Отчет о деятельности СУПР в 2017-2018 гг.

Участие в формировании и применении законодательства Евразийского экономического союза

Типовые схемы оценки соответствия

Типовые схемы оценки соответствия разрабатывались ЕЭК в целях реализации пункта 5 Протокола о техническом регулировании Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года). Представители СУПР вошли в состав рабочей группы по разработке документа, подготавливали замечания к проекту и участвовали в заседаниях рабочей группы.

В рабочей группе возникли разногласия по вопросу применения документа. Россия настаивала на том, что типовые схемы должны быть предназначены только для разработчиков технических регламентов. Однако остальные страны ЕАЭС выразили мнение, что типовые схемы должны применяться как при разработке, так и при применении технических регламентов, в том числе органами по сертификации и органами государственного контроля.

СУПР направлял предложения в Минпромторг России как на стадии разработки, так и на стадии публичного обсуждения проекта решения Совета ЕЭК «О Типовых схемах оценки соответствия», проходившего с 14 апреля по 29 мая 2017 года.

В письме СУПР в ЕЭК от 8 июня 2017 г. выражалось мнение о необходимости распространения его действия только на разрабатываемые технические регламенты и необходимости исключения ограничения срока действия свидетельств о государственной регистрации продукции.

24 августа 2017 г. проект решения Совета ЕЭК «О Типовых схемах оценки соответствия» был рассмотрен на заседании Консультативного комитета ЕЭК по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, по итогам которого в проект решения были внесены изменения, предполагающие внесение изменений во многие технические регламенты. Озабоченность членов СУПР вызывало не столько внесение изменений в раздел технических регламентов по оценке соответствия, сколько потенциальная возможность внесения иных изменений в действующие технические регламенты, которые могут оказать влияние на ведение бизнеса.

Проект решения был рассмотрен на заседании Комитета СУПР по общим вопросам 5 октября 2017 г., по итогам которого были подготовлены обращения в Минпромторг России и в Росаккредитацию. В октябре – декабре 2017 г. члены СУПР принимали участие в совещаниях и встречах в Росаккредитации, ЕЭК, Минпромторге России.

Типовые схемы оценки соответствия были утверждены Решением Совета ЕЭК № 44 18 апреля 2018 г. и вступили в силу 18 июля 2018 г.

31 июля 2018 г. на заседании Комитета СУПР по общим вопросам рассмотрен проект решения Совета ЕЭК «О внесении изменения в план разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза» в связи с принятием Типовых схем оценки соответствия. По итогам заседания были подготовлены и размещены на правовом портале ЕАЭС комментарии к проекту решения в рамках публичного обсуждения. В комментариях указывалось, что целый ряд технических регламентов Союза не содержит противоречий с текстом проекта решения и не нуждается во внесении изменений. К таким техническим регламентам, в том числе, относятся технические регламенты «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011); «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011); «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014). Анализ этих технических регламентов, проведенный экспертами СУПР, показал, что положения по оценке соответствия в указанных документах полностью соответствуют новым Типовым схемам, утвержденным Решением Совета ЕЭК от 18 апреля 2018 г. № 44, и поэтому позиции 53 (пищевая продукция), 56 (зерно), 57 (табачная продукция) следует исключить из проекта решения Совета ЕЭК «О внесении изменения в план разработки технических регламентов ЕАЭС и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза».

Проект решения Совета будет рассматриваться на заседании Консультативного комитета ЕЭК по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер 2 ноября 2018 г.

7 августа 2018 г. на заседании Комитета СУПР по общим вопросам выступили представители Департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК по темам: «Порядок регистрации деклараций о соответствии» (Н.И. Казеева) и «Применение «новых» Типовых схем оценки соответствия» (С.Л. Соколовская). Представители ЕЭК заверили собравшихся, что изменения в технические регламенты будут вноситься только в части подтверждения соответствия, что рабочие группы будут создаваться на площадке ЕЭК и представители СУПР смогут участвовать в работе рабочих групп по интересующим их направлениям.

Проект технического регламента ЕАЭС «О безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией»

В 2017 году продолжалась работа членов СУПР над проектом технического регламента ЕАЭС «О безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией». В январе-феврале 2017 года были проведены совещания в СУПР по доработке проекта технического регламента с учетом отзывов, полученных после заседания рабочей группы в ЕЭК 8 ноября 2016 г.

3 февраля 2017 г. состоялась встреча представителей рабочей группы с заместителем директора ФИЦ питания и биотехнологии С.А. Хотимченко, на которой были обсуждены все спорные вопросы. По итогам совещаний из проекта был исключен раздел о Едином реестре материалов.

20 марта 2017 г. состоялось совещание в СУПР по обсуждению комплекта документов к проекту ТР, подготовленного в соответствии с Порядком разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза.   21 марта 2017 г. доработанный проект ТР ЕАЭС «О безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией» с комплектом документов к нему был направлен в Минздрав России. Минздрав России направил проект ТР в подведомственные учреждения на рассмотрение. Проект был доработан по результатам замечаний и 19 июня 2017 г. Минздрав России передал проект технического регламента с комплектом документов в ЕЭК.

Однако 14 июня 2017 г. было выпущено поручение заместителя Председателя Правительства РФ О.В. Голодец № ОГ-П12-3848 Роспотребнадзору, Минздраву России, Минпромторгу России, Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Россельхознадзору обеспечить доработку проекта технического регламента «О безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией» с учетом поступивших замечаний от государств-членов ЕАЭС и представить его в Евразийскую экономическую комиссию для принятия решения о начале публичного обсуждения. Полномочия по доработке проекта были переданы в Роспотребнадзор. 12 июля 2017 г. Евразийская экономическая комиссия направила актуальную версию проекта технического регламента с комплектом документов к нему в Роспотребнадзор.

2 октября 2017 г. приказом Роспотребнадзора № 889 скорректирован и сокращен состав участников рабочей группы по разработке проекта технического регламента.

25 октября 2017 г. СУПР провел совещание участников рабочей группы по разработке проекта технического регламента, на котором были рассмотрены дополнительные замечания и предложения от научных организаций Роспотребнадзора (ФБУЗ ЦГиЭ в городе Москве и ФБУЗ ФЦГиЭ Роспотребнадзора) к сводной таблице замечаний и предложений, поступивших к проекту ранее.

21 декабря 2017 г. на площадке ЕЭК Роспотребнадзор провел совещание рабочей группы по разработке проекта, на котором рассматривались дополнительные замечания и предложения к проекту. Было принято решение о продолжении доработки проекта. В 2018 году совещания рабочей группы не проводились.

Изменения в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (установление критериев понятий «легкочитаемость, «понятность»)

Публичное обсуждение проекта Решения Совета ЕЭК «О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011)» проводилось в 2016 году. СУПР принимал участие в процедуре оценки регулирующего воздействия.

24 июля 2018 г. Распоряжением Коллегии ЕЭК № 122 был одобрен проект Решения Совета ЕЭК «О внесении изменения в ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».

17 августа 2018 г. по итогам заседания Комитета по общим вопросам СУПР направил письмо в Минэкономразвития России, в котором выражалась просьба оказать содействие в установлении не менее чем годичного срока для вступления в силу Решения Совета и не менее чем полуторагодичного – для введения его в действие.

14 сентября 2018 г. Совет Евразийской экономической комиссии принял изменения в ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки». Предусмотренный срок введения в действие изменений – 180 календарных дней с даты их официального опубликования. Для постепенного перехода на новую упаковку предполагается переходный период – не менее 24 месяцев со дня вступления в силу изменений в технический регламент.

Максимально допустимые уровни остатков ветеринарных лекарственных средств

26 декабря 2017 г. на правовом портале ЕАЭС был опубликован для публичного обсуждения проект Решения Коллегии ЕЭК «О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения».

16 января 2018 г. в ЕЭК направлено коллективное обращение союзов и ассоциаций, в котором выражалась озабоченность тем, что проект решения существенно расширяет перечень ветеринарных препаратов, для которых установлены максимально допустимые уровни остаточного содержания.

13 февраля 2018 г. Коллегия ЕЭК приняла Решение № 28 «О максимально допустимых уровнях остатков ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ), которые могут содержаться в непереработанной пищевой продукции животного происхождения, в том числе в сырье, и методиках их определения».

26 апреля 2018 г. в СУПР состоялось совещание с участием изготовителей ветеринарных средств – членов Союза предприятий зообизнеса по вопросу применения данного решения. Обсуждение выявило многочисленные проблемы, включая разные подходы при согласовании периодов выведения ветеринарных средств в РФ и Республике Беларусь, отсутствие прослеживаемости применения ветеринарных лекарственных средств в животноводстве, отсутствие единой для стран ЕАЭС программы обеспечения безопасности в связи с применением ветеринарных лекарственных препаратов для продуктивных животных, недоступность некоторых методик и другие проблемы. Было решено просить ЕЭК продлить переходный период до принятия Правил регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств в ЕАЭС.

18 июля 2018 г. было подписано коллективное обращение 8 союзов и ассоциаций в ЕЭК о невозможности исполнения решения Коллегии ЕЭК № 28.

8 августа 2018 г. был получен ответ из ЕЭК, в котором говорилось, что Перечень не обязывает осуществлять производственный контроль на наличие всех включенных в него ветеринарных лекарственных средств. Он лишь дает возможность переработчику получать информацию от поставщика сырья животного происхождения о применявшихся им ветеринарных лекарственных средствах и проверять поступающее сырье на наличие остатков именно этих средств. В письме подчеркивалось, что действие документа не распространяется на переработанную пищевую продукцию. Решение Коллегии является только промежуточным этапом в урегулировании вопроса по контролю за остатками ветеринарных лекарственных средств в пищевой продукции животного происхождения и ЕЭК продолжает свою работу в данном направлении.

13 сентября 2018 г. вопрос был рассмотрен на заседании Комитета СУПР по пищевой продукции.

5 октября 2018 г. в Минсельхоз России направлено обращение с просьбой провести совещание для разъяснения вопросов применения Решения № 28 и обсуждения направлений совершенствования национальной системы контроля ветеринарных лекарственных средств в животноводстве с привлечением всех заинтересованных сторон.

Препятствия на внутренних рынках ЕАЭС

31 марта 2017 г. на официальном сайте ЕЭК был опубликован доклад «Барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭС» – так называемая «Белая книга», содержащая информацию о препятствиях на внутренних рынках Евразийского экономического союза и планах по их устранению. В «Белой книге» под препятствиями понимаются барьеры, изъятия и ограничения: барьеры – препятствия для свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы, не соответствующие праву ЕАЭС; изъятия – предусмотренные правом ЕАЭС исключения (отступления); ограничения – препятствия, возникшие вследствие отсутствия правового регулирования экономических отношений, развитие которых предусмотрено правом ЕАЭС.

4 апреля 2017 г. состоялась встреча СУПР с представителями Департамента функционирования внутренних рынков ЕЭК, на которой были обозначены важнейшие, по мнению участников СУПР, препятствия на рынке ЕАЭС.

21 апреля 2017 г. по итогам совещания СУПР направил в ЕЭК перечень препятствий, среди которых были: приказ Минсельхоза России о «композитных» пищевых продуктах, дополнительная государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства в Республике Беларусь, обязательное требование ФТС России о предоставлении декларации о соответствии на пищевые добавки и ароматизаторы, введение Республикой Беларусь в одностороннем порядке обязательных требований к испытанию продукции по показателям энергетической эффективности, и другие препятствия.

13 ноября 2017 г. СУПР направил в ЕЭК письмо с дополнительной информацией в отношении Приказа Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 648 «Об утверждении перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами», требующего оформление ветеринарного сертификата на композитную пищевую продукцию.

2 июля 2018 г. состоялось совещание в ЕЭК по вопросу санитарных правил СП 2.3.6.1066-01. 2.3.5. «Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в соответствии с которыми «не допускается транспортировка продовольственных пищевых продуктов совместно с непродовольственными товарами». По итогам совещания СУПР направил в Департамент функционирования внутренних рынков ЕЭК расчет издержек от раздельного транспортирования.

15 июня 2018 г. состоялось совещание в ЕЭК с представителями Департамента функционирования внутренних рынков, Роспотребнадзора, Минэкономразвития России, Минздрава России по вопросу применения СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», содержащих требование об оформлении удостоверения о качестве и безопасности, требование о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы и оформлении санитарно-эпидемиологического заключения.

15 июня 2018 г. после обсуждения в СУПР Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, которым предусматривается обязанность работников пищевой промышленности проходить медицинские осмотры с периодичностью 1 раз в год, в ЕЭК направлен расчет издержек на проведение медицинских осмотров и оформление медицинских книжек.

19 июня 2018 г. состоялось совещание членов СУПР с представителями Департамента функционирования внутренних рынков ЕЭК по обсуждению информации о наличии дополнительных требований в национальных законодательствах стран ЕАЭС, в частности, о требованиях сопровождать копиями документов каждую партию товара в каждой точке продажи и о требованиях по вынесению на маркировку продукции информации об обогащении продукции витаминами.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 666

4 апреля 2017 г. на совещании с Департаментом функционирования внутренних рынков ЕЭК участники СУПР выразили озабоченность наличием в Республике Беларусь обязательной государственной санитарно-гигиенической экспертизы в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 года № 666 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156». По итогам совещания в ЕЭК было направлено описание препятствия с издержками при исполнении Постановления.

После проведения мониторинга ЕЭК установила, что введенная Постановлением № 666 процедура санитарно-гигиенической экспертизы является избыточной (дополнительной) формой оценки соответствия по отношению к требованиям технических регламентов ЕАЭС и не соответствует положениям п. 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

14 ноября 2017 г. Коллегия ЕЭК приняла решение № 151 «О выполнении Республикой Беларусь обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза». Решением была признана необходимость выполнения Республикой Беларусь положений статьи 53 Договора о Союзе. Вступление в силу Решения Коллегии № 151 было приостановлено до рассмотрения вопроса на заседании Евразийского межправительственного совета.

24 января 2018 г. в Правительство РФ было направлено подготовленное СУПР коллективное обращение 13 союзов и ассоциаций о рассмотрении на заседании Евразийского межправительственного совета вопроса о возобновлении действия решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 ноября 2017 года № 151, а также о содействии принятию решений по устранению указанного препятствия на внутреннем рынке Евразийского экономического союза в рамках заседания Евразийского межправительственного совета.

27 июля 2018 г. на заседании Евразийского межправительственного совета было принято решение об отмене с 1 января 2019 года государственной санитарно-гигиенической экспертизы продукции зарубежного производства в Республике Беларусь, установленной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от    6 августа 2015 г. № 666.

Мониторинг изменений в национальном законодательстве, анализ проектов нормативных актов

Система маркировки и прослеживаемости товаров

16 января 2017 г. СУПР провел совещание по обсуждению законопроекта «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». По итогам совещания СУПР направил обращения в Минфин России А.Г.Силуанову и в Минэкономразвития России С.В.Шипову. В обращении указывалось, что в проекте отсутствуют прозрачные принципы введения маркировки: не предусмотрены однозначные критерии для введения обязательной маркировки знаками в отношении той или иной продукции и критерии для выбора вариантов маркировки знаками различных видов и типов.

9 июня 2017 г. члены СУПР приняли участие в совещании в Минэкономразвития России для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия по законопроекту. 21 июня 2017 г. СУПР направил в Минэкономразвития России письмо, в котором утверждалось, что предложенные способы маркировки малоэффективны, создают неоправданные препятствия и несут коррупционные риски вследствие отсутствия в законопроекте однозначных критериев и прозрачных механизмов выбора видов продукции, подлежащих обязательной маркировке. В письме было выражено мнение о том, что введение обязательного маркирования продукции должно осуществляться по инициативе производителей. Также предлагалось рассмотреть уже действующий обязательный порядок передачи данных через контрольно-кассовую технику продавца в базу данных Федеральной налоговой службы о каждом приобретаемом потребителем товаре.

26 июня 2017 г. было опубликовано отрицательное заключение Минэкономразвития России на законопроект. Однако 19 июля 2017 г. законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обязательной маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками в Российской Федерации» был внесен в Государственную Думу. При подготовке ко второму чтению наименование законопроекта было изменено. Федеральный закон № 487-ФЗ «О внесении изменений в статью 4-7 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и статьи 5 и 8 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» был подписан 31 декабря 2017 г.

28 апреля 2018 г. Распоряжением Правительства №792-р утвержден перечень из десяти групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с указанием сроков введения такой маркировки. К таким товарам отнесены табачная продукция, духи и туалетная вода, различные предметы одежды, обувные товары, фотокамеры и другие. Распоряжение вступит в силу 1 января 2019 г.

16 мая 2018 г. состоялась встреча членов СУПР с представителями Минпромторга России (координатором системы маркировки и прослеживаемости) и Центра развития перспективных технологий (единого оператора системы). На совещании присутствовали представители парфюмерно-косметической, электротехнической, кондитерской, соковой, чайно-кофейной, мясоперерабатывающей и пивоваренной отраслей, а также розничной торговли. В ходе совещания удалось обсудить некоторые важные для представителей данных отраслей вопросы и высказать предложения. 28 мая 2018 г. в Минпромторг России направлено обращение по итогам проведенного совещания. СУПР выразил мнение, что введение маркировки без консультаций с представителями отрасли, без детального рассмотрения ее целесообразности и без понимания целей введения маркировки для отдельных видов продукции не может привести к успеху.

Изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях

В 2017-2018 гг. члены СУПР рассматривали несколько проектов изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, затрагивающих их интересы.

1 декабря 2016 г. Правительство внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части установления административной ответственности за неисполнение обязанностей, установленных законодательством о техническом регулировании». 30 января 2017 г. СУПР направил комментарии в РСПП. В комментариях выражалось мнение, что положения ст. 14.462 КоАП следует распространить только на случаи нарушения технических регламентов, не включая другие обязательные требования к продукции до приведения их в соответствие с техническими регламентами, а также исключить такую меру как административное приостановление деятельности и указать сроки выполнения мероприятий, установленных ФЗ №184. 9 февраля 2017 г. СУПР направил аналогичные обращения в Комитет по государственному строительству и законодательству и Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Государственной Думы.

В марте 2017 г. на сайте regulation.gov.ru был размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за реализацию, хранение и транспортирование товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации». 21 марта 2017 г. в рамках публичных консультаций СУПР направил свои замечания в Минэкономразвития России.

27 декабря 2017 г. СУПР направил обращение в Минэкономразвития России с замечаниями к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за невыполнение требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии по оформлению ветеринарных сопроводительных документов», разработанному Минсельхозом России, который предусматривает изменение отдельных статей КоАП в связи с внедрением процедуры электронной ветеринарной сертификации. Законопроект не был принят. В дальнейшем Минсельхозом России был разработан проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Законопроектом вводился мораторий до 1 июня 2019 г. на штрафы из-за ошибки при оформлении ЭВС в случае, если это не привело к нарушению запретов (ограничений), установленных на соответствующей территории в связи с установлением ограничительных мероприятий (карантина). До настоящего времени законопроект не принят.

26 сентября 2018 г. в РСПП направлена позиция СУПР по проектам федеральных законов «О внесении изменений в статью 1 федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции». Письмо РСПП с учетом позиции СУПР и других союзов и ассоциаций было направлено в Администрацию Президента и Аппарат Правительства. Законопроекты были направлены на доработку.

Координация работ по стандартизации в продовольственной сфере

Рабочая группа по пищевой продукции при Совете по стандартизации Росстандарта

Совет по стандартизации Росстандарта был создан Приказом Росстандарта № 1939 от 21 декабря 2016 года. 26 декабря состоялось первое заседание Совета, на котором Генеральным директором СУПР было предложено создать при Совете рабочую группу по пищевой продукции. Предполагалось, что рабочая группа сможет координировать работу отдельных технических комитетов в области пищевой продукции, предлагать разрабатывать необходимые стандарты, выявлять точки соприкосновения и разногласия, способствовать разрешению споров и т.д. Союз участников потребительского рынка предлагался в качестве координатора такой рабочей группы.

На втором заседании Совета по стандартизации 27 апреля 2017 г. предложения по созданию рабочей группы по пищевой продукции были одобрены. Основными задачами рабочих групп при Совете по стандартизации были определены, в том числе, обмен лучшими практиками, изучение зарубежного опыта; мониторинг разрабатываемых стандартов; взаимодействие и унификация работы с техническими комитетами других стан ЕАЭС и СНГ; разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности технических комитетов в профильных областях; информирование заинтересованных лиц о деятельности технических комитетов и информирование Совета по стандартизации о ходе разработки стандартов и о состоянии стандартизации в отдельных отраслях.

В июне-июле 2017 года были разосланы приглашения представителям всех технических комитетов в области пищевой продукции. В состав рабочей группы вошли представители 23 технических комитетов.

20 июля 2017 г. в Росстандарте прошло первое заседание рабочей группы. Основными вопросами при подготовке стандартов в области пищевой продукции были признаны своевременность актуализации перечней стандартов к техническим регламентам и взаимодействие и консультации с государствами-членами ЕАЭС по вопросам разработки и пересмотра межгосударственных стандартов.

Участники заседания сообщили о проблемах деятельности технических комитетов и разработчиков в области международной, межгосударственной и национальной стандартизации, связанных с процедурами разработки и пересмотра стандартов и их финансирования, согласования проектов стандартов, разрабатываемых за счет федерального бюджета, принятия решений (голосования) комитетами, формирования состава комитетов, взаимодействия технических комитетов России с МГС, разработки и применения стандартов ОТУ (общих технических условий), ТУ (технических условий), ТИ (технических инструкций), включения принятых стандартов в перечни к техническим регламентам, в том числе затянутость сроков между подачей заявки на актуализацию перечней и их утверждением.

Члены рабочей группы подготовили предложения по уточнению правил достижения консенсуса, которые были рассмотрены на заседании Совета по стандартизации 27 сентября 2017 г.

На втором заседании рабочей группы, состоявшемся 18 декабря 2017 г., были рассмотрены проблемы взаимодействия с членами ТК, применение стандартов в области идентификации пищевой продукции, обеспечивающих реализацию требований технических регламентов.

Члены рабочей группы приняли решение рассмотреть перечень стандартов к техническому регламенту «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в своих отраслях в части дублирования кодов продукции и проанализировать базу межгосударственных стандартов, а также предложить Совету по стандартизации Росстандарта обсудить возможность подготовки процедуры согласования стандартов техническими комитетами в случае дублирования кодов продукции.

На третьем заседании рабочей группы 6 июля 2018 г. обсуждалось взаимодействие технических комитетов РФ с МГС в свете существующих проблем согласования и принятия межгосударственных стандартов; согласование проектов стандартов техническими комитетами в случае выявления дублирования кодов продукции, относящихся к их области деятельности; критерии для решений о реорганизации и критерии эффективности технических комитетов в области пищевой продукции, а также целесообразность создания единого технического комитета «Продукты питания».

Члены рабочей группы предложили изменить порядок отчетности по госконтрактам на разработку стандартов; не распространять Приложение № 15 к протоколу МГС № 52-2017 «Порядок принятия документов по межгосударственной стандартизации по результатам голосования в АИС МГС» на порядок принятия МГС изменений к утвержденным ранее стандартам; включать участников рабочей группы в состав профильных научно-технических комиссий и рабочих групп МГС и признать нецелесообразным создание единого ТК «Продукты питания».

Итоги деятельности рабочей группы были доложены на заседании Совета по стандартизации Росстандарта 21 сентября 2018 г.

Взаимодействие с Комиссией Кодекса Алиментариус

В 2017-2018 годах дирекция СУПР продолжила работу, направленную на обеспечение активного взаимодействия РФ с Комиссией Кодекса Алиментариус.

Комиссия Кодекса Алиментариус (ККА), учрежденная совместно Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), является ключевой международной организацией, занимающейся формированием политики в области здорового питания и пищевой безопасности.

Взаимодействие с ККА является отдельной целевой программой СУПР, в которой в 2017-2018 гг. приняли участие 9 членов СУПР. Целью программы является координация действий представителей исполнительной власти, научного сообщества, экспертов компаний и отраслевых объединений в области пищевой безопасности для регулярного активного участия Российской Федерации в сессиях ККА.

Всего благодаря целевому финансированию в 2017-2018 гг. было обеспечено участие экспертов в 9 заседаниях пяти комитетов ККА, представлявших наибольший интерес для участников программы.

Обсуждение вопросов, находящихся в ведении комитетов Кодекса, проходило также в рабочих группах, организованных комитетами. В настоящее время Россия активно участвует в 17 рабочих группах:

  • Комитет Кодекса по пищевым добавкам:

—      ЭРГ по общему стандарту на пищевые добавки;

—      ЭРГ по согласованию положений отраслевых стандартов и соответствующих положений GSFA;

—      ЭРГ по Международной цифровой системе кодификации пищевых добавок;

—      ЭРГ по использованию нитратов (INS 251, 252) и нитритов (INS 249, 250).

  • Комитет Кодекса по загрязняющим примесям в пищевых продуктах и кормах:

—      ЭРГ по Своду правил по предотвращению и сокращению загрязнения какао кадмием;

—      ЭРГ по анализу рисков в отношении контаминантов, для которых отсутствуют установленные уровни или схема по управлению рисками;

—      ЭРГ по афлатоксинам в зерновых и продуктах на основе зерновых;

—      ЭРГ по пересмотру Норм и правил предотвращения и снижения загрязнения пищевых продуктов свинцом;

—      ЭРГ по идентификации и приоритизации товаров для установления новых МДУ свинца для включения в Общий стандарт на контаминанты и токсины в пищевых продуктах и кормах;

—      ЭРГ по Нормам и правилам по снижению содержания 3-монохлопропан-1,2-диола и глицидиловых эфиров в рафинированных маслах и продуктах, приготовленных с использованием рафинированных масел;

—      ЭРГ по МДУ метилртути в рыбных специях;

—      ЭРГ по Руководству для анализа данных для разработки МДУ контаминантов.

  • Комитет Кодекса по специям и кулинарным травам:

—      ЭРГ по разработке стандарта на высушенные корни, корневища и луковицы - специфические требования для сушеного или обезвоженного имбиря.

  • Комитет Кодекса по специализированным пищевым продуктам:

—      ЭРГ по NRVs-R в специальном питании для грудных детей и детей младшего возраста;

—      ЭРГ по предложенному проекту NRV-NCD для эйкозапентаеновой и докозапентаеновой кислот;

—      ЭРГ по пересмотру Стандарта на детские смеси.

  • Комитет Кодекса по маркировке:

—      ЭРГ по разработке Руководства по маркировке лицевой стороны упаковки.

Участники целевой программы СУПР принимают участие в подготовке комментариев, которые после утверждения Роспотребнадзором размещаются на форумах рабочих групп в качестве комментариев Российской Федерации.

В 2017-2018 годах СУПР продолжил экспертную работу по анализу переводов стандартов ККА на русский язык в целях уточнения используемой терминологии и приведения ее в соответствие с законодательством Российской Федерации. К октябрю 2018 года 48 проверенных стандартов размещено на сайте ККА.

 

отчет за 2015-2016 года

отчет за 2013-2014 года

отчет за 2012 год

отчет за 2011 год

отчет за 2010 год

отчет за 2009 год

отчет за 2008 год

отчет за 2007 год

отчет за 2006 год

отчет за 2005 год

отчет за 2004 год

Члены союза

Актуально

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

Ранее все пять стран Евразийского экономического союза ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу.

Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекращает действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

Источник: http://www.eurasiancommission.org