно Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), является ключевой международной организацией, занимающейся формированием политики в области здорового питания и пищевой безопасности.

Взаимодействие с ККА является отдельной целевой Программой СУПР, в которой в 2015-2016 гг. приняли участие 7 членов СУПР. Целью Программы является координация действий представителей исполнительной власти, научного сообщества, экспертов компаний и отраслевых объединений в области пищевой безопасности для регулярного активного участия Российской Федерации в сессиях ККА.

Всего благодаря целевому финансированию в 2015-2016 гг. было обеспечено участие экспертов в 11 заседаниях комитетов ККА, представлявших наибольший интерес для участников Программы. Подробная информация о сессиях комитетов ККА, об электронных рабочих группах комитетов ККА и прочая важная информация регулярно направлялась участникам Программы.

В 2016 году СУПР провел экспертную работу по анализу переводов стандартов ККА на русский язык в целях уточнения используемой терминологии и приведения ее в соответствие с законодательством Российской Федерации. К декабрю 2016 года 22 проверенных стандарта размещены на сайте ККА.

Развитие интернет-сайта «Что есть что»

В 2015-2016 гг. СУПР продолжил работу по просвещению потребителей в отношении реальных свойств потребительских товаров через интернет-сайт «Что есть что» http://chtoestchto.ru/. Количество уникальных посетителей за период с декабря 2014 по декабрь 2016 возросло в 10 раз (со 100 до 1000 уникальных посетителей в сутки).

В разделах «Категории товаров», «Как выбрать лучшее», «Советуют эксперты» опубликованы профессиональные ответы экспертов различных отраслей потребительского рынка на популярные вопросы потребителей. Совместно с пресс-службой Роспотребнадзора подготовлены материалы для раздела «Как защитить свои права».

Наиболее популярными материалами о товарах и услугах оказались:

- 8 главных мифов о пальмовом масле

- Какой товар не подлежит возврату или обмену в течение 14 дней?

- Что значат цветные полоски на тюбике зубной пасты?

- Как вернуть деньги с телефона на банковскую карту?

- Можно ли оформить ОСАГО без страхования жизни?

- Может ли охранник в магазине досматривать ваши личные вещи?

- Какой корм выбрать для кошки и собаки?

- Как правильно выбрать шубу?

- Как вернуть обувь по гарантии?

 

 

отчет за 2013-2014 года

отчет за 2012 год

отчет за 2011 год

отчет за 2010 год

отчет за 2009 год

отчет за 2008 год

отчет за 2007 год

отчет за 2006 год

отчет за 2005 год

отчет за 2004 год

Члены союза