2 ноября 2012 г. директор Департамента оценки регулирующего воздействия В.А. Живулин провел заседание рабочей группы по вопросам методологии оценки регулирующего воздействия при Консультативном совете по оценке регулирующего воздействия

Этот переход будет происходить в течение первой половины 2013 года. Однако уже с октября текущего года ряд ведомств перешел на новый порядок разработки нормативного регулирования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 421 «О мерах по совершенствованию подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих не относящиеся к сфере технического регулирования обязательные требования».

Новый порядок проведения процедур оценки регулирующего воздействия позволит в полной мере задействовать потенциал регуляторов, как наиболее компетентных и ответственных участников процесса в регулируемых ими сферах. В рамках нового порядка ведомства сами будут проводить как публичное обсуждение предлагаемых ими проектов, так и обобщение его результатов. Сроки проведения оценки регулирующего воздействия будут определяться самим разработчиком, он же сможет привлекать к обсуждению тех экспертов, которых сочтет необходимым.

Функции Минэкономразвития России будут сведены к контролю соблюдения процедур, а также к подготовке заключения о глубине и качестве изучения разработчиками тех проблем, на решение которых направлено предлагаемое ими регулирование.

Важным преимуществом новой формы проведения процедуры ОРВ является ее унификация для всех участников, требование соблюдения единых понятных стандартов разработки нормативных актов.

Рабочим инструментом, который должен обеспечить соблюдение таких стандартов, должен стать недавно запущенный в эксплуатацию Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их публичного обсуждения www.regulation.gov.ru. Портал позволит обеспечить системность процедур оценки, включающую ряд обязательных стадий, которые проходит проект каждого нормативного акта в ходе его разработки. Для внешних участников процесса – экспертов и всех заинтересованных лиц такая организация процесса обеспечит возможность участия и уверенности, что их голос будет услышан.

Функции и возможности Единого портала были продемонстрированы участникам заседания представителем разработчика программного комплекса.

В.А. Живулин подчеркнул, что Единый портал www.regulation.gov.ru стоит в ряду других проектов, направленных на увеличение прозрачности деятельности органов государственной власти, однако существенное его отличие заключается в ориентации на диалог именно с заинтересованными профессиональными сообществами. Портал должен стать рабочим инструментом для сбора и обобщения данных, которые позволят всесторонне оценить эффекты разрабатываемого правового регулирования. В ходе заседания неоднократно подчеркивалось, что процедуры ОРВ не сводятся к публичному обсуждению. Публичное обсуждение является лишь необходимым элементом процесса оценки.

Системность процесса будет обеспечена также тем, что в процессе разработки актов регуляторы будут заполнять ряд унифицированных форм, которые позволят всем желающим оценить ход процесса оценки, глубину и качество проведенного анализа. Это касается, прежде всего, формы сводного отчета, заполняемой разработчиком и отражающей основные моменты, связанные с предлагаемым регулятивным решением: характер решаемой проблемы, цели регулятора, возможные подходы к решению проблемы, затрагиваемые интересы различных групп, опыт других государств, расчеты и обоснования, предлагаемого варианта решения.

Форма сводного отчета вызвала дискуссию участников обсуждения, в ходе которой были высказаны как опасения относительно ее формального заполнения разработчиком, так и аргументы, что именно форма сводного отчета позволит разработчику регулятивного решения сосредоточить внимание на всех существенных последствиях и рисках предлагаемого решения.

Наряду с переходом к новому порядку проведения оценки регулирующего воздействия в 2013 году произойдет расширение предметной области оценки, предполагающее включение в сферу оценки актов налогового контроля и таможенного дела. Выступающие отметили, что это уже давно назревшая необходимость.

Участниками дискуссии подчеркивалась также необходимость ревизии действующего массива законодательных актов, регулирующих разнообразные аспекты предпринимательской деятельности, с тем, чтобы как можно скорее перейти к режиму правового эксперимента, когда любые нормативные акты принимаются на определенный срок, по истечении которого производится оценка целесообразности их дальнейшего действия.

Источник:
Минэкономразвития России
Дата документа:
09 ноября 2012 г.